Ансамбль LIGRO и его альбом Dictionary 2 (2012г.) был для меня лично и для нашего сайта первым знакомством с джазом из Индонезии. И эта первая встреча оставила тогда очень сильное впечатление: никакой стереотипной восточной экзотики, мощное полнокровное джаз-роковое трио во главе с лидером - виртуозом. Поэтому три года спустя встречи с новым альбомом группы Dictionary 3, выпущенным, как и его предшественник, лейблом MoonJune Records, я ждал с особым интересом.
И не разочаровался. Dictionary 3 – это студийный альбом объемом звучания чуть больше часа, в который вместилось всего лишь пять больших развернутых композиций. Все они авторские, плод коллективного творчества музыкантов, но с особо существенным участием басиста Ади Дармавана, что специально подчеркнуто в выходных данных диска. Кстати, забыл упомянуть, что за три года состав LIGRO остался неизменным, хотя в первой композиции Bliker 4 ожидал очень приятный сюрприз. В записи этой пьесы участвовал приглашенный музыкант – пианист и клавишник Аде Ираван, которому на момент этой сессии исполнилось всего лишь 18 лет. Похоже, этого молодого человека ждет большое будущее – и по технике, и по уровню музыкального мышления это уже настоящий мастер. Главной «изюминкой» Bliker 4 стал его дуэт-диалог с лидером группы, гитаристом Агамом Хамзой. Признаться, с последними звуками композиции, я почувствовал сожаление в связи с тем, что дальше этого дуэта уже не услышу. Собственно говоря, мне и сейчас кажется, что продолжение сотрудничества Иравана с LIGRO пошло бы на пользу обеим сторонам, но уже вторая композиция Pentagonal Krisis быстро отодвинула эти мысли на второй план.
Именно с этой пятнадцатиминутной пьесы начался сольный бенефис Агама Хамзы, который продолжался до конца альбома. Нет, конечно же, я не забыл про басиста Ади Дармавана и ударника Густи Хенди! Отталкиваясь как от батута, именно от их упругих ритмических фигур, взмывали в стратосферу гитарные партии Агама. Но и соло его были просто чертовски хороши. Еле заметно, если мне не почудилось, проскальзывали в Pentagonal Krisis этнические нотки, а в остальном Хамза, опираясь на свою великолепную технику, продемонстрировал чистый по стилистике джаз-рок, как в добрые старые 70-е. Рискну утверждать, что он сегодня является одним из лучших в мире гитаристов этого направления.
Фирменной «фишкой» LIGRO, как и в предыдущем альбоме, стало появление пьесы, в основе которой лежала академическая музыка. Я имею в виду композицию The 20th Century Collaseu, построенную на базе «Квартета на конец времени» Оливье Мессиана и Op. 28 (струнный квартет) Антона Веберна. Впрочем, и мессиановские фантасмагории, и новая венская школа стали в данном случае только кирпичиками в той эффектной джаз-роковой постройке, которую возвели в Dictionary 3 индонезийские музыканты.
2015 MoonJune Records
5 tks / 64 mins
(Agam Hamzah – g; Adi Darmawan – bass g; Gusti Hendy – dr, perc ; Ade Irawan – p, keyb (tk 1);)
Линк предоставлен MoonJune Records
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...
Очень коротко, в одну фразу, можно характеризовать этот альбом: образцовый чикагский блюз в исполнении живых классиков этого направления. Тогда живых. Сегодня никого из пяти звезд блюза, записавших альбом Loaded with the Blues уже нет живых. Сетевое ...
«Кларк Терри … создал полностью индивидуальный, оригинальный стиль, возможно, он является единственным современным трубачом периода, предшествовавшего возникновению фри-джаза, не втянутым в игру противоположностей между Диззи Гиллеспи и ...
Аврора, древнеримская богиня утренней зари, не редкий гость на джазовом небосклоне. Я хорошо помню ее яркое появление под звуки электроскрипки Жан-Люка Понти в ритмах фьюжн в 1976 году. Не менее эффектно выглядела Аврора и в 2009 году, с альбомом ...
Совершенно необычный по своей стилистике альбом. Даже ухо, давно приученное к тому, что редкая запись отличается абсолютной чистотой стиля и почти любой альбом или даже композиция – это амальгама различных направлений, насторожится, услышав ...
Прекрасный концертный альбом, способный завоевать сердца самой широкой аудитории. Тому способствует самый широкий спектр причин. Прежде всего поговорим об исполнителях. Кристина Брага – одна из виднейших арфисток, широко известная далеко за ...
Вся жизнь Кристины Моррисон – это движение: от одной географической точки к другой, от одного вида творчества к другому. Судите сами: Кристина родилась в Майами, но ее детство прошло в постоянных перемещениях между США и Эквадором. С юных лет ...
Дебютный EP молодого сербского ансамбля. Ансамбль действительно молод, но участники его – люди уже достаточно опытные. В 90-х годах гитарист Оливер Арунович и ударник Небойша Неделькович играли в одном из первых сербских прог-роковых бэндов ...
Фотографий этого симпатичного молодого человека, запечатленного на обложке альбома, мне раньше видеть не доводилось, а вот слушать уже имел удовольствие: альт-саксофонист Дэниэл Дикинсон участвовал в записи альбома своего земляка (он тоже живет в ...