Нью-йоркский лейбл MoonJune Records и его шеф Леонардо Павкович стал для меня и, уверен, для абсолютного большинства наших читателей, настоящим проводником в мир современного джаза, прог-рока и музыки фьюжн из Индонезии. И оказалось, что этот мир огромен и богат яркими, самобытными и высокопрофессиональными исполнителями и коллективами. Один из них – ансамбль simakDialog, возглавляемый клавишником и композитором Ризой Аршадом. Целый ряд альбомов simakDialog, изданных MoonJune Records, рецензировался на страницах сайта. Благодаря любезному содействию Леонардо Павковича, за что ему особая благодарность, родилось и это эксклюзивное интервью, которое дал сайту jazzquad.ru лидер simakDialog Риза Аршад.
Леонид Аускерн: Добрый день, Риза. Твое творчество и творчество твоих коллег открывает любителям джаза и прог-рока на пост-советском пространстве музыку такой огромной страны, как Индонезия, с новой стороны. О тебе мы знаем пока еще очень мало, поэтому, для начала несколько личных вопросов. Как ты пришел в музыку, почему выбрал именно это направление?
Риза Аршад: Все началось, когда я был еще тинейджером и изучал основы игры на фортепьяно и теорию музыки на различных частных курсах. Вдобавок, моя мама и мой старший брат Айвен «Люк» Аршад (Iwan 'Luke' Arshad), он тоже музыкант, очень сильно повлияли на мой выбор музыкальных ориентиров.
Л.А.: Каких исполнителей ты особенно ценил в начале своей профессиональной карьеры, изменились ли твои ориентиры в этом смысле сегодня?
Р.А.: Я любил такие группы, как Yes, Genesis, ELP, King Crimson и так далее. Сегодня я по-прежнему слушаю их с удовольствием. Кроме того, я слушал также джаз-рок, в особенности тех, кто гремел в начале джаз-роковой эры, преимущественно музыкантов, прошедших школу Майлса Дэвиса – Херби Хэнкока, Чика Кориа, Кита Джарретта, а также ряд музыкантов, записывавшихся на лейбле ECM..
Л.А.: В этом году группе simakDialog исполняется 20 лет. Расскажи немного об истории ее возникновения и о своих партнерах.
Р.А.: Я и мой старый приятель, барабанщик Арье Аюнир (Arie Ayunir) основали simakDialog в 1993 году. Мы пригласили басиста Индро Харджодикоро (Indro Hardjodikoro), близкого друга Тохпати (Tohpati) со времен их совместной работы в группе Halmahera (Индро играет на двух альбомах Тохпати, изданных МoonJune). Что касается самого Тохпати, то, увидев как-то раз его впечатляющее выступление, я уже на следующий день позвонил ему и предложил присоединиться к simakDialog. Сегодня только Тохпати и я остались от того первоначального состава.
Л.А.: По альбомам, выпущенным MoonJune Records, видно, что состав группы сейчас практически неизменен, что говорит о прочных творческих контактах и хорошем взаимопонимании. За пределами сцены и студии вы также дружны?
Р.А.: Так как у каждого из нас есть и собственные проекты, и свои графики концертов, вне ансамбля ежедневный постоянный контакт мы не поддерживаем. Мы обычно собираемся каждую неделю, особенно это касается ритм-секции и меня, репетируем или просто обсуждаем какие-то новые «фишки». Вне ансамбля Тохпати и я общаемся только эпизодически, но зато когда мы сочиняем музыку и готовим новый альбом общение становится гораздо более интенсивным.
Л.А.: В своем интервью для нашего сайта Леонардо Павкович, шеф MoonJune Records, рассказывал об обстоятельствах вашего с ним знакомства. Интересно было бы услышать твою версию этой встречи.
Р.А.: Впервые мы встретились с Леонардо в 2000-м году, когда я приехал в США в качестве звукоинженера с очень классной индонезийской прог-джаз-рок группой под названием Discus, совершавшей небольшой концертный тур. Помимо моей основной работы в качестве звукоинженера мне очень хотелось заинтересовать и своей собственной музыкой кого-то из американских музыкальных агентов или какой-нибудь лейбл. Леонардо помог Discus выступить в клубе Knitting Factory в Нью-Йорке. Посетил я тогда и его «космический» офис в Нью-Йорке, где он тогда одновременно занимался и графическим дизайном, и рекламным агентством Studio T. Леонардо – фантастически трудолюбивый человек, работающий с полной самоотдачей, и смело идущий на рискованные шаги. Это особенно важно, потому что таких людей в современной музыкальной индустрии очень мало.
Л.А.: Мне довелось слышать только те альбомы simakDialog, которые выходили на MoonJune. Расскажи немного о трех первых альбомах группы.
Р.А.: Первые два альбома, Lukisan ('96) и Baur ('99), были записаны в формате стандартного джазового квартета – фортепьяно / синтезатор, бас-гитара, электрогитара и ударные. Как мне кажется, мы тогда ориентировались на музыку типа той, которая издавалась на ECM. После первых двух, в 2002 году вышел наш третий альбом Trance Mission, ознаменовавший существенные перемены в ритмике. Именно тогда мы положили начало использованию сунданезского кенданга (kendang), как перкуссионной основы нашей музыки.
Л.А.: Ритм-секция simakDialog построена на сочетании звучания бас-гитары и национальных перкуссионных инструментов кенданг, причем в сунданезском варианте. Чем сунданезский кенданг отличается от других его разновидностей?
Р.А.: Регион Сунда - это западная часть острова Ява. Кенданг этого региона часто звучит в ансамблях традиционной музыки по всему острову. По сути, этот кенданг не особо отличается от кендангов с других островов, например, Бали или Суматры. Но вот приемы игры на нем в Сунде действительно очень своеобразны. В сунданезской традиции кенданг – один из важнейших инструментов в общем звучании ансамбля. По всей Индонезии есть много вариантов традиционных ритмических рисунков, но сунданезскую школу отличает особенная мощь пульсации, тот драйв, который вы можете услышать и в музыке simakDialog.
Л.А.: Насколько сильно влияет звучание традиционной музыки гамелан на твое творчество, как композитора?
Р.А.: Прежде всего – это наглядный образец, показывающий, как полиритмия влияет на создание музыки.
Л.А.: Мне показалось, что в последних двух альбомах, Demi Masa и The 6th Story, твои клавишные несколько отодвигают в тень звучание гитары Тохпати. Так ли это?
Р.А.: Возможно, причина тут в том, что процесс записи у нас – это преимущественно живая игра в студии. Со времен альбома Trance Mission Тохпати, из-за своего очень напряженного графика работы, - единственный участник ансамбля, который использует овердаббинг. Большая часть времени, которое мы проводим в студии – это свободный полет, музыка создается в режиме реального времени, что заставляет нас подсознательно сокращать его импровизационную партию. Это естественно..
Patahan - это запись концерта, который мы дали в 2005 году в Джакарте, и там Тохпати было выделено заметно больше пространства.
Л.А.: В новом альбоме The 6th Story simakDialog отказался от приглашения вокалистов. Чем это вызвано?
Р.А.: Мы рассматриваем голос, как инструмент. К сожалению, мы не нашли возможности использовать этот инструмент ни в одной из композиций альбома.
Л.А.: Что больше любит Риза Аршад: работу в студии или концертные туры?
Р.А.: По большому счету, и то и другое – во всем есть свои преимущества. Но когда ты выступаешь перед зрителями, ты словно вступаешь в интенсивный диалог с ними. Это прекрасно!
Л.А: Как прошел ваш первый американский концертный тур в сентябре 2013-го и есть ли в ваших ближайших планах большие туры по Европе или Америке?
Р.А.: Просто здорово! Хотелось бы еще больше туров, и мы стремимся к этому. В планах уже есть несколько туров – возможно в некоторых азиатских регионах, в США, Мексике и Бразилии.
Л.А.: Успехов и новой интересной музыки тебе и группе simakDialog! Спасибо за интервью!
Р.А.: Спасибо и тебе за вопросы, всего наилучшего!
В пресс-релизе нью-йоркского ансамбля клавишника Эдама Клиппла под-робно представлен весьма солидный послужной список лидера и его коллег, в котором почти отсутствуют так называемые "раскрученные" имена – обычный рекламный трюк современного ...
Удивительное дело: с каждым годом джазовая часть международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" становится не только все более солидной, но и привлекает все больше публики. Вплоть до того, что больше привлечь уже и не в состоянии: ...
Как "бывшие наши джазмены" чувствуют себя на родине джаза, какова их судьба, планы, возможности? Эти вопросы всегда волновали и любителей, и профессионалов от музыки. Сегодня вы имеете возможность заочно "пообщаться" с музыкантом, ранее прекрасно ...
Предлагаем вашему вниманию интервью, недавно взятое у одного из ведущих питерских джазменов, которого давно и хорошо знают не только в его городе, но и во всей России и за рубежом. Андрей Кондаков ныне - арт-директор санкт-петербургского JFC-клуба, ...
Личность Игоря Бриля представляет интерес для всех, кто когда–либо интересовался "русским" джазом. Лауреат многих джазовых конкурсов, пианист и композитор — он всегда входил в число лидеров этого направления. Его композиции "Утро земли", "В пути", ...
Имея в виду дилемму, то и дело пенящуюся на гребне жарких околомузыкальных прений, способен ли хороший музыкант, не теряя профессионального уровня, успешно заниматься организованной деятельностью, можно смело утверждать, что Даниил Крамер способен. ...
Сегодня Юрий Кузнецов борется с репутацией Одессы как "джазовой провинции" Перед летней поездкой в Одессу я получила задание редакции: отыскать джазовую жизнь в Одессе. Нашла — на открывающем второй сезон "Клуба высокой музыки" концерте Юрия ...
Не так уж много у нас джазовых музыкантов и композиторов-полистилистов, которым ничто не чуждо и которые с равным успехом сочиняют и играют рок-оперы, джаз-рок, мэйнстрим и нью-эйдж. Представляем вам одного из них. Какая джаз-рок-фьюжн группа была ...
Меняются джазовые ветры, множатся джазовые школы, расширяется джазовая география, рождаются феноменальные импровизаторы. В сложном стилистическом лабиринте современного импровизационного искусства немудрено заблудиться и эксперту: джаз все время ...
В этом году на фестивале "Славянский базар" произошло невероятное событие: в составе жюри конкурса молодых исполнителей оказался знаменитый композитор и пианист Вячеслав Ганелин. Он не только судил, но и выступил в фестивальном джаз-клубе с почти ...
Среди польских джазовых музыкантов, которые концертировали в Минске, пианист Доминик Ваня – безусловный рекордсмен. Здесь он выступал раз шесть в составе различных коллективов. Прошлый год принес Доминику очередное пополнение званий и наград. К двум ...
Не могли бы вы рассказать о вашем музыкальном детстве в Бразилии? Мне повезло, ведь я выросла в очень музыкальной семье. Моя мать была классической пианисткой, обожавшей джаз, поэтому джаз всегда звучал в нашем доме. В те времена как раз ...