...Отыграл — подарил очередную программу "Simultaneamente" ("Одновременно") (с перерывом на антракт), вышел в фойе — простуженный, обессилевший. В уме нарисовалась забавная тенденция: за последние три года Ганелин приезжает в Беларусь третий раз, причем, в первый раз — один, во второй — дуэтом с Аркадием Готесманом, и вот в третий — уже с трио. Дальше... А дальше усиления компании не последует, поскольку, трио — максимально удобная для Мастера модель.
Его бы, сраженного местной непогодой, и не дергать, но и оставлять на своей совести незаданные вопросы тоже обидно. Да он и не сопротивлялся.
— Насколько нам известно, участники "Нового трио" — ваши давние партнеры-приятели?
— Партнеры — нет, приятели — да. Мы играли с Мики Марковичем: давно-давно он был участником моего биг-бэнда. А с Виктором Фонаревым мы знакомы по Америке, по фестивалям.
— То есть, "Новое трио" — проект, сформированный именно для этих гастролей?
— Мы иногда играем вместе. А вообще, мне кажется, в мире сейчас нет тенденции к постоянным составам.
— В нашей стране — есть. То есть, одна из многих, едва уловимых.
— Может быть. А у нас музыканты собираются, вместе выступают. Скажем, я играю в разных дуэтах, трио.
— Три года назад, приезжая к нам, вы говорили о стилевых тенденциях в израильском джазе, в частности, о преобладании фьюжн и традиции. Как сейчас обстоят дела?
— Думаю, тенденции одинаковы во всем мире. В принципе, у нас держатся те же ощущения, хотя появилось очень много молодежи.
— Молодежь — это либо авангард, либо традиция?
— Авангарда особого нет, но уже есть какие-то интересные этнические моменты. Я тоже вот сейчас увлекся этим, записываюсь с этнической певицей. Она поет и на арабском, и на иврите, стихи читает, импровизирует на ходу (Эсти Оффкенан).
— Нам отсюда представляется такая картина на расширяющейся world music — как раз с углублением в этническую среду. Так что вы попали в струю.
— Я даже об этом не думал, как так получилось?
— Наконец-то вписались в мировые традиции.
— Наверное. Думаю, есть такие волны в жизни, когда хочется простых вечных истин. Каждый — в своем ракурсе, как это делает, скажем, Джон Зорн, который употребляет еврейские мотивы на базе, может быть, Орнетта Коулмена. Надеясь, что и у меня свой ракурс есть.
— Вы раньше говорили, что в СССР никогда ничего не "пробивали". Но в Израиле у вас такая бурная жизнь: концерты, записи, преподавание, — неужели ничего этого не нужно было "пробивать"?
— Ничего, все само собой. Я фатальный человек: будет — хорошо, не будет — ладно.
— Значит, вы просто везучий?
— Не знаю, может быть, могло бы быть лучше. Но пока мне хватает.
— Сейчас вы уже не чувствуете к себе такого отношения, как к ГТЧ в советские времена, когда вам говорили: вы что, самые умные?
— Нам говорили: что вы себя ставите самыми умными? Нет, такого нет: все умные, то есть, все считают себя умными. Просто в свободном мире человек предлагает себя и либо реализуется, либо нет; хорошо продаешь пирожки — молодец, хорошо играешь музыку — молодец, а не умеешь — не повезло. Это распространяетсяна все. Нам это сложнее воспринять: мы привыкли, чтобы нам помогали. А, в принципе, меня знают, приглашают, все нормально.
— Вас там больше воспринимают как исполнителя, композитора или педагога?
— Я не знаю — все вместе. Сейчас я не так много играю, больше пишу музыки для кино, преподаю, а выступать мне не очень хочется, лучше что-нибудь записать.
— У нас в стране любят отмечать юбилеи: прошумели столетия Гершвина, Эллингтона, Армстронга. А у вас как с этим?
— У нас тоже, конечно. Мало того, могу похвалиться: я участвовал в одном таком юбилее: организаторы эллингтоновского фестиваля пригласили выступить меня с Микой Марковичем. Есть записи оттуда, видео, даже CD вышел. По-моему, получилось неплохо.
— А в других юбилейных торжествах вы участвовали?
— Специально я не играю, а тогда меня спровоцировали. Эллингтон — более гибкий, с его материалом можно делать, что хочешь. Армстронг специфичен именно по исполнительству, поэтому здесь мне особенно делать нечего: что ж я буду хрипеть, как он? А вообще, все событияу нас отмечаются.
— Как вы думаете, почему у нас сейчас так мало музыкального общения между Израилем и Россией, Беларусью? Вам своих музыкантов хватает? Их так много?
— Если сравнить с Беларусью, то очень много.
— А по сравнению с Россией?
— Очень трудно сравнивать: Израиля на карте не видно, а Россия видна хорошо, определить количество музыкантов на квадратный сантиметр...
— Ну, это еще не показатель. А количество? У вас постоянно хорошо играют, что, неинтересно приглашать наших?
— Не в этом дело. Раньше много приглашали, во времена перестройки. Приезжали Шилклопер, Чекасин с Чижиком, я вытащил трио с Готесманом и Вишняускасом. И после этого — все. Я думаю, мало здесь такой самобытности. Хочется чего-то неожиданного, а здесь все еще остается тенденция: хочется победить Америку. Многие играют очень хорошо по-американски, но ведь всегда лучше пригласить американца, он черный и уже поэтому играет правильно. А вот Шилклопер с Альпериным самобытны. Вначале даже был интересен Чекасин с Чижиком. Правда, дуэт был странный: каждый побеждал другого, — но симпатичный.
— Значит, чтобы приехать в Израиль, нужно быть непременно самобытным?
— Как и везде. Это если сделать специальный фестиваль: кто лучше играет по-американски? — тогда можно соревноваться. А так — зачем?
Имея в виду дилемму, то и дело пенящуюся на гребне жарких околомузыкальных прений, способен ли хороший музыкант, не теряя профессионального уровня, успешно заниматься организованной деятельностью, можно смело утверждать, что Даниил Крамер способен. ...
Сегодня Юрий Кузнецов борется с репутацией Одессы как "джазовой провинции" Перед летней поездкой в Одессу я получила задание редакции: отыскать джазовую жизнь в Одессе. Нашла — на открывающем второй сезон "Клуба высокой музыки" концерте Юрия ...
Не так уж много у нас джазовых музыкантов и композиторов-полистилистов, которым ничто не чуждо и которые с равным успехом сочиняют и играют рок-оперы, джаз-рок, мэйнстрим и нью-эйдж. Представляем вам одного из них. Какая джаз-рок-фьюжн группа была ...
Меняются джазовые ветры, множатся джазовые школы, расширяется джазовая география, рождаются феноменальные импровизаторы. В сложном стилистическом лабиринте современного импровизационного искусства немудрено заблудиться и эксперту: джаз все время ...
В этом году на фестивале "Славянский базар" произошло невероятное событие: в составе жюри конкурса молодых исполнителей оказался знаменитый композитор и пианист Вячеслав Ганелин. Он не только судил, но и выступил в фестивальном джаз-клубе с почти ...
Среди польских джазовых музыкантов, которые концертировали в Минске, пианист Доминик Ваня – безусловный рекордсмен. Здесь он выступал раз шесть в составе различных коллективов. Прошлый год принес Доминику очередное пополнение званий и наград. К двум ...
Не могли бы вы рассказать о вашем музыкальном детстве в Бразилии? Мне повезло, ведь я выросла в очень музыкальной семье. Моя мать была классической пианисткой, обожавшей джаз, поэтому джаз всегда звучал в нашем доме. В те времена как раз ...
Кенни Баррон — один из тех,кого можно назвать "скромными звездами": он не рекламирует себя, за него говорят его блестящие композиции и мощный импровизационный стиль игры на фортепиано. Его место в истории джаза легко определить по его резюме, от ...
Лешек Можджер – человек многогранный и активный, сегодня он является одним из лидеров польской джазовой сцены. Это личность во многом уникальная, его жизнь необычайно насыщенна, он все время в движении, застать его на месте крайне сложно. ...
Разумеется, речь у нас пойдет не о притягательной силе языка древних римлян. Хотя без него, пожалуй, не возникло бы понятие «латинская культура» и мы не смогли бы говорить о постоянном взаимодействии с нею музыкальных направлений, возникавших в США. ...
Просто поразительно, как может музыкант, начавший свою карьеру с Cannonball Adderley, игравший 22 года с Диззи Гиллеспи, все еще не быть всемирно известным. Но таков Майк Лонго. Этот нью-йоркский пианист записал 16 сольных альбомов, его авторству ...
"Если засунуть сакс в пустое ведро и начать дуть, это может показаться очень забавным, но, с другой стороны, может стать решающим прорывом в новые области звука со времен изобретения темперированной системы." (Виллем Бройкер, INSTANT COMPOSERS POOL) ...