В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера самому себе к юбилею. К столь значащей дате Стюарт подходит, имея репутацию маститого джазового музыканта со сложившимся стилем как в игре на ударных, так и в сочинении музыки.
Стюарт родился в штате Айова, весьма далеко от главных джазовых центров Америки. Но отец его был тромбонистом, очень любил музыку и даже полное имя сыну – Уильям Харрис Стюарт – дал в честь известного джазового тромбониста. Так что, жизненный путь Билла был предопределен. И действительно: оказавшись в Нью-Йорке, Билл быстро нашел себя в игре с такими талантливыми музыкантами, как Джон Скофилд, Лэрри Голдингс или Масео Паркер. Свой первый дебютный альбом Стюарт записал еще в 1989 году, но, прекрасный сайдмэн, он записывает диски в качестве лидера не очень часто. Дискография Билла Стюарта не поражает длиной. Стюарт идет в студию звукозаписи только тогда, когда ему есть что сказать. Именно так случилось в сентябре 2014 года, когда в Нью-Йорке в течение двух дней была сделана запись альбома Space Squid.
Тут проявилась еще одна характерная черта Билла Стюарта: он любит работать с уже хорошо знакомыми партнерами, близкими ему по духу людьми. В квартет, собранный им для записи Space Squid вошли саксофонист Симус Блэйк, пианист Билл Каррозерс и басист Бен Стрит. Со всеми этими музыкантами Стюарт работал и ранее, причем сам Стюарт в свое время сидел за ударными в пяти альбомах Каррозерса и в трех – Блэйка. Так что, проблем с взаимопониманием у музыкантов, понятно, не было.
Это отразилось и на сроках студийной работы, где Билл предложил своим партнерам программу из лесяти своих новых композиций и одного стандарта. Как свидетельствует любезно предоставленный Herzog Promotion пресс-релиз, четыре трека этой программы были записаны в окончательном варианте с первой же попытки. Вдумчивый музыкант, Стюарт в своей музыки не ищет внешних эффектов и не стремится поразить слушателя какими-то супер-авангардными изысками. Кропотливо и терпеливо он словно исследует гармоническую и ритмическую структуру каждой пьесы, поворачивая ее развитие именно так, как считает это нужным. В Tincture, Septemberism или в титульной пьесе альбома ему это удалось сделать, на мой вкус, интереснее всего. Современный мэйнстрим-джаз еще далеко не исчерпал своих возможностей, и Билл Стюарт со своими партнерами очень убедительно подтверждают этот тезис.
Двое музыкантов из Армении объединились с ливанском барабанщиком на земле славных Объединенных Арабских Эмиратов и создали прекрасный коллектив, не часто встречающейся стилистической направленности – органное трио, без баса. Все трое музыканты не ...
Рэгги по-итальянски? А почему бы и нет! Если на постсоветском пространстве вовсю распевают по-русски песни в ритмах рэгги и рок-музыканты, и попсятники, то вполне уютно чувствует себя музыка с Ямайки и на Апеннинском полуострове. А представляемый ...
Импозантный американец Эл Стронг обыграл свою фамилию (strong = крепкий, сильный) в названии дебютного альбома Love Strong, присовокупив к нему многообещающее Volume 1. Что ж, с первых двух-трех минут прослушивания его диска становится понятным, что ...
И название альбома, и оформление обложки с портретами представителей разных рас и народов, делают совершенно ясным message его создателя, австралийского гитариста и композитора Элбэйра – все мы, разные и непохожие друг на друга, - люди, мир ...
Тромбонист Альберт Мангельсдорф (1928-2005) был и, на мой взгляд, остается наиболее выдающимся представителем немецкого джаза. Он был первым из немецких музыкантов (и одним из весьма немногих европейцев вообще), кто пробился на первое место по ...
Два имени и фотография на обложке этого альбома словно олицетворяют связь времен в традиционном свинговом джазе. Живая легенда этой музыки – 89-летний (в январе 2016 года ему исполнится 89) Баки Пиццарелли. Великолепный гитарист-виртуоз как на ...
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...