Пианист Фред Херш одинаково успешно играет в последние годы как соло, так и в различных составах. Его последний сольный альбом для "Nonesuch Records" под названием "Let Yourself Go" демонстрирует отменную технику пианиста в сочетании с тонким лиризмом и эмоциональной силой. Херш длительное время работает в трио с ударником Томом Рэйни и басистом Дрю Грессом, очень удачным оказалось его сотрудничество с вокалисткой Дженис Сигел: альбом "The Tender Trop" на фирме "Monarch". Весьма тепло был принят и еще один его совместный с дамой проект — альбом "The Red Quartets" с сопрано-саксофонисткой Джейн Айрой Блум.
Сегодня 44-летний Фред живет и работает в Нью-Йорке, куда он перебрался из Цинцинатти в 1977г. Известен он также и своей активной поддержкой научных исследований по борьбе со СПИДом — Херш был организатором записи диска "Last Night When We Were Young", доходы от продажи которого пошли на вышеуказанные цели. Дело в том, что и сам Херш, придерживающийся нетрадиционной сексуальной ориентации, является носителем зловещего вируса, так что проблемы борьбы со СПИДом близки и ему лично. Мы публикуем фрагменты обширного интервью, которое Хирш дал Эндрю Гилберту и которое было опубликовано в интернетовском онлайновом магазине компакт-дисков "CDNOW".
Э.Г.: Как ты пришел к решению играть сольные программы?
Ф.Х.: На это решение во многом повлиял Боб Гурвиц из "Nonesuch". Он сказал мне как-то: "Мне нравятся твои трио, но есть и другие люди, которые здорово играют в таком составе, а вот соло мало кто может сыграть так сильно, как ты. Надо акцентировать свои сильные стороны". Мне это показалось вполне резонным. Первую программу я подготовил для "Nonesuch" из произведений Роджерса и Хаммерстайна. Затем настал черед альбома с вещами Монка. Реакция многих была очень сильной — от полного восторга до полного неприятия. После того, как я долгие годы был в плену музыки Билла Эванса, этот опыт придал стимул новым поискам.
Э.Г.: Что легче — найти работу для сольного исполнителя или для трио?
Ф.Х.: Ситуация прояснилась, когда я начал искать возможности для сольных концертов. В составе трио я играю несколько недель в год в "Village Vanguard" — Лорэн (Лорэн Гордон, владелица клуба. — Прим. пер.) нравятся фортепианные трио. Однако возможностей для такой работы меньше, если вы не Кенни Бэррон, Джеки Терразон, Ахмад Джамал, Брэд Мелдоу или МакКой Тайнер. Я чувствовал, что пробиться здесь очень сложно. Но для сольного пианиста ситуация выглядит несколько иначе. Таких исполнителей всегда было немного, был Кейт Джарретт, но он уже не выступает. Чем больше я играл соло, тем сильнее ощущал новые возможности. Сольная работа помогла мне найти свой путь. Играя соло, имеешь больше шансов.
Э.Г.: Экономическая выгода сольной работы очевидна, а как насчет твоего внутреннего состояния при сольном исполнении, оно отличается от игры в трио?
Ф.Х.: Многие джазовые пианисты нервничают при сольной игре. Они чувствуют себя так, словно на них свалился дополнительный объем работы. Ну словно ребенок взялся за взрослую роль или нечто подобное. У меня совсем другой подход. Я сразу же забываю обо всем постороннем, начинаю играть и смотрю, что у меня выходит. Когда играешь соло, необходимо взаимодействовать только с материалом, с инструментом и, если повезет, с аудиторией...
Э.Г.: Слушая "Let Yourself Go", замечаешь, что для тебя важен состав программы и переход от одной темы к другой.
Ф.Х. Это, видимо, идет от моего академического образования и потому еще, что меня во многом вдохновляет кино. В сущности, и в мире классической музыки лишь несколько пианистов хорошо составляют программы. Скажем, Питер Серкин и Мицуко Ушида умеют это делать — они берут Веберна, и Моцарта, и Штокгаузена и показывают тебе логику такого сочетания. Меня это просто восхищает...
Э.Г.: В молодые годы ты был под сильным влиянием Билла Эванса. Тебе это надоело?
Ф.Х. Я очень люблю Билла Эванса, но есть пианисты, звучание у которых гораздо более близко к звучанию Билла... Билл Эванс научил меня в первую очередь тому, как должно звучать фортепиано в трио, — роли ритм-секции в метре и в отдельных аккордах...
Для моего джазового исполнительства очень важны Ахмад Джамал, Пол Блей или Эрл Хайнс, один из моих самых любимых солистов, сильно на меня повлиявший. Я постоянно цитирую Монка, очень сильно повлиявшего на меня и как на джазмена, и как на пианиста...
Э.Г.: Уделяя столь много внимания сольным записям и выступлениям, ты, похоже, отодвинул на обочину трио с Томом Рэйни и Дрю Грессом.
Ф.Х.: Последние четыре — пять лет мы не записывались с трио, и иногда это меня очень огорчает. Я по-прежнему уверен, что это очень интересный состав. Хорошо это или плохо, но он отличается от других трио. Он звучит не так, как трио Кейта Джарретта, у него свой характер. Никто не может повторить игру Тома Рэйни да, пожалуй, и Дрю. Они оба играют в контексте новой музыки, работают с Тимом Берне в группе "Paraphrase", исполняют там полностью импровизационную музыку. Они оба любят сотворить что-то из ничего.
Э.Г.: Когда ты заинтересовался джазом?
Ф.Х.: С самого раннего детства мне нравилось импровизировать, но тогда я слушал только классическую музыку. В университете у меня были самые противоречивые вкусы. Я по-прежнему изучал классику, я начал прислушиваться к некоторым вещам Джеймса Тейлора и Джони Митчелл, я играл на скрипке, я пел в хоре...
Свою академическую карьеру я начал в Гринелл Колледж, в Айове, и там меня как-то позвали послушать приехавшего на гастроли Херби Хэнкока. "А кто это?" — спросил я. И вот потом, это было зимой 1973 года, я начал слушать Колтрейна, и Майлса, и Фарао Сандерса, и "Light As A Feather" Кориа. А если покороче закончить эту длинную историю, как-то на Рождество я попал в джаз-клуб в Цинцинатти и был пленен всем, что там происходило.
Э.Г.: Тебе понравилась музыка, но что привело тебя на сцену?
Ф.Х.: Прежде всего меня привлекло в джаз его великое разнообразие, здесь есть люди всех рас и возрастов. Я увидел в нем подобие некоего клуба, куда может прийти каждый, если он талантлив и хочет играть... Позже, познакомившись с джазовой жизнью Нью-Йорка, я понял, что не все джазовые музыканты адекватно воспринимают мою сексуальную ориентацию. Я обнаружил, что джазовый мир — это далеко не Эдем, который я себе навоображал. Как в любом обществе, здесь есть гомофобия и расизм, но в целом, тем не менее, это большое сообщество людей, которое не знает границ. Это международный язык импровизации.
Пианист Мэтью Шипп впервые познакомился с клавиатурой рояля в возрасте пяти лет. Было это в Уилмингтоне, штат Делавэр, где он родился. С 1984 года он стал частью нью-йоркского джазового мира, и частью весьма заметной. Шипп сотрудничает с Дэвидом ...
Для легендарного джазового музыканта Рэмзи Льюиса 2005-й год стал годом значительных вех, как в жизненном, так и в творческом плане. В 2005-м Рэмзи отметил 50-летие работы в шоу-бизнесе, выпустил свой 71-й альбом, причем это был первый альбом в ...
За немецкой джазовой органисткой Барбарой Деннерлайн я "гонялся" с тех пор, как три года назад она приезжала в Ереван с единственным концертом. Тогда встретиться не удалось. На сей раз, благодаря компьютерной связи, все оказалось легче. Два месяца ...
Японская пианистка и композитор Кейко Матсуи – из тех музыкантов, которые не нуждаются в представлении. Потому что ее музыку либо благоговейно почитают, либо не принимают вовсе. Столь выраженное неравнодушие – лучшая реклама для творца. В ...
Мне выпала счастливая возможность попасть на концерт этого исполнителя. О нем я узнала два года назад, когда Москву посетил со своим бэндом всемирно известный флейтист Хьюберт Лоуз (Hubert Laws). Чуть позже удалось послушать несколько альбомов этого ...
...Отыграл — подарил очередную программу "Simultaneamente" ("Одновременно") (с перерывом на антракт), вышел в фойе — простуженный, обессилевший. В уме нарисовалась забавная тенденция: за последние три года Ганелин приезжает в Беларусь третий раз, ...
В пресс-релизе нью-йоркского ансамбля клавишника Эдама Клиппла под-робно представлен весьма солидный послужной список лидера и его коллег, в котором почти отсутствуют так называемые "раскрученные" имена – обычный рекламный трюк современного ...
Удивительное дело: с каждым годом джазовая часть международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" становится не только все более солидной, но и привлекает все больше публики. Вплоть до того, что больше привлечь уже и не в состоянии: ...
Как "бывшие наши джазмены" чувствуют себя на родине джаза, какова их судьба, планы, возможности? Эти вопросы всегда волновали и любителей, и профессионалов от музыки. Сегодня вы имеете возможность заочно "пообщаться" с музыкантом, ранее прекрасно ...
Предлагаем вашему вниманию интервью, недавно взятое у одного из ведущих питерских джазменов, которого давно и хорошо знают не только в его городе, но и во всей России и за рубежом. Андрей Кондаков ныне - арт-директор санкт-петербургского JFC-клуба, ...
Личность Игоря Бриля представляет интерес для всех, кто когда–либо интересовался "русским" джазом. Лауреат многих джазовых конкурсов, пианист и композитор — он всегда входил в число лидеров этого направления. Его композиции "Утро земли", "В пути", ...
Имея в виду дилемму, то и дело пенящуюся на гребне жарких околомузыкальных прений, способен ли хороший музыкант, не теряя профессионального уровня, успешно заниматься организованной деятельностью, можно смело утверждать, что Даниил Крамер способен. ...