Юриспруденция и музыка – вроде бы совершенно разные сферы деятельности, но уроженец Детройта Уэйн Элперн преуспел в обоих. Очевидно, его подкупила строгая логическая взаимосвязь, лежащая в основе, как юридических наук, так и музыки, во всяком случае, тональной. Элперн стал видным исследователем музыки ХХ века, преподавателем многих ведущих американских университетов, выступал с лекциями не только на родине, но и в Европе, в том числе в России. Элперн является последователем идей австрийского музыковеда-теоретика Хайнриха Шенкера и исследует музыку, пользуясь скальпелем шенкерианского анализа. Работал он и с такими видными минималистами, как Мортон Фельдман и Стив Рейч.
Но однажды… Впрочем, предоставим слово самому Уэйну: «Однажды утром, стоя в душе, я вдруг осознал, что моя собственная музыка не годится для песен или танцев. Я вспомнил мысль, прочитанную у Матисса, который писал, что если хочешь понять себя, как художника, пересмотри свои самые ранние работы…» И тогда Уэйн Элперн, многоопытный и многознающий человек с профессорской внешностью, вспомнил времена, когда он еще играл в рок-группах и постоянно слушал Motown sound (а как могло быть иначе, если ты рос в Детройте?). И Элперн занялся музыкой популярных направлений, аранжируя, сочиняя собственную музыку и экспериментируя с этой стилистикой, добиваясь нового качества путем синтеза. Как говорит он сам, на этом пути его главными учителями являются Бах и Моцарт с точки зрения технической, Гайдн, Стравинский, Гершвин и Эллингтон с точки зрения стилистической и Хайнрих Шенкер с точки зрения теоретической.
Что у него получается? А вот это можно узнать, послушав Sceleton, альбом, для которого Элперн написал одну композицию и сделал аранжировки еще 13-ти популярнейших джазовых тем разных времен. Тут Take Five Брубека / Дезмонда соседствует с Anthropology Чарли Паркера, а вслед за Blue Moon Роджерса звучит Mercy, Mercy, Mercy Завинула. И версии этих эвергринов, и выбор исполнителей у Элперна весьма необычны. Похоже, тромбон – один из любимых его инструментов. По крайней мере, именно квинтет тромбонов исполняет у него целый ряд пьес, в том числе в компании с ударными интерпретируя Генделя в треке с остроумным названием Handle With Care. В других случаях, к традиционному джазовому фортепьянному трио он присоединяет квартет из двух трубачей и двух тромбонистов (так, скажем, роль саксофона Дезмонда в Take Five у него доверена трубе). И получается действительно свежо и интересно! Присланный мне вместе с линком альбома пресс-релиз называет музыку Элперна кросс-жанровой и даже пост-жанровой! Довольно эффектная терминология для симпатичного постмодернистского эксперимента.
(Wayne Alpern – comp, arr; Noah Bless, Mike Boschen, Michael Davis, Nick Grinder, Jason Jackson, Matt McDonald, James Rogers – tb; Sam Hoyt, David Smith – tp, flg; Billy Test – p; Evan Gregor – b; Josh Bailey – dr;)
Когда я читвл письмо Эммы Уоллес из лондонского лейбла Banksville Records, приславшей нам линк на этот альбом, то строки «Это очень-очень-очень (поверь мне – ОЧЕНЬ!!) необычный и смелый вариант исполнения фундаментальной джазовой ...
Необычайно урожайным выдался 2019-й год для камерунского композитора и мультиинструменталиста Фрэнка Бийонга: за один год он пополнил свою дискографию сразу на три альбома (начата она была еще в 2006 году). В 2019-м сначала появился альбом-трибьют ...
And So It Begins совсем не относится к разряду альбомов с так называемой «рождественской музыкой». Но вышло так, что я слушал этот дебютник от Лоис Бруно как раз в преддверие больших праздников конца года, и у меня осталось от этой ...
В 1901 году греческий водолаз обнаружил близ острова Антикитера затонувшее античное судно, где, среди прочих ценнейших артефактов, был поднят наверх некий загадочный механизм: деревянный корпус с циферблатами на двух сторонах и не менее тридцати ...
Благодаря сотрудничеству известного лейбла Dot Time Records с Домом-музеем Луиса Армстронга и Образовательным фондом Луиса Армстронга, в серии «Наследие» компания выпускает уже четвертый по счету альбом с ранее не издававшимися, ...
Итальянский музыкант Лука Ди Луцио – гитарист-универсал. Выпускник консерватории в Ферраре, он играет и на электрической, и на акустической, и на классической гитаре. Он играет в любом стиле: джаз, фанк, босса-нова, блюз, фьюжн и так далее. ...
Аргентинский исследователь звука Лусио Капесе второй раз записывается на петербургском лейбле Intonema Records. Дебютировал он в 2013 году альбомом Music for Flying and Pendulating Speakers, которого мне не довелось услышать, так что Elemental Pulse ...
Американская вокалистка Лин Стенли – превосходный стилист. Я убедился в этом еще пять лет назад, рецензируя ее альбом Potions (From The 50’s), выпущенный в 2014 году. Там Лин великолепно передала атмосферу 50-х годов, исполняя популярные ...
Бывает музыка, которая ложится в рамки определенного стиля, как патрон в обойму. А бывает другая, с которой все наоборот: «сопротивление материала» упорно мешает втиснуть данный проект в узкие стилистические границы. Примерно так обстоит ...
Не самая типичная кубинская исполнительница предстает перед нами в своем дебютном альбоме Explicaciones. Магела Эррера поет и играет на флейте, а также сочиняет музыку. Уроженка Гаваны, она изучала академическую музыку в местной консерватории, а ...
Новая (даже новейшая) волна российского джаза, будущее российского джаза – ни одно из этих громких определений не покажется пустым суесловием после знакомства с альбомом саксофониста Макара Кашицына Jazz Animals. Креативность композиторских ...
Так уж получается, что наш сайт стал настоящим летописцем творчества Marbin (конечно, субъективным): в архиве вы сможете найти рецензии на все альбомы группы, кроме первого – как те, что издавал лейбл MoonJune Records Леонардо Павковича, так и ...