Очень короткий, девятиминутный альбом, созданный Биллом Ласуэллом, известным нью-йоркским басистом и продюсером, и выходящий в начале августа 2015 года на его лейбле M.O.D. Technologies. Ласуэлл сделал музыкальную «подложку» с использованием электронной музыки к голосу Айры Коэна, читающего свои стихи из цикла The Akashic Record. В альбоме три трека – три стихотворения: On Brion Gysin 1, On Brion Gysin 2 и Elegy. Комментировать релиз сам по себе трудновато: альбом в высшей степени «не для всех» и может представлять интерес для людей, во-первых, любящих звучание поэзии под музыку, а во-вторых, уже знающих и ценящих творчество создателей альбома – реального создателя Билла Ласуэлла и «виртуального» Айры Коэна – и его героя Брайона Гайсина. Думаю, круг таких людей не широк.
Поэтому мне остается только сказать несколько слов о создателях и герое альбома: возможно, релиз и эта информация даст толчок читателям с определенным умонастроением и интересом к авангардному искусству во всех его проявлениях заинтересоваться творчеством и Гайсина, и Коэна. Итак:
Брайон Гайсин (1916 – 1986) – английский художник, писатель, музыкант и визуальный артист. Как художник, примкнул в Париже в конце 30-х к сюрреалистам, но был изгнан из группы тоталитарным лидером течения Андре Бретоном. Какое-то время жил в Марокко, где держал ресторанчик в Танжере, потом вновь в Европе. Близкий друг писателей Пола Боулза и Уильяма Берроуза. Вместе с последним и математиком Иэном Соммервилом изобрел в 1961 году «машину сновидений» (The Dream Machinе) – стробоскопическое устройство, которое при определенной скорости вращения и мощности двигателя оказывает воздействие на головной мозг пользователя, вызывая под закрытыми веками яркие цветовые пятна, как правило, геометрической формы. Предполагал, что The Dream Machinе может заменить наркотики. Сотрудничал с такими видными авангардными джазовыми музыкантами, как Стив Лэйси и Дон Черри, читая свои стихи под импровизационную музыку.
Айра Коэн (1935 – 2011) – американский поэт, фотограф, кинорежиссер и неутомимый путешественник. Жил в Нью-Йорке, Танжере (Марокко), Катманду (Непал), Токио, Амстердаме, Париже и так далее. В творчестве был близок к литераторам-битникам и идеологам движения хиппи, участвовал в концертах и записях авангардных музыкантов, в том числе джазовых (Черри, Коулмэн). Изобрел особый способ фотографии.
И, наконец, многограннейший Билл Ласуэлл, который этим релизом открылся (во всяком случае, для меня) с совсем новой стороны и подтвердил, что лейбл M.O.D. Technologies - гостеприимный дом для самых необычных форм авангардного искусства.
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...