Mike Longo - Легендарный Mike Longo still swingin'
19.04.2014
Просто поразительно, как может музыкант, начавший свою карьеру с Cannonball Adderley, игравший 22 года с Диззи Гиллеспи, все еще не быть всемирно известным. Но таков Майк Лонго. Этот нью-йоркский пианист записал 16 сольных альбомов, его авторству принадлежат девять учебников музыки. Он выступал с бесчисленным количеством звезд джаза и все же вряд ли хорошо знаком нашим читателям. Да и у многих американских джазовых критиков, судя по отзывам, его имя до недавнего времени также вызывало лишь разрозненные ассоциации. Можно сказать, что и заго- ворили-то о Майке только последнего релиза его The Mike Longo Trio, альбома Still Swingin'. Этот альбом получил хорошую прессу на Западе, и вот сегодня Бeатрис Ричардсон беседует с легендарным музыкантом.
Что значит Still Swingin'? Ты имеешь ввиду какой-то определенный стиль: свинг, биг-бэнд?
Стили свинг и биг-бэнд — это имена существительные, подобным образом их использовали Benny Goodman и King of Swing. Но я говорю о свинге как о глаголе, то есть ''свинговать'', как это было у Count Basie. Свинг — это энергия, пришедшая к нам из Африки. Многие музыканты пытаются творить, придерживаясь точных правил построения, однако такой подход к музыке существенным образом отличается от эмоционального подхода к свингу. Still Swingin' означает, что я до сих пор придерживаюсь свинга, который творится на эмоциях.
Ты начал выступать в раннем возрасте. Ты родился в музыкальной семье?
Моя мама была органистом в церкви, а мой папа был басистом, но он не зарабатывал музыкой на жизнь, ведь у него был собственный бизнес. Мои родители выросли во времена Великой Депрессии, и отец научился играть на басу, чтобы получать дополнительный доход и кормить семью. Кроме папы и мамы, моя сестра также имела отношение к музыке, она танцевала чечетку.
То есть ты из музыкальной семьи.
Да, но я единственный, кто зарабатывает этим на жизнь.
Ты начал выступать и записываться вместе с Cannonball Adderly, учился у Oscar Peterson, а также работал с Диззи Гиллеспи на протяжении 22 лет. Именно это подготовило тебя к будущей карьере?
Cannonball еще не был известен в то время, когда был лидером собственного бэнда в городке Форт-Лодердейл, Флорида, где вырос я как музыкант. В городе была церковь, старая деревянная церковь. Вы понимаете, как жарко во Флориде, если у тебя нет кондиционера, а в то время Форт-Лодердейл считался сельской месностью, он не был еще тем мегаполисом, которым сейчас является.
Так вот, Cannonball играл в этой деревянной церкви, и так случилось, что девушка-пианистка, игравшая с Cannonball, умерла. Поэтому Cannonball позвонил лидеру моего университетского бэнда и спросил: "У тебя есть на примете кто-нибудь, кто сможет играть на фортепиано в церкви?" Тот ответил: "О, да, есть здесь один малыш, который сможет с этим справиться". Я очень хорошо помню дорогу в церковь и парня, что дал мне сборник церковных гимнов. Я рассматривал эту книгу, а парень все повторял: "Нет, нет, не надо играть так, как здесь написано, добавь немного джаза". Тогда я еще не видел Cannonball, однако именно он стал причиной того, что я согласился играть. Через пару месяцев мне позвонил DJ Asking и спросил, могу ли я поучаствовать в джэм-сейшене, который пройдет в местном молодежном центре. Я приехал туда, Cannonball бып там саксофонистом (тогда он еще не был широко известен), и когда мы вдарили первую тему, моя челюсть с просто грохнулась о пол!
Позже я рассказал отцу об этом саксофонисте. Он связался с Cannonball, который тогда зарабатывал не много, и Cannonball начал играть в папином бэнде. Позже он пригласил меня в группу, которая играла то, что называлось Chitlin circuit по всей Флориде, но это был коллектив не Cannonball, им руководил Harold Ferguson. Как я оказался в этом бэнде? Однажды в клубе Porky должен был состояться концерт. Надо сказать, что у Cannonball был пианист, "Зубочистка" Gordon. Его звали "Зубочисткой" потому, что он постоянно ходил с зубочисткой в зубах. Но он попал в тюрьму. И вот однажды ночью меня разбудил телефонный звонок: Cannonball попросил меня отыграть с ним концерт. Я пришел в клуб, и остаток концерта мы доиграли вместе. Этот гиг много чему меня научил. Тогда я не умел хорошо играть на фортепиано, у группы как бы не было пианиста! (смеется). Тем же летом Cannonball уехал в Нью-Йорк, откуда больше не возвратился.
Все это подготовило тебя к карьере бэндлидера?
Это подготовило меня к тому, чтобы стать джазовым музыкантом, которым становятся в молодости. Молодость — это время ярких впечатлений, и именно тогда я узнал, что такое свинговать с Cannonball Adderly... что такое почувствовать этот стиль исполнения. Я помню, что когда мы играли Chitlin' circuit, мы так азартно свинговали, что сидение подо мной просто прыгало (смеется). Такие ощущения в молодости очень остры, именно поэтому я и стал джазовым музыкантом.
На последнем альбоме у тебя есть композиция-трибьют великому, но, к сожалению, уже покойному басисту Sam Jones. Она называется Bones. Какие чувства ты испытывал, сочиняя эту песню? И как повлиял на тебя Sam Jones?
Сэм также из Флориды. Помню, как люди говорили о нем. Он выступал в двух флоридских клубах, но я тогда был слишком молод, чтобы ходить на его выступления, мне было всего 15 лет. Когда я приехал в Нью-Йорк, он был басистом у Cannonball. Там было что-то вроде сообщества музыкантов на 52 улице, где находится легендарный Roseland, это сообщество располагалось на верхних его этажах. Рядом со зданием находилось место, называвшееся "У Джима и Энди", такое место тусовки для музыкантов. "Джим и Энди обналичат ваши деньги". А дальше по улице было местечко под названием "У Джуниора и Чарли", где два этих музыканта начали выступать дуэтом. Сэм встретил меня и послушал, как я играю. Это был мой первый опыт выступления дуэтом с Сэмом. Я учился с Oscar Peterson, и Сэм стал у него басистом. Когда я вернулся в Нью- Йорк, мы сформировали трио. Сэм был довольно худым парнем, и я иногда подшучивал над ним: "Как дела, Кости?"
Сэм был из Джэксонвилля, что во Флориде. Он любил Флориду, и до сих пор, каждый раз, когда я проезжаю на машине по мосту в Джэксонвилле, я опускаю стекло и выкрикиваю: "Кости!" Тогда я чувствую его присутствие. Я вижу, как он мне улыбается. Душа Сэма все еще где-то здесь.
Вспомни о том, как ты играл с Диззи Гиллеспи. Как повлияла работа с ним на твой карьерный рост?
Что ж, тому, чему я научился у Диззи, я мог бы долго учить любого музыканта. До посинения, и все равно музыкант ничему бы не научился. Диззи был не просто гением, он был намного больше, чем гением. Диззи одновременно был и повелителем, и посланником музыки. У него было как бы два лица. Когда он поднимал свою трубу, я видел глубину, которая открывалась в его игре. Когда же он откладывал свой инструмент, я понимал, какой сумасшедшей была его музыка. Именно поэтому его звали Диззи (Dizzy от англ. потрясающий, а можно перевести как глупый — прим.пер). Он не всегда пребывал в этих своих двух состояниях, мне же повезло быть знакомым с обоими. Мы провели с ним кучу приятных минут, нам было очень весело вместе. Это было как обыденное, так и музыкальное общение, и Диззи научил меня очень много чему. Много лет потребовалось мне, чтобы пройти все уровни его науки.
Есть одна интересная история о том, почему этого человека назвали Диззи. Yamaha подарила ему электро-рояль, а я часто бывал у Диззи дома. Он спрашивал меня, почему я не играю на его рояле, а я не мог на нем играть, потому что рояль был таким неуклюжим! Я говорил: "Нет, парень, я не могу на нем играть". Примерно через пять лет мы узнали, что Диззи просто неправильно прикрепил к роялю педали (смеется). Диз часто поступал подобным образом.
У Диззи была забавная манера преподавания, когда ты не понимаешь того, чему он учил тебя, до тех пор, пока не проходит лет двадцать и ты восклицаешь: "Так вот что он имел в виду!" James Moody рассказывал то же самое, он ходил по улице, вспоминал, что Диззи сказал тридцать лет назад, и говорил: "Вот что он имел в виду!"
Диззи мог подойти ко мне в то время, когда я играл какое-нибудь соло, и прошептать на ухо другой ритм, который абсолютно изменял всю мою игру. Он притаскивал мне кассету с записью африканских ритмов и спрашивал, в каком месте я бы мог использовать один из них. Я предлагал использовать этот ритм именно в том месте, где каждый бы его использовал. Но он говорил: "Попытайся использовать его вот здесь", и тогда огромный мир возможностей ритма открывался мне. Я думал, что он слышит музыку как-то не так, как все остальные люди. Мы начинали джэмовать, и я пытался применить его ритм в том месте, где он посоветовал. И тут же мои партии начинали выпадать из общей колеи! Но Диз прекрасно знал, что происходит. Я шел домой и думал об этом ритме, и уже назавтра я сам знал, где и как его должно сыграть!
Как ты думаешь, может ли джаз поднять людям настроение?
Я считаю, что так оно всегда и было. Та часть джаза, которая пришла к нам из Африки, имеет глубокое духовное значение в своей полиритмичности. В сущности, это значение утеряно многими джазовыми музыкантами, особенно европейскими. Они пытаются играть в строгой временной концепции, которая определяется их музыкой. Но у них это не получается, и они не используют по-настоящему джазовые идеи в своей музыке. В полиритмичном временном концепте, который берет свое начало от африканской музыки, ты должен играть больше чем в одном измерении. Когда ты слушаешь свингующий джаз, ты гармонизируешь свой дух, ты пребываешь в согласии с самим собой. Я думаю, что люди, которые любят джаз, любят его потому, что он внутренне их гармонизирует. Когда гармония достигнута, ты чувствуешь себя счастливым. Тот вопрос, который вы задали, относится к самой цели джаза. Именно поэтому джаз и существует.
Объясни, что ты понимаешь под стадиями развития музыканта.
Я пришел к выводу, что существуют три основные стадии развития музыканта. Первая — имитационная, когда человек просто пытается копировать ту музыку, которую раньше слышал. Следующий уровень я называю мыслительным. Музыкант выходит на него тогда, когда начинает понимать, что такое свинг и что такое импровизация. Обычно такое понимание приходит вместе с опытом игры с более профессиональными коллегами, коша стоишь с ними на одной сцене и они учат тебя своему мастерству. В конце концов, наступает такая стадия, которую я называю зрелостью, когда музыканту уже не нужна помощь, он и сам прекрасно разбирается в феномене свинга. Сам я прошел сквозь все эти три стадии, не только работая с Cannonball, Oscar и Dizzy, но и учась у более ранних моих учителей, таких как Errol Gamer, Earl "Fatha" Hines, Red Garland, Bill Evans, Thelonious Monk, Horace Silver, Bud Powell, Hank Jones и Tommy Flanagan, а также моих поздних вдохновителей; McCoy Tyner и Herbie Hancock.
Каково дальнейшее направление развития Майка Лонго? Что ожидает его в будущем?
Если кто-нибудь слышал все мои альбомы, то мог заметить, что от альбома к альбому моя музыка становится все профессиональнее. Я говорю: "Эй, ребята, я поднялся на более высокий уровень, настал час записать новую программу!" Очень надеюсь, что все еще нахожусь на пути развития, не взирая на то, что полностью выражаю себя в музыке. Во многом мой творческий потенциал основывается на духовном начале. Даже несмотря на то, что я много чему научился у Диззи. Это похоже на то, как будто многие вещи постоянно открываются для тебя. Раньше в таких случаях я говорил: "Черт, я раскрыл эту тайну!" Затем становился более взрослым и говорил: "Нет, парень, это тайна раскрыла тебя!" (смеется) Даже с тех пор, как я создал Still Swingin', прошло некоторое время и я поднялся на новый уровень понимания того, что происходит. С развитием постоянно приходит новое понимание музыки, и ты начинаешь играть на другом уровне, в ином измерении. Надеюсь, я и дальше буду идти по таком пути. Джаз — это послание, которое идет к самому сердцу, преодолевая препятствия культурных различий, языковых и политических барьеров.
"Минский зритель очень тепло принял польских музыкантов... Свободная и романтичная музыка польского трио завораживала и создавала медитативное пространство, погружаясь в которое напрочь забываешь о мирских проблемах... От минского слушателя польские ...
"Черный" парижанин Джеки Террассон - джазмен одновременно и европейский, и американский. Европейский по рождению, месту жительства и особому музыкальному шарму, а американский по настроению и стилю. И это сочетание притягивает к нему внимание коллег ...
Аркадий Эскин родился в апреле 1939 года в Харькове. Джаз начал играть в возрасте 13 лет в составе ресторанного ансамбля, когда еще учился в школе. Позже часто и надолго выезжал в Москву, где работал на "бирже", то есть каждый вечер в составе разных ...
Пианист Мэтью Шипп впервые познакомился с клавиатурой рояля в возрасте пяти лет. Было это в Уилмингтоне, штат Делавэр, где он родился. С 1984 года он стал частью нью-йоркского джазового мира, и частью весьма заметной. Шипп сотрудничает с Дэвидом ...
Пианист Фред Херш одинаково успешно играет в последние годы как соло, так и в различных составах. Его последний сольный альбом для "Nonesuch Records" под названием "Let Yourself Go" демонстрирует отменную технику пианиста в сочетании с тонким ...
Для легендарного джазового музыканта Рэмзи Льюиса 2005-й год стал годом значительных вех, как в жизненном, так и в творческом плане. В 2005-м Рэмзи отметил 50-летие работы в шоу-бизнесе, выпустил свой 71-й альбом, причем это был первый альбом в ...
За немецкой джазовой органисткой Барбарой Деннерлайн я "гонялся" с тех пор, как три года назад она приезжала в Ереван с единственным концертом. Тогда встретиться не удалось. На сей раз, благодаря компьютерной связи, все оказалось легче. Два месяца ...
Японская пианистка и композитор Кейко Матсуи – из тех музыкантов, которые не нуждаются в представлении. Потому что ее музыку либо благоговейно почитают, либо не принимают вовсе. Столь выраженное неравнодушие – лучшая реклама для творца. В ...
Мне выпала счастливая возможность попасть на концерт этого исполнителя. О нем я узнала два года назад, когда Москву посетил со своим бэндом всемирно известный флейтист Хьюберт Лоуз (Hubert Laws). Чуть позже удалось послушать несколько альбомов этого ...
...Отыграл — подарил очередную программу "Simultaneamente" ("Одновременно") (с перерывом на антракт), вышел в фойе — простуженный, обессилевший. В уме нарисовалась забавная тенденция: за последние три года Ганелин приезжает в Беларусь третий раз, ...
В пресс-релизе нью-йоркского ансамбля клавишника Эдама Клиппла под-робно представлен весьма солидный послужной список лидера и его коллег, в котором почти отсутствуют так называемые "раскрученные" имена – обычный рекламный трюк современного ...
Удивительное дело: с каждым годом джазовая часть международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" становится не только все более солидной, но и привлекает все больше публики. Вплоть до того, что больше привлечь уже и не в состоянии: ...