Мэтью Фрис, уроженец небольшого городка Селинсгрув, Пенсильвания, рос в музыкальной семье. Его мать была певицей академического жанра, отец преподавал фортепьяно в университете. Поэтому естественно этот инструмент стал его первым, а, после некоторых колебаний, и окончательным выбором. Сегодня Фрис – опытный джазовый музыкант, живет в Нью-Йорке. Первый альбом под своим именем, Song for Today, он выпустил еще пятнадцать лет назад, в 2001 году. Тогда же он стал победителем престижного конкурса Great American Jazz Piano Competition. Фрис много играл в квартетах, трио, сопровождал концертные туры именитых вокалистов, работал, например, с Ди Ди Бриджуотер. Тем не менее, его новая работа - Parallel States – особенная: во-первых, дебютная, во-вторых, экспериментальная.
О дебюте речь здесь идет, так как впервые Мэтью выпускает альбом сольной авторской фортепьянной музыки. Это совершенно особый творческий опыт, которого до сих пор у Фриса не было. И, кроме того, это эксперимент по прямому взаимному воздействию различных видов искусств: музыки и живописи. В принципе, джаз и живопись никогда не были отделены какими-то барьерами. Первое, что мне приходит на ум в процесс написания этих строк: пожалуйста – знаменитая аппликационная серия Матисса «Джаз» - это с одной стороны, или, с другой стороны, совсем свежий и недавно обозревавшийся на сайте альбом Джеффа Гатири Black Paintings, навеянный одноименной серией работ Гойи. Но случай Мэтью Фриса все-таки иной и прецедента, насколько мне известно, не имеющий.
У Мэтью есть родная сестра, ее зовут Лорин Спенглер-Джонс (Loryn Spangler-Jones). Лорин – довольно известная (в международном масштабе) художница, работающая на очень узком водоразделе между фигуративным и абстрактным искусством. Брат и сестра договорились о создании проекта, где Мэтью сочинял бы музыку под впечатлением свежевыполненных живописных работ Лорин, а Лорин, наоборот, немедленно передавала с помощью кисти и холста эмоции от фортепьянных импровизаций брата. В результате, альбом составили девять пьес, примерно половина из которых – это музыка, навеянная живописью, а другая – пьесы, давшие толчок живописным работам. Обложку альбома украсило полотно Лорин Whirl, созданное под впечатлением соответствующей пьесы Мэтью. На внутренней части конверта размещены еще три репродукции ее работ.
Стилистически фортепьянные импровизации Мэтью Фриса иногда несут оттенок связи с ранним джазом, иногда он использует язык современного мэйнстрима. Но больше всего мне эти пьесы напоминают музыку французских импрессионистов, вроде Дебюсси или Сати. Не помню, правда, чтобы Дебюсси, скажем, сочинял музыку на полотна, например, Моне, ну, так и век на дворе уже новый, и интерактивные контакты разных видов искусства появляются все чаще и становятся все интереснее, что и доказывают нам Мэтью Фрис и его сестра.
2016 Xcappa Records
9 tks / 45 mins
(Matthew Fries – p;)
Диск предоставлен Jazz Promo Services
Очень многие израильские джазмены, сетуя на ограниченные возможности рынка своей небольшой страны, едут делать (и делают!) успешную карьеру в Штатах и Европе. Однако, контрабасист Адам Бен Эзра (р.1982) успешно доказывает, что можно получить широкую ...
Достаточно необычен творческий путь израильской вокалистки Адины Ивен-Зохар. Подозреваю, что любовь к музыке, к искусству в целом, она питала с юных лет, но жизнь шла своим чередом и музыке в ней вроде бы не было места. Адина долго жила в Нью-Йорке, ...
Дебютный альбом молодой американской саксофонистки и композитора. Дебютный – и, в то же время, словно подводящий итог первого этапа творческой жизни Эдисон Эванс, когда она работала в аккомпанирующем большой звезде ансамбле, а теперь начала ...
Дебютный альбом питерского проекта Afreaks, изданный московским сетевым лейблом FancyMusic, записан в студии в конце зимы 2016 года. Но пусть вас не вводит в заблуждение студийный характер записи: все семь треков альбома – плод чистой, ...
Почти десять лет назад мне довелось читать и рецензировать Signs Along The Road, изданную в Германии книгу стихов американского фри-джазового басиста и поэта Генри Граймса, человека, игравшего с Монком, Роллинсом, Шеппом, Сесилом Тейлором и ...
У Алины Енгибарян хорошие джазовые гены - дед молодой певицы, Николай Гончаров, играл на барабанах в лучших оркестрах советской эпохи: у Рознера, Кролла, Орбеляна, Лундстрема. Россиянке Алине Енгибарян повезло с местом рождения – она родилась ...
Один из наиболее ярких и важных джазовых релизов едва начавшегося года от Butman Music Records, привлек внимание поклонников концептуального искусства, отдающих предпочтение умному, философскому звучанию новой импровизационной музыки, которую лишь ...
Состав, записавший этот диск, существует с 2007 года. Правда, тогда это был квинтет еще более международного состава – вместе с тремя голландцами и американским тромбонистом работал еще и немецкий гитарист, вместе они записали альбом Who is in ...
Галерея индонезийского джаза на наших страницах пополняется благодаря MoonJune Records еще одним портретом. На сей раз это гитарист Андре Динут. Андре сейчас тридцать четыре года (он родился в 1982 году), родом он из восточной части Индонезии, с ...
Петербуржец Андрей Поповский, человек, входящий в топ-группу российских импровизаторов-экспериментаторов, уже «засвечивался» на нашем сайте в совместном с Ильей Белоруковым альбоме Pafka (2015), изданном Mikroton Digital. И вот теперь ...
Благодаря любезности Джима Эйго и Jazz Promo Services я слушаю музыку бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо с 2013 года. За это время я уже как-то привык, что Антонио каждый год дарит своим поклонникам новый альбом, а в ...
«Молодые львы» итальянского джаза все увереннее заявляют о себе. К этой тенденции можно отнести и дебютный альбом пианиста Антонио Вивенцо Canyon. Постоянные читатели нашего сайта обнаружат среди музыкантов, участвовавших в записи диска, ...