Kusiolek / Czekanowa / Postaremczak / Nowara - Qui Pro Quo
13.03.2015
Польский аккордеонист Роберт Кусёлек остался верен себе в уже третьем альбоме для лейбла Multikulti Project из Познани. И даже прибавив в Qui Pro Quo к своему инструментальному арсеналу бандонеон, он отнюдь не заиграл на нем в духе Дино Салуцци. Но изменения в этой работе по сравнению с предыдущими есть, и довольно существенные, связанные, прежде всего, с кардинальной сменой звуковой палитры.
Квартет – похоже, любимый формат Роберта, и тут все осталось без изменений. Но вот партнеры у него в Qui Pro Quo совершенно новые, поэтому сначала – о них. Пианистка Елена Чеканова родилась в России, образование получила в Польше, а работает в Германии. Сейчас она руководит симфоническим оркестром в Ганновере, а современная академическая музыка – основная сфера ее интересов. Однако, как убедительно показывает Qui Pro Quo, где она не только играла на рояле, но и «заведовала» всеми звуковыми эффектами, импровизационная музыка ей абсолютно не чужда. Кстати, именно ей принадлежит также и оформление обложки альбома. В Ганновере учился и тубист Гжегож Новара. Если вспомнить, что этот немецкий город очень много значит в творческой биографии самого Кусёлека, то меня совершенно не удивляет, что именно там и проходила запись альбома Qui Pro Quo. Четвертый ее участник – саксофонист Павел Постаремчак, очень талантливый представитель «новой волны» польского джаза, сотрудничавший с Вацлавом Зимпелем, Миколаем Тшаской, многими другими польскими и зарубежными музыкантами, записавший уже один альбом и в качестве лидера.
Вот такой квартет. Как видим, в его новом варианте Роберт Кусёлек полностью отказался от традиционной ритм-группы контрабас – ударные, а, соответственно, впервые в его новом альбоме мы не видим постоянного участника прежних проектов барабанщика Клауса Кугеля. Вместо струнного баса в состав введен бас духовой – туба, причем Новара использует тут сразу две его разновидности. Разумеется, в той стилистике, в которой выдержан альбом, нет и речи о том, что туба играет роль некоего ритмического «метронома», это просто еще одна, и немаловажная краска в общей звуковой гамме. В еще большей степени это определение относится к фортепьяно и звуковым эффектам от Чекановой.
Традиционно, Роберт Кусёлек дает полную свободу воображению слушателей, обозначая части – треки альбома просто цифрами. Мне остается только поделиться с читателями собственной версией, подчеркнув, что каждый может «услышать» Qui Pro Quo совершенно по-своему. Для меня аккордеон Роберта в тесном «союзе» с саксофонами Павла Постаремчака (они замечательно взаимодействуют в этом проекте) – это олицетворение теплого, гуманистического начала, возможно, внутреннего мира отдельного человека, песчинки социума, с его надеждами, идеалами, мечтами. Иногда к ним присоединяется фортепьяно Елены Чекановой. А вот звуковые эффекты – это холодный, может быть и не враждебный, но пугающий внешний мир. Роль тубы Гжегожа Новары скорее сродни хору в древнегреческих трагедиях. Два мира приходят к консенсусу в финальной части. Катарсис, хрупкий оптимизм. Кода. Повторюсь, это лишь субъективный взгляд на Qui Pro Quo. Лирический авангард от Роберта Кусёлека и его коллег поливариантен. Слушающий да услышит. Dixi.
Новый релиз итальянского лейбла nusica.org оформлен в традиционном фирменном стиле, где на лицевую сторону обложки альбома вынесен прежде всего каталожный номер релиза, а вся остальная информация помещена на тыльной стороне. И только там можно ...
Да, на обложке этого альбома действительно нет ничего, кроме круга в зелено-бежевых тонах. Лишь на тыльной стороне конверта приютились и название проекта, и название альбома вместе с перечнем треков. Что делать, швейцарский независимый лейбл Pulver ...
Погасишь мне глаза — увижу образ твой. Закроешь уши мне — твою услышу грусть. Без ног смогу пойти я за тобой, Без уст тебе, в чём хочешь, поклянусь! ... Это Lösch mir die Augen aus: ich kann dich sehen, стихи Райнера Мария Рильке, ...
Шведская вокалистка и автор песен Софи Норлинг до сих пор была мне знакома по двум альбомам группы David's Angels, обзоры которых размещены на сайте: Substar (2010) и What It Seems (2013). На сей раз новая встреча с Норлинг состоялась в рамках ...
Удивительная биография уроженца Запорожья и жителя Нью-Йорка Олега Фриша, его впечатляющая карьера в Союзе и более, чем впечатляющая в Штатах заслуживают отдельного разговора, который, возможно, впереди. Пока же сосредоточимся на новом альбоме Фриша ...
Сетевой альбом под названием Armenian Dots Door появился на HAZE в мае 2015 года. Название проекта Orq Improvis без труда расшифровывается, как «Импровизационный (импровизированный?) оркестр». Очень хорошее название – этакое ...
Швейцарский ансамбль Orymus из города Вюнневиль впервые гостит на страницах сайта со вторым своим альбомом под названием Miracles. Ансамбль существует уже около десяти лет в неизменном составе, объединяющем в своих рядах ребят, подружившихся еще в ...
Ансамбль из Лилля (Франция) Outre Mesure отсчитывает свою историю с 1999 года. За прошедшие годы состав коллектива не раз претерпевал персональные изменения. В 2009-м Outre Mesure выпустили свой дебютный альбом Abacadaë, а шесть лет спустя, в ...
Днем Нэт Хоукс, 38-летний американец из Бруклина, погружен в тонкости Present Indefinite и Past Continuous – он преподает английский в средней школе. Вечером педагог Нэт превращается в музыканта-электронщика Падну и от глаголов и спряжений ...
Со времен незабвенного Джимми Смита в джазе закрепилось понятие «классическое органное трио». Даже дерзкие эксперименты Джона Медески не смогли поколебать его устойчивость. Имена мастеров исполнения джазового мэйнстрима на Хэммонд-органе ...
Первый релиз лейбла много говорит о тенденциях в его издательской политике, направлении, в котором она будет развиваться и, наконец, о вкусах создателей лейбла. Альбом, названный просто именами участников этой записи, Payne / Lindal / Liebowitz, ...
Что бы ни говорили о падении интереса американцев к джазу, особенно традиционному, The Great American Songbook, коллекция стандартов, ставших классическими и глубоко проникшими в сознание среднего американца, по-прежнему остается для многих и многих ...