Хотя до последнего момента арт-директор "Ле Клуба" Игорь Бутман не был уверен, состоятся ли гастроли пианиста Монти Александера вообще, он не только приехал, но и пять вечеров играл в Москве. Больше, чем какой-либо иной популярный джазмен вообще.
57-летний Александер родился на Ямайке, в США переехал 17-летним юношей и необыкновенно быстро привлек внимание, в частности, музыкантов из трио Оскара Питерсона’, с которым его — соответственно — стали сравнивать. Хотя на концертах в Москве стало ясно, что ближе ему (и как автору, и как исполнителю) манера Дэйва Брубека. За 40 лет Александер выпустил полсотни пластинок как лидер джаз-ансамблей (в основном, трио) и еще больше— как участник разнообразных популярноджазовых проектов (Квинси Джоунса, Диззи Гиллеспи, Кларка Терри). Причем, в отличие от других американских выходцев из Карибского бассейна, до последнего времени пианист сотрудничал с испаноязычной диаспорой, скорее, в виде исключения (разве что записывался с недавно умершим титаном афрокубйнского стиля "салса" Тито Пуэнте). Но с конца 80-х Александер все чаще обращается к ямайской музыке, причем с джазменами играет песни Боба Марли, а с бывшими аккомпаниаторами Марли — наоборот, джазовую классику в стиле реггей. У нас Монти Александера знают по "закадровой работе" с певицей Натали Коул, дочерью его коллеги-пианиста (и певца) Ната Кинг Коула. Альбом певицы Unforgettablе и одноименный видеоклип - виртуальный дуэт, полученный путем компьютерного совмещения киносъемки давно умершего отца и нового видео, где ту же песню через 30 лет поет его дочь - регулярно демонстрируют все наши телеканалы. В 1991 году вместе с певицей Монти Александер получил за этот альбом премию Трэмми".
В "Ле Клуб" пианист привез чисто джазовое трио с европейскими музыкантами, увы, явно уступавшими по классу и ему самому, и его многочисленным звездным партнерам (ну, насчет отличного и вполне звездного барабанщика Мартина Дрю, многолетнего партнера Оскара Питерсона, можно поспорить — ред.). Да и вместо певицы класса Коул на пару номеров в качестве "биса" выходила молодая жена пианиста итальянка Катарина (ее отец, говорят, работал с Федерико Феллини). Голос у нее совсем небольшой и совсем не джазовый, но выглядело все по- европейски культурно и по-семейному уютно.
Монти Александер. Сохранивший сильный ямайский акцент контактный и доброжелательный собеседник, он охотно и непринужденно отвечал на все вопросы и даже — вопреки обыкновению — ради этого интервью пожертвовал перерывом между сетами, во время которого вся его команда (в том числе и супруга) обедала.
— Недавно здесь был Майкл Бреккер и на вопрос, является ли студийная работа творческой, довольно определенно ответил: "Далеко не всякая". Вы много работали с певцами и певицами. Такой вот практически анонимный аккомпанемент - это творчество? (В том же смысле, что и джазовая импровизация?)
Это зависит от вокалистов. Хотя я не работал о вокалистами так много, как Майкл Бреккер, мне всегда везло на людей творческих.
— А как Вам работалось с артистом совсем другого жанра — весьма известным французским шансонье Бернаром Лавильером?
Это интересная история. Лавильер собирался гастролировать по Ямайке и в качестве аккомпаниаторов выбрал меня и другого ямайского джазмена, гитариста Эрнеста Рэнгпина. Но Лавильеру все-таки больше был нужен местный колорит, характерный ямайский ритм. Хотя — раз уж Вы знаете это имя, то знаете и то, что Лавильер всегда пользовался джазом, блюзом и африканскими ритмами — задолго до моды на музыку народов мира.
— А Эрнест Рэнглин? Если Вы — самый известный джазмен с Ямайки, то Рэнглин, бесспорно, второй. И вы встречаетесь так редко!
Да что вы! Это только в студиях звукозаписи мы встречаемся не так часто, как хотелось бы. А вообще я приглашаю его при любой возможности.
Он ведь на двенадцать лет лет старше меня. Я был совсем еще мальчишкой, когда его первый раз услышал, и сразу понял, что он - не столько виртуоз, сколько большой музыкант, и рад, что теперь его оценили по достоинству.
- Вы сегодня начали первый сет с блюза Ахмада Джамала, потом сыграли "Соте Sunday" и закончили снова Эллингтоном — "Things Ain't What They Used to Be". У вас в дискографии есть Эллингтон, но "Come Sunday" сильно отличается от той версии, что на диске — Вы так много цитировали другие эллингтоновские вещи, что получилось почти попурри. И вообще, как я уже говорил на пресс-конференции, за вольности в репертуаре — вроде "Satisfaction" из репертуара "Роллинг Стоунз" Вас критики наверняка не жаловали?
Повторю свой ответ. Какая разница — если в теме есть материал для импровизации. А много цитат — это, конечно, только на концерте.
—Вы переехали в США совсем молодым человеком. Русские музыканты-эмигранты жалуются, что в профессиональном отношении адаптироваться не так уж пррсто, особенно по части репертуара — разные застольные песни, шуточные, детские, особенно в период праздников, Рождества...
У меня этой проблемы не было. Как Бинг Кросби поет "Белое рождество" (автор слов и музыки Ирвинг Берлин — выходец из России — Д.У.), У нас благодаря североамериканскому радио все знали. Да и на гастроли к нам многие ездили. Я решил, что буду джазменом, когда еще в 50-е лопал на концерт Луи Армстронга.
Я одинаково ценю и старых мастеров и молодежь. К тому же у нас на Ямайке был известен не только Армстронг. Сонни Роллинс, Уинтон Келли, кларнетист Дюка Эллингтона Джимми Хэмилтон — вот мои кумиры 50-х. Вы будете удивлены, если я скажу Вам, насколько хорошо в те годы мы знали джаз. И блюзы — их вместе с джазом передавали радиостанции из Нового Орлеана. Для меня вообще главное в джазе — the feeling of blues.
— Вы играете много разной музыки- даже, говорят, "Рапсодию в блюзовых тонах" Джорджа Гершвина.
Ну, это было только один раз, со Швейцарским молодежным оркестром. Пришлось учить все наизусть и практически по слуху. Я ведь учился играть по нотам всего года четыре в раннем детстве.
— Никогда бы не поверил. Ваша фортепьянная техника, скорее, академическая. И вообще Ваше туше ближе плотному латиноамериканскому саунду—так играют и модные сейчас кубинские пианисты...
Да, я полгода назад играл в одном концерте с Чучо Вальдесом и сам это заметил. А насчет академической школы... многие это говорят. Может быть, это от того, что я все-таки люблю классику. Регулярно смотрю на видео документальный фильм, который снят дома у Владимира Горовица. Вы знаете, в Нью- Йорке я начинал с клуба Jilly's. А потсгм в том же помещении открылся русский ресторан "Самовар". Это в самом центре Нью- Йорка, я живу по соседству и иногда по привычке туда захожу, а значит — знаю в лицо ваших знаменитостей, как тот лауреат Нобелевской премии...
— Иосиф Бродский. Раз уж зашла речь о России, как наша публика — она адекватно реагирует на Вашу музыку?
Да, во всяком случае, здесь, в "Ле Клубе". Конечно, всякое случается. Это ведь, насколько я понимаю, очень дорогой ресторан, куда приходят не только ради музыки. Но это уже пятое выступление, а в зале, как и в первый вечер, много людей, которые не только Тонко чувствуют мою музыку, но и явно ее знают. .Поверьте, таких мест в мире немного. Даже в Америке; А в Европе, например, я лично знаю только одно — клуб Ronnie Scott's в Лондоне. Я как раз сейчас еду туда. И — честное слово — мне кажется, увожу с собой ощущение вашего города, в котором почти за неделю успел "увязнуть по колено".
— И последнее: наверняка интервьюеры часто задают совсем не те вопросы, на которые вам интересно было бы отвечать. Задайте сами себе тот вопрос, на который Вы бы хотели ответить.
Вот такого вопроса мне точно никто не задавал. Пожалуй, так: "Любите ли Вы то, чем занимаетесь"? И ответ однозначный — да!
Не так уж много у нас джазовых музыкантов и композиторов-полистилистов, которым ничто не чуждо и которые с равным успехом сочиняют и играют рок-оперы, джаз-рок, мэйнстрим и нью-эйдж. Представляем вам одного из них. Какая джаз-рок-фьюжн группа была ...
Меняются джазовые ветры, множатся джазовые школы, расширяется джазовая география, рождаются феноменальные импровизаторы. В сложном стилистическом лабиринте современного импровизационного искусства немудрено заблудиться и эксперту: джаз все время ...
В этом году на фестивале "Славянский базар" произошло невероятное событие: в составе жюри конкурса молодых исполнителей оказался знаменитый композитор и пианист Вячеслав Ганелин. Он не только судил, но и выступил в фестивальном джаз-клубе с почти ...
Среди польских джазовых музыкантов, которые концертировали в Минске, пианист Доминик Ваня – безусловный рекордсмен. Здесь он выступал раз шесть в составе различных коллективов. Прошлый год принес Доминику очередное пополнение званий и наград. К двум ...
Не могли бы вы рассказать о вашем музыкальном детстве в Бразилии? Мне повезло, ведь я выросла в очень музыкальной семье. Моя мать была классической пианисткой, обожавшей джаз, поэтому джаз всегда звучал в нашем доме. В те времена как раз ...
Кенни Баррон — один из тех,кого можно назвать "скромными звездами": он не рекламирует себя, за него говорят его блестящие композиции и мощный импровизационный стиль игры на фортепиано. Его место в истории джаза легко определить по его резюме, от ...
Лешек Можджер – человек многогранный и активный, сегодня он является одним из лидеров польской джазовой сцены. Это личность во многом уникальная, его жизнь необычайно насыщенна, он все время в движении, застать его на месте крайне сложно. ...
Разумеется, речь у нас пойдет не о притягательной силе языка древних римлян. Хотя без него, пожалуй, не возникло бы понятие «латинская культура» и мы не смогли бы говорить о постоянном взаимодействии с нею музыкальных направлений, возникавших в США. ...
Просто поразительно, как может музыкант, начавший свою карьеру с Cannonball Adderley, игравший 22 года с Диззи Гиллеспи, все еще не быть всемирно известным. Но таков Майк Лонго. Этот нью-йоркский пианист записал 16 сольных альбомов, его авторству ...
"Если засунуть сакс в пустое ведро и начать дуть, это может показаться очень забавным, но, с другой стороны, может стать решающим прорывом в новые области звука со времен изобретения темперированной системы." (Виллем Бройкер, INSTANT COMPOSERS POOL) ...
Босса-нова, кубоп, калипсо, сальса, танго, ча-ча-ча... Почти с самого появления джаза латинские ритмы придавали колорита этой музыке. Слово "латинский" может ввести в заблуждение. "Латинский джаз" — это понятие, которое относится к американской ...
Нью-йоркский лейбл MoonJune Records и его шеф Леонардо Павкович стал для меня и, уверен, для абсолютного большинства наших читателей, настоящим проводником в мир современного джаза, прог-рока и музыки фьюжн из Индонезии. И оказалось, что этот мир ...