Юриспруденция и музыка – вроде бы совершенно разные сферы деятельности, но уроженец Детройта Уэйн Элперн преуспел в обоих. Очевидно, его подкупила строгая логическая взаимосвязь, лежащая в основе, как юридических наук, так и музыки, во всяком случае, тональной. Элперн стал видным исследователем музыки ХХ века, преподавателем многих ведущих американских университетов, выступал с лекциями не только на родине, но и в Европе, в том числе в России. Элперн является последователем идей австрийского музыковеда-теоретика Хайнриха Шенкера и исследует музыку, пользуясь скальпелем шенкерианского анализа. Работал он и с такими видными минималистами, как Мортон Фельдман и Стив Рейч.
Но однажды… Впрочем, предоставим слово самому Уэйну: «Однажды утром, стоя в душе, я вдруг осознал, что моя собственная музыка не годится для песен или танцев. Я вспомнил мысль, прочитанную у Матисса, который писал, что если хочешь понять себя, как художника, пересмотри свои самые ранние работы…» И тогда Уэйн Элперн, многоопытный и многознающий человек с профессорской внешностью, вспомнил времена, когда он еще играл в рок-группах и постоянно слушал Motown sound (а как могло быть иначе, если ты рос в Детройте?). И Элперн занялся музыкой популярных направлений, аранжируя, сочиняя собственную музыку и экспериментируя с этой стилистикой, добиваясь нового качества путем синтеза. Как говорит он сам, на этом пути его главными учителями являются Бах и Моцарт с точки зрения технической, Гайдн, Стравинский, Гершвин и Эллингтон с точки зрения стилистической и Хайнрих Шенкер с точки зрения теоретической.
Что у него получается? А вот это можно узнать, послушав Sceleton, альбом, для которого Элперн написал одну композицию и сделал аранжировки еще 13-ти популярнейших джазовых тем разных времен. Тут Take Five Брубека / Дезмонда соседствует с Anthropology Чарли Паркера, а вслед за Blue Moon Роджерса звучит Mercy, Mercy, Mercy Завинула. И версии этих эвергринов, и выбор исполнителей у Элперна весьма необычны. Похоже, тромбон – один из любимых его инструментов. По крайней мере, именно квинтет тромбонов исполняет у него целый ряд пьес, в том числе в компании с ударными интерпретируя Генделя в треке с остроумным названием Handle With Care. В других случаях, к традиционному джазовому фортепьянному трио он присоединяет квартет из двух трубачей и двух тромбонистов (так, скажем, роль саксофона Дезмонда в Take Five у него доверена трубе). И получается действительно свежо и интересно! Присланный мне вместе с линком альбома пресс-релиз называет музыку Элперна кросс-жанровой и даже пост-жанровой! Довольно эффектная терминология для симпатичного постмодернистского эксперимента.
(Wayne Alpern – comp, arr; Noah Bless, Mike Boschen, Michael Davis, Nick Grinder, Jason Jackson, Matt McDonald, James Rogers – tb; Sam Hoyt, David Smith – tp, flg; Billy Test – p; Evan Gregor – b; Josh Bailey – dr;)
Не знаю, комплимент это для парней из группы Micart или наоборот, но слушая их одноименный альбом, представляешь типичное американское power trio, а учитывая определенную склонность к кантри-блюзу (о чем речь впереди), можно предположить, что они ...
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Вряд ли русский философ и культуролог Михаил Бахтин (1895-1975) мог предугадать, что его теория диалога, как фундаментальной категории бытия, точно подтвердит строки Тютчева и ...
Наблюдая в течение ряда лет за развитием джазовой жизни в разных странах, поражаешься тому, как польская джазовая школа, самая сильная (по крайней мере, на мой взгляд) в Восточной Европе, десятилетиями ухитряется поддерживать свои славные традиции. ...
Бузуки, национальная разновидность лютни, - самый узнаваемый и самый популярный из традиционных греческих музыкальных инструментов. Именно его сделал названием своего нового, уже далеко не первого альбома на ARC Music, греческий композитор и пианист ...
За плечами барабанщика и композитора из Женевы Мишеля Маурера довольно пестрая карьера. Этот музыкант играл и импровизационную музыку, и метал, и панк-рок, выступал на самых престижных джазовых фестивалях у себя в стране – в Монтре и в Лугано, ...
Есть известное выражение: «короля делает свита». Применительно к данному релизу титул «короля» надо отдать тому, чье имя выставлено на обложке альбома High Standards – гитаристу Майку Пачелли, а вот «свита» ...
С исландским гитаристом Кристином Смари Кристинсоном наши читатели впервые познакомились два года назад, когда мы представляли новый альбом группы из Базеля Monoglot, в которой он играет. Но участвует Кристин и в других проектах. В том же ...
Для кого-то Ибица, один из принадлежащих Испании Балеарских островов в Средиземном море, - это место шумных молодежных тусовок в бесчисленных клубах, известнейший европейский курорт. Для меня же последние пять лет Ибица – это место, где живет ...
Разной бывает этническая музыка. Аутентичная, чистый фольклор – это одно, world music, когда фольклор вступает в контакт с иными музыкальными направлениями или способами организации звучания, - это иное. Но и world music – понятие ...
Negroni’s Trio существует с 2002 года и Acustico – уже десятый его альбом. Семейный на две трети коллектив создали отец и сын Негрони, пригласив в качестве контрабасиста Джоша Аллена. Негрони – пуэрториканцы по происхождению. Отец, ...
После двух квартетных альбомов, изданных в 2017 году (King Of Xhosa, London Live, рецензии смотреть на нашем сайте), американский барабанщик, композитор и педагог Джефф «Сиге» Сигель обратился к формату трио. Вместе с ним новый проект ...
На джазовой карте России важное место принадлежит Курску. Своей известностью в этом отношении куряне по большому счету обязаны членам одной семьи: отцу и сыну Винцкевичам. Леонид Винцкевич, которого сегодня уже можно назвать (время бежит!) ветераном ...