Леонид Гурвич - Минск-Гамбург: наши люди за границей
27.04.2013
Сначала немного о Гамбурге. Название этого города сразу же вызывает ассоциации со знаменитым гамбургером, имеющим к Гамбургу самое прямое отношение - здесь он родился. Правда, гамбургерами называют заодно и жителей этого самого негерманского города Германии. В огромном портовом мегаполисе жителей примерно столько же, сколько и в Минске (около двух миллионов). Но из десяти прохожих только трое похожи на немцев. Остальные вызывают рябь в глазах пестротой одежды и оттенками кожи народов Африки, Азии, Вест-Индии и даже Океании, хотя хватает здесь эмигрантов и из Восточной Европы, которых отличить от настоящих немцев уже гораздо сложнее.
Бурное столпотворение народов всего мира создает Гамбургу репутацию гигантской воронки, через которую в Германию вливается свежая кровь представителей других, неевропейских рас. Это вызывает тревогу только у тех немцев, кто отказывается верить в то, что чистота крови ведет к вырождению и деградации их собственной расы.
Здесь прошли насыщенные творчеством последние годы жизни великого российского композитора Шнитке, хотя сей город славен музыкой со старинных времен. В этом свободном Ганзейском порту родились, жили и творили Мендельсон и Брамс, а столетие спустя — великие оркестровщики Джеймс Ласт и Берт Кемпферт. Последний из этих двоих знаменит не только тем, что сочинил когда-то хит Strangers in the Night для Фрэнка Синатры. Незадолго до этого, еще в 1961-м Бэрт Кемпферт совершенно случайно и всего на два месяца стал первым студийным продюсером заезжей из Ливерпуля в то время еще мало кому известной группы "Битлз". Кэмпферт записал этих мальчишек в качестве аккомпаниаторов британского вокалиста Тони Шеридана. Гамбургский лэйбл Polydor издал всего несколько 45- оборотных синглов, подписанных именем группы Beat Brothers, поскольку продюсер был уверен, что слово Beatles не поймет ни один немец. Теперь легенда ранних Beatles такая же неотъемлемая часть Гамбурга, как и самая развлекательная и громко известная его улица Reeperbahn. Это все равно, что Монмартр в Париже, Пятая авеню в Нью-Йорке или Арбат в Москве. Здесь все почти так же, как было в 60-е годы — Star Club и клуб Indra, что когда-то облюбовали ливерпульцы, все еще стоят и действуют, сотрясая старые камни мостовой мощным рок-н-роллом вперемешку с джазом.
А джазовых заведений на Репербане, как и вообще в Гамбурге, удивительно много. Имеется даже свой собственный Birdland. Более пятидесяти лет существует Cotton Club. Не то чтобы у гамбуржцев не хватило фантазии на более оригинальные вывески, просто любят они джаз таким, каким он был в Америке 70 и 50 лет назад. А также и самый модерновый и авангардный фри-джаз, которому, впрочем, тоже перевалило за 40. В каждом джазовом клубе Гамбурга — свой стиль и своя эпоха. В Коттон-клабе обитают любители диксилендов и свинговых бэндов 30-х. В Birdland ходят, соответственно, те, кто предпочитают боп и кул- джаз. Имеются, конечно, пи клубы с немецкоязычными вывесками, но там не обязательно исполняют местный немецкий джаз. Нужно сказать, что имена некоторых немецких джазистов хорошо известны в мире. Здесь часто выступает саксофонист Клаус Дольдингер, хорошо известный по группе Passport, а также очень модный сейчас трубач Тилл Бреннер и обожаемый в Германии и далеко за ее пределами пианист Йоахим Кун. И, конечно, на Репербане и за его пределами всегда есть возможность провести вечер в обществе мировых джазовых китов из Америки. В одном клубе дает концерт Монти Александер, в другом — Джордж Бенсон, в третьем поет Кассандра Уилсон. Ну просто хочется разорваться!
Частенько здесь выступают и бывшие наши, например, пианист Леонид Чижик (в настоящее время он больше занят преподавательской работой), трубач Валерий Пономарев, еще в 70-е годы прославившийся в группе Арта Блэйки "Джаз мессенджэрс". И более современная звезда — чемпион валторны, также переехавший на постоянное местожительства в Германию, Аркадий Шилклопер. Чтобы насладиться его искусством, лучше отправляться к авангардистам. Стоит предупредить, что местные авангардисты вместо джэм-сешнов часто устраивают что-то вроде ученых конференций и диспутов. Серьезные и солидные бюргеры во фраках выходят к микрофону с академическими лекциями, изредка сопровождая свои доклады музыкальными вкраплениями. Это уже чисто немецкий подход. Не так давно подобная конференция авангардистов внезапно была оживлена спонтанным появлением хорошо известного нам всем Владимира Чекасина. Всемирно знаменитый модернизатор саксофона приехал в Гамбург из Вильнюса всего для одного выступление в местном Таун-Холле. На академическом сборе авангардистов он появился незапланированно. Его привел туда, скорее в качестве экскурсанта, житель Гамбурга, в прошлом наш минский пианист и выпускник нашей консерватории Леонид Гурвич. Идея выступить возникла в процессе наблюдения за этим скучным заседанием. Авангардный дуэт саксофона Чекасина и фортепиано Гурвича изрядно шокировал старых академиков, пробудив в их памяти воспоминание о том, что джаз — это нечто повеселее симфонии Штокхаузена. Обо всем этом и о прочей гамбургской джазовой жизни рассказал мне при личной встрече сам Леонид Гурвич. Он появился почти сразу, как только приехал погостить в Минск. С тех пор, как я видел его в последний раз (весной 2002-го во время джазовой программы на Белорусском радио), он ничуть не изменился. Лёня — человек мягкий, интеллигентно-богемного склада. Одновременно он очень открыт и прост. И мне не сразу пришло в голову, что за целых семь лет моего знакомства с ним мы встречались всего несколько раз. Его искреннее дружелюбие позволяет мне в этой статье, как и в жизни, называть его просто Лёня.
Он привез с собой новый альбом (уже 3-й именной проект), на этот раз записанный в Германии. И ему, конечно, не терпелось поделиться его содержанием не только с друзьями, но с радиослушателями программы "Полуночный джаз", что выходит в столичном эфире на волне 92 и 4 FM "Радио Минск" в 23-00 по субботам и вторникам. На следующий день жарким июльским вечером мы встретились в прохладном фойе Государственной Академии Наук, где с недавних пор развернулась бойкая торговля исключительно джазово-блюзовыми компакт-дисками и заодно соответствующей музыкальной литературой. Закупив целую стопку альбомов самой отборной джазовой свежатины (теперь, оказывается, заграничные гости затариваются этим у нас), мы отправились через разломы реконструируемого проспекта и засели в каком-то студенческом кафетерии, где не только можно было утолить жажду холодной колой, но и пообщаться. Леня рассказывал, а я записывал почти все, что он говорил, для намеченной радиопрограммы. Спустя два дня летней субботней полночью в прямом эфире "Полуночного джаза" он пересказал все, о чем мы говорили, по домашнему телефону Оставаясь на проводе более получаса, Лёня опять отвечал на те же самые мои вопросы, но теперь уже перед минской аудиторией радиослушателей. Мы снова говорили о джазовой сцене Гамбурга, и о собственном проекте Леонида Гурвича. В то время как альбом крутился в плэйере и лучшими своими фрагментами согревал атмосферу удивительно комфортным джазом, превращая радио-интервью в теплую, дружескую, как бы совсем домашнюю беседу.
Леонид Гурвич: Джаз для меня начался еще во время учебы в Белорусской академии музыки. Я играл на фортепиано в нашем консерваторском биг-бэнде (вдруг сразу вспомнилось аншлаговое выступление этого студенческого бэнда в мае 1999- го года в концертном зале Музыкальной академии — прим. автора). Кроме того отличной школой джаза для меня оказалась работа тапера на фестивале немого кино, организованном Институтом Гете. Да! Мне приходилось озвучивать клавишами фортепиано кадры старых немых кинофильмов, точно также, как в начале 20-го века это делали те пианисты, что, иллюстрируя своей игрой быстро сменяющиеся сюжеты немых кинокадров, непроизвольно изобрели рэгтайм. Значительным событием для меня, как лидера бэнда, стал концерт в минском филармоническом зале в марте 2001-го года. Это было не первое публичное выступление моего проекта, но запись этого концерта легла в основу моего первого альбома "All that...". Все участники моей первоначальной группы являлись довольно известными в Беларуси музыкантами, но, несмотря на плодотворную работу в Минске, в 2001 г. я решил переехать в Гамбург, чтобы продолжить там свой творческий путь. Как было первое время на чужбине? Как всегда вначале эмигранту приходится не сладко. По прибытии нас — то есть мою семью — поселили в каюте поставленного на прикол океанского лайнера. В соседних каютах обитали беженцы из балканских и прочих стран. В общем, аскетично, но романтично. Сейчас, конечно, все иначе. Все быстро меняется по мере того, как постигаешь язык, особенности жизни, культуры и законы новой страны. В настоящее время я преподаю в Гамбургской консерватории. На протяжении нескольких лет я руководил биг-бэндом, с которым выступал на городских фестивалях. Вдобавок у меня имеется еще второй, свой персональный проект. Именно с этими ребятамия и записал в 2005-м году альбом Hamsin (как раз в этот момент в эфире крутились лучшие трэки альбома).
Теперь немного о музыкантах, принимавших участие в новом немецком проекте Леонида Гурвича. Далеко не все они эмигранты. Например, ритм-секция: Герд Баудер (контрабас) и барабанщик Михзаэль Палих —это идеально сыгранные коренные уроженцы Гамбурга. Саксофонист Юрий Касьянич родом из Украины. Оттуда же и вокалистка Инна Высоцкая. проживающая сейчас в Ганновере. Леонид познакомился с Инной после ее дебюта на ежегодном джазовом фестивале в швейцарском городе Монтре самом маститом джазовом форуме по эту сторону Гринвича.
Леонид Гурвич: Как проходила запись альбома? Можно сказать,живьем. Никаких сэмплов, то есть мы ничего не накладывали. В 2005-м в Гамбурге мы впятером пошли в студию и на одном дыхании записали весь альбом.
Получается, совсем как полвека назад работали штатовские черные легенды в знаменитой студии Руди ван Гельдера на Inglwood Cliffs. Новый проект Леонида Гурвича полон разнообразия. Более легкие в смысле восприятия вокальные треки контрастируют со сложными инструментальными опусами. И даже географический охват широк. Вариации на фольклорные белорусские мелодии гармонично уживаются с Tango a la Russo и "Балканской сюитой", не говоря уже о джазовых трактовках традиционной еврейской музыки. В общем, для тех, кто слушал альбом в эфире, содержание его описывать не стоит. Другие же более подробно могут ознакомиться с его описанием в одной из рецензий Jazz-Квадрата. Но самый простой способ - приобрести альбом, пока он еще имеется в продаже в вышеупомянутом торговом уголке фойе Академии Наук.
Александр Чечетт: И, наконец, последний вопрос. Хотя ответ на него представляется абсолютно очевидным: где, все- таки, интереснее быть джазовым музы кантом — здесь или там?
Леонид Гурвич: Я надеюсь, что и в Минске, возможно, даже совсем скоро закипит такая же бурная клубная жизнь, как и в любой другой восточно-европейской столице — Варшаве, Праге, Вильнюсе или Риге. Конечно, в Гамбурге сейчас работать интереснее. Именно потому, собственно, я там и живу. В европейских клубах не только исполняешь или слушаешь музыку, там есть возможность общения со всем современным джазовым миром. Например, совсем недавно после концерта величайшего ямайского пианиста Монти Александера я долго разговаривал с ним на равных, и разницы между нами совсем не чувствовалось. Подобное же ощущение некоего братствау меня возникло в беседе с виртуозным американским музыкантом Джоном Хаммондом. В джазе нет суперзвезд, как в рок-музыке, нет идолов и полубогов — все джазмэны простые смертные гении. А в свой родной город Минск я еще, конечно, вернусь и не раз. Хотелось бы приехать и со своим гамбургским проектом, уже не на компакт-диске, а живьем всем составом. С огромным удовольствием мы приняли бы участие в одном из ближайших минских фестивалей "Джазовая осень"...
Интервью прозвучало в прямом эфире радио-программы "Полуночный джаз", после было переработано автором программы в печатный текст специально для журнала Jazz-Квадрат.
Не могли бы вы рассказать о вашем музыкальном детстве в Бразилии? Мне повезло, ведь я выросла в очень музыкальной семье. Моя мать была классической пианисткой, обожавшей джаз, поэтому джаз всегда звучал в нашем доме. В те времена как раз ...
Кенни Баррон — один из тех,кого можно назвать "скромными звездами": он не рекламирует себя, за него говорят его блестящие композиции и мощный импровизационный стиль игры на фортепиано. Его место в истории джаза легко определить по его резюме, от ...
Лешек Можджер – человек многогранный и активный, сегодня он является одним из лидеров польской джазовой сцены. Это личность во многом уникальная, его жизнь необычайно насыщенна, он все время в движении, застать его на месте крайне сложно. ...
Разумеется, речь у нас пойдет не о притягательной силе языка древних римлян. Хотя без него, пожалуй, не возникло бы понятие «латинская культура» и мы не смогли бы говорить о постоянном взаимодействии с нею музыкальных направлений, возникавших в США. ...
Просто поразительно, как может музыкант, начавший свою карьеру с Cannonball Adderley, игравший 22 года с Диззи Гиллеспи, все еще не быть всемирно известным. Но таков Майк Лонго. Этот нью-йоркский пианист записал 16 сольных альбомов, его авторству ...
"Если засунуть сакс в пустое ведро и начать дуть, это может показаться очень забавным, но, с другой стороны, может стать решающим прорывом в новые области звука со времен изобретения темперированной системы." (Виллем Бройкер, INSTANT COMPOSERS POOL) ...
Хотя до последнего момента арт-директор "Ле Клуба" Игорь Бутман не был уверен, состоятся ли гастроли пианиста Монти Александера вообще, он не только приехал, но и пять вечеров играл в Москве. Больше, чем какой-либо иной популярный джазмен вообще. ...
Босса-нова, кубоп, калипсо, сальса, танго, ча-ча-ча... Почти с самого появления джаза латинские ритмы придавали колорита этой музыке. Слово "латинский" может ввести в заблуждение. "Латинский джаз" — это понятие, которое относится к американской ...
Нью-йоркский лейбл MoonJune Records и его шеф Леонардо Павкович стал для меня и, уверен, для абсолютного большинства наших читателей, настоящим проводником в мир современного джаза, прог-рока и музыки фьюжн из Индонезии. И оказалось, что этот мир ...
От переводчика: известный блюзовый продюсер и музыкант Рон Леви написал книгу воспоминаний, необычную как по содержанию, так и по формату. Грэм Кларк (Graham Clarke) взял интервью у автора книги для традиционной серии «Десять вопросов…» на Friday ...
Caprice – российская музыкальная группа, которая была создана почти 20 лет назад в 1996 году. В том же году был записан и дебютный альбом «Зеркало». Стилистически он очень отличается от всех последующих работ Caprice, благодаря которым творчество ...
Еще во времена Советского Союза Ростов-на-Дону считался одним из главных джазовых центров страны. В немалой степени благодаря тому, что в этом городе сложилась четкая, целенаправленная система обучения джазу и подготовки музыкантов, в чем была ...