Еще во времена Советского Союза Ростов-на-Дону считался одним из главных джазовых центров страны. В немалой степени благодаря тому, что в этом городе сложилась четкая, целенаправленная система обучения джазу и подготовки музыкантов, в чем была немалая заслуга профессора, заведующего кафедрой джазовой музыки (!) Ростовской консерватории Кима Назаретова. Был знаменит Ростов и тем, что впервые в СССР стал проводить специализированный фестиваль, в котором участвовали только биг-бэнды. А вот в конце 2004 г. в Ростове- на-Дону состоялся фестиваль "Ростовский джаз: прошлое, настоящее, будущее", посвященный 255-летию города и 30-летию джазового образования на Дону.
Фестиваль был организован и проведен Ростовским отделением Всероссийского музыкального общества, Управлением культуры Администрации города, Ростовской государственной консерваторией и Ростовским училищем искусств. Среди приглашенных на фестивале были многие известные композиторы, музыканты, музыковеды. Среди них и некогда работавший в Ростове- на-Дону белорусский пианист Аркадий Эскин, которого наш корреспондент и попросил рассказать о том, как проходил фестиваль.
Аркадий Эскин: Очень многие музыканты, которые получили образование в Ростове, начинали там музыкальную карьеру, на протяжении лет разъехались чуть ли не по всему миру. А тут как раз повод: юбилей основания города и начала в нем джазового образования. Организаторы поставили целью собрать в эти дни в городе по возможности всех, кто имеет отношение именно к джазовой жизни Ростова. Разослали массу приглашений, на которые откликнулись очень многие. Приехали, среди прочих, Игорь Бриль, композитор Мурад Кажлаев, генеральный директор и председатель международного конкурса джазовых пианистов в польском городе Калиш Ле- хослав Охоцки, историк джаза Юрий Верменич.
Дмитрий Подберезский: Аркадий Борисович! По приезде в Ростов вы наверняка увидели многих своих коллег, с которыми не встречались много лет.
Совершенно верно! Вызвали даже Михаила Левина, барабанщика, с которым я работал в трио в конце 60-х и который нынче живет и работает в Калгари. Михаил собрал деньги, закончил знаменитую школу в Беркли, потом вернулся в Ростов, где и преподавал джаз. Встретился я и с контрабасистом Виктором Некрасовым, также участником нашего трио. Виктор сейчас возглавляет джазовое отделение в Орловском музучилище. Мы и тогда очень дружили, а на этот раз встретились вообще как братья. Кое-что быстренько вспомнили и выступили на фестивале.
Кто еще из числа звезд приехал в Ростов?
Тромбонист Виктор Бударин собрал биг-бэнд с участием, условно говоря, "стариков". Среди них был, например, в прошлом участник оркестра Лундстрема Владимир Попов. Должен был приехать из Минска и тромбонист Геннадий Гречухин, но поездке помешали семейные обстоятельства. Замечу, что на протяжении уже многих лет Ростов и Минск в области джаза связаны очень плотно. В составе Государственного концертного оркестра Беларуси выступает достаточно много выпускников ростовской джазовой школы, чему я также активно способствовал. Вот и Геннадий в свое время приехал работать из Ростова в Минск. Михаил Финберг выслал организаторам ростовского фестиваля поздравительное письмо, которое было зачитано официально. Поначалу планировалось, что я приеду со своим ритмом и ростовскими выпускниками — саксофонистами Павлом Белявским, Романом Артемьевым и Геной Гречухиным. Но это сильно оголяло оркестр, который оставался в Минске работать, и поэтому я поехал один, что и подтолкнуло организаторов к идее собрать наше старое трио.
Что можно сказать об организации фестиваля, приеме?
Все было сделано практически образцово. Невероятную деятельность по подготовке фестиваля развил сопредседатель правления Ростовского отделения ВМО и первый председатель Ростовского джаз-клуба Рафик Туишев. Он всю жизнь связан с музыкой, вывозил ростовские оркестры на фестивали, в том числе и за границу, настоящий фанат своего дела, ведет грандиозную переписку, был близким другом Игоря Лундстрема. Это человек, который, кажется, никогда не унывает, и со своими хорошими, добрыми мозгами способен воплотить в жизнь самые невероятные вещи. Он и сам музыкант, вел концерты и был бесконечно рад, что этот проект удалось столь успешно воплотить. И так работал весь оргкомитет, начиная со встречи на вокзале, в аэропорту и кончая буквально мелочами. У каждого были помещения для репетиций, все четко знали, когда они выступают, где когда должны быть. И все без накладок, все вовремя. Хотя все знают, что такое джазовый фестиваль, сколько на них бывает сумбура. И не только у нас, но и за границей. Здесь — нет. И это поразило больше всего. Не говорю уже о звуке, свете, каких-то сувенирчиках. Все музыканты чувствовали, что они нужны, востребованы.
А как по форме? Фестиваль был традиционным: концерты, сешны, ночные посиделки?
Я был в Ростове всего два дня, но знаю, что в рамках праздника города участники фестиваля выступали и на местных предприятиях, так сказать, двинули джаз в народ. А так это были два громаднейших концерта, на которых я сумел услышать столько для себя нового, что и пересказать невозможно. Ну, скажем, биг-бэнд детской джазовой школы им. Кима Назаретова под руководством Андрея Мачнева, который сегодня очень много где выступает. И неслучайно — музыканты грамотно играют, ну никак не по годам! Запомнилось, кстати, выступление десятилетней внучки умершего уже барабанщика Коли Гончарова, которая пела настоящим взрослым голосом и совершенно свободно держалась на сцене. Затем биг-бэнд Ростовского училища искусств под руководством Михаила Радинского, бэнд консерватории — оркестр, состоящий из студентов кафедры эстрадной и джазовой музыки под руководством П. Назаретова и А. Олейникова. А еще ведь выступал муниципальный джаз-оркестр, биг-бэнд штаба Северо-Кавказского военного округа. То есть, одни бэнды могли составить программу всего фестиваля. В целом же он с точки зрения музыки был достаточно традиционным, хотя молодые музыканты, конечно, исполняли и современную музыку. А вот каких-то авангардных форм — нет, не было. Все-таки Ростов — это центр такого основательного, классического джазового образования.
А что публика? Можно быть уверенным, что джазовая публика в Ростове есть и такая, что ей может позавидовать чуть ли не любой город. Этот фестиваль для публики, если судить по посещаемости, был рядовым событием или действительно праздником?
Начну с того, что в Ростове в свое время выступал бэнд Эллингтона. Кроме того, имея прочные традиции, город активно приглашает с концертами не только российских, но и музыкантов из Европы, Америки. Если сравнивать с Минском, то у нас тишь да гладь. Музыкальное общество работает очень активно. Так что если ростовскому джазу 30 лет, то и публике столько же. Что интересно: все последние десятилетия практически в каждом Доме культуры города, рабочем клубе был какой-никакой, но собственный оркестр, который исполнял в том числе и джаз. Так что публики и на сей раз было — с берегами.
Удалось ли вам лично поговорить с представителями местной власти? Интересно, как они реагировали на происходящее, ожидали ли такого эффекта?
Все время на фестивале присутствовала заместитель мэра города В. Леденева. Это уже о многом говорит. Вообще у меня сложилось впечатление, что организаторы не рассчитывали на такой ажиотаж вокруг фестиваля. Ведь между фестивалями биг-бэндов и этим все-таки была пауза, а тут получилось, что билеты были распроданы все до последнего задолго до начала фестиваля. Проводился он в шикарном, заново отстроенном здании театра в центре города. И все были удивлены интересом к происходящему, поскольку штат городского управления культуры изменился, и многие просто не знали, как выглядели фестивали биг-бэндов. А тут — такое вот вдруг! В итоге мэр города подтвердил, что отныне фестиваль становится традиционным и будет проходить каждый год.
Аркадий Борисович! Вы ведь и сами преподавали в Минске, да и джазовое образование, какое-никакое, в Минске также культивируется уже не один год. Но разница между тем, что есть у нас, и тем, как к этому делу подходят в Ростове, видимо, ощущается?
Просто небо и земля! Если брать по большому счету, то в Минске мы практически имеем самообразование: если ты способен играть джаз, любишь эту музыку, то сам и учишься, сам находишь единомышленников. Так что можно говорить, что обучения джазу на академической основе у нас нет. Да, есть отделение при нашем университете культуры, который я очень люблю, но там обучают эстрадной музыке вообще. Диплом все получают практически одинаковый, специализация весьма условна. Но вот если бы лет 30 назад в Минске была заложена такая же система обучения, как в Ростове, то, думаю, сегодня бы оттуда приезжали музыканты к нам на фестиваль.
Хорошо помню, что в начале 80-х у нас прошел пленум Союза композиторов, посвященный проблемам образования в области эстрадной музыки. По большому счету, с тех пор ничегушеньки не изменилось, увы!
Согласен. Подхода к делу нет. Это и было, пожалуй, главной причиной того, что я оставил преподавание. Пока что расшевелить Минск на то, что есть в Ростове, невозможно: уж очень мало сотоварищей. А сделать все можно только совместно, у одного ничего не получится, будь ты самым гением. Что касается ростовского фестиваля, то меня пригласили и на следующий, и не только в Ростов, хотя с каждым годом ездить становится все тяжелее. Пока что готовлю к показу очень объемную программу, в которую войдут и довоенные произведения. Это будут не просто переделанные, стилизованные произведения, а именно осмысленные в духе того времени.
Таким образом, джазовый ветеран Беларуси полон сил и планов. Судя по всему, в этом году должен быть издан и альбом одного из концертов трио Аркадия Эскина. Как ни удивительно, это будет первое издание творчества пианиста у него на родине. Еще один, пожалуй, штришок к разговору о разности подходов к делу.
Личность Игоря Бриля представляет интерес для всех, кто когда–либо интересовался "русским" джазом. Лауреат многих джазовых конкурсов, пианист и композитор — он всегда входил в число лидеров этого направления. Его композиции "Утро земли", "В пути", ...
Имея в виду дилемму, то и дело пенящуюся на гребне жарких околомузыкальных прений, способен ли хороший музыкант, не теряя профессионального уровня, успешно заниматься организованной деятельностью, можно смело утверждать, что Даниил Крамер способен. ...
Сегодня Юрий Кузнецов борется с репутацией Одессы как "джазовой провинции" Перед летней поездкой в Одессу я получила задание редакции: отыскать джазовую жизнь в Одессе. Нашла — на открывающем второй сезон "Клуба высокой музыки" концерте Юрия ...
Не так уж много у нас джазовых музыкантов и композиторов-полистилистов, которым ничто не чуждо и которые с равным успехом сочиняют и играют рок-оперы, джаз-рок, мэйнстрим и нью-эйдж. Представляем вам одного из них. Какая джаз-рок-фьюжн группа была ...
Меняются джазовые ветры, множатся джазовые школы, расширяется джазовая география, рождаются феноменальные импровизаторы. В сложном стилистическом лабиринте современного импровизационного искусства немудрено заблудиться и эксперту: джаз все время ...
В этом году на фестивале "Славянский базар" произошло невероятное событие: в составе жюри конкурса молодых исполнителей оказался знаменитый композитор и пианист Вячеслав Ганелин. Он не только судил, но и выступил в фестивальном джаз-клубе с почти ...
Среди польских джазовых музыкантов, которые концертировали в Минске, пианист Доминик Ваня – безусловный рекордсмен. Здесь он выступал раз шесть в составе различных коллективов. Прошлый год принес Доминику очередное пополнение званий и наград. К двум ...
Не могли бы вы рассказать о вашем музыкальном детстве в Бразилии? Мне повезло, ведь я выросла в очень музыкальной семье. Моя мать была классической пианисткой, обожавшей джаз, поэтому джаз всегда звучал в нашем доме. В те времена как раз ...
Кенни Баррон — один из тех,кого можно назвать "скромными звездами": он не рекламирует себя, за него говорят его блестящие композиции и мощный импровизационный стиль игры на фортепиано. Его место в истории джаза легко определить по его резюме, от ...
Лешек Можджер – человек многогранный и активный, сегодня он является одним из лидеров польской джазовой сцены. Это личность во многом уникальная, его жизнь необычайно насыщенна, он все время в движении, застать его на месте крайне сложно. ...
Разумеется, речь у нас пойдет не о притягательной силе языка древних римлян. Хотя без него, пожалуй, не возникло бы понятие «латинская культура» и мы не смогли бы говорить о постоянном взаимодействии с нею музыкальных направлений, возникавших в США. ...
Просто поразительно, как может музыкант, начавший свою карьеру с Cannonball Adderley, игравший 22 года с Диззи Гиллеспи, все еще не быть всемирно известным. Но таков Майк Лонго. Этот нью-йоркский пианист записал 16 сольных альбомов, его авторству ...