Еще во времена Советского Союза Ростов-на-Дону считался одним из главных джазовых центров страны. В немалой степени благодаря тому, что в этом городе сложилась четкая, целенаправленная система обучения джазу и подготовки музыкантов, в чем была немалая заслуга профессора, заведующего кафедрой джазовой музыки (!) Ростовской консерватории Кима Назаретова. Был знаменит Ростов и тем, что впервые в СССР стал проводить специализированный фестиваль, в котором участвовали только биг-бэнды. А вот в конце 2004 г. в Ростове- на-Дону состоялся фестиваль "Ростовский джаз: прошлое, настоящее, будущее", посвященный 255-летию города и 30-летию джазового образования на Дону.
Фестиваль был организован и проведен Ростовским отделением Всероссийского музыкального общества, Управлением культуры Администрации города, Ростовской государственной консерваторией и Ростовским училищем искусств. Среди приглашенных на фестивале были многие известные композиторы, музыканты, музыковеды. Среди них и некогда работавший в Ростове- на-Дону белорусский пианист Аркадий Эскин, которого наш корреспондент и попросил рассказать о том, как проходил фестиваль.
Аркадий Эскин: Очень многие музыканты, которые получили образование в Ростове, начинали там музыкальную карьеру, на протяжении лет разъехались чуть ли не по всему миру. А тут как раз повод: юбилей основания города и начала в нем джазового образования. Организаторы поставили целью собрать в эти дни в городе по возможности всех, кто имеет отношение именно к джазовой жизни Ростова. Разослали массу приглашений, на которые откликнулись очень многие. Приехали, среди прочих, Игорь Бриль, композитор Мурад Кажлаев, генеральный директор и председатель международного конкурса джазовых пианистов в польском городе Калиш Ле- хослав Охоцки, историк джаза Юрий Верменич.
Дмитрий Подберезский: Аркадий Борисович! По приезде в Ростов вы наверняка увидели многих своих коллег, с которыми не встречались много лет.
Совершенно верно! Вызвали даже Михаила Левина, барабанщика, с которым я работал в трио в конце 60-х и который нынче живет и работает в Калгари. Михаил собрал деньги, закончил знаменитую школу в Беркли, потом вернулся в Ростов, где и преподавал джаз. Встретился я и с контрабасистом Виктором Некрасовым, также участником нашего трио. Виктор сейчас возглавляет джазовое отделение в Орловском музучилище. Мы и тогда очень дружили, а на этот раз встретились вообще как братья. Кое-что быстренько вспомнили и выступили на фестивале.
Кто еще из числа звезд приехал в Ростов?
Тромбонист Виктор Бударин собрал биг-бэнд с участием, условно говоря, "стариков". Среди них был, например, в прошлом участник оркестра Лундстрема Владимир Попов. Должен был приехать из Минска и тромбонист Геннадий Гречухин, но поездке помешали семейные обстоятельства. Замечу, что на протяжении уже многих лет Ростов и Минск в области джаза связаны очень плотно. В составе Государственного концертного оркестра Беларуси выступает достаточно много выпускников ростовской джазовой школы, чему я также активно способствовал. Вот и Геннадий в свое время приехал работать из Ростова в Минск. Михаил Финберг выслал организаторам ростовского фестиваля поздравительное письмо, которое было зачитано официально. Поначалу планировалось, что я приеду со своим ритмом и ростовскими выпускниками — саксофонистами Павлом Белявским, Романом Артемьевым и Геной Гречухиным. Но это сильно оголяло оркестр, который оставался в Минске работать, и поэтому я поехал один, что и подтолкнуло организаторов к идее собрать наше старое трио.
Что можно сказать об организации фестиваля, приеме?
Все было сделано практически образцово. Невероятную деятельность по подготовке фестиваля развил сопредседатель правления Ростовского отделения ВМО и первый председатель Ростовского джаз-клуба Рафик Туишев. Он всю жизнь связан с музыкой, вывозил ростовские оркестры на фестивали, в том числе и за границу, настоящий фанат своего дела, ведет грандиозную переписку, был близким другом Игоря Лундстрема. Это человек, который, кажется, никогда не унывает, и со своими хорошими, добрыми мозгами способен воплотить в жизнь самые невероятные вещи. Он и сам музыкант, вел концерты и был бесконечно рад, что этот проект удалось столь успешно воплотить. И так работал весь оргкомитет, начиная со встречи на вокзале, в аэропорту и кончая буквально мелочами. У каждого были помещения для репетиций, все четко знали, когда они выступают, где когда должны быть. И все без накладок, все вовремя. Хотя все знают, что такое джазовый фестиваль, сколько на них бывает сумбура. И не только у нас, но и за границей. Здесь — нет. И это поразило больше всего. Не говорю уже о звуке, свете, каких-то сувенирчиках. Все музыканты чувствовали, что они нужны, востребованы.
А как по форме? Фестиваль был традиционным: концерты, сешны, ночные посиделки?
Я был в Ростове всего два дня, но знаю, что в рамках праздника города участники фестиваля выступали и на местных предприятиях, так сказать, двинули джаз в народ. А так это были два громаднейших концерта, на которых я сумел услышать столько для себя нового, что и пересказать невозможно. Ну, скажем, биг-бэнд детской джазовой школы им. Кима Назаретова под руководством Андрея Мачнева, который сегодня очень много где выступает. И неслучайно — музыканты грамотно играют, ну никак не по годам! Запомнилось, кстати, выступление десятилетней внучки умершего уже барабанщика Коли Гончарова, которая пела настоящим взрослым голосом и совершенно свободно держалась на сцене. Затем биг-бэнд Ростовского училища искусств под руководством Михаила Радинского, бэнд консерватории — оркестр, состоящий из студентов кафедры эстрадной и джазовой музыки под руководством П. Назаретова и А. Олейникова. А еще ведь выступал муниципальный джаз-оркестр, биг-бэнд штаба Северо-Кавказского военного округа. То есть, одни бэнды могли составить программу всего фестиваля. В целом же он с точки зрения музыки был достаточно традиционным, хотя молодые музыканты, конечно, исполняли и современную музыку. А вот каких-то авангардных форм — нет, не было. Все-таки Ростов — это центр такого основательного, классического джазового образования.
А что публика? Можно быть уверенным, что джазовая публика в Ростове есть и такая, что ей может позавидовать чуть ли не любой город. Этот фестиваль для публики, если судить по посещаемости, был рядовым событием или действительно праздником?
Начну с того, что в Ростове в свое время выступал бэнд Эллингтона. Кроме того, имея прочные традиции, город активно приглашает с концертами не только российских, но и музыкантов из Европы, Америки. Если сравнивать с Минском, то у нас тишь да гладь. Музыкальное общество работает очень активно. Так что если ростовскому джазу 30 лет, то и публике столько же. Что интересно: все последние десятилетия практически в каждом Доме культуры города, рабочем клубе был какой-никакой, но собственный оркестр, который исполнял в том числе и джаз. Так что публики и на сей раз было — с берегами.
Удалось ли вам лично поговорить с представителями местной власти? Интересно, как они реагировали на происходящее, ожидали ли такого эффекта?
Все время на фестивале присутствовала заместитель мэра города В. Леденева. Это уже о многом говорит. Вообще у меня сложилось впечатление, что организаторы не рассчитывали на такой ажиотаж вокруг фестиваля. Ведь между фестивалями биг-бэндов и этим все-таки была пауза, а тут получилось, что билеты были распроданы все до последнего задолго до начала фестиваля. Проводился он в шикарном, заново отстроенном здании театра в центре города. И все были удивлены интересом к происходящему, поскольку штат городского управления культуры изменился, и многие просто не знали, как выглядели фестивали биг-бэндов. А тут — такое вот вдруг! В итоге мэр города подтвердил, что отныне фестиваль становится традиционным и будет проходить каждый год.
Аркадий Борисович! Вы ведь и сами преподавали в Минске, да и джазовое образование, какое-никакое, в Минске также культивируется уже не один год. Но разница между тем, что есть у нас, и тем, как к этому делу подходят в Ростове, видимо, ощущается?
Просто небо и земля! Если брать по большому счету, то в Минске мы практически имеем самообразование: если ты способен играть джаз, любишь эту музыку, то сам и учишься, сам находишь единомышленников. Так что можно говорить, что обучения джазу на академической основе у нас нет. Да, есть отделение при нашем университете культуры, который я очень люблю, но там обучают эстрадной музыке вообще. Диплом все получают практически одинаковый, специализация весьма условна. Но вот если бы лет 30 назад в Минске была заложена такая же система обучения, как в Ростове, то, думаю, сегодня бы оттуда приезжали музыканты к нам на фестиваль.
Хорошо помню, что в начале 80-х у нас прошел пленум Союза композиторов, посвященный проблемам образования в области эстрадной музыки. По большому счету, с тех пор ничегушеньки не изменилось, увы!
Согласен. Подхода к делу нет. Это и было, пожалуй, главной причиной того, что я оставил преподавание. Пока что расшевелить Минск на то, что есть в Ростове, невозможно: уж очень мало сотоварищей. А сделать все можно только совместно, у одного ничего не получится, будь ты самым гением. Что касается ростовского фестиваля, то меня пригласили и на следующий, и не только в Ростов, хотя с каждым годом ездить становится все тяжелее. Пока что готовлю к показу очень объемную программу, в которую войдут и довоенные произведения. Это будут не просто переделанные, стилизованные произведения, а именно осмысленные в духе того времени.
Таким образом, джазовый ветеран Беларуси полон сил и планов. Судя по всему, в этом году должен быть издан и альбом одного из концертов трио Аркадия Эскина. Как ни удивительно, это будет первое издание творчества пианиста у него на родине. Еще один, пожалуй, штришок к разговору о разности подходов к делу.
Сегодня Юрий Кузнецов борется с репутацией Одессы как "джазовой провинции" Перед летней поездкой в Одессу я получила задание редакции: отыскать джазовую жизнь в Одессе. Нашла — на открывающем второй сезон "Клуба высокой музыки" концерте Юрия ...
Не так уж много у нас джазовых музыкантов и композиторов-полистилистов, которым ничто не чуждо и которые с равным успехом сочиняют и играют рок-оперы, джаз-рок, мэйнстрим и нью-эйдж. Представляем вам одного из них. Какая джаз-рок-фьюжн группа была ...
Меняются джазовые ветры, множатся джазовые школы, расширяется джазовая география, рождаются феноменальные импровизаторы. В сложном стилистическом лабиринте современного импровизационного искусства немудрено заблудиться и эксперту: джаз все время ...
В этом году на фестивале "Славянский базар" произошло невероятное событие: в составе жюри конкурса молодых исполнителей оказался знаменитый композитор и пианист Вячеслав Ганелин. Он не только судил, но и выступил в фестивальном джаз-клубе с почти ...
Среди польских джазовых музыкантов, которые концертировали в Минске, пианист Доминик Ваня – безусловный рекордсмен. Здесь он выступал раз шесть в составе различных коллективов. Прошлый год принес Доминику очередное пополнение званий и наград. К двум ...
Не могли бы вы рассказать о вашем музыкальном детстве в Бразилии? Мне повезло, ведь я выросла в очень музыкальной семье. Моя мать была классической пианисткой, обожавшей джаз, поэтому джаз всегда звучал в нашем доме. В те времена как раз ...
Кенни Баррон — один из тех,кого можно назвать "скромными звездами": он не рекламирует себя, за него говорят его блестящие композиции и мощный импровизационный стиль игры на фортепиано. Его место в истории джаза легко определить по его резюме, от ...
Лешек Можджер – человек многогранный и активный, сегодня он является одним из лидеров польской джазовой сцены. Это личность во многом уникальная, его жизнь необычайно насыщенна, он все время в движении, застать его на месте крайне сложно. ...
Разумеется, речь у нас пойдет не о притягательной силе языка древних римлян. Хотя без него, пожалуй, не возникло бы понятие «латинская культура» и мы не смогли бы говорить о постоянном взаимодействии с нею музыкальных направлений, возникавших в США. ...
Просто поразительно, как может музыкант, начавший свою карьеру с Cannonball Adderley, игравший 22 года с Диззи Гиллеспи, все еще не быть всемирно известным. Но таков Майк Лонго. Этот нью-йоркский пианист записал 16 сольных альбомов, его авторству ...
"Если засунуть сакс в пустое ведро и начать дуть, это может показаться очень забавным, но, с другой стороны, может стать решающим прорывом в новые области звука со времен изобретения темперированной системы." (Виллем Бройкер, INSTANT COMPOSERS POOL) ...
Хотя до последнего момента арт-директор "Ле Клуба" Игорь Бутман не был уверен, состоятся ли гастроли пианиста Монти Александера вообще, он не только приехал, но и пять вечеров играл в Москве. Больше, чем какой-либо иной популярный джазмен вообще. ...