Мэтью Фрис, уроженец небольшого городка Селинсгрув, Пенсильвания, рос в музыкальной семье. Его мать была певицей академического жанра, отец преподавал фортепьяно в университете. Поэтому естественно этот инструмент стал его первым, а, после некоторых колебаний, и окончательным выбором. Сегодня Фрис – опытный джазовый музыкант, живет в Нью-Йорке. Первый альбом под своим именем, Song for Today, он выпустил еще пятнадцать лет назад, в 2001 году. Тогда же он стал победителем престижного конкурса Great American Jazz Piano Competition. Фрис много играл в квартетах, трио, сопровождал концертные туры именитых вокалистов, работал, например, с Ди Ди Бриджуотер. Тем не менее, его новая работа - Parallel States – особенная: во-первых, дебютная, во-вторых, экспериментальная.
О дебюте речь здесь идет, так как впервые Мэтью выпускает альбом сольной авторской фортепьянной музыки. Это совершенно особый творческий опыт, которого до сих пор у Фриса не было. И, кроме того, это эксперимент по прямому взаимному воздействию различных видов искусств: музыки и живописи. В принципе, джаз и живопись никогда не были отделены какими-то барьерами. Первое, что мне приходит на ум в процесс написания этих строк: пожалуйста – знаменитая аппликационная серия Матисса «Джаз» - это с одной стороны, или, с другой стороны, совсем свежий и недавно обозревавшийся на сайте альбом Джеффа Гатири Black Paintings, навеянный одноименной серией работ Гойи. Но случай Мэтью Фриса все-таки иной и прецедента, насколько мне известно, не имеющий.
У Мэтью есть родная сестра, ее зовут Лорин Спенглер-Джонс (Loryn Spangler-Jones). Лорин – довольно известная (в международном масштабе) художница, работающая на очень узком водоразделе между фигуративным и абстрактным искусством. Брат и сестра договорились о создании проекта, где Мэтью сочинял бы музыку под впечатлением свежевыполненных живописных работ Лорин, а Лорин, наоборот, немедленно передавала с помощью кисти и холста эмоции от фортепьянных импровизаций брата. В результате, альбом составили девять пьес, примерно половина из которых – это музыка, навеянная живописью, а другая – пьесы, давшие толчок живописным работам. Обложку альбома украсило полотно Лорин Whirl, созданное под впечатлением соответствующей пьесы Мэтью. На внутренней части конверта размещены еще три репродукции ее работ.
Стилистически фортепьянные импровизации Мэтью Фриса иногда несут оттенок связи с ранним джазом, иногда он использует язык современного мэйнстрима. Но больше всего мне эти пьесы напоминают музыку французских импрессионистов, вроде Дебюсси или Сати. Не помню, правда, чтобы Дебюсси, скажем, сочинял музыку на полотна, например, Моне, ну, так и век на дворе уже новый, и интерактивные контакты разных видов искусства появляются все чаще и становятся все интереснее, что и доказывают нам Мэтью Фрис и его сестра.
2016 Xcappa Records
9 tks / 45 mins
(Matthew Fries – p;)
Диск предоставлен Jazz Promo Services
46-летний Мэтт Лавель уже давно является заметной фигурой в авангардном крыле нью-йоркского джаза (интересно, что одним из первых заметных шагов в его творческой карьере была поездка в Советский Союз в конце 80-х в составе студенческого ...
Мэтт Юлери – один их тех, кто поддерживает славу Чикаго, как одного из крупнейших джазовых центров Америки. По основной своей музыкальной специальности он – басист, причем в широком смысле слова: помимо традиционного контрабаса, Мэтт ...
Сочетание эмбиента с прог-роком – не самый частый вариант в потоке разнообразной музыкальной продукции. И если не являешься завзятым фэном именно такой музыки, оно может поначалу показаться непривычной. Возможно поэтому, слушая стартовый и ...
В 2015 году мы уже знакомили наших читателей с Midnight Sun, дебютным альбомом проекта MetaQuorum клавишника из Ньюкасла Дмитрия Ермакова, уроженца Санкт-Петербурга, который тогда еще был Ленинградом. Эту рецензию можно легко найти на сайте и там же ...
Колесить в бесконечных концертных турах по всей стране и за ее пределами, искать подходящих партнеров, добиваться выгодных контрактов с лейблами – или обходиться без ассистентов, все делать самому, спокойно работать в своей домашней студии, ...
Вторым, вслед за Шюгаркейном Харрисом, героем апрельских сетевых перизданий альбомов скрипичного джаза из каталога MPS Records стал Михал Урбаняк. Но представляемый сегодня альбом – это больше, чем просто Урбаняк и больше, чем просто ...
Еще один сетевой альбом Михала Урбаняка из каталога MPS Records. На этот раз это уже чистый, беспримесный Урбаняк образца конца 70-х годов прошлого века со своим знаменитым коллективом Michal Urbaniak’s Fusion. Помимо супруги Урсулы Дудзяк в ...
Первый альбом на российском сетевом лейбле испано-французского дуэта. Именно – как дуэта, потому что, одна его «половинка», испанский баск Мигель Гарсиа уже участвовал пару лет назад в совместной записи с шефом Mikroton Digital ...
…Уютный джаз-клуб с хорошей акустикой и хорошей репутацией, доброжелательные зрители-единомышленники, ясно представляющие себе куда и зачем они пришли, наконец, профессионалы достойного уровня на сцене и грамотный звукорежиссер. Что еще ...
«Хочется пожелать Мише, чтобы альянс с Criss Cross Jazz был закреплен его новыми интересными проектами» - так выглядела последняя фраза рецензии на альбом The Artistry Of The Standard, записанный пианистом Мишей Цыгановым и его квинтетом ...
Это необычный альбом, поэтому и обзор хочется начать необычно: с маленького исторического экскурса. Никто не станет спорить – женский вокал с первых десятилетий существования джаза и по сей день занимает в нем важное место. Творческие карьеры ...
Я уже имел удовольствие знакомить наших читателей с творчеством живущей на испанской Ибице австрийской саксофонистки Мюриэль Гроссман по ее альбому 2015 года Earth Tones. В первый день нового, 2016 года увидел свет новый альбом Мюриэль под названием ...