Армен Донелян - личность хорошо известная в армянском музыкальном мире. Еще больше он известен в джазовом мире Америки и Европы. Донелян пианист, композитор, аранжировщик и педагог. Приехав однажды с концертами он теперь возвращается почти каждый год, но уже не играть, а учить джазу.
Сын Хачика и Лилиан Армен Грант Донелян родился в Нью-Йорке в 1950 году. Родня отца попала в Америку из Турции, матери — из Сирии. Дома иногда говорили между собой по-армянски, но в основном по-английски. Сегодня Армен очень сожалеет о том, что он так и не научился говорить на языке предков, хотя несколько раз, в последние годы, и предпринимал такие попытки. Сейчас ему это очень пригодилось бы.
Серьезно Армен начал заниматься музыкой в б лет. В 11 отец подарил ему старенький "Стенвей1' (он до сих пор стоит у него дома) и пошло-поехало. Не счесть количества молодежных ансамблей, в которых играл Донелян. Обладая классическим музыкальным образованием — консерватория и Колумбийский университет—он одинаково хорошо играл джаз, классику, рок и блюз. Но постепенно джаз вытеснил все остальное.
Кстати, пристрастился он к джазу благодаря старшему брату, игравшему на кларнете в диксиленде. В 1964 году Армен присоединяется к этому диксиленду и играет свой первый джазовый концерт в качестве пианиста джаз-оркестра Артура Раерсона. Армену Донеляну тогда было всего 14 лет.
В 1972 году он закончил Колумбийский университет, получив степень бакалавра музыки. Он часами сидит в библиотеке Линкольн-центра, слушает записи Майлса Дэвиса, Хэрби Хэнкока и других корифеев джаза. Он устраивается в ресторане в качестве тапера, создает джаз-рок-группу, учится играть на гитаре и даже выступает в качестве блюз-гитариста...
В 1975 году Армен получает место в октете знаменитого афро-кубинского перкуссиониста Монго Сантамария. Вместе они записали 4 альбома. Это были напряженные годы — концерты, репетиции, запись на пластинки. После того, как Армен расстался с Сантамарией, ему посчастливилось играть с такими суперзвездами джаза, как Чет Бейкер, Лайонел Хэмптон, Тед Керсон, и даже с самим колоссом джазового саксофона Сонни Роллинсом. Потом была работа с группой Night Ark (Ара Динкджян — уд, Марк Джонсон — бас, Арто ТУнчбояджан — перкуссия и вокал) — многочисленные выступления, разъезды по всему свету (именно в составе этой группы Армен впервые приехал в Армению), запись трех альбомов. В конце 90-х начинается совместная работа с Татевик Оганесян над альбомом "Прислушайся к биению моего сердца". Альбом составлен целиком из джазовых обработок армянских народных песен в великолепном исполнении Татевик. Все аранжировки выполненны Арменом. Продюсером альбома выступил легендарный Джордж Авакян. В записи альбома принимали участие Па- кито д'Ривейро, Фрэнк Уэсс, Бен Райли, Клаудио Родити, Арто Тунчбояджан и, конечно, сам Армен Донелян.
Конечно, есть у Армена и собственные проекты — сегодня на его счету 5 альбомов — "A Reverie", "Secrets", "The Way Farer", 'Trio'87", "Wave". Презентация последнего, шестого по счету, — состоялась месяц назад. Уже записан, но еще не вышел официально седьмой. Но в последние годы Армен все больше внимания уделяет обучению подрастающего поколения джазменов. Пишет книги по теории и практике джаза, проводит семинары, участвует во многочисленных конференциях и преподает в New School Jazz Program. Это все в США. А последние несколько лет господин Донелян получает гранты Фонда Фулбрайта на осуществление своей программы "Джаз в Армении", которая заключается в том, что по согласованию с ректоратом ереванской консерватории он приезжает давать мастер-классы и учить джазу молодых армянских музыкантов, имеющих склонность и хотя бы начальные навыки в этом жанре.
Армен, вот уже несколько лет подряд ты приезжаешь в Ереван. Замечаешь ли ты изменения?
Конечно. Город становится краше, люди спокойнее, увереннее. Я надеюсь, что это не результат разовых успехов, а тенденции.
А как дела, на твой взгляд, в армянском джазе?
Ну, мне трудно говорить о джазе в целом. Я могу лишь сказать о молодежи, с которой я занимался и буду заниматься. Так вот, те, кто ходил на мои мастер-классы в прошлые годы регулярно, сейчас уже показывают хорошие результаты.
А какой контингент ходит на твои занятия?
Постоянно в классе присутствует 30-40 человек. Это много. Но чтобы картина была ясна, я бы разбил этих посетителей на 3 группы. Те, кто что-то уже знает и хочет узнать больше. Вторые, это те, кто не знает пока ничего, но хочет знать. И, наконец, просто любопытствующие. Приходят даже не только студенты консерватории, но и люди, не имеющие музыкального образования, просто любители джаза.
А зачем тебе этот "балласт"? Не лучше ли собрать человек десять действительно интересующихся джазом и работать с ними?
Не совсем так. Ведь моя задача не только дать какие-то конкретные знания нескольким избранным студентам. Я бы хотел, чтобы джаз стал по настоящему популярным в Армении. И поэтому, если мои занятия хотя бы натолкнут кого-то на мысль послушать дома джаз, я буду рад.
В последнее время много пишут о том, что старый традиционный джаз умирает. Даже в Америке. На авансцену выходит целый ряд новых направлений — этноджаз, cross-over, smooth-jazz... Радиостанции передают в основном сладенькую музыку с легким привкусом джаза, награды "Грэмми" вручают смазливым девицам, поющим попсовые песни в око- лоджазовой аранжировке. И вообще, утверждается, что традиционный джаз больше не популярен.
Что значит популярен или нет? Ведь и радиостанции, и "Грэмми", и студии грамзаписи — это звенья одной цепи шоу-бизнеса. Чаще всего принадлежат они одним и тем же людям, определяющим политику бизнеса. И зависит эта политика от целей этого самого бизнеса. А музыкальный бизнес напрямую зависит от спонсоров и рекламодателей. Поэтому, грубо говоря, если для продажи, скажем, нового крема для бритья нужно, чтобы звучала эта композиция или альбом, или целое направление, то это будет звучать столько, пока не продадут последний тюбик упомянутого крема. А потом по плей-лис- там радиостанций составляют рейтинги и вручают награды. И все, круг замыкается. Так что доверять этим сведениям не очень-то и стоит. Хотя, конечно, надо признать, что серьезный джаз слушает гораздо меньше людей, чем припопсованный. Но так во всех сферах искусства. Ведь серьезные классические произведения тоже слушают меньше любителей музыки, чем, скажем, вальсы Штрауса и ноктюрны Шопена.
На своих занятиях ты преподаешь технику и теорию классического джаза. Но, насколько я в курсе, в Ереванемолодежь в основном увлекается современными стилями джаза. Может быть, лучше преподнести им этот курс?
Видишь ли, прежде, чем играть что-либо, надо выучить ноты. Как и для того, чтобы прочесть книгу, причем любого жанра, нужно сначала выучить буквы. А потом уже решать, что ты будешь читать или играть. Так и в джазе. Прежде надо изучить основы, традицию, а потом переходить к современности, авангарду и различным ответвлениям основного направления. Вот поэтому я и уделяю так много внимая основе.
Ты можешь научить джазу любого музыканта вне зависимости от его корней, национальности, традиций?
Ты не совсем правильно поставил вопрос. Не я могу научить, а студент может выучить. Ведь главное — это желание учиться. Если оно есть, то да, любой человек может научиться играть джаз. Я понимаю, ты имеешь в виду: можно ли, скажем, армянина, родившегося и живущего в Ереване, научить играть джаз так же, как и афроамериканца, проживающего в Америке. Так вот, заявляю: можно. Я встречал массу американских музыкантов, не умеющих свинговать, а это, ты знаешь, главное в джазе. В то же время я встречал много европейских джазменов, играющих на голову выше, чем американские музыканты. Так что цвет кожи и национальность не имеют никакого значения. Надо много заниматься, слушать, практиковаться и общаться с хорошими музыкантами. У армянских музыкантов есть все возможности для этого, за исключением, пожалуй, личных контактов с зарубежными звездами. Концерты гастролеров у вас редкое явление. Это минус процессу обучения. А все остальное более или менее устраивает.
Кстати, Армен привез в подарок библиотеке консерватории больше сотни альбомов с записями корифеев мирового джаза и массу книг по истории и теории джаза. Вместе с теми, что он привез в прошлый раз, они.составят солидный аудиовизуальный учебный фонд для людей, пытающихся проникнуть в секреты большого джаза.
Очень много споров вызывает этно-джаз. Ты играл его и с Татевик Оганесян и с группой Night Ark. Пуристы от джаза его собственно джазом не считают. Как ты к нему относишься?
Я приветствую любое новаторство, если оно хорошо сделано и имеет под собой обоснованную точку зрения. К сожалению, очень много музыкантов сейчас спекулируют на интересе слушателей к народным инструментам и мелодиям. Эти горе-музыканты насильно склеивают фольклорные мелодии и новые ритмы, абсолютно неоправданно вводят в группу европейских инструментов народные и уверяют, что они играют эт- но-джаз. Но это не то. Это, чаще всего, китч, жалкие потуги, а не искусство. А если введение фольклорной основы и инструментов оправданно идеей, самоц тканью произведения, действительно гармонично переплетено и сделано талантливо, то это, конечно, имеет право на существование. Ведь не надо забывать, что собственно джаз и появился в результате слияния европейской и африканской музыки. Т.е. уже изначально эта музыка могла называться этно-джазом, так как имела в своей основе музыкальные традиции нескольких народов. В принципе, я "за".
Армен Донелян — великолепный собеседник, много знает, много видел и всегда с удовольствием делится своими знаниями. Мы могли бы проговорить с ним еще пару часов, но у него была назначена встреча и мне пришлось закругляться. Напоследок, уже спускаясь по лестнице, он пригласил меня на свой концерт.
Через несколько дней после этого интервью состоялся концерт под условным названием "Армен Донелян и друзья" и был организован при содействии посольства США в Армении. Все сборы пошли в фонд джазовой библиотеки, создаваемой на базе Госконсерватории. В концерте, прошедшем при большом стечении народа в Доме-музее Арама Хачатуряна, приняли учат- сие лучшие армянские музыканты, коллеги и друзья Доне- ляна: Армен Уснунц (саксофоны), Коля Варданян (бас), Тигран Пештмаджян (вибрафон) и Лилит Пепоян (вокал). Прозвучали произведения самого Донёляна, его обработки произведений коми- таса и Саят-Нова, ну и, конечно, джазовые стандарты. Программа, представленная музыкантами, была камерной и интеллектуальной как по воздействию на слушателей, так и по манере исполнения.Все музыканты, собравшиеся в тот вечер, представляли армянскую джазовую "интеллигенцию", элиту. Обладающие фантастической техникой, великолепным чувством ритма и обостренным чувством коллективизма, музыканты показали высокий класс. Это был современный композиторский джаз, требующий и от исполнителя, и от слушателя солидной подготовки и, если хотите, умственного напряжения. Сами темы, образы их развития, стиль импровизации и манера музицирования были элегантными, явно новаторскими, но в то же время от них веяло некоторым холодом и отрешенностью. Музыка для продвинутых эстетов.
Для студентов, пришедших на концерт их учителя и мэтров армянского джаза, концерт этот был великолепной иллюстрацией к прослушанным лекциям.
О нем уже давно не пишут и не говорят как о просто великолепном джазовом пианисте. Или только как об организаторе многочисленных джазовых событий в городе. Левон Малхасян - это «папа джаза», это - «дядь Лева», это «наш Малхас», наконец, это просто ...
В различных жанрах музыки по-разному принято именовать старых, опытных музыкантов, стоявших у истоков жанра, много сделавших для его развития. Так, например, в рок-музыке, их именуют "динозаврами" и "мастодонтами", в джазе чаще — "легендами" и ...
"Ну, вот мы и дождались настоящей "горячей" музыки!", — так высказывались в массе своей многочисленные зрители, расходясь после потрясшего их концерта квартета Гари Кесаяна. Зал Ереванского оперного театра был переполнен, шутка ли — в Армению ...
Это интервью МакКой Тайнер дал в феврале 2000 года Анилу Прасаду для сетевого издания «Innerviews». Однако, нам кажется, что оно и сейчас будет интересно читателям «Jazz - Квадрата». Легендарный джазовый пианист, участник самого знаменитого ...
"Минский зритель очень тепло принял польских музыкантов... Свободная и романтичная музыка польского трио завораживала и создавала медитативное пространство, погружаясь в которое напрочь забываешь о мирских проблемах... От минского слушателя польские ...
"Черный" парижанин Джеки Террассон - джазмен одновременно и европейский, и американский. Европейский по рождению, месту жительства и особому музыкальному шарму, а американский по настроению и стилю. И это сочетание притягивает к нему внимание коллег ...
Аркадий Эскин родился в апреле 1939 года в Харькове. Джаз начал играть в возрасте 13 лет в составе ресторанного ансамбля, когда еще учился в школе. Позже часто и надолго выезжал в Москву, где работал на "бирже", то есть каждый вечер в составе разных ...
Пианист Мэтью Шипп впервые познакомился с клавиатурой рояля в возрасте пяти лет. Было это в Уилмингтоне, штат Делавэр, где он родился. С 1984 года он стал частью нью-йоркского джазового мира, и частью весьма заметной. Шипп сотрудничает с Дэвидом ...
Пианист Фред Херш одинаково успешно играет в последние годы как соло, так и в различных составах. Его последний сольный альбом для "Nonesuch Records" под названием "Let Yourself Go" демонстрирует отменную технику пианиста в сочетании с тонким ...
Для легендарного джазового музыканта Рэмзи Льюиса 2005-й год стал годом значительных вех, как в жизненном, так и в творческом плане. В 2005-м Рэмзи отметил 50-летие работы в шоу-бизнесе, выпустил свой 71-й альбом, причем это был первый альбом в ...
За немецкой джазовой органисткой Барбарой Деннерлайн я "гонялся" с тех пор, как три года назад она приезжала в Ереван с единственным концертом. Тогда встретиться не удалось. На сей раз, благодаря компьютерной связи, все оказалось легче. Два месяца ...
Японская пианистка и композитор Кейко Матсуи – из тех музыкантов, которые не нуждаются в представлении. Потому что ее музыку либо благоговейно почитают, либо не принимают вовсе. Столь выраженное неравнодушие – лучшая реклама для творца. В ...