«Кут» - по-белорусски значит «угол». В домашнем хозяйстве Леонида Нарушевича имеется некий шкапчик, в котором основатель группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» хранит записи своего детища. В самом дальнем и темном углу того самого шкапчика и лежала представляемая сегодня запись. Много раз хозяин перебирал свой шкапчик, пересматривал хранимые записи, которых за почти четверть века набралось, прямо скажем, немало, а эта так и лежала, ускользая от хозяйских глаз. Но наконец, при очередной инвентаризации, и ее вытащили на свет Божий и поволокли на минский сетевой лейбл HAZE, где в самом начале 2015 года она и увидела свет под приведенным выше названием. За время хранения запись так «запылилась», что даже сам Леонид не смог точно установить, когда она была сделана: то ли в 2010-м, то ли в 2011-м…
Достоверно известны два момента: запись эта, как почти всегда в случае с альбомами «Князя Мышкина», концертная: аплодисменты отчетливо слышны после каждого трека, и относится она к периоду, когда часто менявшийся формат группы съежился до дуэта: Леонид Нарушевич и Виктор Семашко. «Кут» можно назвать тематически-концептуальным альбомом, при всей относительности таких определений, когда речь идет об импровизационной музыке. Четыре первые композиции, каждая продолжительностью от шести до девяти минут, носят красноречивые названия: «Сквозь огонь», «Сквозь воду», «Сквозь трубы» (надо думать, медные), а к этим известным по соответствующей идиоме испытаниям добавлено еще одно: «Сквозь землю».
Гитара Леонида и флейты Виктора преодолевают эти барьеры элегантно, и будто подстегивая, заряжая своей энергией, друг друга. На авансцену, сиречь на сольный простор, они выходят поочередно, словно велосипедисты, оторвавшиеся от пелетона, и помогающие друг другу нарастить отрыв. Особенно это показалось мне характерным для «огненной» и «водяной» частей проекта. В «земляной» гитара в большей степени была лидером, а в «трубной», как мне показалось, - наоборот. В любом случае, «мораль» этих пьес видится довольно прозрачной: именно импровизационная свобода помогает преодолеть любые барьеры…
А дальше нам придется вспомнить, что слово «кут», он же «угол», имеет, помимо прямого, и переносный смысл. «Мой родны кут, як ты мне мілы!.. Забыць цябе не маю сілы!» - это белорусский классик Якуб Колас. «Возвращение домой», в тот самый «родны кут», родной уголок, свою белорусскую Итаку – как назвали наши одиссеи свою финальную композицию, почти получасовую, самую большую на диске – это белорусские классики иного рода, группа «Князь Мышкин». Неудивительно, что в ней в импровизации вплетены белорусские фольклорные мотивы, да и обложка альбома решена в контексте именно этой базовой пьесы.
На мой вкус – альбом сильный, еще раз убедивший меня, что период, когда основу «Князя» составлял тандем Нарушевич-Семашко, был одной из вершин в истории группы. А Леониду Нарушевичу стоит почаще, с фонариком, исследовать недра пресловутого шкапчика: вдруг там обнаружится нечто еще более интересное?
2015 HAZE328
5 tks / 59 mins
((Leonid Narushevich – g; Viktor Siamashka – winds;)
Линк предоставил Леонид Нарушевич
Живущая в Швейцарии итальянская гитаристка и исполнительница собственных песен Франческа Лаго появилась в поле внимания слушателей уже довольно давно – в 1995 году, приняв участие в записи альбома панк-рок группы The Wrongside . Через два года ...
Совсем недавно довелось «принимать парад» миланского авангардного джаза с альбомом Даниэле Кавалланти Sounds Of Hope, и вот, на том же лейбле Rudi Records вышел еще один альбом миланских авангардистов, тоже большой состав, причем двое ...
Наши читатели уже знакомы с шотландским трио Free Nelson Mandoomjazz. В 2014 году лейбл RareNoise Records выпустил диск The Shape Of Doomjazz To Come / Saxophone Giganticus, рецензию на который можно найти на сайте. Тот текст я закончил анонсом ...
Первым для меня и для наших читателей знакомством с аргентинским джазовым пианистом, композитором и бэнд-лидером Габриэлем Палатчи стал третий его альбом Trivolution. Но прежде, чем говорить об этом альбоме, самом свежем в дискографии музыканта, ...
Джордж Джи родился в Нью-Йорке в семье китайского происхождения, с детства увлекался музыкой, сделал ее своей профессией и уже много лет неуклонно идет по однажды избранной творческой стезе. Золотая эра больших оркестров, эпоха свинга – более ...
История этого альбома восходит к 1964 году, когда швейцарский джазовый пианист, композитор и дирижер Георг Грюнтц впервые посетил Тунис. (Тут прервусь и позволю себе небольшой комментарий. В русскоязычных источниках доводилось встречать различные ...
Два предыдущих альбома Gerry Gibbs Thrasher Dream Trio, в котором с барабанщиком Джерри Джибсом играют два музыканта из элиты современного джаза – Рон Картер и Кенни Бэрон, оказались весьма успешными. Одноименный дебютный шесть недель подряд ...
Полтора десятка лет назад у нас публиковался обзор первого альбома The Orient House Ensemble, изданного в 2000 году немецким лейблом Enja (его можно найти на сайте). И вот – новая встреча с Гиладом Атцмоном и его The Orient House Ensemble уже ...
Такие названия, как «самба», «сальса» или «мамбо» на слуху у людей даже весьма далеких от латиноамериканской культуры, а вот термин «кумбия» в наших краях знаком только профессионально занимающимся ...
Очень многие израильские джазовые музыканты предпочитают жить и работать в США, где музыкальный рынок значительно шире и дает несравнимо больше возможностей. Большинство оседает в Нью-Йорке, привнося в музыкальную атмосферу Большого Яблока особый ...
Фонографический дебют канадской певицы Ханны Бурже впечатляет. Прежде всего, бросается в глаза разнообразие музыкального материала. Некоторые композиции отличаются друг от друга, как мегаполис Торонто, в котором живет певица, от идиллических ...
Ранний образчик того, что сегодня одни называют world music, а другие именуют этно-джазом. Японский барабанщик Хидео Шираки первым у себя в стране начал экспериментировать с сочетанием джаза и традиционной музыки. Его квинтет был ведущим джазовым ...