46-летний Мэтт Лавель уже давно является заметной фигурой в авангардном крыле нью-йоркского джаза (интересно, что одним из первых заметных шагов в его творческой карьере была поездка в Советский Союз в конце 80-х в составе студенческого биг-бэнда).Последнее десятилетие этот трубач (чаще всего играющий на корнете) и композитор является последователем гармолодической теории Орнетта Коулмена и стремится воплощать эти идеи в собственном творчестве. Нашим читателям Лавель может быть знаком по обозревавшемуся на сайте дуэтному альбому с Джоном Пьетаро 2014 года Harmolodic Monк, также изданному лейблом Unseen Rain Records.
В новой работе Мэтта Лавеля мы вновь встретимся с Пьетаро, но формат в целом здесь совершенно иной. Matt Lavelle’s 12 Houses по количеству участников приближается к биг-бэнду, но весьма своеобразного характера: тут можно говорить о полноценной и весьма представительной секции саксофонов (с великолепным Расом Моше Барнеттом на сопрано и теноре), тромбоны отсутствуют в принципе, а трубы представлены лишь самим Мэттом Лавелем, играющим на корнете, флюгельгорне и альт-кларнете. Зато в состав введены такие более приличествующие академическому оркестру инструменты, как фагот, скрипка и виолончель, так что по формальным признакам в пору вспоминать о третьем течении.
Руководя этим необычным ансамблем, Лавель предлагает нашему вниманию программу из шести очень разных и не слишком похожих друг на друга композиций собственного сочинения. Не знаю, насколько строго музыка Мэтта соответствует гармолодическим принципам, но, на мой взгляд, тут найдут для себя немало любопытного как поклонники мэйнстрима, так и атонального джазового авангарда. Сложные гармонии, постоянные динамические эксперименты и, прежде всего, - буйство сонористических красок. Лавель – бэнд-лидер очень демократичен: он предоставляет своим музыкантам очень широкое поле для демонстрации мастерства. Здесь много ярких сольных эпизодов, а трехминутная Moonflower interlude вообще исполняется только Тимом Стокером на баритон-саксофоне. В финальную пьесу Faith введен (на мой вкус, очень удачно) и человеческий голос: здесь к инструменталистам присоединяется певица Анаис Мавель. Словом, музыка Solidarity не проста, но квалифицированному слушателю этот альбом должен прийтись по душе.
2016 Unseen Rain Records
6 tks / 49 mins
(Matt Lavelle – co, flg, alto cl, conductor; Lee Odom – ss, cl; Charles Waters – as, cl; Ras Moshe Burnett – ss, ts, fl, bells; Tim Stocker – bars, bass cl; Mary Cherney – fl, piccolo; Claire de Brunner – bassoon; Chris Forbes – p; Laura Ortman – vi; Gil Selinger – cello; Anders Nilsson – g; Jack DeSalvo – banjo, mandola; John Pietaro – vibe, perc; Francois Grillot – b; Ryan Sawyer – dr; Anaïs Maviel – voice;)
Диск предоставлен Jazz Promo Services
Арфа – инструмент древний, но сравнительно редко попадающий в эпицентр внимания публики – это касается как академической музыки, так и джаза. Арфу, по крайней мере в ее классическом варианте, считают преимущественно женским инструментом ...
Для канадской басистки, певицы и композитора Брэнди Дистерхефт Blue Canvas – это уже четвертый альбом в дискографии. Уроженка Ванкувера дебютировала еще в 2008 году альбомом со скромным названием Debut, но эта работа сразу принесла ей высшую ...
«Двигаясь вперед» - довольно символичное название, не правда ли? Что ж, для тенор-саксофониста Брента Галлахера этот новый альбом действительно еще один шаг вперед в джазовой карьере. Брента хорошо знают в Цинцинатти, он уже четверть ...
Два москвича, два человека, активно занимающиеся электронной экспериментальной музыкой, оба выступают и записываются под никами, оба являются владельцами собственных лейблов – но у каждого из них свой путь, свои творческие методы и ранее они ...
Каждый представляет, как волнует встреча с друзьями, которых давно не видел: тут и радость, и ревнивое сравнение числа новых морщинок на лице, и неизбежные ностальгические воспоминания – в общем, сложная гамма чувств. Похожие эмоции я испытал, ...
С пианисткой из Нью-Йорка Кэрол Либовиц наш сайт познакомился уже в 2015 году в дебютном альбоме, как трио Payne / Lindal / Liebowitz, так и издавшего его молодого независимого лейбла Line Art Records. И вот – второй альбом в каталоге лейбла ...
Аструд Жильберто, Флора Пурим, Таня Мария, Элиана Элиас, Лючиана Соуза… Бразильская джазовая сцена регулярно дарит миру ярких, талантливых вокалисток. Пора запомнить и еще одно имя – Кэрол Сабойя. Это мне – пора, поскольку впервые ...
Новый альбом в серии сетевых переизданий каталога MPS Records представляет во всей красе одного из апостолов фри-джаза, самого известного фри-джазового пианиста, 49-летнего (на тот момент) Сесила Тейлора. Всего лишь две композиции, составившие ...
Американский саксофонист Чарли Мариано (1923-2009), он же Кармине Уго Мариано, в разные периоды своей творческой деятельности играл разную музыку, но с неизменно высоким качеством. Мариано сотрудничал со Стеном Кентоном, Тошико Акиоши (с которой его ...
Американскому трубачу Крису Клэкстону повезло с учителями. Уже обучаясь в Университете Нью-Хемпшира он познакомился со знаменитым Кларком Терри и стал на какой-то период его ассистентом и тур-менеджером. Впоследствии он много почерпнул и у других ...
«Манхэттенская колыбельная» - в самом этом названии слышится некое противоречие. Ну как же: Нью-Йорк, Большое Яблоко, город, который никогда не спит, и уж тем более не спит его сердце, Манхэттен – и вдруг – колыбельная? А вот ...
Австрийский музыкант и композитор Клеменс Венгер – один из основателей объединения молодых музыкантов-экспериментаторов JazzWerkstatt Wien, с которым наш журнал (а впоследствии и сайт) поддерживает давние партнерские связи. Так что, слушать ...