Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив для этого весьма редкого тогда в джазе инструмента пьесы Бенни Гудмэна. Легкая, лиричная, но несомненно джазовая музыка Арта Ван Дамма неизменно нравилась слушателям и читатели DownBeat, к примеру, год за годом (десять лет подряд!) называли его лучшим джазовым аккордеонистом. Арт много гастролировал, вел успешные теле и радиопрограммы. Его охотно записывали и на родине, и в Европе, где он стал одним из любимцев Ханса-Георга Бруннер-Швера и, соответственно, одним из фаворитов в каталоге его знаменитой фирмы MPS, издавшей аж 16 альбомов Ван Дамма.
Сегодня лейбл методично переводит эти диски в сетевой формат, и Squeezing Art & Tender Flutes – один из таких альбомов. Альбом достаточно необычный. В компанию к своему аккордеону Ван Дамм привлек сразу четверых флейтистов, гитариста и ритм-группу с бас-гитарой и ударными. При этом окружение у американца получилось исключительно германско-славянским: немцы с флейтами и гитарой (известный Зигги Шваб), на бас-гитаре – чех Милан Пилар, а за ударной установкой – отец балканского этно-джаза, знаменитый серб Бранислав Лало Ковачев.
В программу альбома вошло 12 композиций, среди которых – стандарты Манчини (Cheers), Ширинга (Pick Yourself Up), Гершвина (A Foggy Day), Берлина (Best Things For You). Музыка альбома может показаться излишне сентиментальной, но, слушая, скажем, Deep Night, I Only Have Eyes For You или ту же A Foggy Day, нельзя не отдать должное виртуозности лидера. Ван Дамм действительно блестяще свингует, а технически для него просто нет секретов в игре на любимом инструменте. Употребляя современную терминологию, я бы назвал его музыку идеальным smooth-джазом. Другое дело, что не все считают smooth настоящим джазом…
MPS Records 2015 / 1973
12 tks / 36 mins
(Art Van Damme – acc; Milan Pilar – b; Branislav Kovacev – dr; Hans Wolf, Heribert Thusek, Kurt Kümpel, Rudi Risavy – fl; Siggi Schwab – g;)
Линк предоставил Steffen Mayer, Herzog Promotion
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...
Очень коротко, в одну фразу, можно характеризовать этот альбом: образцовый чикагский блюз в исполнении живых классиков этого направления. Тогда живых. Сегодня никого из пяти звезд блюза, записавших альбом Loaded with the Blues уже нет живых. Сетевое ...
«Кларк Терри … создал полностью индивидуальный, оригинальный стиль, возможно, он является единственным современным трубачом периода, предшествовавшего возникновению фри-джаза, не втянутым в игру противоположностей между Диззи Гиллеспи и ...