Отдадим должное силе стереотипов: при всех заниях о том, что такое современный Новый Орлеан и что такое современный джаз в Новом Орлеане, при первом упоминании новоорлеанского джаза вспоминаются прежде всего рождение джаза и традиции Армстронга, Болдена и Кида Ори. Тем любопытнее будет познакомиться с новорлеанским дуэтом Trapper Keaper и его гостями, играющими бескомпромиссный авангард. Trapper Keaper существует с 2013 года. Его организовали два музыканта, которых притянул этот магический город: уроженец Миссисиппи, клавишник Уильям Томпсон IV (он же WATIV) и итальянский ударник Марчелло Бенетти, родом из городка Мирано близ Венеции.
Томпсон играл разнообразную музыку в Новом Орлеане, пока в 2004 году не был призван, как резервист армии США, на службу и полтора года пребывал на театре военных действий в Ираке. Не прекращая в полевых условиях заниматься музыкой, он вплетал в сочиняемые темы свои записи голосов людей на улицах Багдада, армейской жизни и ее суровых будней, что стало, после возвращения домой уникальным альбомом Baghdad Music Journal, первым произведением такого рода в истории, созданным солдатом действующей армии (под ником WATIV) практически в боевых условиях. Как он создавал этот альбом непосредственно на театре военных действий – тема для отдельного рассказа, здесь мы об этом говорить не будем. Его партнер Бенетти влился в музыкальную жизнь Нового Орлеана в 2011 году. Он выпустил за это время пять альбомов, играл с такими мастерами, как Кен Вандермарк, Коул Уильямс, Джефф Альберт. Как
Trapper Keaper Томпсон и Бенетти издали свой дебютный альбом в 2016 году. Тут надо добавить, что Trapper Keaper – это только основа состава, его ядро. В первом же альбоме группы участвовало много гостей-друзей музыкантов. Таков и новый альбом, название которого говорит само за себя: Trapper Keaper Meets Tim Berne & Aurora Nealand.
Мультиинструменталистка Аврора Нилэнд, перебравшаяся в Новый Орлеан из Калифорнии в 2004 году, играет все: джазовую традицию с The Royal Roses, цыганский джаз в духе Джанго Рейнхардта, клезмер, рокабилли со своей группой Rory Danger and the Danger Dangers и обожает любые эксперименты. Что же касается Тима Берна, самого старшего в этой четверке, то он «просто» один из лучших альт-саксофонистов мира, питающий особую склонность к авангарду и работавший с Форманеком, Крисом Спидом, Бобби Превитом и Винни Голиа.
То, что они делают вместе, трудно описать однозначно. Некоторые журналисты называют музыку Trapper Keaper внебрачным ребенком Bitches Brew Майлса Дэвиса и Paul’s Boutique от Beastie Boys. Мне больше нравится образное сравнение Марчелло Бенетти: «Мы чувствуем себя, как дети на игровой площадке, где вдобавок полно мороженого и пирожных!...» Открывает альбом двухминутный Boom с фанковым ритмом и воплями Авроры Нилэнд, заставляющими вспомнить теорию «примального крика» Артура Янова, когда-то столь впечатлившую Джона Леннона. Самая длинная и, возможно, программная пьеса Trapper Keaper Meets Tim & Aurora – это каскад непрерывно следующих друг за другом разнообразных звуковых фрагментов, тотальное раскрепощение всех участников квартета и необычайное эмоциональное напряжение для слушателя. Определенный катарсис наступает в следующей пьесе Unidentified Flying Objection, выглядящей так, как если бы ранний, барретовский Pink Floyd, играл фри-джаз. Passage привлекает жестким ритмом и отличной партией ударных от Бенетти. Не менее быстрый темп царит в Warm in Between, а такие композиции, как Flame Among Ashes и Leaky Faucet – это классный фри-джаз с прекрасными партиями саксофона. Очень неожиданно и трогательно звучит последняя пьеса, посвященная великому итальянскому кинорежиссеру Федерико Феллини: Amarcord (Fellini Memories), где очень уместен художественный свист Бенетти – он, похоже, не уступает в этом мастерстве легендарному Тиллемансу. Все вместе – отличный альбом, который я от души рекомендую всем поклонникам авангарда.
Выпуску этого альбома предшествовала долгая студийная работа: с августа 2018 года по март 2019 года в одной из израильских студий Пабло Эмбон работал над записью альбома Reminiscent Moods. Оно и не удивительно: Эмбон все делает сам. В Reminiscent ...
Басист и композитор Пабло Ланугер – заметная фигура в аргентинской музыкальной диаспоре Нью-Йорка. Родом он из Буэнос-Айреса, там же получил музыкальное образование. В Нью-Йорке, где он живет и работает с 2013 года, Пабло получил опыт ...
Встреча с очень интересным музыкантом ждет слушателя под броской обложкой альбома с расчлененной женщиной-манекеном. Гитарист и композитор из Турина Паоло Спаккамонти за последние десять лет стал весьма заметной фигурой на музыкальной сцене Италии. ...
Американский пианист Пат Баттстоун, чье имя уже не раз появлялось на наших страницах, весьма последователен в своем новом проекте The Last Taxi: New Destinations. Он продолжает серию записей, объединенных общим названием The Last Taxi, продолжает ...
За последние два года американский пианист-импровизатор Пат Баттстоун прочно прописался в каталоге авангардного лондонского лейбла Leo Records. Представляемый сегодня альбом Dream Notes – уже третий под этим логотипом и, как и его ...
…Четкий регулярный ритм почти фанкового характера, бас-гитара, работает, как часы, не отстают, а подчас и «забегают вперед» ударные – и на фоне этого драйва звучат довольно абстрактные, но, несомненно, интересные ...
Любопытно следить за изменением форматов составов, в которых записывают свои альбомы английские гитаристы Пит Оксли и Николас Мейер (швейцарец по происхождению, уже давно живущий в Англии). Мы познакомились с этими мастерами на их втором альбоме ...
Один из старейших и знаменитейших в американской истории городов (здесь была провозглашена Декларация Независимости), Филадельфия никогда не была, положа руку на сердце, крупнейшим джазовым центром, подобно Нью-Йорку, Новому Орлеану или Чикаго. Но, ...
У голландского ансамбля Plastic Dolls богатая история. Коллектив из Амстердама образовался в далеком 1984 году. Первоначально это был дуэт , одним из участников которого являлся гитарист и певец Ханс Тер Бург. Потом состав группы неоднократно ...
Не так уж редко приходится сталкиваться с мнением, что все хорошее для джаза уже в прошлом: нет той креативности, нет тех новых идей, наконец, при безусловном росте среднего уровня музыкантов, нет уже и тех титанов джаза, что были раньше. Что ж, ...
На старте своей карьеры Рэнди Брекер много играл в биг-бэндах: у Кларка Терри, у Джонса и Льюиса и так далее. Последние два года звездный джазовый трубач пополняет свою обширную дискографию также записями с биг-бэндами. В 2018 году вышел альбом ...
Последний раз корифея джазовой трубы Рэнди Брекера вместе с его супругой, итальянской саксофонисткой Адой Ровати мы представляли нашим читателям в начале этого года на альбоме Rocks, совместном проекте с известным немецким биг-бэндом NDR Bigband ...