Мэтью Фрис, уроженец небольшого городка Селинсгрув, Пенсильвания, рос в музыкальной семье. Его мать была певицей академического жанра, отец преподавал фортепьяно в университете. Поэтому естественно этот инструмент стал его первым, а, после некоторых колебаний, и окончательным выбором. Сегодня Фрис – опытный джазовый музыкант, живет в Нью-Йорке. Первый альбом под своим именем, Song for Today, он выпустил еще пятнадцать лет назад, в 2001 году. Тогда же он стал победителем престижного конкурса Great American Jazz Piano Competition. Фрис много играл в квартетах, трио, сопровождал концертные туры именитых вокалистов, работал, например, с Ди Ди Бриджуотер. Тем не менее, его новая работа - Parallel States – особенная: во-первых, дебютная, во-вторых, экспериментальная.
О дебюте речь здесь идет, так как впервые Мэтью выпускает альбом сольной авторской фортепьянной музыки. Это совершенно особый творческий опыт, которого до сих пор у Фриса не было. И, кроме того, это эксперимент по прямому взаимному воздействию различных видов искусств: музыки и живописи. В принципе, джаз и живопись никогда не были отделены какими-то барьерами. Первое, что мне приходит на ум в процесс написания этих строк: пожалуйста – знаменитая аппликационная серия Матисса «Джаз» - это с одной стороны, или, с другой стороны, совсем свежий и недавно обозревавшийся на сайте альбом Джеффа Гатири Black Paintings, навеянный одноименной серией работ Гойи. Но случай Мэтью Фриса все-таки иной и прецедента, насколько мне известно, не имеющий.
У Мэтью есть родная сестра, ее зовут Лорин Спенглер-Джонс (Loryn Spangler-Jones). Лорин – довольно известная (в международном масштабе) художница, работающая на очень узком водоразделе между фигуративным и абстрактным искусством. Брат и сестра договорились о создании проекта, где Мэтью сочинял бы музыку под впечатлением свежевыполненных живописных работ Лорин, а Лорин, наоборот, немедленно передавала с помощью кисти и холста эмоции от фортепьянных импровизаций брата. В результате, альбом составили девять пьес, примерно половина из которых – это музыка, навеянная живописью, а другая – пьесы, давшие толчок живописным работам. Обложку альбома украсило полотно Лорин Whirl, созданное под впечатлением соответствующей пьесы Мэтью. На внутренней части конверта размещены еще три репродукции ее работ.
Стилистически фортепьянные импровизации Мэтью Фриса иногда несут оттенок связи с ранним джазом, иногда он использует язык современного мэйнстрима. Но больше всего мне эти пьесы напоминают музыку французских импрессионистов, вроде Дебюсси или Сати. Не помню, правда, чтобы Дебюсси, скажем, сочинял музыку на полотна, например, Моне, ну, так и век на дворе уже новый, и интерактивные контакты разных видов искусства появляются все чаще и становятся все интереснее, что и доказывают нам Мэтью Фрис и его сестра.
2016 Xcappa Records
9 tks / 45 mins
(Matthew Fries – p;)
Диск предоставлен Jazz Promo Services
Петербуржец Андрей Поповский, человек, входящий в топ-группу российских импровизаторов-экспериментаторов, уже «засвечивался» на нашем сайте в совместном с Ильей Белоруковым альбоме Pafka (2015), изданном Mikroton Digital. И вот теперь ...
Благодаря любезности Джима Эйго и Jazz Promo Services я слушаю музыку бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо с 2013 года. За это время я уже как-то привык, что Антонио каждый год дарит своим поклонникам новый альбом, а в ...
«Молодые львы» итальянского джаза все увереннее заявляют о себе. К этой тенденции можно отнести и дебютный альбом пианиста Антонио Вивенцо Canyon. Постоянные читатели нашего сайта обнаружат среди музыкантов, участвовавших в записи диска, ...
Мне сложно назвать основную профессию Филипа Палмера. В качестве переводчика и преподавателя английского языка, как иностранного, англичанин Палмер много лет живет и работает в Польше. Но одновременно Филип является заметной фигурой польской ...
Flow - так назвал свой новый, третий по счету, альбом израильский пианист из Тель-Авива Ари Эрев. В буклете к альбому он говорит о многозначности этого английского слова. Есть понятие «поток», в котором он видит нечто общее с музыкой, ...
С очень любопытного и многопланового проекта начинает наш сайт знакомство с релизами лейбла Intonema из Санкт-Петербурга, ориентированного на импровизационную и экспериментальную музыку (кто бы сомневался – ведь курирует работу лейбла ...
Если представить биографию джазового барабанщика и композитора Асафа Сиркиса в виде цепочки городов, то она будет выглядеть так: Петах-Тиква – Реховот – Тель-Авив – Лондон. В первом из них он родился в 1969 году, во втором – ...
Очередное сетевое переиздание лейбла из Шварцвальда посвящено одной из первых в Европе групп, исполнявших сложный, многоплановый вариант музыки фьюжн – с элементами прото-прог-рока, этники и мощной электрифицированной составляющей. Association ...
Одри Силвер – опытная джазовая певица с именем и хорошей репутацией, чего добиться в Нью-Йорке очень нелегко. Джазом и джазовым вокалом в частности она увлеклась давно, хотя начинала с академического фортепьяно и виолончели. Эффективно ...
Очень интересное переиздание в «сетевой» серии немецкого лейбла MPS. Здесь интересно все: личность автора проекта, история проекта, ну и, конечно же, музыка альбома 1968 года Auto Jazz /Tragic Destiny Of Lorenzo Bandini. Вот, пожалуй, в ...
Повезло тем, кто слушал первый альбом немецкого трубача Бастиана Штайна для Pirouet Records – Diegesis, им есть с чем сравнивать. Мне же, знакомясь с этим музыкантом по его новой работе Viktor, выпущенной лейблом три года спустя, приходится ...
С начала 90-х годов прошлого века уругвайский гитарист Беледо живет и работает в Нью-Йорке. В детстве он начинал с игры на фортепьяно, но подъем рок-музыки заставил его обратиться к гитаре, ставшей для него основным инструментом. До переезда в США ...