Мэтью Фрис, уроженец небольшого городка Селинсгрув, Пенсильвания, рос в музыкальной семье. Его мать была певицей академического жанра, отец преподавал фортепьяно в университете. Поэтому естественно этот инструмент стал его первым, а, после некоторых колебаний, и окончательным выбором. Сегодня Фрис – опытный джазовый музыкант, живет в Нью-Йорке. Первый альбом под своим именем, Song for Today, он выпустил еще пятнадцать лет назад, в 2001 году. Тогда же он стал победителем престижного конкурса Great American Jazz Piano Competition. Фрис много играл в квартетах, трио, сопровождал концертные туры именитых вокалистов, работал, например, с Ди Ди Бриджуотер. Тем не менее, его новая работа - Parallel States – особенная: во-первых, дебютная, во-вторых, экспериментальная.
О дебюте речь здесь идет, так как впервые Мэтью выпускает альбом сольной авторской фортепьянной музыки. Это совершенно особый творческий опыт, которого до сих пор у Фриса не было. И, кроме того, это эксперимент по прямому взаимному воздействию различных видов искусств: музыки и живописи. В принципе, джаз и живопись никогда не были отделены какими-то барьерами. Первое, что мне приходит на ум в процесс написания этих строк: пожалуйста – знаменитая аппликационная серия Матисса «Джаз» - это с одной стороны, или, с другой стороны, совсем свежий и недавно обозревавшийся на сайте альбом Джеффа Гатири Black Paintings, навеянный одноименной серией работ Гойи. Но случай Мэтью Фриса все-таки иной и прецедента, насколько мне известно, не имеющий.
У Мэтью есть родная сестра, ее зовут Лорин Спенглер-Джонс (Loryn Spangler-Jones). Лорин – довольно известная (в международном масштабе) художница, работающая на очень узком водоразделе между фигуративным и абстрактным искусством. Брат и сестра договорились о создании проекта, где Мэтью сочинял бы музыку под впечатлением свежевыполненных живописных работ Лорин, а Лорин, наоборот, немедленно передавала с помощью кисти и холста эмоции от фортепьянных импровизаций брата. В результате, альбом составили девять пьес, примерно половина из которых – это музыка, навеянная живописью, а другая – пьесы, давшие толчок живописным работам. Обложку альбома украсило полотно Лорин Whirl, созданное под впечатлением соответствующей пьесы Мэтью. На внутренней части конверта размещены еще три репродукции ее работ.
Стилистически фортепьянные импровизации Мэтью Фриса иногда несут оттенок связи с ранним джазом, иногда он использует язык современного мэйнстрима. Но больше всего мне эти пьесы напоминают музыку французских импрессионистов, вроде Дебюсси или Сати. Не помню, правда, чтобы Дебюсси, скажем, сочинял музыку на полотна, например, Моне, ну, так и век на дворе уже новый, и интерактивные контакты разных видов искусства появляются все чаще и становятся все интереснее, что и доказывают нам Мэтью Фрис и его сестра.
2016 Xcappa Records
9 tks / 45 mins
(Matthew Fries – p;)
Диск предоставлен Jazz Promo Services
В характерной для петербургского лейбла Spina!Rec манере здесь под одной обложкой объединены два разных европейских проекта. Основой для такой амальгамы стала общая экспериментальная направленность творчества. Каждый представлен одной большой ...
Если бы я открывал небольшое, на несколько столиков, кафе с джазовым уклоном, то Day & Night, сольный фортепьянный альбом американки Лайзы Хилтон, послужил бы идеальным фоном для создания атмосферы и уютной, и подлинно джазовой. Сольный джаз на ...
Американский электроакустический дуэт Live Footage появился в Бруклине в 2007 году. Два приятеля, виолончелист Топу Лио и барабанщик Майк Тис, в равной степени интересовались как импровизацией, так и электронной музыкой. Эти два понятия и стали ...
Как правило, большинство бразильских музыкантов представляют два крупнейших центра страны – Рио-де-Жанейро или Сан-Паулу, но саксофонист Ливио Альмейда в этом смысле исключение. Ливио родился в столице страны – молодом городе Бразилиа, ...
Если верить пресс-релизу, Диего Мартинеса называют enfant terrible мексиканской электронной музыки. Возможно. Я назвал бы его просто очень большим мастером этого субжанра, настоящим виртуозом синтезаторов и других электронных устройств. Диего ...
Большинство любителей воспринимает бразильский джаз сквозь призму ритмов самбы и босановы и никак иначе. Я, грешный, тоже во многом подвержен этому стереотипу. Просто, другой бразильский джаз слушать приходиться крайне редко. Но вот альбом Ubuntu ...
Американо-израильский ансамбль из Чикаго Marbin не только интенсивно концертирует (количество выступлений за год – около 250!), но и активно пополняет свою дискографию. Весна 2016-го подарила поклонникам Marbin уже шестой по счету альбом, ...
Видимо, не подлежит сомнению, что самым знаменитым семейным кланом в современном джазе остается семейство Марсалисов. Но альбом Grace знакомит нас с также весьма креативным и интересным семейным бэндом. И хотя на обложке альбома стоит только имя ...
Начну с прямой цитаты «вводного» текста, опубликованного лейблом, благо он небольшой, и вдобавок вобрал в себя названия всех шести композиций альбома, рассыпанные по тексту, как изюм по булочке: «Марс-69 повстречал Гауте Гранли. ...
Седьмой по счету альбом нью-йоркского саксофониста Мэтта Крискуоло стал вторым для нашего сайта. Два года назад мне доводилось писать о его предыдущей работе Headin’ Out, этот текст можно найти на сайте, поэтому интересующимся биографическими ...
46-летний Мэтт Лавель уже давно является заметной фигурой в авангардном крыле нью-йоркского джаза (интересно, что одним из первых заметных шагов в его творческой карьере была поездка в Советский Союз в конце 80-х в составе студенческого ...
Мэтт Юлери – один их тех, кто поддерживает славу Чикаго, как одного из крупнейших джазовых центров Америки. По основной своей музыкальной специальности он – басист, причем в широком смысле слова: помимо традиционного контрабаса, Мэтт ...