Mike Longo - Легендарный Mike Longo still swingin'
19.04.2014
Просто поразительно, как может музыкант, начавший свою карьеру с Cannonball Adderley, игравший 22 года с Диззи Гиллеспи, все еще не быть всемирно известным. Но таков Майк Лонго. Этот нью-йоркский пианист записал 16 сольных альбомов, его авторству принадлежат девять учебников музыки. Он выступал с бесчисленным количеством звезд джаза и все же вряд ли хорошо знаком нашим читателям. Да и у многих американских джазовых критиков, судя по отзывам, его имя до недавнего времени также вызывало лишь разрозненные ассоциации. Можно сказать, что и заго- ворили-то о Майке только последнего релиза его The Mike Longo Trio, альбома Still Swingin'. Этот альбом получил хорошую прессу на Западе, и вот сегодня Бeатрис Ричардсон беседует с легендарным музыкантом.
Что значит Still Swingin'? Ты имеешь ввиду какой-то определенный стиль: свинг, биг-бэнд?
Стили свинг и биг-бэнд — это имена существительные, подобным образом их использовали Benny Goodman и King of Swing. Но я говорю о свинге как о глаголе, то есть ''свинговать'', как это было у Count Basie. Свинг — это энергия, пришедшая к нам из Африки. Многие музыканты пытаются творить, придерживаясь точных правил построения, однако такой подход к музыке существенным образом отличается от эмоционального подхода к свингу. Still Swingin' означает, что я до сих пор придерживаюсь свинга, который творится на эмоциях.
Ты начал выступать в раннем возрасте. Ты родился в музыкальной семье?
Моя мама была органистом в церкви, а мой папа был басистом, но он не зарабатывал музыкой на жизнь, ведь у него был собственный бизнес. Мои родители выросли во времена Великой Депрессии, и отец научился играть на басу, чтобы получать дополнительный доход и кормить семью. Кроме папы и мамы, моя сестра также имела отношение к музыке, она танцевала чечетку.
То есть ты из музыкальной семьи.
Да, но я единственный, кто зарабатывает этим на жизнь.
Ты начал выступать и записываться вместе с Cannonball Adderly, учился у Oscar Peterson, а также работал с Диззи Гиллеспи на протяжении 22 лет. Именно это подготовило тебя к будущей карьере?
Cannonball еще не был известен в то время, когда был лидером собственного бэнда в городке Форт-Лодердейл, Флорида, где вырос я как музыкант. В городе была церковь, старая деревянная церковь. Вы понимаете, как жарко во Флориде, если у тебя нет кондиционера, а в то время Форт-Лодердейл считался сельской месностью, он не был еще тем мегаполисом, которым сейчас является.
Так вот, Cannonball играл в этой деревянной церкви, и так случилось, что девушка-пианистка, игравшая с Cannonball, умерла. Поэтому Cannonball позвонил лидеру моего университетского бэнда и спросил: "У тебя есть на примете кто-нибудь, кто сможет играть на фортепиано в церкви?" Тот ответил: "О, да, есть здесь один малыш, который сможет с этим справиться". Я очень хорошо помню дорогу в церковь и парня, что дал мне сборник церковных гимнов. Я рассматривал эту книгу, а парень все повторял: "Нет, нет, не надо играть так, как здесь написано, добавь немного джаза". Тогда я еще не видел Cannonball, однако именно он стал причиной того, что я согласился играть. Через пару месяцев мне позвонил DJ Asking и спросил, могу ли я поучаствовать в джэм-сейшене, который пройдет в местном молодежном центре. Я приехал туда, Cannonball бып там саксофонистом (тогда он еще не был широко известен), и когда мы вдарили первую тему, моя челюсть с просто грохнулась о пол!
Позже я рассказал отцу об этом саксофонисте. Он связался с Cannonball, который тогда зарабатывал не много, и Cannonball начал играть в папином бэнде. Позже он пригласил меня в группу, которая играла то, что называлось Chitlin circuit по всей Флориде, но это был коллектив не Cannonball, им руководил Harold Ferguson. Как я оказался в этом бэнде? Однажды в клубе Porky должен был состояться концерт. Надо сказать, что у Cannonball был пианист, "Зубочистка" Gordon. Его звали "Зубочисткой" потому, что он постоянно ходил с зубочисткой в зубах. Но он попал в тюрьму. И вот однажды ночью меня разбудил телефонный звонок: Cannonball попросил меня отыграть с ним концерт. Я пришел в клуб, и остаток концерта мы доиграли вместе. Этот гиг много чему меня научил. Тогда я не умел хорошо играть на фортепиано, у группы как бы не было пианиста! (смеется). Тем же летом Cannonball уехал в Нью-Йорк, откуда больше не возвратился.
Все это подготовило тебя к карьере бэндлидера?
Это подготовило меня к тому, чтобы стать джазовым музыкантом, которым становятся в молодости. Молодость — это время ярких впечатлений, и именно тогда я узнал, что такое свинговать с Cannonball Adderly... что такое почувствовать этот стиль исполнения. Я помню, что когда мы играли Chitlin' circuit, мы так азартно свинговали, что сидение подо мной просто прыгало (смеется). Такие ощущения в молодости очень остры, именно поэтому я и стал джазовым музыкантом.
На последнем альбоме у тебя есть композиция-трибьют великому, но, к сожалению, уже покойному басисту Sam Jones. Она называется Bones. Какие чувства ты испытывал, сочиняя эту песню? И как повлиял на тебя Sam Jones?
Сэм также из Флориды. Помню, как люди говорили о нем. Он выступал в двух флоридских клубах, но я тогда был слишком молод, чтобы ходить на его выступления, мне было всего 15 лет. Когда я приехал в Нью-Йорк, он был басистом у Cannonball. Там было что-то вроде сообщества музыкантов на 52 улице, где находится легендарный Roseland, это сообщество располагалось на верхних его этажах. Рядом со зданием находилось место, называвшееся "У Джима и Энди", такое место тусовки для музыкантов. "Джим и Энди обналичат ваши деньги". А дальше по улице было местечко под названием "У Джуниора и Чарли", где два этих музыканта начали выступать дуэтом. Сэм встретил меня и послушал, как я играю. Это был мой первый опыт выступления дуэтом с Сэмом. Я учился с Oscar Peterson, и Сэм стал у него басистом. Когда я вернулся в Нью- Йорк, мы сформировали трио. Сэм был довольно худым парнем, и я иногда подшучивал над ним: "Как дела, Кости?"
Сэм был из Джэксонвилля, что во Флориде. Он любил Флориду, и до сих пор, каждый раз, когда я проезжаю на машине по мосту в Джэксонвилле, я опускаю стекло и выкрикиваю: "Кости!" Тогда я чувствую его присутствие. Я вижу, как он мне улыбается. Душа Сэма все еще где-то здесь.
Вспомни о том, как ты играл с Диззи Гиллеспи. Как повлияла работа с ним на твой карьерный рост?
Что ж, тому, чему я научился у Диззи, я мог бы долго учить любого музыканта. До посинения, и все равно музыкант ничему бы не научился. Диззи был не просто гением, он был намного больше, чем гением. Диззи одновременно был и повелителем, и посланником музыки. У него было как бы два лица. Когда он поднимал свою трубу, я видел глубину, которая открывалась в его игре. Когда же он откладывал свой инструмент, я понимал, какой сумасшедшей была его музыка. Именно поэтому его звали Диззи (Dizzy от англ. потрясающий, а можно перевести как глупый — прим.пер). Он не всегда пребывал в этих своих двух состояниях, мне же повезло быть знакомым с обоими. Мы провели с ним кучу приятных минут, нам было очень весело вместе. Это было как обыденное, так и музыкальное общение, и Диззи научил меня очень много чему. Много лет потребовалось мне, чтобы пройти все уровни его науки.
Есть одна интересная история о том, почему этого человека назвали Диззи. Yamaha подарила ему электро-рояль, а я часто бывал у Диззи дома. Он спрашивал меня, почему я не играю на его рояле, а я не мог на нем играть, потому что рояль был таким неуклюжим! Я говорил: "Нет, парень, я не могу на нем играть". Примерно через пять лет мы узнали, что Диззи просто неправильно прикрепил к роялю педали (смеется). Диз часто поступал подобным образом.
У Диззи была забавная манера преподавания, когда ты не понимаешь того, чему он учил тебя, до тех пор, пока не проходит лет двадцать и ты восклицаешь: "Так вот что он имел в виду!" James Moody рассказывал то же самое, он ходил по улице, вспоминал, что Диззи сказал тридцать лет назад, и говорил: "Вот что он имел в виду!"
Диззи мог подойти ко мне в то время, когда я играл какое-нибудь соло, и прошептать на ухо другой ритм, который абсолютно изменял всю мою игру. Он притаскивал мне кассету с записью африканских ритмов и спрашивал, в каком месте я бы мог использовать один из них. Я предлагал использовать этот ритм именно в том месте, где каждый бы его использовал. Но он говорил: "Попытайся использовать его вот здесь", и тогда огромный мир возможностей ритма открывался мне. Я думал, что он слышит музыку как-то не так, как все остальные люди. Мы начинали джэмовать, и я пытался применить его ритм в том месте, где он посоветовал. И тут же мои партии начинали выпадать из общей колеи! Но Диз прекрасно знал, что происходит. Я шел домой и думал об этом ритме, и уже назавтра я сам знал, где и как его должно сыграть!
Как ты думаешь, может ли джаз поднять людям настроение?
Я считаю, что так оно всегда и было. Та часть джаза, которая пришла к нам из Африки, имеет глубокое духовное значение в своей полиритмичности. В сущности, это значение утеряно многими джазовыми музыкантами, особенно европейскими. Они пытаются играть в строгой временной концепции, которая определяется их музыкой. Но у них это не получается, и они не используют по-настоящему джазовые идеи в своей музыке. В полиритмичном временном концепте, который берет свое начало от африканской музыки, ты должен играть больше чем в одном измерении. Когда ты слушаешь свингующий джаз, ты гармонизируешь свой дух, ты пребываешь в согласии с самим собой. Я думаю, что люди, которые любят джаз, любят его потому, что он внутренне их гармонизирует. Когда гармония достигнута, ты чувствуешь себя счастливым. Тот вопрос, который вы задали, относится к самой цели джаза. Именно поэтому джаз и существует.
Объясни, что ты понимаешь под стадиями развития музыканта.
Я пришел к выводу, что существуют три основные стадии развития музыканта. Первая — имитационная, когда человек просто пытается копировать ту музыку, которую раньше слышал. Следующий уровень я называю мыслительным. Музыкант выходит на него тогда, когда начинает понимать, что такое свинг и что такое импровизация. Обычно такое понимание приходит вместе с опытом игры с более профессиональными коллегами, коша стоишь с ними на одной сцене и они учат тебя своему мастерству. В конце концов, наступает такая стадия, которую я называю зрелостью, когда музыканту уже не нужна помощь, он и сам прекрасно разбирается в феномене свинга. Сам я прошел сквозь все эти три стадии, не только работая с Cannonball, Oscar и Dizzy, но и учась у более ранних моих учителей, таких как Errol Gamer, Earl "Fatha" Hines, Red Garland, Bill Evans, Thelonious Monk, Horace Silver, Bud Powell, Hank Jones и Tommy Flanagan, а также моих поздних вдохновителей; McCoy Tyner и Herbie Hancock.
Каково дальнейшее направление развития Майка Лонго? Что ожидает его в будущем?
Если кто-нибудь слышал все мои альбомы, то мог заметить, что от альбома к альбому моя музыка становится все профессиональнее. Я говорю: "Эй, ребята, я поднялся на более высокий уровень, настал час записать новую программу!" Очень надеюсь, что все еще нахожусь на пути развития, не взирая на то, что полностью выражаю себя в музыке. Во многом мой творческий потенциал основывается на духовном начале. Даже несмотря на то, что я много чему научился у Диззи. Это похоже на то, как будто многие вещи постоянно открываются для тебя. Раньше в таких случаях я говорил: "Черт, я раскрыл эту тайну!" Затем становился более взрослым и говорил: "Нет, парень, это тайна раскрыла тебя!" (смеется) Даже с тех пор, как я создал Still Swingin', прошло некоторое время и я поднялся на новый уровень понимания того, что происходит. С развитием постоянно приходит новое понимание музыки, и ты начинаешь играть на другом уровне, в ином измерении. Надеюсь, я и дальше буду идти по таком пути. Джаз — это послание, которое идет к самому сердцу, преодолевая препятствия культурных различий, языковых и политических барьеров.
Мне выпала счастливая возможность попасть на концерт этого исполнителя. О нем я узнала два года назад, когда Москву посетил со своим бэндом всемирно известный флейтист Хьюберт Лоуз (Hubert Laws). Чуть позже удалось послушать несколько альбомов этого ...
...Отыграл — подарил очередную программу "Simultaneamente" ("Одновременно") (с перерывом на антракт), вышел в фойе — простуженный, обессилевший. В уме нарисовалась забавная тенденция: за последние три года Ганелин приезжает в Беларусь третий раз, ...
В пресс-релизе нью-йоркского ансамбля клавишника Эдама Клиппла под-робно представлен весьма солидный послужной список лидера и его коллег, в котором почти отсутствуют так называемые "раскрученные" имена – обычный рекламный трюк современного ...
Удивительное дело: с каждым годом джазовая часть международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" становится не только все более солидной, но и привлекает все больше публики. Вплоть до того, что больше привлечь уже и не в состоянии: ...
Как "бывшие наши джазмены" чувствуют себя на родине джаза, какова их судьба, планы, возможности? Эти вопросы всегда волновали и любителей, и профессионалов от музыки. Сегодня вы имеете возможность заочно "пообщаться" с музыкантом, ранее прекрасно ...
Предлагаем вашему вниманию интервью, недавно взятое у одного из ведущих питерских джазменов, которого давно и хорошо знают не только в его городе, но и во всей России и за рубежом. Андрей Кондаков ныне - арт-директор санкт-петербургского JFC-клуба, ...
Личность Игоря Бриля представляет интерес для всех, кто когда–либо интересовался "русским" джазом. Лауреат многих джазовых конкурсов, пианист и композитор — он всегда входил в число лидеров этого направления. Его композиции "Утро земли", "В пути", ...
Имея в виду дилемму, то и дело пенящуюся на гребне жарких околомузыкальных прений, способен ли хороший музыкант, не теряя профессионального уровня, успешно заниматься организованной деятельностью, можно смело утверждать, что Даниил Крамер способен. ...
Сегодня Юрий Кузнецов борется с репутацией Одессы как "джазовой провинции" Перед летней поездкой в Одессу я получила задание редакции: отыскать джазовую жизнь в Одессе. Нашла — на открывающем второй сезон "Клуба высокой музыки" концерте Юрия ...
Не так уж много у нас джазовых музыкантов и композиторов-полистилистов, которым ничто не чуждо и которые с равным успехом сочиняют и играют рок-оперы, джаз-рок, мэйнстрим и нью-эйдж. Представляем вам одного из них. Какая джаз-рок-фьюжн группа была ...
Меняются джазовые ветры, множатся джазовые школы, расширяется джазовая география, рождаются феноменальные импровизаторы. В сложном стилистическом лабиринте современного импровизационного искусства немудрено заблудиться и эксперту: джаз все время ...
В этом году на фестивале "Славянский базар" произошло невероятное событие: в составе жюри конкурса молодых исполнителей оказался знаменитый композитор и пианист Вячеслав Ганелин. Он не только судил, но и выступил в фестивальном джаз-клубе с почти ...