Мэтью Фрис, уроженец небольшого городка Селинсгрув, Пенсильвания, рос в музыкальной семье. Его мать была певицей академического жанра, отец преподавал фортепьяно в университете. Поэтому естественно этот инструмент стал его первым, а, после некоторых колебаний, и окончательным выбором. Сегодня Фрис – опытный джазовый музыкант, живет в Нью-Йорке. Первый альбом под своим именем, Song for Today, он выпустил еще пятнадцать лет назад, в 2001 году. Тогда же он стал победителем престижного конкурса Great American Jazz Piano Competition. Фрис много играл в квартетах, трио, сопровождал концертные туры именитых вокалистов, работал, например, с Ди Ди Бриджуотер. Тем не менее, его новая работа - Parallel States – особенная: во-первых, дебютная, во-вторых, экспериментальная.
О дебюте речь здесь идет, так как впервые Мэтью выпускает альбом сольной авторской фортепьянной музыки. Это совершенно особый творческий опыт, которого до сих пор у Фриса не было. И, кроме того, это эксперимент по прямому взаимному воздействию различных видов искусств: музыки и живописи. В принципе, джаз и живопись никогда не были отделены какими-то барьерами. Первое, что мне приходит на ум в процесс написания этих строк: пожалуйста – знаменитая аппликационная серия Матисса «Джаз» - это с одной стороны, или, с другой стороны, совсем свежий и недавно обозревавшийся на сайте альбом Джеффа Гатири Black Paintings, навеянный одноименной серией работ Гойи. Но случай Мэтью Фриса все-таки иной и прецедента, насколько мне известно, не имеющий.
У Мэтью есть родная сестра, ее зовут Лорин Спенглер-Джонс (Loryn Spangler-Jones). Лорин – довольно известная (в международном масштабе) художница, работающая на очень узком водоразделе между фигуративным и абстрактным искусством. Брат и сестра договорились о создании проекта, где Мэтью сочинял бы музыку под впечатлением свежевыполненных живописных работ Лорин, а Лорин, наоборот, немедленно передавала с помощью кисти и холста эмоции от фортепьянных импровизаций брата. В результате, альбом составили девять пьес, примерно половина из которых – это музыка, навеянная живописью, а другая – пьесы, давшие толчок живописным работам. Обложку альбома украсило полотно Лорин Whirl, созданное под впечатлением соответствующей пьесы Мэтью. На внутренней части конверта размещены еще три репродукции ее работ.
Стилистически фортепьянные импровизации Мэтью Фриса иногда несут оттенок связи с ранним джазом, иногда он использует язык современного мэйнстрима. Но больше всего мне эти пьесы напоминают музыку французских импрессионистов, вроде Дебюсси или Сати. Не помню, правда, чтобы Дебюсси, скажем, сочинял музыку на полотна, например, Моне, ну, так и век на дворе уже новый, и интерактивные контакты разных видов искусства появляются все чаще и становятся все интереснее, что и доказывают нам Мэтью Фрис и его сестра.
2016 Xcappa Records
9 tks / 45 mins
(Matthew Fries – p;)
Диск предоставлен Jazz Promo Services
Каждый представляет, как волнует встреча с друзьями, которых давно не видел: тут и радость, и ревнивое сравнение числа новых морщинок на лице, и неизбежные ностальгические воспоминания – в общем, сложная гамма чувств. Похожие эмоции я испытал, ...
С пианисткой из Нью-Йорка Кэрол Либовиц наш сайт познакомился уже в 2015 году в дебютном альбоме, как трио Payne / Lindal / Liebowitz, так и издавшего его молодого независимого лейбла Line Art Records. И вот – второй альбом в каталоге лейбла ...
Аструд Жильберто, Флора Пурим, Таня Мария, Элиана Элиас, Лючиана Соуза… Бразильская джазовая сцена регулярно дарит миру ярких, талантливых вокалисток. Пора запомнить и еще одно имя – Кэрол Сабойя. Это мне – пора, поскольку впервые ...
Новый альбом в серии сетевых переизданий каталога MPS Records представляет во всей красе одного из апостолов фри-джаза, самого известного фри-джазового пианиста, 49-летнего (на тот момент) Сесила Тейлора. Всего лишь две композиции, составившие ...
Американский саксофонист Чарли Мариано (1923-2009), он же Кармине Уго Мариано, в разные периоды своей творческой деятельности играл разную музыку, но с неизменно высоким качеством. Мариано сотрудничал со Стеном Кентоном, Тошико Акиоши (с которой его ...
Американскому трубачу Крису Клэкстону повезло с учителями. Уже обучаясь в Университете Нью-Хемпшира он познакомился со знаменитым Кларком Терри и стал на какой-то период его ассистентом и тур-менеджером. Впоследствии он много почерпнул и у других ...
«Манхэттенская колыбельная» - в самом этом названии слышится некое противоречие. Ну как же: Нью-Йорк, Большое Яблоко, город, который никогда не спит, и уж тем более не спит его сердце, Манхэттен – и вдруг – колыбельная? А вот ...
Австрийский музыкант и композитор Клеменс Венгер – один из основателей объединения молодых музыкантов-экспериментаторов JazzWerkstatt Wien, с которым наш журнал (а впоследствии и сайт) поддерживает давние партнерские связи. Так что, слушать ...
Наше путешествие по лабиринтам петербургского андерграунда продолжается. На сей раз знакомимся с группой Coalman, которую организовали участники двух других петербургских коллективов: Владимир Варн уже известен нашим читателям по альбомам группы ...
Двое американцев, из которых один (Сет Трэчи) рос в предгорьях Аппалачей, а другой (Алекс Уайэтт) в Денвере, Колорадо, один израильтянин (Ницан Гавриэли) и один чилиец (Пабло Менарес) – таков коллектив со скромным названием Common Quartet. ...
Дебюты (а Rootless – это дебютный альбом трио Кори Кендрика) всегда интересны. Всегда ждешь, что незнакомое пока имя принесет что-то, чего тебе еще не доводилось слышать или откроет какие-то новые грани в уже знакомой стилистике. В случае с ...
Мне было чертовски интересно слушать этот диск выпускника Manhattan School of Music 2006 года, партнера по выступлениям Стива Дэвиса и Энтони Брэкстона, опытного и нестандартно мыслящего пианиста и композитора Крэйга Хартли. С одной стороны, Books ...