«Кут» - по-белорусски значит «угол». В домашнем хозяйстве Леонида Нарушевича имеется некий шкапчик, в котором основатель группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» хранит записи своего детища. В самом дальнем и темном углу того самого шкапчика и лежала представляемая сегодня запись. Много раз хозяин перебирал свой шкапчик, пересматривал хранимые записи, которых за почти четверть века набралось, прямо скажем, немало, а эта так и лежала, ускользая от хозяйских глаз. Но наконец, при очередной инвентаризации, и ее вытащили на свет Божий и поволокли на минский сетевой лейбл HAZE, где в самом начале 2015 года она и увидела свет под приведенным выше названием. За время хранения запись так «запылилась», что даже сам Леонид не смог точно установить, когда она была сделана: то ли в 2010-м, то ли в 2011-м…
Достоверно известны два момента: запись эта, как почти всегда в случае с альбомами «Князя Мышкина», концертная: аплодисменты отчетливо слышны после каждого трека, и относится она к периоду, когда часто менявшийся формат группы съежился до дуэта: Леонид Нарушевич и Виктор Семашко. «Кут» можно назвать тематически-концептуальным альбомом, при всей относительности таких определений, когда речь идет об импровизационной музыке. Четыре первые композиции, каждая продолжительностью от шести до девяти минут, носят красноречивые названия: «Сквозь огонь», «Сквозь воду», «Сквозь трубы» (надо думать, медные), а к этим известным по соответствующей идиоме испытаниям добавлено еще одно: «Сквозь землю».
Гитара Леонида и флейты Виктора преодолевают эти барьеры элегантно, и будто подстегивая, заряжая своей энергией, друг друга. На авансцену, сиречь на сольный простор, они выходят поочередно, словно велосипедисты, оторвавшиеся от пелетона, и помогающие друг другу нарастить отрыв. Особенно это показалось мне характерным для «огненной» и «водяной» частей проекта. В «земляной» гитара в большей степени была лидером, а в «трубной», как мне показалось, - наоборот. В любом случае, «мораль» этих пьес видится довольно прозрачной: именно импровизационная свобода помогает преодолеть любые барьеры…
А дальше нам придется вспомнить, что слово «кут», он же «угол», имеет, помимо прямого, и переносный смысл. «Мой родны кут, як ты мне мілы!.. Забыць цябе не маю сілы!» - это белорусский классик Якуб Колас. «Возвращение домой», в тот самый «родны кут», родной уголок, свою белорусскую Итаку – как назвали наши одиссеи свою финальную композицию, почти получасовую, самую большую на диске – это белорусские классики иного рода, группа «Князь Мышкин». Неудивительно, что в ней в импровизации вплетены белорусские фольклорные мотивы, да и обложка альбома решена в контексте именно этой базовой пьесы.
На мой вкус – альбом сильный, еще раз убедивший меня, что период, когда основу «Князя» составлял тандем Нарушевич-Семашко, был одной из вершин в истории группы. А Леониду Нарушевичу стоит почаще, с фонариком, исследовать недра пресловутого шкапчика: вдруг там обнаружится нечто еще более интересное?
2015 HAZE328
5 tks / 59 mins
((Leonid Narushevich – g; Viktor Siamashka – winds;)
Линк предоставил Леонид Нарушевич
Фотографий этого симпатичного молодого человека, запечатленного на обложке альбома, мне раньше видеть не доводилось, а вот слушать уже имел удовольствие: альт-саксофонист Дэниэл Дикинсон участвовал в записи альбома своего земляка (он тоже живет в ...
Тенор-саксофонист из Милана Даниэле Кавалланти знаком нашим читателям по нескольким альбомам Italian Instabile Orchestra, в том числе по диску The Owner Of The River Bank (2003) с Сесилом Тейлором. За свою почти сорокапятилетнюю карьеру в джазе ...
Жизнь Дэйва Басса – прекрасный пример того, что талант в союзе с трудолюбием и целеустремленностью могут добиться всего, невзирая на превратности судьбы. Уроженец Цинцинатти, он начал играть на фортепьяно с семи лет и уже в детстве знал, что ...
Так уж получилось, что если в истории джаза итальянцы (точнее, американцы итальянского происхождения) чуть ли не с самого начала стояли рядом с афроамериканцами (достаточно вспомнить такие имена, как Ник Ла Рокка, Джо Венути или Луис Прима), то блюз ...
Разумеется, я могу судить о творчестве и развитии группы Dead Frank только по тем релизам, которые поступают на сайт, но по ним выходит, что 2015-й год был для этого базирующегося в Санкт-Петербурге, но белорусско-российского по составу коллектива, ...
Штаб-квартира группы Dead Frank располагается в Петербурге. Там этот коллектив возник в 2012 году из участников разных экспериментально-авангардных команд, там он дает большинство своих концертов, но состав его российско-белорусский, потому что ...
Альбом Under The Basеboard минско-питерской группы Dead Frank появился на украинском сетевом лейбле Picpack в начале 2015 года, но, как и The Trip, о котором мы уже писали, записывался этот диск еще в 2014-м. Правда, сходство двух альбомов этим и ...
Первая для меня встреча с московским дуэтом, играющим, скажем так, новую импровизационную музыку – термин достаточно резиновый для объединения в его рамках самых разных музыкантов, исполняющих трудно поддающуюся классификации музыку. Во всяком ...
Имя живущей и работающей в Нью-Йорке певицы Дипы Чари выдает ее индийское происхождение. Но родилась Дипа не в Индии, а в канадском Ванкувере, откуда со временем перебралась в Штаты – сначала в Даллас, а затем уже на Восточное побережье, в ...
Нонет – состав в джазе легендарный, если иметь ввиду знаменитый нонет Майлса Дэвиса, положивший в конные сороковых годов начало кул-джазу с аранжировками Гила Эванса. Представляемый сегодня итальянский нонет я, конечно, с тем историческим ...
Австралийская вокалистка и автор песен Диони родилась в Сиднее в семье греческого происхождения. Ее полное имя – Диони Верцаяс. Музыкальная семья (мать – пианистка, бабушка – оперная певица) во многом предопределила жизненный путь ...
На пианиста из Нью-Йорка Дональда Вегу я впервые обратил внимание, слушая дебютный альбом певицы Лорин Меккиа Inside Your Eyes. Уроженец Никарагуа там практически «держал» на себе всю инструментальную часть проекта. И вот – новая ...