nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Аркадий Эскин - Джазовый "Папа"

Аркадий Эскин - Джазовый "Папа"  Еще во времена Советского Союза Ростов-на-Дону счи­тался одним из главных джа­зовых центров страны. В не­малой степени благодаря то­му, что в этом городе сложи­лась четкая, целенаправлен­ная система обучения джазу и подготовки музыкантов, в чем была немалая заслуга профессора, заведующего кафедрой джазовой музыки (!) Ростовской консервато­рии Кима Назаретова. Был знаменит Ростов и тем, что впервые в СССР стал прово­дить специализированный фестиваль, в котором участ­вовали только биг-бэнды. А вот в конце 2004 г. в Ростове- на-Дону состоялся фести­валь "Ростовский джаз: про­шлое, настоящее, будущее", посвященный 255-летию го­рода и 30-летию джазового образования на Дону.

Фестиваль был организо­ван и проведен Ростовским отделением Всероссийского музыкального общества, Уп­равлением культуры Адми­нистрации города, Ростов­ской государственной кон­серваторией и Ростовским училищем искусств. Среди приглашенных на фестива­ле были многие известные композиторы, музыканты, музыковеды. Среди них и не­когда работавший в Ростове- на-Дону белорусский пиа­нист Аркадий Эскин, кото­рого наш корреспондент и попросил рассказать о том, как проходил фестиваль.

Аркадий Эскин: Очень многие музыканты, которые получили образование в Рос­тове, начинали там музыкаль­ную карьеру, на протяжении лет разъехались чуть ли не по всему миру. А тут как раз по­вод: юбилей основания горо­да и начала в нем джазового образования. Организаторы поставили целью собрать в эти дни в городе по возмож­ности всех, кто имеет отно­шение именно к джазовой жизни Ростова. Разослали массу приглашений, на кото­рые откликнулись очень многие. Приехали, среди прочих, Игорь Бриль, компо­зитор Мурад Кажлаев, гене­ральный директор и предсе­датель международного кон­курса джазовых пианистов в польском городе Калиш Ле- хослав Охоцки, историк джа­за Юрий Верменич.

Дмитрий Подберезский: Аркадий Борисо­вич! По приезде в Ростов вы наверняка увидели многих своих коллег, с которыми не встреча­лись много лет.

Совершенно верно! Вы­звали даже Михаила Левина, барабанщика, с которым я работал в трио в конце 60-х и который нынче живет и ра­ботает в Калгари. Михаил со­брал деньги, закончил зна­менитую школу в Беркли, по­том вернулся в Ростов, где и преподавал джаз. Встретился я и с контрабасистом Викто­ром Некрасовым, также уча­стником нашего трио. Вик­тор сейчас возглавляет джа­зовое отделение в Орлов­ском музучилище. Мы и тог­да очень дружили, а на этот раз встретились вообще как братья. Кое-что быстренько вспомнили и выступили на фестивале.

Кто еще из числа звезд приехал в Ростов?

Тромбонист Виктор Буда­рин собрал биг-бэнд с учас­тием, условно говоря, "стариков". Среди них был, напри­мер, в прошлом участник ор­кестра Лундстрема Влади­мир Попов. Должен был при­ехать из Минска и тромбо­нист Геннадий Гречухин, но поездке помешали семейные обстоятельства. Замечу, что на протяжении уже многих лет Ростов и Минск в области джаза связаны очень плотно. В составе Государственного концертного оркестра Бела­руси выступает достаточно много выпускников ростов­ской джазовой школы, чему я также активно способство­вал. Вот и Геннадий в свое время приехал работать из Ростова в Минск. Михаил Финберг выслал организато­рам ростовского фестиваля поздравительное письмо, ко­торое было зачитано офици­ально. Поначалу планирова­лось, что я приеду со своим ритмом и ростовскими вы­пускниками — саксофонис­тами Павлом Белявским, Ро­маном Артемьевым и Геной Гречухиным. Но это сильно оголяло оркестр, который оставался в Минске работать, и поэтому я поехал один, что и подтолкнуло организато­ров к идее собрать наше ста­рое трио.

Что можно сказать об организации фестиваля, приеме?

Все было сделано практи­чески образцово. Невероят­ную деятельность по подго­товке фестиваля развил со­председатель правления Ростовского отделения ВМО и первый председатель Рос­товского джаз-клуба Рафик Туишев. Он всю жизнь связан с музыкой, вывозил ростов­ские оркестры на фестивали, в том числе и за границу, на­стоящий фанат своего дела, ведет грандиозную перепис­ку, был близким другом Иго­ря Лундстрема. Это человек, который, кажется, никогда не унывает, и со своими хо­рошими, добрыми мозгами способен воплотить в жизнь самые невероятные вещи. Он и сам музыкант, вел кон­церты и был бесконечно рад, что этот проект удалось столь успешно воплотить. И так работал весь оргкомитет, начиная со встречи на вокза­ле, в аэропорту и кончая бук­вально мелочами. У каждого были помещения для репе­тиций, все четко знали, когда они выступают, где когда должны быть. И все без на­кладок, все вовремя. Хотя все знают, что такое джазовый фестиваль, сколько на них бывает сумбура. И не только у нас, но и за границей. Здесь — нет. И это поразило боль­ше всего. Не говорю уже о звуке, свете, каких-то суве­нирчиках. Все музыканты чувствовали, что они нужны, востребованы.

А как по форме? Фести­валь был традиционным: концерты, сешны, ноч­ные посиделки?

Я был в Ростове всего два дня, но знаю, что в рамках праздника города участники фестиваля выступали и на местных предприятиях, так сказать, двинули джаз в на­род. А так это были два гро­маднейших концерта, на ко­торых я сумел услышать столько для себя нового, что и пересказать невозможно. Ну, скажем, биг-бэнд детской джазовой школы им. Кима Назаретова под руководст­вом Андрея Мачнева, кото­рый сегодня очень много где выступает. И неслучайно — музыканты грамотно игра­ют, ну никак не по годам! За­помнилось, кстати, выступ­ление десятилетней внучки умершего уже барабанщика Коли Гончарова, которая пе­ла настоящим взрослым го­лосом и совершенно свобод­но держалась на сцене. Затем биг-бэнд Ростовского учили­ща искусств под руководст­вом Михаила Радинского, бэнд консерватории — ор­кестр, состоящий из студен­тов кафедры эстрадной и джазовой музыки под руко­водством П. Назаретова и А. Олейникова. А еще ведь вы­ступал муниципальный джаз-оркестр, биг-бэнд шта­ба Северо-Кавказского воен­ного округа. То есть, одни бэнды могли составить про­грамму всего фестиваля. В це­лом же он с точки зрения му­зыки был достаточно тради­ционным, хотя молодые му­зыканты, конечно, исполня­ли и современную музыку. А вот каких-то авангардных форм — нет, не было. Все-таки Ростов — это центр такого основательного, классичес­кого джазового образования.

А что публика? Можно быть уверенным, что джазовая публика в Рос­тове есть и такая, что ей может позавидовать чуть ли не любой город. Этот фестиваль для публики, если судить по посещае­мости, был рядовым со­бытием или действитель­но праздником?

Начну с того, что в Ростове в свое время выступал бэнд Эллингтона. Кроме того, имея прочные традиции, го­род активно приглашает с концертами не только рос­сийских, но и музыкантов из Европы, Америки. Если срав­нивать с Минском, то у нас тишь да гладь. Музыкальное общество работает очень ак­тивно. Так что если ростов­скому джазу 30 лет, то и пуб­лике столько же. Что инте­ресно: все последние десяти­летия практически в каждом Доме культуры города, рабо­чем клубе был какой-ника­кой, но собственный ор­кестр, который исполнял в том числе и джаз. Так что публики и на сей раз было — с бе­регами.

Удалось ли вам лично поговорить с представи­телями местной власти? Интересно, как они реа­гировали на происходя­щее, ожидали ли такого эффекта?

Все время на фестивале присутствовала заместитель мэра города В. Леденева. Это уже о многом говорит. Вооб­ще у меня сложилось впечат­ление, что организаторы не рассчитывали на такой ажи­отаж вокруг фестиваля. Ведь между фестивалями биг-бэндов и этим все-таки была пауза, а тут получилось, что билеты были распроданы все до последнего задолго до начала фестиваля. Прово­дился он в шикарном, заново отстроенном здании театра в центре города. И все были удивлены интересом к про­исходящему, поскольку штат городского управления культуры изменился, и мно­гие просто не знали, как вы­глядели фестивали биг-бэндов. А тут — такое вот вдруг! В итоге мэр города подтвер­дил, что отныне фестиваль становится традиционным и будет проходить каждый год.

Аркадий Борисович! Вы ведь и сами препода­вали в Минске, да и джа­зовое образование, ка­кое-никакое, в Минске также культивируется уже не один год. Но раз­ница между тем, что есть у нас, и тем, как к этому де­лу подходят в Ростове, ви­димо, ощущается?

Просто небо и земля! Если брать по большому счету, то в Минске мы практически имеем самообразование: ес­ли ты способен играть джаз, любишь эту музыку, то сам и учишься, сам находишь еди­номышленников. Так что можно говорить, что обуче­ния джазу на академической основе у нас нет. Да, есть отде­ление при нашем универси­тете культуры, который я очень люблю, но там обуча­ют эстрадной музыке вооб­ще. Диплом все получают практически одинаковый, специализация весьма услов­на. Но вот если бы лет 30 на­зад в Минске была заложена такая же система обучения, как в Ростове, то, думаю, сего­дня бы оттуда приезжали му­зыканты к нам на фестиваль.

Хорошо помню, что в начале 80-х у нас прошел пленум Союза компози­торов, посвященный проблемам образования в области эстрадной му­зыки. По большому счету, с тех пор ничегушеньки не изменилось, увы!


Согласен. Подхода к делу нет. Это и было, пожалуй, главной причиной того, что я оставил преподавание. По­ка что расшевелить Минск на то, что есть в Ростове, не­возможно: уж очень мало со­товарищей. А сделать все можно только совместно, у одного ничего не получится, будь ты самым гением. Что касается ростовского фести­валя, то меня пригласили и на следующий, и не только в Ростов, хотя с каждым годом ездить становится все тяже­лее. Пока что готовлю к пока­зу очень объемную програм­му, в которую войдут и дово­енные произведения. Это бу­дут не просто переделанные, стилизованные произведе­ния, а именно осмысленные в духе того времени.

Таким образом, джазовый ветеран Беларуси полон сил и планов. Судя по всему, в этом году должен быть издан и альбом одного из концер­тов трио Аркадия Эскина. Как ни удивительно, это бу­дет первое издание творче­ства пианиста у него на роди­не. Еще один, пожалуй, штри­шок к разговору о разности подходов к делу.

Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ


JAZZ-KBAДPAT №4'2005


стиль
джаз
автор
Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
страна
Беларусь
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с пианистами, органистами, клавишниками

  • стиль: джаз, джаз
О нем уже давно не пишут и не говорят как о просто великолепном джазовом пианис­те. Или только как об орга­низаторе многочисленных джазовых событий в городе. Левон Малхасян - это «папа джаза», это - «дядь Лева», это «наш Малхас», наконец, это просто ...
  • стиль: этно, этно
В различных жанрах музыки по-разному принято имено­вать старых, опытных музы­кантов, стоявших у истоков жанра, много сделавших для его развития. Так, например, в рок-музыке, их именуют "динозаврами" и "мастодон­тами", в джазе чаще — "леген­дами" и ...
  • стиль: джаз, джаз
"Ну, вот мы и дождались на­стоящей "горячей" музыки!", — так высказывались в массе своей многочисленные зри­тели, расходясь после по­трясшего их концерта квар­тета Гари Кесаяна. Зал Ереванского оперного театра был переполнен, шут­ка ли — в Армению ...
  • стиль: джаз, джаз
Это интервью МакКой Тайнер дал в феврале 2000 года Анилу Прасаду для сетевого издания «Innerviews». Однако, нам кажется, что оно и сейчас будет интересно читателям «Jazz - Квадрата». Легендарный джазовый пианист, участник самого знаменитого ...
  • стиль: джаз, джаз
"Минский зритель очень тепло принял польских музыкантов... Свободная и романтичная музыка польского трио завораживала и создавала медитативное пространство, погружаясь в которое напрочь забываешь о мирских проблемах... От минского слушателя польские ...
  • стиль: джаз, джаз
"Черный" парижанин Джеки Террассон - джазмен одновременно и европейский, и американский. Европейский по рождению, месту жительства и особому музыкальному шарму, а американский по настроению и стилю. И это сочетание притягивает к нему внимание коллег ...
  • стиль: джаз, джаз
Аркадий Эскин родился в апреле 1939 года в Харькове. Джаз начал играть в возрасте 13 лет в составе ресторанного ансамбля, когда еще учился в школе. Позже часто и надолго выезжал в Москву, где работал на "бирже", то есть каждый вечер в составе разных ...
  • стиль: джаз, джаз
Пианист Мэтью Шипп впервые познакомился с клавиатурой рояля в возрасте пяти лет. Было это в Уилмингтоне, штат Делавэр, где он родился. С 1984 года он стал частью нью-йоркского джазового мира, и частью весьма заметной. Шипп сотрудничает с Дэвидом ...
  • стиль: джаз, джаз
Пианист Фред Херш одинаково успешно играет в последние годы как соло, так и в различных составах. Его последний сольный альбом для "Nonesuch Records" под названием "Let Yourself Go" демонстрирует отменную технику пианиста в сочетании с тонким ...
  • стиль: джаз, джаз
Для легендарного джазового музыканта Рэмзи Льюиса 2005-й год стал годом значительных вех, как в жизненном, так и в творческом плане. В 2005-м Рэмзи отметил 50-летие работы в шоу-бизнесе, выпустил свой 71-й альбом, причем это был первый альбом в ...
  • стиль: джаз, джаз
За немецкой джазовой органисткой Барбарой Деннерлайн я "гонялся" с тех пор, как три года назад она приезжала в Ереван с единственным концертом. Тогда встретиться не удалось. На сей раз, благодаря компьютерной связи, все оказалось легче. Два месяца ...
  • стиль: джаз, джаз
Японская пианистка и композитор Кейко Матсуи – из тех музыкантов, которые не нуждаются в представлении. Потому что ее музыку либо благоговейно почитают, либо не принимают вовсе. Столь выраженное неравнодушие – лучшая реклама для творца. В ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com