В пресс-релизе нью-йоркского ансамбля клавишника Эдама Клиппла под-робно представлен весьма солидный послужной список лидера и его коллег, в котором почти отсутствуют так называемые "раскрученные" имена – обычный рекламный трюк современного шоу-бизнеса, вызывающий у джаз-фэнов восторженный энтузиазм и снисходительную улыбку скептиков от музыки. И то и другое, разумеется, крайности.
В случае с Эдамом Клипплом я сразу обратил внимание на Сесила Тэйлора и Сан Ра (лучшие университеты, какие только можно вообразить!), далее Марк Рибо (из команды супер-радикального экстремала Джона Зорна), Амири Барака (мусульманское имя черного националиста и фри-джазового апологета Лероя Джонса), фьюжн-клавишник Джон Медески (от авангарда до дискотеки), Петер Апельбаум (один из ярких цветов экзотического сада всемирной музыки незабвенного Дона Черри) и еще несколько "широко из-вестных в узких кругах" имен, отсылающих к арт-року, авант-фолку, фанку, латино и даже европейской академической традиции. Но, быть может, по-думал я, весь этот калейдоскоп имен – не более чем наживка для "высоколо-бых" интеллектуалов или джазовых гурманов? … И полный сомнений, ожи-даний и любопытства я отправился на концерт.
Однако с первых же тактов музыки сомнения мои рассеялись, ожидания оп-равдались, а любопытство уступило место музыкальной интриге, которая по возрастающей разворачивалась на сцене от номера к номеру, буквально за-кручивая слушателей в водоворот всевозможных стилей, направлений, фольклорных интонаций, танцевальных ритмов, технических приемов. По-стоянная смена эпизодов – не только тематическая, но и фактурная, множе-ство интерлюдий, отсылающих к именам великих предшественников (от Паркера до Шопена), остроумные и точные "комментарии" лидера "по по-воду" своих партнеров, оригинала темы или ее известной версии (но почти без цитат!) – все это добавляло смака и остроты фирменно приготовленной клиппловской пицце. Музыка то сверкала, переливалась, плыла подобно облаку в солнечный день, неспешно выступала марафонской иноходью, то вдруг переходила в галоп, громоздилась и низвергалась каскадами звуков, превращаясь в неистовый поток энергии, устремленный в зал. Подлинно джазовый драйв: публика, забыв про вежливые аплодисменты, становится соучастником действа и начинает петь и играть вместе с музыкантами (в данном случае танцевать и отбивать ритм ладонями), которые спускаются в зал и присоединяются к своим фэнам (что и произошло в финале).
Справедливости ради в эту восторженную эйфорию стоит добавить каплю дегтя, дабы не быть уличенным в излишней комплиментарности. Все выше-сказанное – заслуга, прежде всего, самого лидера и, отчасти, перкуссиониста Фрэнка Колона, основное достоинство которых - виртуозность и изобрета-тельность в импровизации, т.е. умение мыслить за инструментом (признак подлинного джазового мастерства). Остальные музыканты группы – не бо-лее чем профессиональные сайдмены с типично по-современному американ-ским отношением к музыке: приоритет технологии над воображением. Впрочем, может быть, такова концепция? Об этом и еще кое о чем другом я решил побеседовать с Эдамом Клипплом, и, проявив некоторую настойчи-вость, мне удалось договориться о встрече на следующий день после мастер-класса в местном музыкальном училище.
Войдя в зал, я с удивлением увидел на сцене некое подобие фри-джазового спонтанного действия: наши закомплексованные студенты с энтузиазмом импровизировали на темы "разговора с бабушкой", молодежной вечеринки и чего-то еще в таком же роде, играя при этом на своих инструментах до-вольно бесформенную, нестройную, но очень веселую и жизнерадостную музыку. Совершенно необычное зрелище для наших колледжей и консерва-торий, хотя цель такого импровизационного "театра" очевидна: музыкаль-ный и личный контакт между исполнителями. Но практикуется ли подобная модель в американской системе джазового образования?
Клиппл: Это была моя идея. А в Штатах изучают классический джаз, т.е. теорию, импрови-зацию на гармонической основе, квадрат и прочее, но прежде всего, инструментальную тех-нику. Фри-джазу, по-моему, нельзя научиться, но иногда известные музыканты организуют специальные курсы или семинары, посвященные только фри-джазу. Когда я играл в оркестре Сан Ра, там этим делом занимался трубач Майкл Рэй, и я неплохо изучил эту музыку. Более-менее регулярно такие занятия проводились в Чикагской Ассоциации Творческой Музыки, но это было, кажется, очень давно.
Сахаров: Трубач Лео Смит, Энтони Брэкстон тоже этим занимались.
Клиппл: ОК, но в Беркли ничего подобного не происходит [смех]. И вообще, ни в каком учебном заведении не практикуется свободное общение с музыкой. Сегодня, когда мы в со-ставе трио играли для студентов композицию на тему "Осенних листьев", мы пытались про-демонстрировать именно наш подход к этой мелодии, наше отношение к известному музы-кальному материалу, игнорируя традиционный балладный стереотип оригинала. Так всегда поступали великие джазовые артисты, например, Чик Кориа, Кит Джаретт…
Сахаров: Мне показалось, что в некоторых эпизодах вы играли интереснее, нежели Чик, т.е. более разнообразно и содержательно.
Клиппл: Это очень лестно, но вряд ли соответствует действительности. А если говорить о концепции ансамбля в целом, то она действительно необходима. Не концепция одного номе-ра, программы концерта или компакт диска, но значительно более широкая.
Сахаров: И какова же она?
Клиппл: Это соединение джаза с латино-американской, африканской и восточной музыкой, а также фанк, электроника и даже классика, например, Шуман или Шопен.
Сахаров: Т.е. универсальная музыка в рамках джазовой идиомы.
Клиппл: Скорее, попытка совместить креативную музыку с популярной и танцевальной без ущерба для каждой из них.
Сахаров: По-моему, у вас это здорово получается, и, кроме того, такой под-ход может быть следующим этапом джазовой эволюции, как вы думаете?
Клиппл: Возможно, хотя то, что я играю сейчас, ближе всего к мэйнстриму. Сегодня джаз настолько развился, что музыканты могут делать все что угодно.
Сахаров: И что же они делают?
Клиппл: Ну, во-первых, некоторые музыканты вообще не пытаются развиваться и что-то придумывать. У них есть классные ансамбли, но нет никаких идей. Другие экспериментиру-ют с ритмом, но иногда так его запутывают, что простому слушателю не всегда это понятно. В Европе сейчас очень популярно афро-кубинское направление…
Сахаров: Но ведь при этом не происходит обновление музыкального языка джаза, потому что, на мой взгляд, синтез различных стилей и жанровых разновидностей не есть обновление.
Клиппл: Новые направления, конечно, существуют, но их нельзя четко идентифицировать. Так было всегда в истории джаза: стилевые границы чаще всего очень размыты. Самое мод-ное направление сейчас – это так называемые "Странные ритмы", которые можно найти и в афро-кубинском джазе и в фанке.
Сахаров: Что означает это понятие?
Клиппл: Оно означает различные ритмические формулы в контексте одной пьесы. Напри-мер, ударные играют на 13/4, бас – на 7, а мелодический инструмент на 4. Сегодня самая главная проблема в джазе – найти что-либо новое. Вообще, о современном состоянии джаза можно судить по крупным фестивалям, например, в Европе. Но что там играют!? В основ-ном, поп-джаз, будь то африканский или латино-американский. Потому что найти в джазе что-либо по-настоящему новое – очень трудно, и, кроме того, эта музыка предназначена для достаточно узкого круга. Сегодня репертуар джазовых групп и программы концертов и фес-тивалей диктуют, прежде всего, менеджеры и продюсеры, т.е. рынок. Даже знаменитые и творческие (к сожалению, в прошлом) музыканты, например, Майкл или Рэнди Брекеры сей-час играют ту музыку, на которой можно заработать деньги. Я тоже с этим столкнулся. В прошлогоднем российском туре мне не раз говорили: "ОК, нам очень понравилась ваша му-зыка, но, может быть, в следующий раз вы прихватите саксофониста или вокалиста?"
Сахаров: Во время выступления ансамбля я углядел некую общность вашей концепции с нью-йоркским направлением down-town джаза. Если конкретно – то, на мой взгляд, это ближе всего к трио Джона Медески, хотя ваша музы-ка, пожалуй, разнообразнее и содержательнее, зато у Медески больше грува и "дискотеки" (т.е. танцевальности). Но, так или иначе, ваша концепция вполне соотносится с тем, что делают Джон Зорн и его единомышленники, а также другие музыканты этого креативного направления.
Клиппл: Пожалуй, да, тем более что сам я не раз играл с ними, например, со Стивеном Бер-стином, или гитаристом Марком Рибо - в клубах "Иридиум", "Тоник" и других местах.
Сахаров: Пару лет назад в одном из интервью знаменитый американский продюсер Джордж Авакян с грустью констатировал, что джаз остановился в своем развитии, потому что нет новых идей и значительных музыкальных личностей, которым было бы что сказать.
Клиппл: Действительно, такая проблема существует, но в 80-х годах, когда Авакян был од-ной из самых влиятельных сил в мире джаза, он выпускал на сцену двадцатилетних "звезд", которым действительно нечего было сказать, и перекрывал дорогу творческим музыкантам, так что в сегодняшней ситуации с джазом виноваты совсем не музыканты, а продюсеры, в том числе и Авакян.
Сахаров: Но есть ли какой-нибудь позитивный выход из этой ситуации?
Клиппл: По-моему, будущее джаза заключается в соединении различных, даже контрастных стилей и направлений при максимальной свободе обращения с исходным музыкальным ма-териалом. Потому что прекрасное невозможно без свободы.
Это афористичное резюме Эдама Клиппла – вполне достойный эпиграф к его по-настоящему заводной, интригующей и обаятельной музыке.
P.S. Автор благодарит сотрудников Генерального консульства США в Ека-теринбурге Юлию Григорьеву и Марию Матвееву за помощь в подготовке материала.
Личность Игоря Бриля представляет интерес для всех, кто когда–либо интересовался "русским" джазом. Лауреат многих джазовых конкурсов, пианист и композитор — он всегда входил в число лидеров этого направления. Его композиции "Утро земли", "В пути", ...
Имея в виду дилемму, то и дело пенящуюся на гребне жарких околомузыкальных прений, способен ли хороший музыкант, не теряя профессионального уровня, успешно заниматься организованной деятельностью, можно смело утверждать, что Даниил Крамер способен. ...
Сегодня Юрий Кузнецов борется с репутацией Одессы как "джазовой провинции" Перед летней поездкой в Одессу я получила задание редакции: отыскать джазовую жизнь в Одессе. Нашла — на открывающем второй сезон "Клуба высокой музыки" концерте Юрия ...
Не так уж много у нас джазовых музыкантов и композиторов-полистилистов, которым ничто не чуждо и которые с равным успехом сочиняют и играют рок-оперы, джаз-рок, мэйнстрим и нью-эйдж. Представляем вам одного из них. Какая джаз-рок-фьюжн группа была ...
Меняются джазовые ветры, множатся джазовые школы, расширяется джазовая география, рождаются феноменальные импровизаторы. В сложном стилистическом лабиринте современного импровизационного искусства немудрено заблудиться и эксперту: джаз все время ...
В этом году на фестивале "Славянский базар" произошло невероятное событие: в составе жюри конкурса молодых исполнителей оказался знаменитый композитор и пианист Вячеслав Ганелин. Он не только судил, но и выступил в фестивальном джаз-клубе с почти ...
Среди польских джазовых музыкантов, которые концертировали в Минске, пианист Доминик Ваня – безусловный рекордсмен. Здесь он выступал раз шесть в составе различных коллективов. Прошлый год принес Доминику очередное пополнение званий и наград. К двум ...
Не могли бы вы рассказать о вашем музыкальном детстве в Бразилии? Мне повезло, ведь я выросла в очень музыкальной семье. Моя мать была классической пианисткой, обожавшей джаз, поэтому джаз всегда звучал в нашем доме. В те времена как раз ...
Кенни Баррон — один из тех,кого можно назвать "скромными звездами": он не рекламирует себя, за него говорят его блестящие композиции и мощный импровизационный стиль игры на фортепиано. Его место в истории джаза легко определить по его резюме, от ...
Лешек Можджер – человек многогранный и активный, сегодня он является одним из лидеров польской джазовой сцены. Это личность во многом уникальная, его жизнь необычайно насыщенна, он все время в движении, застать его на месте крайне сложно. ...
Разумеется, речь у нас пойдет не о притягательной силе языка древних римлян. Хотя без него, пожалуй, не возникло бы понятие «латинская культура» и мы не смогли бы говорить о постоянном взаимодействии с нею музыкальных направлений, возникавших в США. ...
Просто поразительно, как может музыкант, начавший свою карьеру с Cannonball Adderley, игравший 22 года с Диззи Гиллеспи, все еще не быть всемирно известным. Но таков Майк Лонго. Этот нью-йоркский пианист записал 16 сольных альбомов, его авторству ...