Дебютный альбом питерского проекта Afreaks, изданный московским сетевым лейблом FancyMusic, записан в студии в конце зимы 2016 года. Но пусть вас не вводит в заблуждение студийный характер записи: все семь треков альбома – плод чистой, спонтанной импровизации. Позволю себе полностью привести вывешенный в Сети вместе с альбомом недлинный комментарий басиста группы Алексея Боровца о том, как это происходило: «Никаких наработок к этому моменту у нас не было – только опыт выступлений, к которым мы никогда не готовились и ничего не сочиняли заранее. Собравшись на студии, а точнее – на репетиционной точке, мы решили ввести некоторые ограничения, чтобы все импровизации придерживались того или иного набора звуков, определённой динамики и продолжительности. Нам хотелось избежать однообразия и сумбурности. Также хотелось, чтобы Impact был как можно меньше похож на рок. Думаю, это вполне удалось.»
Да, с Алексеем можно согласиться в том, что «однообразия и сумбурности» избежать удалось. А вот в том, на что похож Impact, я, пожалуй, с ним поспорю. Impact похож на рок, но в той же степени он похож и на авангардный импровизационный джаз, и на нойз, и на экспериментальную электронику – к обложке этого альбома можно приклеить еще не один ярлычок и даже обосновать такое решение. Но надо ли? Слушателю питерский квартет определенно не даст скучать, а главное – не даст привыкнуть к какой-то определенной стилистике: музыканты гибко варьируют ее от трека к треку.
После вступительного экспериментального трека The Open, своеобразного «разогрева», когда ты еще не совсем соображаешь, что тебя ждет дальше, Afreaks резко бьют по ушам и мозгам длиннющим импровизационным эпиком Windage, выдержанным, на мой вкус, в стилистике, близкой к doom metal, с гитарой Салавата Сафиуллина на авансцене. При внешне неторопливом развитии композиции, наполненной гитарными эффектами, подчас кажется, что динамики маловато, что импровизация выдыхается – но уже в следующее мгновение обнаруживаешь, что и с динамикой, и со всем остальным все в порядке, а в коде с удивлением констатируешь, что и этих одиннадцати с половиной минут вроде как не хватило: слушал бы и слушал… В следующем треке Floating In The Sky царят ударные Олега Ерошенко. Это очень образная, я бы сказал, кинематографичная вещь, в которой музыка постоянно нагнетает напряжение, suspense, как в фильмах Хичкока. Кстати, еще одна композиция альбома, On The Leash, также вполне могла бы стать саундтреком, но, на сей раз, уже в жанре road movie. А между этими двумя треками музыканты сыграли совершенно иную, психоделически-экспериментальную композицию Graveyard Shift с массой причудливых звучаний. Столь же контрастен и финиш альбома, где после нойзовой Bottomline совершенно медитативная флейта примиряет между собой линии гитары, баса и ударных в Coincidence.
Полистилистика Afreaks конечно затрудняет ответ на вопрос: «На что это похоже?» и, на мой взгляд, это только делает честь музыкантам. С моей же par excellence «джазовой колокольни», исходя из собственного слушательского опыта, я бы, с рядом оговорок, нашел нечто общее в музыке Afreaks с продукцией лондонского лейбла RareNoise, в первую очередь такой группы, как The Spanish Donkey. Если к питерскому андеграунду применить известный по Нью-Йорку термин downtown music, то, на мой вкус, Afreaks являются весьма яркими людьми в этой тусовке.
Обложка нового альбома Dead Frank сразу напомнила эстетику известного мюнхенского лейбла: что-то типично ЕСМ-овское есть в этом скупом, небогатом красками пейзаже, не искаженном даже названиями группы или альбома, разве что линии четки и ...
Вслед за Zug (2015) московский дуэт Der Finger выпустил в 2016 году альбом Nu. О самом коллективе уже говорилось в рецензии на предыдущий альбом, она есть на сайте, поэтому сразу о новой работе. Это тоже непосредственная импровизация, но Nu ...
Второй в этом году альбом индонезийского гитариста Девы Буджаны. Но если двойной Zentuary, о котором мы писали раньше, - это новая работа, то Home образца 2016 года – это переиздание одноименного диска 2005 года. В новом варианте Home получил ...
Двойной альбом индонезийского гитариста и композитора Девы Буджаны Zentuary – самый масштабный на сегодняшний день проект в дискографии музыканта. В отличие от его предыдущих альбомов вне Индонезии, издававшихся MoonJune Records, Zentuary ...
Матс Хольмквист – видный шведский джазовый музыкант, бэнд-лидер, композитор и аранжировщик. В настоящее время он является арт-директором лучшего китайского биг-бэнда - JZ All Star Big Band из Шанхая. Есть у Хольмквиста и не короткая ...
Куда девается огонь, когда он гаснет? Куда девается звук, когда он затихает? Как услышать звук хлопка одной ладони? Эти алогичные вопросы, свойственные дзен-буддистским коанам, всплывали в моей памяти при прослушивании альбома Twigs. Я не знаю, как ...
Альбом-документ, интересный не только сам по себе, как произведение искусства, но и как памятник-трибьют, запечатлевший одно из последних выступлений Амири Барака (1934 – 2014). Виднейший представитель афроамериканского искусства, поэт и ...
Апрель 2016-го MPS Records посвятил сетевому переизданию альбомов джазовых скрипачей из своего обширного каталога. В числе прочих увидели «сетевой свет» три альбома Дона Шюгаркейн Харриса. Знакомим наших читателей с одним из них, ...
Вслед за дебютным на MoonJune Records альбомом 2015 года So Far So Close (мы писали об этой работе) индонезийский пианист Двики Дхармаван выпустил чрезвычайно амбициозный (в хорошем смысле этого слова) альбом Pasar Klewer. Новый проект поражает ...
Дебютный полноформатный альбом английского певца и композитора Эда Таллита Fiance стал естественным продолжением его успешных ремиксов Bon Iver и Local Natives, а также сотрудничества с Novo Amor. Думаю, прослушав Fiance, вы запомните это имя: Эд ...
Исполнительница собственных песен Элизабет Кук – весьма заметный на американской сцене представитель музыки … И вот тут впору задуматься: какую же музыку исполняет Элизабет? Кантри? Безусловно! Правда, представляет она ту его ...
В 2014 году Эллис Уильямс дебютировал с альбомом Euphoria. Два года спустя он представляет на суд слушателей свою новую работу Call To Battle. Эллис – трубач и вокалист, а в данном альбоме он выступает еще и как автор всех композиций. ...