Пианист Мэтью Шипп впервые познакомился с клавиатурой рояля в возрасте пяти лет. Было это в Уилмингтоне, штат Делавэр, где он родился. С 1984 года он стал частью нью-йоркского джазового мира, и частью весьма заметной. Шипп сотрудничает с Дэвидом Уэйром, Роско Митчеллом, Абдул Вадудом и рядом других музыкантов. А его совместный проект с бывшим вокалистом группы "Electric Flag" Генри Роллинсом привлек к Шиппу интерес уже не только джазовой публики. С2000 года Шипп руководит изданием специальной серии дисков,т. н. "голубой серии" на фирме "Thirsty Ear", начавшейся с издания альбома "Pastoral Composure", созданного квартетом музыкантов, в который кроме Шиппа входили трубач Рой Кемпбелл, басист Уильям Паркер и ударник Джералд Кливер. В данном интервью, фрагменты которого мы публикуем, Шипп беседовал с журналистом Джоном Свенсоном.
Дж.С.: На новой пластинке вы исполняете очень пасторальные темы, но это не совсем новое для вас дело, баллады и стандарты были в ваших записях и раньше. Похоже, вам нравится наполнять новой жизнью балладные формы.
М.Ш.: Думаю, Пол Блей оказал на меня большое влияние во всем, что касается пасторальной тематики. Это не значит, что я пытаюсь его копировать. Я бы так не сказал, здесь другое: то, что я попытался вложить в этот альбом, и то, что должно стать философией всех дисков "Blue Series", отдаленно напоминает ECM'овское звучание, каким оно было, когда фирма только появилась. Это не значит также, что я стараюсьдобиться такого же звучания, как у старых дисков ECM, это только настроение, близкое таким работам, как "Conference Of The Birds" Дэйва Холланда или ранние альбомы трио Пола Блея с Гэри Пикоком и Полом Мотианом. Наш замысел — это дать толчок для прогресса джазовым музыкантам, которые понимают современность, настоящее и прошлое, исполнителям, которые являются подлинно современными, но не желают утрачивать связи с традицией.
Дж.С.: Вы записывали этот диск в самом начале года. Витал ли в студии дух новых начинаний, новых возможностей?
М.Ш.: Разумеется, меняются года, меняются столетия, мы не стартуем с нулевой точки и, конечно же, стремимся использовать возможности, которые получает музыка и индустрия звукозаписи. Я думаю, джаз здесь в центре событий.
Дж.С.: Сегодня взгляды представителей неоклассического и авангардного направлений заметно отличаются.
М.Ш.: Я считаю, что наш рынок в любом случае ограничен определенными пределами. Все стремятся приспособиться к этой реальности, используя самую разную мотивацию. Есть много догматизма в определениях, что есть одно и что есть другое. И только попробуйте пойти наперекор мнению большинства. Некоторые умело пользуются ситуацией, но при этом теряется подлинность, как в ситуации с Линкольн-Центром, куда накачали миллионы долларов академические музыканты. Эта атмосфера не способствует творчеству.
Вспомните 60-е. Конечно, там были свои проблемы, но когда я как пианист вглядываюсь в возможности тех лет, я вижу Жаки Биарда, играющего с Мингусом, я вижу трио Билла Эванса, я вижу Эндрю Хилла, вижу Херби Хэнкока, играющего с Майлсом. Было больше возможностей, было больше идей. Проблемы были, но, на мой взгляд, было больше воздуха, легче дышалось, тогда как сейчас все разграничено более жестко.
В джаз вложено много денег, но все идет к одним и тем же людям с одними и теми же идеями. И если ты оказываешься вне этой удобной, сложившейся обоймы, то приходится мобилизовывать собственные ресурсы.
Мне кажется, сейчас в джазе нелегкие времена. Некоторым чудится джазовый ренессанс, но я так не думаю, я вижу монополию, сосредоточенную в руках горстки людей. Я не вижу свежего ветра в музыке, и это заставляет многих искать выход, работать с альтернативными лейблами типа "Thirsty Ear". Я ощущаю себя вне системы и рад, что это именно так. И хотя я джазовый музыкант, но ощущаю себя скорее частью альтернативной музыкальной культуры.
Дж.С.: Каковы ваши долгосрочные планы?
М.Ш.: В принципе, мне хотелось бы сыграть во всех городах мира. Когда столько времени проводишь в студии, то можно и забыть, что главная задача — это все же игра для публики, и тогда спешишь за студийные стены. Соло, дуэты, трио, квартеты, с Дэвидом Уэйром, играть побольше и почаще.
Дж.С.: Как вы думаете, куда идет джаз?
М.Ш.: Не берусь судить. Я знаю, что я хочу, и я знаю людей со сходными взглядами. Я могу отвечать только за это. И хотя я принадлежу к молодому поколению джазовых исполнителей, куда идет джаз, станет понятным только следующему, еще более молодому поколению
Для легендарного джазового музыканта Рэмзи Льюиса 2005-й год стал годом значительных вех, как в жизненном, так и в творческом плане. В 2005-м Рэмзи отметил 50-летие работы в шоу-бизнесе, выпустил свой 71-й альбом, причем это был первый альбом в ...
За немецкой джазовой органисткой Барбарой Деннерлайн я "гонялся" с тех пор, как три года назад она приезжала в Ереван с единственным концертом. Тогда встретиться не удалось. На сей раз, благодаря компьютерной связи, все оказалось легче. Два месяца ...
Японская пианистка и композитор Кейко Матсуи – из тех музыкантов, которые не нуждаются в представлении. Потому что ее музыку либо благоговейно почитают, либо не принимают вовсе. Столь выраженное неравнодушие – лучшая реклама для творца. В ...
Мне выпала счастливая возможность попасть на концерт этого исполнителя. О нем я узнала два года назад, когда Москву посетил со своим бэндом всемирно известный флейтист Хьюберт Лоуз (Hubert Laws). Чуть позже удалось послушать несколько альбомов этого ...
...Отыграл — подарил очередную программу "Simultaneamente" ("Одновременно") (с перерывом на антракт), вышел в фойе — простуженный, обессилевший. В уме нарисовалась забавная тенденция: за последние три года Ганелин приезжает в Беларусь третий раз, ...
В пресс-релизе нью-йоркского ансамбля клавишника Эдама Клиппла под-робно представлен весьма солидный послужной список лидера и его коллег, в котором почти отсутствуют так называемые "раскрученные" имена – обычный рекламный трюк современного ...
Удивительное дело: с каждым годом джазовая часть международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" становится не только все более солидной, но и привлекает все больше публики. Вплоть до того, что больше привлечь уже и не в состоянии: ...
Как "бывшие наши джазмены" чувствуют себя на родине джаза, какова их судьба, планы, возможности? Эти вопросы всегда волновали и любителей, и профессионалов от музыки. Сегодня вы имеете возможность заочно "пообщаться" с музыкантом, ранее прекрасно ...
Предлагаем вашему вниманию интервью, недавно взятое у одного из ведущих питерских джазменов, которого давно и хорошо знают не только в его городе, но и во всей России и за рубежом. Андрей Кондаков ныне - арт-директор санкт-петербургского JFC-клуба, ...
Личность Игоря Бриля представляет интерес для всех, кто когда–либо интересовался "русским" джазом. Лауреат многих джазовых конкурсов, пианист и композитор — он всегда входил в число лидеров этого направления. Его композиции "Утро земли", "В пути", ...
Имея в виду дилемму, то и дело пенящуюся на гребне жарких околомузыкальных прений, способен ли хороший музыкант, не теряя профессионального уровня, успешно заниматься организованной деятельностью, можно смело утверждать, что Даниил Крамер способен. ...
Сегодня Юрий Кузнецов борется с репутацией Одессы как "джазовой провинции" Перед летней поездкой в Одессу я получила задание редакции: отыскать джазовую жизнь в Одессе. Нашла — на открывающем второй сезон "Клуба высокой музыки" концерте Юрия ...