Личность Игоря Бриля представляет интерес для всех, кто когда–либо интересовался "русским" джазом. Лауреат многих джазовых конкурсов, пианист и композитор — он всегда входил в число лидеров этого направления.
Его композиции "Утро земли", "В пути", "Путешествие в блюз", "Сегодня и завтра" знакомы многим любителям джазового искусства.
Как и многие другие пианисты, Игорь Бриль закончил сначала музыкальную школу, потом училище при консерватории и Гнесинский институт по классу фортепиано. В результате в его творчестве выстроились как бы две линии: с одной стороны — академическая музыка, с другой — джаз.
Увлечение джазом началось еще в музыкальной школе. Огромный интерес представляли продававшиеся в то время чешские, польские, немецкие пластинки с записями джазовых ансамблей. На одной из них были буги–вуги. Это было началом. Отсутствие какой–либо учебной системы, с одной стороны, затрудняло задачу, но с другой, — давало неограниченную свободу. Одно за другим начали возникать джазовые произведения, композиция стала основной задачей реализации своего "Я" в музыке.
Как говорил педагог Гнесинского института Т.Д. Гутман, с тех пор Игорь Бриль был "укушен джазом", и это продолжается по сей день.
В настоящее время он выступает с концертами на лучших площадках России, ближнего и дальнего зарубежья, помогает составлять музыкальную программу многих джазовых фестивалей, конкурсов, а также записывает диски. В его музыкальной биографии — совместные выступления с такими знаменитыми артистами, как Адам Макович, Джо Хендерсон, Бобби Хатчерсон, Гэри Бертон, Томми Сессил, Генри Джонсон, а также с известными отечественными музыкантами — Г.Лукьяновым, А.Козловым, Г.Гараняном, Д.Голощекиным и т.д.
— Игорь Михайлович, в Вашей жизни есть место для композиции, исполнительства, педагогики и для семьи. Как Вы распределяете время между этими сферами? Существует ли главное?
— Несомненно. Главное — это композиция. Но жизнь нередко состоит просто из обстоятельств, и я считаю, что совсем не плохо, когда различные сферы деятельности борются за существование и сменяют друг друга. Тем более, что я по знаку зодиака — Близнецы. Иногда мне безумно нравится преподавать, потом мне так же безумно это надоедает, и я начинаю искать для себя выходы в исполнительстве, заниматься активной концертной деятельностью. Потом вдруг чувствую, что куда–то пропало композиторское начало, и восполняю пробелы в этой области. Тем не менее, всю жизнь я так или иначе планомерно занимаюсь вопросами, связанными с джазом, и, конечно же, образованием в этой области, теперь уже окончательно и бесповоротно.
— А какое место отводится педагогике?
— Образовательная линия сначала проходила пунктиром, но потом стала естественным началом моей жизни. В какой–то момент я понял, что нужно все систематизировать, и написал учебник "Практический курс джазовой импровизации на фортепиано". Когда ко мне попали тетради Джона Мехигана, преподававшего в свое время в Джульярдской школе, я был приятно удивлен системностью его обучающей программы, но в то же время понял, что к нашей методике это не имело никакого отношения.
— В чем же разница подходов?
— Основная разница, конечно, в степени свободы, которая дается джазмену–ученику изначально. Это свобода от традиций в плане строгих правил гармонии, это свобода от несомненно более развитой в нашей стране теории музыки, которая, к сожалению, не всегда способствует развитию прогрессивных музыкальных течениий. Таким образом, западная система дает свободу, и ее идеальным результатом является приобретение такого музыкального слышания, равновесия и вкуса, которые были бы прекрасным подспорьем для музыканта любого стиля и направления. Наша методика, наоборот, с самого начала погружает ученика в определенную атмосферу "правильного" музыкального слышания, "правильного" музыкального равновесия и вкуса, а потом стремится привести его к свободе от всего этого. Многие уже не в силах вырваться из этого круга.
В связи с этим мною были сделаны шаги для адаптации метода преподавания джаза в Соединенных Штатах к нашим условиям и традициям. Таким образом была открыта другая, новая возможность обучения джазовому искусству у нас в России.
— Как Вы думаете, может ли джаз "белых" соперничать с джазом "черных"? Ведь это их искусство, которое передается из поколения в поколение не только на музыкальном, но и на генетическом уровне?
— Совершенно верно. Я считаю, что "белые" вторичны в джазовом искусстве. Все открытия, которые были совершены в джазе, были открытиями "черных". Что касается нашего джаза, то это, скорее всего, — параллельная идея. Она развивается в своих индивидуальных условиях, на другой почве.
— Актуальна ли для Вас академическая музыка в настоящее время?
— Академическая музыка необходима, она существует для поддержания души, отношения к музыке, чувства искусства. Для каждого такие области, как джаз и, например, классическая музыка, соотносятся по–своему. Для меня они, несомненно, соотносятся, но глубинно... в какой–то точке, которую я все пытаюсь поймать, но пока это достаточно сложно. Ведь даже все мои композиции только косвенно относятся к жанру. Скорее они представляют собой некий сплав музыки, существующей только во мне. Возьмите, к примеру, "Утро земли" или "Танец чаек" — все эти произведения лишь используют технологические моменты, связанные с джазом, но отнюдь не джаз по сути. Хотя, несомненно, присутствует импровизационное начало, которое помогает исполнителю при желании вернуться в рамки жанра. Но это не моя цель. Я писал свои композиции, исходя из одного: мне было интересно.
— В чем же заключается для Вас суть джаза?
— Суть в определенном языке, достаточно конкретном, ограниченном и недостаточно богатом, по крайней мере на сегодняшний день. И эмоциональный круг тоже не очень широк в джазе, если его сравнивать с той же академической музыкой. Возьмите хотя бы Прокофьева! Впрочем, если взять даже электронную музыку Лучано Берио: она представляет собой гораздо более широкий комплекс, нежели большинство произведений, созданных в джазе. Хотя, конечно же, данное высказываение можно отнести не ко всему джазу...
— А что Вы подразумеваете под понятием "произведения" в джазе?
— Сложный вопрос... В отличие от классической музыки, где параметры произведений достаточно четко определены, в джазе лишь намечены схемы, по которым могут развиваться музыкальные сочинения. Тема, потом ее развитие в импровизации, которая в результате может стать индивидуальным целым... или тема как формальный предлог для импровизации... здесь многое зависит от вкуса исполнителя. Исполнитель воспринимается как соавтор, и его творение каждый раз оценивается заново. Может быть, лишь на интуитивном уровне можно понять, получилось или не получилось произведение — музыкальное целое.
— Оценивая "музыкальные качества" джаза по отношению к академической музыке, Вы имели в виду весь джаз, включающий множество направлений?
— Вообще–то, сравнение джаза как целого направления и, например, музыки классической — дело неблагодарное. Все зависит даже не от того или иного джазового направления, а от конкретных произведений. Сейчас мне вспомнились квартеты Чика Кориа или духовные произведения Дюка Эллингтона, которые можно назвать настоящими откровениями джаза. Духовные произведения мне очень близки.
— Вы верующий человек?
— Мы все язычники. Мне кажется, что православие — это что–то очень зыбкое в России. Может быть потому, что православие, в отличие, например, от католицизма, не стало создавать "института инквизиции", который служил бы для закрепления веры. Россия, как известно, всегда "опаздывает", и здесь парадоксальным образом этот самый "институт" проявил себя, например, во времена Сталина. Но это лишь мои догадки.
— В самом начале Вы упомянули о своем знаке зодиака. Что для Вас гороскоп? Вы вспомнили о нем случайно, или это целое мировоззрение?
— О гороскопе упомянул совершенно сознательно, я занимался этими вопросами. В конце концов я пришел к мнению, что гороскоп есть предупреждение, он дан нам для осознания возможности изменить и повернуть судьбу. Это очень важный момент. Под влиянием гороскопа можно также впасть в фатализм, уверовать в абсолютность предначертания и таким образом самому предначертанно идти за своей судьбой, вместо того, чтобы пользоваться им как предупреждением.
— Социальные, политические события... важны ли они для Вас, или Вы самодостаточны в своем музыкальном мире?
— И важны и не важны. Я живу в абсолютно своем "придуманном мире". Может быть, раньше он был несколько иллюзорным, сейчас эти иллюзии рассеялись, но суть осталась. Я далек от выводов типа "культура исчезает": она не исчезает и будет существовать до того времени, пока есть люди, несущие эту культуру.
— А семейные отношения?
— Теперь они также переросли в профессиональные. Мои сыновья, близнецы, тоже играют джаз, они саксофонисты. Профессия и совместная концертная деятельность сделала нас коллегами. С одной стороны, они играют вместе со мной, а с другой стороны — совершенно отдельно в ансамбле "Транс–Атлантик". В наши планы входит выпуск совместного компакт–диска в 1999 году, а также концерты в "Арт–джаз клубе" на Беговой и в городах России, в планах также поездка в Оренбург на фестиваль "Евразия" и т.д.
Совсем недавно, в 1997 году, был выпущен диск к моему 35–летию в джазе под названием "В пути". Кoмпакт выпущен компанией "Solyd Records", в него вошли мои старые записи, перенесенные с пластинок, например, "Утро земли", а также новые записи, сделанные вместе с моими детьми: "Восток–Запад", "Танец чаек" и т.д.
Фирма "Богема" также готовит новый диск с записями джазовых композиций под рабочим названием "Пробуждение". Туда войдут мои ранние джазовые произведения, начиная с 1965–го и по конец 80–х годов.
А вообще, планов много.
Мы уже почти попрощались, но с лица Бриля не сходило задумчивое выражение. Он не ответил на один мой вопрос: "Что для Вас настоящее? Какое событие этих дней было для Вас важным?". Видно, что он тщетно силился вспомнить что–либо, и... вдруг лицо его просияло...
— Недавно мне присвоили звание народного артиста России. Не знаю, что это теперь такое, но на самом деле это очень хорошо! Это здорово и для джазового направления в нашей стране, и для моих учеников. Мне кажется — это все–таки хорошо.
Игорь Михайлович! Журнал "Jazz–квадрат" от всей души поздравляет Вас с этим событием. Мы желаем Вам творческого вдохновения, а также счастливой жизни в вашем "придуманном музыкальном мире". В стиле джаза...
Не так уж много у нас джазовых музыкантов и композиторов-полистилистов, которым ничто не чуждо и которые с равным успехом сочиняют и играют рок-оперы, джаз-рок, мэйнстрим и нью-эйдж. Представляем вам одного из них. Какая джаз-рок-фьюжн группа была ...
Меняются джазовые ветры, множатся джазовые школы, расширяется джазовая география, рождаются феноменальные импровизаторы. В сложном стилистическом лабиринте современного импровизационного искусства немудрено заблудиться и эксперту: джаз все время ...
В этом году на фестивале "Славянский базар" произошло невероятное событие: в составе жюри конкурса молодых исполнителей оказался знаменитый композитор и пианист Вячеслав Ганелин. Он не только судил, но и выступил в фестивальном джаз-клубе с почти ...
Среди польских джазовых музыкантов, которые концертировали в Минске, пианист Доминик Ваня – безусловный рекордсмен. Здесь он выступал раз шесть в составе различных коллективов. Прошлый год принес Доминику очередное пополнение званий и наград. К двум ...
Не могли бы вы рассказать о вашем музыкальном детстве в Бразилии? Мне повезло, ведь я выросла в очень музыкальной семье. Моя мать была классической пианисткой, обожавшей джаз, поэтому джаз всегда звучал в нашем доме. В те времена как раз ...
Кенни Баррон — один из тех,кого можно назвать "скромными звездами": он не рекламирует себя, за него говорят его блестящие композиции и мощный импровизационный стиль игры на фортепиано. Его место в истории джаза легко определить по его резюме, от ...
Лешек Можджер – человек многогранный и активный, сегодня он является одним из лидеров польской джазовой сцены. Это личность во многом уникальная, его жизнь необычайно насыщенна, он все время в движении, застать его на месте крайне сложно. ...
Разумеется, речь у нас пойдет не о притягательной силе языка древних римлян. Хотя без него, пожалуй, не возникло бы понятие «латинская культура» и мы не смогли бы говорить о постоянном взаимодействии с нею музыкальных направлений, возникавших в США. ...
Просто поразительно, как может музыкант, начавший свою карьеру с Cannonball Adderley, игравший 22 года с Диззи Гиллеспи, все еще не быть всемирно известным. Но таков Майк Лонго. Этот нью-йоркский пианист записал 16 сольных альбомов, его авторству ...
"Если засунуть сакс в пустое ведро и начать дуть, это может показаться очень забавным, но, с другой стороны, может стать решающим прорывом в новые области звука со времен изобретения темперированной системы." (Виллем Бройкер, INSTANT COMPOSERS POOL) ...
Хотя до последнего момента арт-директор "Ле Клуба" Игорь Бутман не был уверен, состоятся ли гастроли пианиста Монти Александера вообще, он не только приехал, но и пять вечеров играл в Москве. Больше, чем какой-либо иной популярный джазмен вообще. ...
Босса-нова, кубоп, калипсо, сальса, танго, ча-ча-ча... Почти с самого появления джаза латинские ритмы придавали колорита этой музыке. Слово "латинский" может ввести в заблуждение. "Латинский джаз" — это понятие, которое относится к американской ...