Личность Игоря Бриля представляет интерес для всех, кто когда–либо интересовался "русским" джазом. Лауреат многих джазовых конкурсов, пианист и композитор — он всегда входил в число лидеров этого направления.
Его композиции "Утро земли", "В пути", "Путешествие в блюз", "Сегодня и завтра" знакомы многим любителям джазового искусства.
Как и многие другие пианисты, Игорь Бриль закончил сначала музыкальную школу, потом училище при консерватории и Гнесинский институт по классу фортепиано. В результате в его творчестве выстроились как бы две линии: с одной стороны — академическая музыка, с другой — джаз.
Увлечение джазом началось еще в музыкальной школе. Огромный интерес представляли продававшиеся в то время чешские, польские, немецкие пластинки с записями джазовых ансамблей. На одной из них были буги–вуги. Это было началом. Отсутствие какой–либо учебной системы, с одной стороны, затрудняло задачу, но с другой, — давало неограниченную свободу. Одно за другим начали возникать джазовые произведения, композиция стала основной задачей реализации своего "Я" в музыке.
Как говорил педагог Гнесинского института Т.Д. Гутман, с тех пор Игорь Бриль был "укушен джазом", и это продолжается по сей день.
В настоящее время он выступает с концертами на лучших площадках России, ближнего и дальнего зарубежья, помогает составлять музыкальную программу многих джазовых фестивалей, конкурсов, а также записывает диски. В его музыкальной биографии — совместные выступления с такими знаменитыми артистами, как Адам Макович, Джо Хендерсон, Бобби Хатчерсон, Гэри Бертон, Томми Сессил, Генри Джонсон, а также с известными отечественными музыкантами — Г.Лукьяновым, А.Козловым, Г.Гараняном, Д.Голощекиным и т.д.
— Игорь Михайлович, в Вашей жизни есть место для композиции, исполнительства, педагогики и для семьи. Как Вы распределяете время между этими сферами? Существует ли главное?
— Несомненно. Главное — это композиция. Но жизнь нередко состоит просто из обстоятельств, и я считаю, что совсем не плохо, когда различные сферы деятельности борются за существование и сменяют друг друга. Тем более, что я по знаку зодиака — Близнецы. Иногда мне безумно нравится преподавать, потом мне так же безумно это надоедает, и я начинаю искать для себя выходы в исполнительстве, заниматься активной концертной деятельностью. Потом вдруг чувствую, что куда–то пропало композиторское начало, и восполняю пробелы в этой области. Тем не менее, всю жизнь я так или иначе планомерно занимаюсь вопросами, связанными с джазом, и, конечно же, образованием в этой области, теперь уже окончательно и бесповоротно.
— А какое место отводится педагогике?
— Образовательная линия сначала проходила пунктиром, но потом стала естественным началом моей жизни. В какой–то момент я понял, что нужно все систематизировать, и написал учебник "Практический курс джазовой импровизации на фортепиано". Когда ко мне попали тетради Джона Мехигана, преподававшего в свое время в Джульярдской школе, я был приятно удивлен системностью его обучающей программы, но в то же время понял, что к нашей методике это не имело никакого отношения.
— В чем же разница подходов?
— Основная разница, конечно, в степени свободы, которая дается джазмену–ученику изначально. Это свобода от традиций в плане строгих правил гармонии, это свобода от несомненно более развитой в нашей стране теории музыки, которая, к сожалению, не всегда способствует развитию прогрессивных музыкальных течениий. Таким образом, западная система дает свободу, и ее идеальным результатом является приобретение такого музыкального слышания, равновесия и вкуса, которые были бы прекрасным подспорьем для музыканта любого стиля и направления. Наша методика, наоборот, с самого начала погружает ученика в определенную атмосферу "правильного" музыкального слышания, "правильного" музыкального равновесия и вкуса, а потом стремится привести его к свободе от всего этого. Многие уже не в силах вырваться из этого круга.
В связи с этим мною были сделаны шаги для адаптации метода преподавания джаза в Соединенных Штатах к нашим условиям и традициям. Таким образом была открыта другая, новая возможность обучения джазовому искусству у нас в России.
— Как Вы думаете, может ли джаз "белых" соперничать с джазом "черных"? Ведь это их искусство, которое передается из поколения в поколение не только на музыкальном, но и на генетическом уровне?
— Совершенно верно. Я считаю, что "белые" вторичны в джазовом искусстве. Все открытия, которые были совершены в джазе, были открытиями "черных". Что касается нашего джаза, то это, скорее всего, — параллельная идея. Она развивается в своих индивидуальных условиях, на другой почве.
— Актуальна ли для Вас академическая музыка в настоящее время?
— Академическая музыка необходима, она существует для поддержания души, отношения к музыке, чувства искусства. Для каждого такие области, как джаз и, например, классическая музыка, соотносятся по–своему. Для меня они, несомненно, соотносятся, но глубинно... в какой–то точке, которую я все пытаюсь поймать, но пока это достаточно сложно. Ведь даже все мои композиции только косвенно относятся к жанру. Скорее они представляют собой некий сплав музыки, существующей только во мне. Возьмите, к примеру, "Утро земли" или "Танец чаек" — все эти произведения лишь используют технологические моменты, связанные с джазом, но отнюдь не джаз по сути. Хотя, несомненно, присутствует импровизационное начало, которое помогает исполнителю при желании вернуться в рамки жанра. Но это не моя цель. Я писал свои композиции, исходя из одного: мне было интересно.
— В чем же заключается для Вас суть джаза?
— Суть в определенном языке, достаточно конкретном, ограниченном и недостаточно богатом, по крайней мере на сегодняшний день. И эмоциональный круг тоже не очень широк в джазе, если его сравнивать с той же академической музыкой. Возьмите хотя бы Прокофьева! Впрочем, если взять даже электронную музыку Лучано Берио: она представляет собой гораздо более широкий комплекс, нежели большинство произведений, созданных в джазе. Хотя, конечно же, данное высказываение можно отнести не ко всему джазу...
— А что Вы подразумеваете под понятием "произведения" в джазе?
— Сложный вопрос... В отличие от классической музыки, где параметры произведений достаточно четко определены, в джазе лишь намечены схемы, по которым могут развиваться музыкальные сочинения. Тема, потом ее развитие в импровизации, которая в результате может стать индивидуальным целым... или тема как формальный предлог для импровизации... здесь многое зависит от вкуса исполнителя. Исполнитель воспринимается как соавтор, и его творение каждый раз оценивается заново. Может быть, лишь на интуитивном уровне можно понять, получилось или не получилось произведение — музыкальное целое.
— Оценивая "музыкальные качества" джаза по отношению к академической музыке, Вы имели в виду весь джаз, включающий множество направлений?
— Вообще–то, сравнение джаза как целого направления и, например, музыки классической — дело неблагодарное. Все зависит даже не от того или иного джазового направления, а от конкретных произведений. Сейчас мне вспомнились квартеты Чика Кориа или духовные произведения Дюка Эллингтона, которые можно назвать настоящими откровениями джаза. Духовные произведения мне очень близки.
— Вы верующий человек?
— Мы все язычники. Мне кажется, что православие — это что–то очень зыбкое в России. Может быть потому, что православие, в отличие, например, от католицизма, не стало создавать "института инквизиции", который служил бы для закрепления веры. Россия, как известно, всегда "опаздывает", и здесь парадоксальным образом этот самый "институт" проявил себя, например, во времена Сталина. Но это лишь мои догадки.
— В самом начале Вы упомянули о своем знаке зодиака. Что для Вас гороскоп? Вы вспомнили о нем случайно, или это целое мировоззрение?
— О гороскопе упомянул совершенно сознательно, я занимался этими вопросами. В конце концов я пришел к мнению, что гороскоп есть предупреждение, он дан нам для осознания возможности изменить и повернуть судьбу. Это очень важный момент. Под влиянием гороскопа можно также впасть в фатализм, уверовать в абсолютность предначертания и таким образом самому предначертанно идти за своей судьбой, вместо того, чтобы пользоваться им как предупреждением.
— Социальные, политические события... важны ли они для Вас, или Вы самодостаточны в своем музыкальном мире?
— И важны и не важны. Я живу в абсолютно своем "придуманном мире". Может быть, раньше он был несколько иллюзорным, сейчас эти иллюзии рассеялись, но суть осталась. Я далек от выводов типа "культура исчезает": она не исчезает и будет существовать до того времени, пока есть люди, несущие эту культуру.
— А семейные отношения?
— Теперь они также переросли в профессиональные. Мои сыновья, близнецы, тоже играют джаз, они саксофонисты. Профессия и совместная концертная деятельность сделала нас коллегами. С одной стороны, они играют вместе со мной, а с другой стороны — совершенно отдельно в ансамбле "Транс–Атлантик". В наши планы входит выпуск совместного компакт–диска в 1999 году, а также концерты в "Арт–джаз клубе" на Беговой и в городах России, в планах также поездка в Оренбург на фестиваль "Евразия" и т.д.
Совсем недавно, в 1997 году, был выпущен диск к моему 35–летию в джазе под названием "В пути". Кoмпакт выпущен компанией "Solyd Records", в него вошли мои старые записи, перенесенные с пластинок, например, "Утро земли", а также новые записи, сделанные вместе с моими детьми: "Восток–Запад", "Танец чаек" и т.д.
Фирма "Богема" также готовит новый диск с записями джазовых композиций под рабочим названием "Пробуждение". Туда войдут мои ранние джазовые произведения, начиная с 1965–го и по конец 80–х годов.
А вообще, планов много.
Мы уже почти попрощались, но с лица Бриля не сходило задумчивое выражение. Он не ответил на один мой вопрос: "Что для Вас настоящее? Какое событие этих дней было для Вас важным?". Видно, что он тщетно силился вспомнить что–либо, и... вдруг лицо его просияло...
— Недавно мне присвоили звание народного артиста России. Не знаю, что это теперь такое, но на самом деле это очень хорошо! Это здорово и для джазового направления в нашей стране, и для моих учеников. Мне кажется — это все–таки хорошо.
Игорь Михайлович! Журнал "Jazz–квадрат" от всей души поздравляет Вас с этим событием. Мы желаем Вам творческого вдохновения, а также счастливой жизни в вашем "придуманном музыкальном мире". В стиле джаза...
"Минский зритель очень тепло принял польских музыкантов... Свободная и романтичная музыка польского трио завораживала и создавала медитативное пространство, погружаясь в которое напрочь забываешь о мирских проблемах... От минского слушателя польские ...
"Черный" парижанин Джеки Террассон - джазмен одновременно и европейский, и американский. Европейский по рождению, месту жительства и особому музыкальному шарму, а американский по настроению и стилю. И это сочетание притягивает к нему внимание коллег ...
Аркадий Эскин родился в апреле 1939 года в Харькове. Джаз начал играть в возрасте 13 лет в составе ресторанного ансамбля, когда еще учился в школе. Позже часто и надолго выезжал в Москву, где работал на "бирже", то есть каждый вечер в составе разных ...
Пианист Мэтью Шипп впервые познакомился с клавиатурой рояля в возрасте пяти лет. Было это в Уилмингтоне, штат Делавэр, где он родился. С 1984 года он стал частью нью-йоркского джазового мира, и частью весьма заметной. Шипп сотрудничает с Дэвидом ...
Пианист Фред Херш одинаково успешно играет в последние годы как соло, так и в различных составах. Его последний сольный альбом для "Nonesuch Records" под названием "Let Yourself Go" демонстрирует отменную технику пианиста в сочетании с тонким ...
Для легендарного джазового музыканта Рэмзи Льюиса 2005-й год стал годом значительных вех, как в жизненном, так и в творческом плане. В 2005-м Рэмзи отметил 50-летие работы в шоу-бизнесе, выпустил свой 71-й альбом, причем это был первый альбом в ...
За немецкой джазовой органисткой Барбарой Деннерлайн я "гонялся" с тех пор, как три года назад она приезжала в Ереван с единственным концертом. Тогда встретиться не удалось. На сей раз, благодаря компьютерной связи, все оказалось легче. Два месяца ...
Японская пианистка и композитор Кейко Матсуи – из тех музыкантов, которые не нуждаются в представлении. Потому что ее музыку либо благоговейно почитают, либо не принимают вовсе. Столь выраженное неравнодушие – лучшая реклама для творца. В ...
Мне выпала счастливая возможность попасть на концерт этого исполнителя. О нем я узнала два года назад, когда Москву посетил со своим бэндом всемирно известный флейтист Хьюберт Лоуз (Hubert Laws). Чуть позже удалось послушать несколько альбомов этого ...
...Отыграл — подарил очередную программу "Simultaneamente" ("Одновременно") (с перерывом на антракт), вышел в фойе — простуженный, обессилевший. В уме нарисовалась забавная тенденция: за последние три года Ганелин приезжает в Беларусь третий раз, ...
В пресс-релизе нью-йоркского ансамбля клавишника Эдама Клиппла под-робно представлен весьма солидный послужной список лидера и его коллег, в котором почти отсутствуют так называемые "раскрученные" имена – обычный рекламный трюк современного ...
Удивительное дело: с каждым годом джазовая часть международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" становится не только все более солидной, но и привлекает все больше публики. Вплоть до того, что больше привлечь уже и не в состоянии: ...