Антон Брежестовский (группа Caprice) – о волшебной музыке эльфов
17.03.2016
Caprice – российская музыкальная группа, которая была создана почти 20 лет назад в 1996 году. В том же году был записан и дебютный альбом «Зеркало». Стилистически он очень отличается от всех последующих работ Caprice, благодаря которым творчество группы стало известно широкому кругу слушателей.
В период с 1998 по 2005 годы, вдохновленные знаменитой трилогией Дж.Р.Толкиена «Властелин колец», музыканты записывают «Эльфийскую трилогию» (Elvenmusic (2001), The Evening of Iluvatar’s Children (2003) и Tales of the Uninvited (2005)). В процессе записи альбомов группа находит свой собственный музыкальный стиль, получивший название Elvenmusic или «музыка эльфов». Но, музыка Caprice не ограничена только эльфийской тематикой, многие произведения можно назвать «неоклассикой», от академизма до прогрессивного фолка.
Антон Брежестовский, клавишник и создатель всей музыки Caprice, рассказал в интервью журналу Jazz-квадрат о волшебном мире эльфов, придуманном им языке Laoris и записи нового альбома «Amargo».
Анна Ржевина: Антон, расскажите, как появилась идея создания группы Caprice?
Антон Брежестовский: Наверное, каждый, кто сочиняет музыку, хочет услышать ее вживую. Мы – не исключение. Когда был сочинен альбом «Зеркало», нам захотелось сыграть его. Там много инструментов, искать музыкантов было весело. С некоторыми, например, с Александрой Корзиной (скрипка) и Владимиром Бобовниковым (флейта) мы вместе уже около 20 лет.
А.Р.: Насколько я знаю, определение стиля музыки группы как «музыка эльфов» появилось в процессе записи «Эльфийской трилогии». Почему именно эльфы, откуда такая ассоциация?
А.Б.: Это пришло само собой. В Северной Европе (Исландии, Норвегии, Финляндии) многие люди всерьез убеждены, что эльфы, гномы, и т.д. действительно существуют – как параллельные нам расы, обитающие в параллельном мире. Не знаю, насколько это правда, но вот у меня был период, когда любое упоминание об эльфах – книги, стихи, картины – сразу же начинало резонировать внутри меня музыкой. Я просто не мог ее не писать. Было ощущение, что некая дверь в параллельный мир приоткрывается, и сквозь маленькую щелочку видно какую-то другую реальность.
А.Р.: Есть ли у Caprice музыка для фильмов/мультфильмов?
А.Б.: Не так много, как хотелось бы, но есть. Мы делали музыку к фильмам независимых режиссеров Shushei Nishi и Kwon Ji Young и помогали группе «Альянс» с музыкой к мультфильму «Князь Владимир». Еще делали пару проектов для финского Santa Park – фильм «Северное сияние» и балет «The Seasons of Lapland». На самом деле, мы способны на гораздо большее (улыбается). Надеюсь, у нас впереди еще много фильмов, всему свое время.
А.Р.: Расскажите подробнее о стиле Elvenmusic, чем он характеризуется?
А.Б.: Если вы представите листву дерева, колышущуюся от дуновения ветра, струящуюся воду ручья в лесной лощине, странные огоньки светлячков и чьи-то светящиеся глаза в ночном лесу, существ, похожих на людей, но своей красотой и грацией больше напоминающих цветы, тянущиеся к солнцу, – вы услышите музыку эльфов.
А.Р.: Как красиво! Я знаю, что Вы даже изобрели собственный язык Laoris. С каким из известных «человеческих» языков его можно было бы сравнить?
А.Б.: Одной из главных задач было сделать его непохожим на человеческие языки – это же эльфы все-таки. По музыке произношения он немного похож на языки Северной Европы, по словарю, грамматике и письменности родственников не имеет (улыбается). Среди человеческих языков, по крайней мере.
А.Р.: Большое место в творчестве группы занимают композиции на стихи британских поэтов Уильяма Блейка, Роберта Бернса, Оскара Уайлда и др. Как так получилось, что поэзия именно этих авторов легла на музыку Caprice? Или же, наоборот, стихи вдохновляли на написание музыки?
А.Б.: Мы всегда делаем музыку одинаково: берем что-нибудь (например, стихотворение, историю, картину, даже ситуацию из жизни) и трансформируем это в звуки. Если музыка ни о чем не рассказывает, это уже не музыка, а просто пустое перебирание нот.
А почему поэзия именно Блейка, Бернса, Уайлда и других англичан? Просто книги с их поэзией были ближе всего на полке (улыбается).
А.Р.: Альбом «The Evening of Iluvatar’s Children» признан французским журналом «Elegy» лучшим в жанре «fantasy» по итогам 2003 года. На его создание Вас вдохновила трилогия Дж.Р.Толкиена. Насколько вообще Толкиен и его творчество повлияли на видение мира эльфов таким, какой он существует в музыке Caprice?
А.Б.: В период Elvenmusic – очень повлияли. Толкиен создал целый мир в своих книгах, мы нарисовали какую-то его часть в музыке.
А.Р.: Изначально группа отличалась акустическим звучанием, на альбоме Kywitt! Kywitt! добавились гитары, барабаны и электроника, звучание музыки в целом усложнилось и приобрело новые краски. Как звучит музыка Caprice в наши дни?
А.Б.: Акустические инструменты дают изысканность звуковой палитры, бас и барабаны дают энергию, немного электроники – словно туманная дымка, и центр, объединяющий вместе все компоненты, – вокал Инны.
А.Р.: У группы есть два альбома на русском языке – «Зеркало» с текстами Вашего авторства и «Маскарад», где появляются стихи русских поэтов. Есть ли мысли о продолжении сочетания русской поэзии и музыки Caprice?
А.Б.: На ближайшем горизонте – Гарсия Лорка и мини-альбом с хокку японских поэтов. Но, вполне возможно, русская поэзия вернется.
А.Р.: С 2007 по 2015 год вы не давали концертов. С чем было связано столь долгое молчание?
А.Б.: Ну, во-первых, это было не молчание: в этот
период мы записали пять альбомов. А вот концертов действительно не давали. Это было связано с обстоятельствами вполне земного характера. Но, сейчас мы снова вернулись к концертам. Приходите! Слушание записей никогда не сравнится по энергии с живыми выступлениями.
А.Р.: Это точно. Вы сказали, что сейчас записываете альбом на стихи Федерико Гарсиа Лорки. Всю музыку для альбома по-прежнему пишете Вы?
А.Б.: По-прежнему (улыбается).
А.Р.: Чего ожидать вашим слушателям от этого альбома? Не произойдет ли кардинальной смены жанра или звучания?
А.Б.: С одной стороны, появится испанский колорит. У Лорки в каждом стихотворении, в каждой строке сквозит, что он испанец. Так что вполне объяснимо, что этого не удалось избежать и в музыке. С другой стороны, все характерное, что есть у Caprice, останется. Скоро услышите сами – ждать осталось недолго!
Ближайший концерт группы Caprice состоится 20 марта в клубе Glastonberry pub (Москва), билеты на laoris.com
Беседовала: Анна Ржевина Фото: Григорий Кеворков; darkside.ru
Среди польских джазовых музыкантов, которые концертировали в Минске, пианист Доминик Ваня – безусловный рекордсмен. Здесь он выступал раз шесть в составе различных коллективов. Прошлый год принес Доминику очередное пополнение званий и наград. К двум ...
Не могли бы вы рассказать о вашем музыкальном детстве в Бразилии? Мне повезло, ведь я выросла в очень музыкальной семье. Моя мать была классической пианисткой, обожавшей джаз, поэтому джаз всегда звучал в нашем доме. В те времена как раз ...
Кенни Баррон — один из тех,кого можно назвать "скромными звездами": он не рекламирует себя, за него говорят его блестящие композиции и мощный импровизационный стиль игры на фортепиано. Его место в истории джаза легко определить по его резюме, от ...
Лешек Можджер – человек многогранный и активный, сегодня он является одним из лидеров польской джазовой сцены. Это личность во многом уникальная, его жизнь необычайно насыщенна, он все время в движении, застать его на месте крайне сложно. ...
Разумеется, речь у нас пойдет не о притягательной силе языка древних римлян. Хотя без него, пожалуй, не возникло бы понятие «латинская культура» и мы не смогли бы говорить о постоянном взаимодействии с нею музыкальных направлений, возникавших в США. ...
Просто поразительно, как может музыкант, начавший свою карьеру с Cannonball Adderley, игравший 22 года с Диззи Гиллеспи, все еще не быть всемирно известным. Но таков Майк Лонго. Этот нью-йоркский пианист записал 16 сольных альбомов, его авторству ...
"Если засунуть сакс в пустое ведро и начать дуть, это может показаться очень забавным, но, с другой стороны, может стать решающим прорывом в новые области звука со времен изобретения темперированной системы." (Виллем Бройкер, INSTANT COMPOSERS POOL) ...
Хотя до последнего момента арт-директор "Ле Клуба" Игорь Бутман не был уверен, состоятся ли гастроли пианиста Монти Александера вообще, он не только приехал, но и пять вечеров играл в Москве. Больше, чем какой-либо иной популярный джазмен вообще. ...
Босса-нова, кубоп, калипсо, сальса, танго, ча-ча-ча... Почти с самого появления джаза латинские ритмы придавали колорита этой музыке. Слово "латинский" может ввести в заблуждение. "Латинский джаз" — это понятие, которое относится к американской ...
Нью-йоркский лейбл MoonJune Records и его шеф Леонардо Павкович стал для меня и, уверен, для абсолютного большинства наших читателей, настоящим проводником в мир современного джаза, прог-рока и музыки фьюжн из Индонезии. И оказалось, что этот мир ...
От переводчика: известный блюзовый продюсер и музыкант Рон Леви написал книгу воспоминаний, необычную как по содержанию, так и по формату. Грэм Кларк (Graham Clarke) взял интервью у автора книги для традиционной серии «Десять вопросов…» на Friday ...
Еще во времена Советского Союза Ростов-на-Дону считался одним из главных джазовых центров страны. В немалой степени благодаря тому, что в этом городе сложилась четкая, целенаправленная система обучения джазу и подготовки музыкантов, в чем была ...