Еще во времена Советского Союза Ростов-на-Дону считался одним из главных джазовых центров страны. В немалой степени благодаря тому, что в этом городе сложилась четкая, целенаправленная система обучения джазу и подготовки музыкантов, в чем была немалая заслуга профессора, заведующего кафедрой джазовой музыки (!) Ростовской консерватории Кима Назаретова. Был знаменит Ростов и тем, что впервые в СССР стал проводить специализированный фестиваль, в котором участвовали только биг-бэнды. А вот в конце 2004 г. в Ростове- на-Дону состоялся фестиваль "Ростовский джаз: прошлое, настоящее, будущее", посвященный 255-летию города и 30-летию джазового образования на Дону.
Фестиваль был организован и проведен Ростовским отделением Всероссийского музыкального общества, Управлением культуры Администрации города, Ростовской государственной консерваторией и Ростовским училищем искусств. Среди приглашенных на фестивале были многие известные композиторы, музыканты, музыковеды. Среди них и некогда работавший в Ростове- на-Дону белорусский пианист Аркадий Эскин, которого наш корреспондент и попросил рассказать о том, как проходил фестиваль.
Аркадий Эскин: Очень многие музыканты, которые получили образование в Ростове, начинали там музыкальную карьеру, на протяжении лет разъехались чуть ли не по всему миру. А тут как раз повод: юбилей основания города и начала в нем джазового образования. Организаторы поставили целью собрать в эти дни в городе по возможности всех, кто имеет отношение именно к джазовой жизни Ростова. Разослали массу приглашений, на которые откликнулись очень многие. Приехали, среди прочих, Игорь Бриль, композитор Мурад Кажлаев, генеральный директор и председатель международного конкурса джазовых пианистов в польском городе Калиш Ле- хослав Охоцки, историк джаза Юрий Верменич.
Дмитрий Подберезский: Аркадий Борисович! По приезде в Ростов вы наверняка увидели многих своих коллег, с которыми не встречались много лет.
Совершенно верно! Вызвали даже Михаила Левина, барабанщика, с которым я работал в трио в конце 60-х и который нынче живет и работает в Калгари. Михаил собрал деньги, закончил знаменитую школу в Беркли, потом вернулся в Ростов, где и преподавал джаз. Встретился я и с контрабасистом Виктором Некрасовым, также участником нашего трио. Виктор сейчас возглавляет джазовое отделение в Орловском музучилище. Мы и тогда очень дружили, а на этот раз встретились вообще как братья. Кое-что быстренько вспомнили и выступили на фестивале.
Кто еще из числа звезд приехал в Ростов?
Тромбонист Виктор Бударин собрал биг-бэнд с участием, условно говоря, "стариков". Среди них был, например, в прошлом участник оркестра Лундстрема Владимир Попов. Должен был приехать из Минска и тромбонист Геннадий Гречухин, но поездке помешали семейные обстоятельства. Замечу, что на протяжении уже многих лет Ростов и Минск в области джаза связаны очень плотно. В составе Государственного концертного оркестра Беларуси выступает достаточно много выпускников ростовской джазовой школы, чему я также активно способствовал. Вот и Геннадий в свое время приехал работать из Ростова в Минск. Михаил Финберг выслал организаторам ростовского фестиваля поздравительное письмо, которое было зачитано официально. Поначалу планировалось, что я приеду со своим ритмом и ростовскими выпускниками — саксофонистами Павлом Белявским, Романом Артемьевым и Геной Гречухиным. Но это сильно оголяло оркестр, который оставался в Минске работать, и поэтому я поехал один, что и подтолкнуло организаторов к идее собрать наше старое трио.
Что можно сказать об организации фестиваля, приеме?
Все было сделано практически образцово. Невероятную деятельность по подготовке фестиваля развил сопредседатель правления Ростовского отделения ВМО и первый председатель Ростовского джаз-клуба Рафик Туишев. Он всю жизнь связан с музыкой, вывозил ростовские оркестры на фестивали, в том числе и за границу, настоящий фанат своего дела, ведет грандиозную переписку, был близким другом Игоря Лундстрема. Это человек, который, кажется, никогда не унывает, и со своими хорошими, добрыми мозгами способен воплотить в жизнь самые невероятные вещи. Он и сам музыкант, вел концерты и был бесконечно рад, что этот проект удалось столь успешно воплотить. И так работал весь оргкомитет, начиная со встречи на вокзале, в аэропорту и кончая буквально мелочами. У каждого были помещения для репетиций, все четко знали, когда они выступают, где когда должны быть. И все без накладок, все вовремя. Хотя все знают, что такое джазовый фестиваль, сколько на них бывает сумбура. И не только у нас, но и за границей. Здесь — нет. И это поразило больше всего. Не говорю уже о звуке, свете, каких-то сувенирчиках. Все музыканты чувствовали, что они нужны, востребованы.
А как по форме? Фестиваль был традиционным: концерты, сешны, ночные посиделки?
Я был в Ростове всего два дня, но знаю, что в рамках праздника города участники фестиваля выступали и на местных предприятиях, так сказать, двинули джаз в народ. А так это были два громаднейших концерта, на которых я сумел услышать столько для себя нового, что и пересказать невозможно. Ну, скажем, биг-бэнд детской джазовой школы им. Кима Назаретова под руководством Андрея Мачнева, который сегодня очень много где выступает. И неслучайно — музыканты грамотно играют, ну никак не по годам! Запомнилось, кстати, выступление десятилетней внучки умершего уже барабанщика Коли Гончарова, которая пела настоящим взрослым голосом и совершенно свободно держалась на сцене. Затем биг-бэнд Ростовского училища искусств под руководством Михаила Радинского, бэнд консерватории — оркестр, состоящий из студентов кафедры эстрадной и джазовой музыки под руководством П. Назаретова и А. Олейникова. А еще ведь выступал муниципальный джаз-оркестр, биг-бэнд штаба Северо-Кавказского военного округа. То есть, одни бэнды могли составить программу всего фестиваля. В целом же он с точки зрения музыки был достаточно традиционным, хотя молодые музыканты, конечно, исполняли и современную музыку. А вот каких-то авангардных форм — нет, не было. Все-таки Ростов — это центр такого основательного, классического джазового образования.
А что публика? Можно быть уверенным, что джазовая публика в Ростове есть и такая, что ей может позавидовать чуть ли не любой город. Этот фестиваль для публики, если судить по посещаемости, был рядовым событием или действительно праздником?
Начну с того, что в Ростове в свое время выступал бэнд Эллингтона. Кроме того, имея прочные традиции, город активно приглашает с концертами не только российских, но и музыкантов из Европы, Америки. Если сравнивать с Минском, то у нас тишь да гладь. Музыкальное общество работает очень активно. Так что если ростовскому джазу 30 лет, то и публике столько же. Что интересно: все последние десятилетия практически в каждом Доме культуры города, рабочем клубе был какой-никакой, но собственный оркестр, который исполнял в том числе и джаз. Так что публики и на сей раз было — с берегами.
Удалось ли вам лично поговорить с представителями местной власти? Интересно, как они реагировали на происходящее, ожидали ли такого эффекта?
Все время на фестивале присутствовала заместитель мэра города В. Леденева. Это уже о многом говорит. Вообще у меня сложилось впечатление, что организаторы не рассчитывали на такой ажиотаж вокруг фестиваля. Ведь между фестивалями биг-бэндов и этим все-таки была пауза, а тут получилось, что билеты были распроданы все до последнего задолго до начала фестиваля. Проводился он в шикарном, заново отстроенном здании театра в центре города. И все были удивлены интересом к происходящему, поскольку штат городского управления культуры изменился, и многие просто не знали, как выглядели фестивали биг-бэндов. А тут — такое вот вдруг! В итоге мэр города подтвердил, что отныне фестиваль становится традиционным и будет проходить каждый год.
Аркадий Борисович! Вы ведь и сами преподавали в Минске, да и джазовое образование, какое-никакое, в Минске также культивируется уже не один год. Но разница между тем, что есть у нас, и тем, как к этому делу подходят в Ростове, видимо, ощущается?
Просто небо и земля! Если брать по большому счету, то в Минске мы практически имеем самообразование: если ты способен играть джаз, любишь эту музыку, то сам и учишься, сам находишь единомышленников. Так что можно говорить, что обучения джазу на академической основе у нас нет. Да, есть отделение при нашем университете культуры, который я очень люблю, но там обучают эстрадной музыке вообще. Диплом все получают практически одинаковый, специализация весьма условна. Но вот если бы лет 30 назад в Минске была заложена такая же система обучения, как в Ростове, то, думаю, сегодня бы оттуда приезжали музыканты к нам на фестиваль.
Хорошо помню, что в начале 80-х у нас прошел пленум Союза композиторов, посвященный проблемам образования в области эстрадной музыки. По большому счету, с тех пор ничегушеньки не изменилось, увы!
Согласен. Подхода к делу нет. Это и было, пожалуй, главной причиной того, что я оставил преподавание. Пока что расшевелить Минск на то, что есть в Ростове, невозможно: уж очень мало сотоварищей. А сделать все можно только совместно, у одного ничего не получится, будь ты самым гением. Что касается ростовского фестиваля, то меня пригласили и на следующий, и не только в Ростов, хотя с каждым годом ездить становится все тяжелее. Пока что готовлю к показу очень объемную программу, в которую войдут и довоенные произведения. Это будут не просто переделанные, стилизованные произведения, а именно осмысленные в духе того времени.
Таким образом, джазовый ветеран Беларуси полон сил и планов. Судя по всему, в этом году должен быть издан и альбом одного из концертов трио Аркадия Эскина. Как ни удивительно, это будет первое издание творчества пианиста у него на родине. Еще один, пожалуй, штришок к разговору о разности подходов к делу.
О нем уже давно не пишут и не говорят как о просто великолепном джазовом пианисте. Или только как об организаторе многочисленных джазовых событий в городе. Левон Малхасян - это «папа джаза», это - «дядь Лева», это «наш Малхас», наконец, это просто ...
В различных жанрах музыки по-разному принято именовать старых, опытных музыкантов, стоявших у истоков жанра, много сделавших для его развития. Так, например, в рок-музыке, их именуют "динозаврами" и "мастодонтами", в джазе чаще — "легендами" и ...
"Ну, вот мы и дождались настоящей "горячей" музыки!", — так высказывались в массе своей многочисленные зрители, расходясь после потрясшего их концерта квартета Гари Кесаяна. Зал Ереванского оперного театра был переполнен, шутка ли — в Армению ...
Это интервью МакКой Тайнер дал в феврале 2000 года Анилу Прасаду для сетевого издания «Innerviews». Однако, нам кажется, что оно и сейчас будет интересно читателям «Jazz - Квадрата». Легендарный джазовый пианист, участник самого знаменитого ...
"Минский зритель очень тепло принял польских музыкантов... Свободная и романтичная музыка польского трио завораживала и создавала медитативное пространство, погружаясь в которое напрочь забываешь о мирских проблемах... От минского слушателя польские ...
"Черный" парижанин Джеки Террассон - джазмен одновременно и европейский, и американский. Европейский по рождению, месту жительства и особому музыкальному шарму, а американский по настроению и стилю. И это сочетание притягивает к нему внимание коллег ...
Аркадий Эскин родился в апреле 1939 года в Харькове. Джаз начал играть в возрасте 13 лет в составе ресторанного ансамбля, когда еще учился в школе. Позже часто и надолго выезжал в Москву, где работал на "бирже", то есть каждый вечер в составе разных ...
Пианист Мэтью Шипп впервые познакомился с клавиатурой рояля в возрасте пяти лет. Было это в Уилмингтоне, штат Делавэр, где он родился. С 1984 года он стал частью нью-йоркского джазового мира, и частью весьма заметной. Шипп сотрудничает с Дэвидом ...
Пианист Фред Херш одинаково успешно играет в последние годы как соло, так и в различных составах. Его последний сольный альбом для "Nonesuch Records" под названием "Let Yourself Go" демонстрирует отменную технику пианиста в сочетании с тонким ...
Для легендарного джазового музыканта Рэмзи Льюиса 2005-й год стал годом значительных вех, как в жизненном, так и в творческом плане. В 2005-м Рэмзи отметил 50-летие работы в шоу-бизнесе, выпустил свой 71-й альбом, причем это был первый альбом в ...
За немецкой джазовой органисткой Барбарой Деннерлайн я "гонялся" с тех пор, как три года назад она приезжала в Ереван с единственным концертом. Тогда встретиться не удалось. На сей раз, благодаря компьютерной связи, все оказалось легче. Два месяца ...
Японская пианистка и композитор Кейко Матсуи – из тех музыкантов, которые не нуждаются в представлении. Потому что ее музыку либо благоговейно почитают, либо не принимают вовсе. Столь выраженное неравнодушие – лучшая реклама для творца. В ...