Various Artists - The Power Of Beauty - A Tribute to Stan Getz
24.10.2016
Альбом далеко не новый, но вполне достойный того, чтобы говорить о нем и рекомендовать к прослушиванию истинным любителям джаза, особенно такого, который сегодня обычно называют мэйнстрим. «Виртуоз в технике, демонстрирующий все, на что только способен тенор-саксофон», - так писал о выдающемся американском джазовом музыканте Стене Гетце (кстати, внуке еврейских эмигрантов из Российской империи; его настоящее имя – Стенли Гаецкий) видный немецкий критик Йоахим-Эрнст Берендт. За свое выразительное мягкое звучание Гетц (1927-1991) не зря получил у коллег почетное прозвище The Sound («Звук»). Его, ученика Лестера Янга и мастера кул-джаза, еще считают одним из главных проводников соединения с джазом бразильской босса-новы.
И вот, канадский лейбл Radioland Records, третьим в своей серии альбомов-трибьютов (первые два выпуска были посвящены творчеству Оскара Питерсона и Веса Монтгомери) обратился к именно этой важнейшей для джаза фигуре. Подошли к трибьюту Стену Гетцу на лейбле нетривиально. Шести ведущим канадским тенор-саксофонистам с их ансамблями (во всех случаях – квартетами) было предложено записать для альбома две композиции: одну, собственного сочинения, отражающую отношение к манере игры Гетца и его неповторимому звучанию, а другую, на выбор, иллюстрирующую стилистическое разнообразие музыки Стена.
В итоге альбом составили двенадцать композиций в исполнении шести квартетов, возглавляемых тенор-саксофонистами. Майк Марли (р.1961), Кирк МакДональд (р.1959), Фил Дуайер (р.1965), Пат ЛаБарбера (р.1944), Рик Уилкинс (р.1937) и Алекс Дин (р.1954) – люди разных поколений, разного жизненного и творческого опыта. Они не входят в элиту мирового джаза, но каждый из них известен у себя в Канаде, есть в этом списке номинанты и лауреаты Джюно, главной канадской премии в сфере звукозаписи. Естественно, у каждого из этих мастеров есть «свой» Гетц, и тем интереснее было слушать их вариант трибьюта выдающемуся тенор-саксофонисту. Что касается звучания инструмента, то я соглашусь с американцем Джеком Бауэрсом, писавшим в своем обзоре этого диска, что Марли наиболее близок по окраске звука к Гетцу в собственной пьесе Stanstill и композиции из репертуара Гетца Three Little Words, но прибавлю еще и ветерана Рика Уилкинса, очень вдохновенно солировавшего в другой вещи из репертуара Стена Гетца - You Go to My Head. Вообще же, каждый из составов, участвовавших в записи альбома, чем-то запомнился: красив диалог гитары и тенор-сакса в Windows от квартета Кирка МакДональда, острым ритмом наделил Stan's Blues Фил Дуайер, и он же напомнил об увлечении Стена латинской музыкой в Max's Mambo, в You're Blasé от квартета ЛаБарберы (кстати, единственного американца по рождению среди шести канадских тенор-саксофонистов) не могу не отметить не только самого Пата, но и его басиста Дункана Хопкинса. Словом, с одной стороны, и трибьют весьма достойный, а с другой, и панораму канадского мэйнстрим-джаза середины нулевых годов нового века альбом дает впечатляющую. Стоит послушать!
Этника нынче в моде. В любом направлении, от джаза и до самой вульгарной попсы, исполнители пытаются «освежить» свои композиции этническими мотивами. Другой вопрос, что результат от подлинного фольклора отличается столь же радикально, ...
Великий Гомер был аэдом. Так в Древней Греции называли певцов, исполнявших собственные произведения, аккомпанируя себе на каком-либо, чаще струнном музыкальном инструменте. Эта традиция устного народного творчества еще жива в современном африканском ...
Уж не знаю, кто придумывает названия альбомов для Эйби Линкольн, она сама или ее постоянный продюсер Жан-Филипп Аллар, но они всегда точны, емки и лаконичны. Вот и в данном случае все предельно ясно: певица Эйби Линкольн поет песни собственного ...
В 2007 году Vienna Art Orchestra отмечает тридцатилетний юбилей. Дата красивая и к ней коллектив и его руководитель, композитор и дирижер Матиас Рюэгг, приурочили премьеру грандиозного проекта в трех частях, каждая из которых представляет собой ...
В заключительной части трилогии Матиас Рюэг организовал тринадцать воображаемых встреч героев первых двух частей, встреч Мысли и Чувства, встреч Нового Света со Старым. Принцип составления этих «пар» для меня остался загадкой, но в ...
Итак, второй альбом, вторая часть трилогии, сочиненной Матиасом Рюэгом и исполненной руководимым им Vienna Art Orchestra. Краткую историю проекта ищите в обзоре первой части, а здесь – сразу о представляемом диске. Вторая часть посвящена ...
Впервые «Jazz-Квадрат» представлял канадского гитариста Дуга Кокса его предыдущей работой, записанным в 2005 году совместно с Сэмом Харри альбомом Hungry Ghosts (см. №6/05). И тот его проект, и нынешний, формально говоря, выдержаны в ...
Прежде чем говорить об исполнителе, в данном случае просто необходимо сказать несколько слов о лейбле, на котором записан этот диск. Малийский музыкант Салиф Кейта организовал фирму Wanda Records еще в начале 90-х годов. Она испытывала большие ...
Сферой приоритетных интересов испанского лейбла Vampisoul является музыка не только отечественная, но и латиноамериканская. При этом здесь, не считаясь со временем, ведут кропотливые архивные поиски, благодаря которым широкому кругу слушателей ...
Одного взгляда на обложку альбома, где в традиционной шотландской шапочке красуется человек с явно негроидными чертами лица, достаточно, чтобы понять, что в «Последнем короле Шотландии» речь идет совсем не о Якове VI. И действительно ...
Если человек с такой биографией, как у Уотермелон Слима занимается музыкой, то его музыка – это, конечно же, блюз. Слим успел побывать водителем – дальнобойщиком, продавцом дров, работником лесопилки (где потерял часть пальцев), ...
Рука на струнах гитары, помещенная на обложку этого альбома, принадлежит Джо Беку, одному из ветеранов джазовой гитары, музыканту с почти пятидесятилетним стажем на профессиональной сцене. За свою долгую карьеру Бек переиграл с множеством джазовых ...