Archie Shepp - Life At The Donaueschingen Music Festival
17.10.2015
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не опечатка: именно Life, а не Live. Так и был назван диск, запечатлевший выступление квинтета Шеппа на Днях Музыки там же в Шварцвальде, в городе Донауэшинген.
То, что Арчи Шепп был одной из самых заметных фигур фри-джазовой революции 60-х годов – факт неоспоримый. Многие специалисты считают именно 67-й год пиком его творческих достижений. В том году дискография Шеппа пополнилась двумя альбомами: The Magic of Ju Ju, а также представляемым сегодня Life At The Donaueschingen Music Festival. Оба диска относятся к числу лучших работ Арчи Шеппа. 1967-й, как мы помним, был годом смерти Джона Колтрейна – человека, оказавшего огромное влияние на развитие джаза, и фри-джаза в том числе. Колтрейн умер незадолго до проведения Дней Музыки в Донауэшингене, и неудивительно, что Шепп и его партнеры посвятили свое выступление его памяти.
One For Trane – так называется сыгранная ими на том фестивале 44-х минутная программа. При выпуске винила она, по техническим причинам, была разделена на две части, каждая из которых заняла одну сторону диска. При прослушивании сетевого альбома это искусственное условное разделение исчезло, что помогает получить более полное впечатление от музыки. А впечатлиться будет чем, уверяю всех поклонников джаза свободной формы!
Шепп привез тогда в Германию квинтет весьма необычного состава. С ним приехали два высококлассных тромбониста – Рузвелл Радд и Гречен Монкейр III, басист Джимми Гаррисон, участник самого лучшего квартета Колтрейна, а также барабанщик Бивер Харрис. Программу открывает большое соло на контрабасе Джимми Гаррисона. Сразу скажу, более интересного Гаррисона мне слышать не доводилось. Life At The Donaueschingen Music Festival стоит прослушать уже только ради этого фрагмента. Пронизанный испанскими мотивами, вобравший в себя цитаты из выступлений Гаррисона с Колтрейном, он дает блистательный импульс действу, которое его сменяет. А потом в полную силу страсти, энергии, яростного творческого экстаза вступает на тенор-саксофоне Арчи Шепп. Я не назвал бы звучание его инструмента идеальным, но эмоциональность музыки Шеппа заставляет забывать о технических нюансах. При этом его поддерживает «эскорт» из ритм-группы и двух тромбонов. Перекличка и диалоги Радда и Монкейра просто украшают программу. Ближе к финалу Шепп с партнерами импровизируют на тему очень модной в те годы (и получившей Грэмми) песни The Shadow of Your Smile Манделя и Уэбстера. И попсовая мелодия уверенно говорит в их исполнении на языке фри-джаза! Мне альбом очень понравился. Правда, я в этом не оригинален: достаточно услышать овацию, устроенную музыкантам публикой в Донауэшингене. Присоединяйтесь!
MPS Records 2015 / 1967
2 tks / 44 mins
(Roswell Rudd, Grachan Moncur III – tb; Archie Shepp –ts; Jimmy Garrison –b; Beaver Harris – dr;)
Линк предоставил Steffen Mayer, Herzog Promotion
И название альбома, и оформление обложки с портретами представителей разных рас и народов, делают совершенно ясным message его создателя, австралийского гитариста и композитора Элбэйра – все мы, разные и непохожие друг на друга, - люди, мир ...
Тромбонист Альберт Мангельсдорф (1928-2005) был и, на мой взгляд, остается наиболее выдающимся представителем немецкого джаза. Он был первым из немецких музыкантов (и одним из весьма немногих европейцев вообще), кто пробился на первое место по ...
Два имени и фотография на обложке этого альбома словно олицетворяют связь времен в традиционном свинговом джазе. Живая легенда этой музыки – 89-летний (в январе 2016 года ему исполнится 89) Баки Пиццарелли. Великолепный гитарист-виртуоз как на ...
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...