Приглушенный свет создавал некую иллюзию театральной сценичности. При каждом шаге сознание питалось уверенностью и силой. Тишина вот-вот готова была рухнуть в объятия столь ожидаемых и столь привычных ее нутру звуков. Нет. Это не пустующий Колизей. Не сцена, живущая от представления к представлению. Это всего лишь место, где живет и работает Константин Горячий - домашняя студия и квартира в одной роли.
Картина с безумным клавишником, выскочившим за рамки, как и сам Горячий, фортпиано, синтезаторы, орган, огромные клавиши, компьютер и ... Константин. Все в этом доме завязано в один большой черно-белый сюжет, где отсутствие хотя бы одного из элементов безудержно рушит его.
Сейчас Константин занимается только музыкой и больше ничем другим. Занятие это всегда вызывало и вызывает у него самые восторженные чувства. Человек этот обычно редко сидит на месте и в любой момент может сорваться с насиженной площадки и кинуться «во все тяжкие». А тут уже, как карты лягут. Поездки его могут включать выступления, как с отечественными музыкантами и исполнителями, так и зарубежными. Но что самое главное - всегда есть выбор. «У меня, в принципе, нет жестких обязательств ни перед кем, не считая обязательств человеческого плана, - говорит Константин. - Есть, конечно, конкретные договоренности (контракты), и я стараюсь никого никогда не подводить». И такая свобода выбора не может не нравиться.
Он стремился к этому со школьной скамьи. Мальчика Костю, как и всех нас, не устраивало неприятное ощущение зависимости. Ощущение, будто ты в кабале. И он мечтал после окончания школы покончить с этим. Но в музыкальном училище и в оркестре Михаила Финберга с самого утра все равно «продолжали воспитывать». При первой же удачной возможности, теперь уже молодой человек по имени Константин, удачно покинул оркестр и пошел по своему собственному пути. Он и теперь понимает, что живет без всяких гарантий на день сегодняшний и день завтрашний. Но время шагает в своем черно-белом спектре, и жизнь начинает набирать обороты. Теперь все движется только к лучшему.
Полина Кабакова: Расскажите про место Apple Tea в вашей жизни.
Константин Горячий: Это, пожалуй, единственный проект, сотрудничество с которым идет постоянно. Началось все приблизительно в 1993 году. Как раз тогда, когда я появился, Apple Tea и стал так называться. Тогда еще Андрей Матлин вместе с нами в группе играл... Я как-то уходил, потом снова возвращался... Но, не смотря на это, у нас сохранились замечательные отношения. Мы часто выступаем вместе. Очень хороший концерт отыграли 16 октября в Минске. Скоро планируется поездка в Киев. Мы вообще в этом году хорошо поездили: в Баку были, в Киеве, в Литве...
И как вам в Баку?
О, у них там сейчас большое строительство идет, через пару лет будет интересно. Публика там очень под- готовленная. Чувствуется высокая школа. Музыканты там довольно сильные, несмотря на то, что все в стране разваливается, собирается и снова разваливается...
Концерт, который мы давали, был заказной - презентация нового проекта. Был выпущен двойной диск под названием «Отправная точка в Баку». Записи людей, которые родились в этом городе, начали играть и разъехались по всему миру. Были приглашены и музыканты, и журналисты, и люди, причастные к этому проекту. Случайных гостей там не было.
Сейчас Apple Tea записывают новый альбом. Все это происходит как раз во время процесса смены аппаратной части. Сегодня ситуация позволяет многое делать дома. Я, например, хочу все клавишные инструменты записать на своей домашней студии. Надеюсь, у меня это получится. Так же я планирую новые приобретения. Игорь Сацевич почти полностью закончил свою часть работы на своей домашней студии. Думаю, что когда мы все совместим, дело пойдет быстрее.
Кто пишет музыку в Apple Tea?
Всегда, чтобы ни случилось, музыку пишет Игорь. Apple Tea - это проект творческих людей, собравшихся вокруг Игоря Сацевича и Александра Сапеги, потому что они играют в паре. Никто не играет так слаженно, как они. Обязательно нужно отметить, что это единственная постоянно действующая ритм-группа в стране. Хорошие басисг и барабанщик - это то, что ценится во всем цивилизованном мире. Игорь и Саша друг друга прекрасно понимают, ведь играют они вдвоем со школьной скамьи.
В чем же состоит ваша основная работа?
Я в большей степени специализируюсь по аранжировкам. Есть какие-то идеи и в написании музыки, и я постоянно пытаюсь заставить себя довести их до конца, но не всегда получается. Я чаще всего делаю что-то для других, нежели для себя. Но самое главное, что, как я уже говорил, у меня собралось достаточное количество инструментов, с которыми можно работать на дому.
Что это за инструменты?
У меня есть Yamaha S90ES - это мой основной инструмент, с хорошей клавиатурой и полным набором звуков. Еще у меня в наличии синтезатор с вокодером Korg MS2000B. Я привез его из Англии. Все эти инструменты звучат очень хорошо. Так же я могу похвалиться Yamaha DX7 1982 года. Хотел, было, от нее избавляться, но включил и понял, что она мне еще поможет. Электронный орган Hammond ХВ-2 - это моя гордость. У меня их две штуки и к ним есть оригинальная колонка Leslie 122’ 68-го года. Звучит - сказка! Но я не могу использовать его дома для записи. Для этого нужны условия. Давно уже хочу сделать программу именно с использованием органа. Ведь, во-первых, еще никто ничего подобного в Минске не делал, а во-вторых, я очень его люблю. Это один из моих любимейших инструментов. Вывожу его очень редко, потому что это очень большое оборудование. Его могут вынести из помещения не менее четырех человек.
Какая фирма, выпускающая инструменты, на ваш взгляд, лучшая?
Я пришел к убеждению, что чем больше клавиш, тем лучше, если ты конечно знаешь, зачем они нужны. Вот тогда название фирмы не имеет никакого значения. У каждого инструмента есть своя особенность. В электронном мире, например, считается, что новый компьютер лучше старого. Но новые клавиши не всегда лучше старых. Далеко не всегда. Есть такое понятие, как старый японский инструмент. В конце 70-х - начале 80-х японские синтезаторы были на высоте. Сейчас же европейские синтезаторы более высокого качества, а японские наоборот, превратились в ширпотреб. Выбор инструмента - это целая история даже для подготовленного человека, а приобретение - всегда праздник. Вообще, я считаю себя специалистом по клавишным инструментам.
Тогда вы должны знать, что когда обучают игре на клавишных, новичкам обычно советуют инструмент с пассивными клавишами...
Это, кстати, тоже проблема. В принципе, наша классическая школа хорошая. Просто я не ее обладатель. Там, где учился я, качество инструментов было средним. На пианино «Беларусь» сложно выразить какие-либо эмоции, потому что звук там «туповатый». И ты занимаешься на среднем пианино, а потом выходишь, например, в филармонии играть концерт на Steinway, то каждое неверное движение будет слышно. Вот на этом этапе могут возникать проблемы.
Хороший инструмент стоит огромное количество денег. Я говорю о настоящем концертном варианте. И ты платишь не только за имя, но и за звук. У меня, например, до недавнего времени не было привычки играть на хороших инструментах. А вообще, все упирается в деньги. Ну, не только, конечно, в них, но без денег очень трудно что-то сделать.
Насколько сложно научиться играть на клавишных?
Говорят, и зайца можно научить играть на барабанах. В Америке, например, может прийти 56-летняя женщина и начать заниматься классическим балетом. И никого это не удивит. Если человек хочет чем-то заниматься, то никто не сможет помешать ему сделать это.
Я в детстве всегда мечтал музицировать. Мой дед работал авиамехаником, и все детство я провел на аэ- родроме. С тех пор у меня тяга к технике. И эта тяга плавно перешла на синтезатор, сам не знаю почему. Я изначально играл на рояле. Мне очень понравился этот инструмент, и моя мама мне очень посодействовала в этом плане. По профессии она историк, образованная, восторженная и культурная женщина. Если бы у нее было больше возможностей, она бы без конца путешествовала. Тяга к странствиям у меня - от нее. Я обожаю путешествовать. Наибольший восторг у меня вызвала Англия. Не могу объяснить почему. Все говорят, что это очень специфическая страна, но мне она понравилась. Мне близок английский менталитет, их юмор, праг- матичность. И то, что англичане - чопорные люди - это миф. Скорее воспитанные. Англичане стараются, что очень важно, не меньше тратить, а больше зарабатывать. К примеру, я прожил почти все лето, образно говоря, на чемоданах. У меня было большое количество приглашений и запланированных выступлений, но, к сожалению, некоторые из них сорвались по причинам, не зависящим от меня. На некоторое время я впал в депрессию, а потом представил: что бы было, если б я находился в чужой стране. Что тогда? Здесь я могу не работать какое-то время, и ничего страшного не случится. Дело не в том, что у меня куча денег, просто я иногда могу выходить в свет, играть и получать свои скромные гонорары. А в чужой стране я буду хвататься за любую работу! Я буду пахать и днем, и вечером. На данный момент днем мое рабочее место дома, а вечером я складываю инструмент в мешок и иду играть, но это больше для удовольствия. Основная работа протекает днем. И я не могу' сказать, что бедствую. Даже собираюсь купить дорогой и очень хороший инструмент. Я безумно люблю скупать старые инструменты. Самое смешное, что все они нужны. Yamaha DX7 я стал вписывать в аранжировки, и оказалось - она здорово звучит! Прошу простить меня за отступление от темы.
Вы аппаратуру предпочитаете закупать у нас или за границей?
У нас с этим дело тяжелее обстоит. Есть, конечно, музыкальные магазины, но все, что в них продается, завозится из заграницы. В Минске я себе купил стул. Хороший, кстати, стул. Некоторые инструменты я купил в Германии, некоторые в Англии. Орган купил в Минске, но его сюда, опять же, привезли из Америки. Борис Долгих, в свое время, привез очень много всякой аппаратуры, а потом распродавал ее. Орган я успел выкупить, потому что такую вещь очень тяжело найти, особенно у нас. Если живешь на западе, в Англии или Швеции (про Америку я уже не говорю), без труда можешь заметить, насколько там развит рынок музыкальных инструментов. Потому что люди это оборудование действительно используют. А все потому, что Англия и Швеция - европейские законодатели музыки. У меня такое ощущение, что все важные инструменты скупались людьми именно оттуда. Есть неплохие вещи в Германии и Италии, но традиции мощной звукозаписи принадлежат в большей степени Англии и Швеции. Материалы из этих стран по звучанию отличаются даже от американских. Я вообще очень люблю английскую музыку. К примеру, группы Cold Play и Keane. Из молодых мне очень нравится James Morrison. Cardigans шведские всегда нравились. Из 60-х я больше всего люблю джаз. На мой взгляд, именно тогда он был очень стильный. Это такие музыканты как Cannoball Adderley, Herbie Hanckok, Jimmy Smith.
В чем разница игры на синтезаторе, рояле и фортепиано?
По существу, разницы нет практически никакой. Дело в том, что рояль - это живой инструмент. В синтезаторе звук, зачастую, такой, какой ты сам накругишь. В синтезаторах исполнительское мастерство отходит на второй план. Важно, какой звук из него выходит. Здесь играть в принципе не нужно, главное вовремя нажать нужные ноты. А для того, чтобы играть на рояле, нужно постоянно быть в форме и непрерывно заниматься.
Что для вас джаз?
Джаз - это, во-первых, образование. Джаз - это в первую очередь музыкальная свобода. В самом стиле заложено очень много вариантов для коллективного творчества. Многое в джазе зависит от человеческих отношений и взаимопонимания. Есть люди, которые специализируются в узком направлении, а есть те, кто способен охватить полный спектр разновидностей и направлений именно в джазе. Но таких людей не очень много. Джаз хочется играть постоянно, и ты за всю жизнь можешь так до конца и не постигнуть всех его проявлений. Это очень увлекательно. В джазе ведь очень много математики. Есть своя таблица умножения, есть какие-то формулы. И это именно тот случай, когда творчество и математика сосуществуют вместе. Сам стиль джаза подразумевает достаточную эрудированность, это, в своем роде, интеллектуальная музыка. Тут свои секреты и в гармонии, и в мелодике. Должна быть большая подготовительная база, и чем больше у тебя практики, тем лучше. Это очень заметно. В джазе ничего не спрячешь.
Если умело распоряжаться знаниями, полученными от джаза, то ты совершенно спокойно можешь чувствовать себя в других стилях. Ни для кого не секрет, что в американском варианте джаз трансформировался в хип-хоп, а потом в рэп. Это уличная черная музыка, какой джаз был изначально. Я был в Африке и видел, как играют африканцы. Если честно, я вообще не понял, как они все это делают. Там нет ничего привычного европейскому уху - калейдоскоп размеров, а ведь это народная музыка. При всем при этом, они еще импровизируют, причем все. И глядя на это, начинаешь понимать, почему свой стиль нужно выбирать четко.
Насколько участие в составе группы «Харли» повлияло на ваш профессиональный рост?
Это очень романтическая история. Все началось с того момента, когда группа «Харли» на «Золотом шлягере» заняла первое место. Мы собирались тогда на репетиции и за неделю сделали несколько песен. Я помню тогда наше состояние. Мы вышли на большую сцену и начали играть... Я помню, как здорово это было! По инерции, в течение полугода мы очень удачно записали в студии большое количество песен.
Кстати, 7 октября у нас прошел очередной концерт в Минске. Я с ними какое-то время не играл, когда уезжал, а сейчас сам позвонил. И мы опять начали время от времени концертировать. У меня вообще к этому проекту очень трепетное отношение. У нас была хорошая компания. Сейчас люди уже разошлись, и такой эйфории как раньше нет. Возможно, повзрослели, хотя прошло всего лишь четыре года...
Вы часто выступаете на больших площадках перед большой аудиторией?
Нет, не часто, хотелось бы чаще. Выступать люблю на любой сцене. Тут просто разная специфика. Есть клубы, а есть концертные залы и стадионы. Но и клубы бывают разные. Одно дело - «Граффити», где тебя слушают, а другое - когда зритель кушает, как, например, в «Поющих фонтанах». На самом деле, большая сцена
- это иная специфика именно в звуке. Там нет смысла играть много нот, лучше играть меньше, но конкретно. Аранжировки, естественно, тоже должны отличаться для большой и для малой сцены. Потому что на большой сцене многие мелочи не так заметны или вовсе исчезают.
Боб Дилан сказал: «Очевидно, с годами у меня выработалась некая физическая потребность в написании музыки». У вас такой потребности не возникает?
Есть очень хорошее выражение: можешь не писать - не пиши. На самом деле, есть люди, в которых живет потребность писать или что-то делать. В моем случае - это исполнение музыки. Потребность в этом у меня присутствует. В аранжировке у меня физической потребности почти нет. Но если она появляется и приносит успешный результат - за уши не оттянешь.
Вас никогда ни с кем не сравнивали?
Дело в том, что любое сравнение заведомо ложное. Если ты копируешь чей-то стиль, то сравнение это будет не в твою пользу. Я никогда себя ни с кем не соотносил. Я видел мастеров на концертах и слишком хорошо представляю, какого уровня эти музыканты. Поэтому соотносить себя с кем-то из них просто нет смысла. Понятно, что никто не хуже и не лучше. Иногда ты, смертный, можешь выразить мысль, которая потрясет «великого» человека.
Вы считаете себя большим профессионалом?
Нет. Я считаю себя подготовленным специалистом с неплохим знанием английского. Сейчас это весьма немаловажно. Найти контрактную работу не сложно. Это даже модно на сегодняшний день. Я сам работал на корабле и весь мир объездил. После и самостоятельно много работал, и путешествовал, по инерции, куда судьба закинет.
Вас можно назвать трудоголиком?
Мне очень нравится работать,особенно когда работа захватывает. На отдыхе, на море, например, без работы бывает тяжело. Я умею работать и люблю это делать. Но лентяй я тоже приличный. Лениться люблю и умею. У меня бывают такие дни, когда для меня присутствует только телевизор, пиво и телефсн. Можно даже, чтобы никто не приходил. Бывает, что никого не хочется видеть.
Своим заграничным поездкам я благодарен за то, что научился находиться один в незнакомом городе. Я никогда не пойду, если будет восемь человек. Ходить толпой - это убитый день. Конечно, если у вас какие-то общие цели, то вопросов нет. А вообще, лучше все делать в одиночку. Разбежались- созвонились и снова встретились, а не встретились, значит - не надо.
Вы принципиальный человек?
Принципы, конечно, есть, но я не могу идти на принцип до конца. Принцип ради принципа - это глупо. Я
не сторонник обострения отношений. Я люблю шутить над друзьями, по-доброму. Может быть, иногда это бывает жестоко, но мне тем самым хочется им как-то помочь. Кто вам подскажет и поможет, если не друг?
Я не обижаюсь, если друзья начинают меня критиковать. Если мне говорят, что я неправильно поступил, то готов выслушать их точку зрения и узнать, почему это так. Попробую изменить что-то в себе. Критику я принимаю, но не от всех.
Что бы из недавних музыкальных новинок вы включили в «Горячий хит-парад»?
Мне нравится очень много музыки. Шведская певица Robyn сразу запала мне в душу. Очень нравится группа Kaiser Chiefs. Еще есть такая певица как Kelis. Очень милые песни у Lili Alen. На самом деле очень много хороших песен. Все сразу и не назовешь. Акоп нес большой положительный заряд. Хотелось бы выделить предпоследний альбом Snoop Dogs «The Blue Carpert. Treatment». Очень сильная работа. Последний его альбом мне как-то не понравился - скучный. А в предыдущем столько интересных идей и такая качественная запись, что я просто заслушивался и всем советовал. Там конечно вагон ненормативной лексики, но на фоне профессиональной аранжировки и звукозаписи этот порок скрадывается.
Коль уж речь зашла о пороках, то какой из них самый тяжкий на ваш взгляд?
Все они тяжкие. Все пороки, которые описаны в Библии, ложатся тяжким грузом на наши плечи. И за все потом приходится платить. И хорошо, если сразу.
Что бы вы не смогли простить?
Я вообще человек отходчивый. Думаю, что смог бы простить все. Никто не идеален. Все всего лишь люди. Человек имеет право на ошибку, на заблуждение, может быть даже на подлость. И подлость, наверное, я тоже смог бы простить. Тут ведь дело уже не во мне. Дело в самом человеке. Если бы я, например, совершил подлость, то хуже всего от этого было бы мне. Потому что даже если ты подсознательно будешь поступать подло, то все равно будешь понимать, что виноват именно ты, а это груз в любом случае. У меня были ситуации, когда я поступал неправильно и не мог остановиться, и не просил прощения у этих людей. Мне казалось, что они были не правы, а я сделал так, как мне надо было сделать. Я признаю, что я ошибался, но ошибку свою исправлять не буду. Это была целенаправленно, сознательно совершенная ошибка. А вообще, прощать - это милое дело. Бывает, конечно, тяжело, но я за то, чтобы прощать.
Разумеется, речь у нас пойдет не о притягательной силе языка древних римлян. Хотя без него, пожалуй, не возникло бы понятие «латинская культура» и мы не смогли бы говорить о постоянном взаимодействии с нею музыкальных направлений, возникавших в США. ...
Просто поразительно, как может музыкант, начавший свою карьеру с Cannonball Adderley, игравший 22 года с Диззи Гиллеспи, все еще не быть всемирно известным. Но таков Майк Лонго. Этот нью-йоркский пианист записал 16 сольных альбомов, его авторству ...
"Если засунуть сакс в пустое ведро и начать дуть, это может показаться очень забавным, но, с другой стороны, может стать решающим прорывом в новые области звука со времен изобретения темперированной системы." (Виллем Бройкер, INSTANT COMPOSERS POOL) ...
Хотя до последнего момента арт-директор "Ле Клуба" Игорь Бутман не был уверен, состоятся ли гастроли пианиста Монти Александера вообще, он не только приехал, но и пять вечеров играл в Москве. Больше, чем какой-либо иной популярный джазмен вообще. ...
Босса-нова, кубоп, калипсо, сальса, танго, ча-ча-ча... Почти с самого появления джаза латинские ритмы придавали колорита этой музыке. Слово "латинский" может ввести в заблуждение. "Латинский джаз" — это понятие, которое относится к американской ...
Нью-йоркский лейбл MoonJune Records и его шеф Леонардо Павкович стал для меня и, уверен, для абсолютного большинства наших читателей, настоящим проводником в мир современного джаза, прог-рока и музыки фьюжн из Индонезии. И оказалось, что этот мир ...
От переводчика: известный блюзовый продюсер и музыкант Рон Леви написал книгу воспоминаний, необычную как по содержанию, так и по формату. Грэм Кларк (Graham Clarke) взял интервью у автора книги для традиционной серии «Десять вопросов…» на Friday ...
Caprice – российская музыкальная группа, которая была создана почти 20 лет назад в 1996 году. В том же году был записан и дебютный альбом «Зеркало». Стилистически он очень отличается от всех последующих работ Caprice, благодаря которым творчество ...
Еще во времена Советского Союза Ростов-на-Дону считался одним из главных джазовых центров страны. В немалой степени благодаря тому, что в этом городе сложилась четкая, целенаправленная система обучения джазу и подготовки музыкантов, в чем была ...
Армен Донелян - личность хорошо известная в армянском музыкальном мире. Еще больше он известен в джазовом мире Америки и Европы. Донелян пианист, композитор, аранжировщик и педагог. Приехав однажды с концертами он теперь возвращается почти каждый ...
Имя моего виртуального собеседника хорошо и давно известно в музыкальном мире. Говоря словами всякого рода энциклопедических изданий, Вячеслав (или, как его сейчас чаще называют, Слава) Ганелин – это советский и израильский пианист, композитор, ...
Хотя имя Леонида Винцкевича в российском джазе достаточно известно и, что называется, постоянно на слуху, публикуемые о нем сведения содержат, как правило, простые перечисления концертов и фестивалей. В данном случае я решил воспользоваться ...