Francesco Chiapperini Extemporary Vision Ensemble - Our Redemption
08.03.2015
Совсем недавно довелось «принимать парад» миланского авангардного джаза с альбомом Даниэле Кавалланти Sounds Of Hope, и вот, на том же лейбле Rudi Records вышел еще один альбом миланских авангардистов, тоже большой состав, причем двое – Франческо Чапперини и Джанлука Элиа – играли в проекте Sounds Of Hope. На этот раз альт-саксофонист и флейтист Чапперини выступает уже в качестве бэнд-лидера Extemporary Vision Ensemble, а альбом Our Redemption Франческо и его коллеги посвятили памяти Массимо Урбани.
Урбани (1957-1993) прожил очень короткую, яркую и бурную жизнь. Этот саксофонист начинал с пост-бопа, играл джаз-рок, а позже увлекся авангардным джазом. Он играл со многими известными итальянскими мастерами, назовем хотя бы Энрико Раву или Джорджо Гаслини, а также с такими американскими звездами, как Чет Бэйкер и Арт Фармер. Урбани успел заслужить признание критиков на родине и за рубежом, но героиновая зависимость трагически укоротила его жизненный путь.
Для молодых итальянских музыкантов из Extemporary Vision Ensemble Массимо Урбани – фигура легендарная, и Франческо Чапперини сочинил целую сюиту в его честь. Шесть треков альбома – это шесть ее частей. Как написал в liner notes Франческо, музыка отражает разные эпизоды из жизни Урбани, его путь в музыке, радость творчества и горечь наркозависимости. Слова Урбани «Авангард связан с чувством, а не с формой» послужили девизом для Extemporary Vision Ensemble в этом трибьюте.
Два стартовых трека, Unconventional Lines и Remembering Max, - самые большие по объему на диске и в наибольшей степени близкие к искусству свободной джазовой импровизации. На самом деле, тут очень сложно понять, какие эпизоды были сочинены заранее, а какие возникали по ходу исполнения – все выглядит очень органично и естественно. Особо отметил бы пианиста Симоне Катрано: его вступления в обеих пьесах звучат, как шаги Командора, как голос судьбы, управляющей линией жизни героя. В Remembering Max есть эпизод, когда Симоне словно разделяется на двух пианистов, настолько по-разному работают его левая и правая рука. На фоне бурных первых треков Barbarian Growls выглядит царством минимализма, тонких, очень взвешенных и дозированных звучаний. По контрасту Ascending Down The Hell уже со старта выделяется акцентированным ритмом и энергичным драйвом, придающим этой пьесе особый драматизм. Скрипка Элоизы Манеры, органично вписавшаяся в саунд фри-джазовых треков, здесь звучит с агрессивностью и выразительностью, напоминающей лучшие джаз-роковые альбомы Понти.
Разумеется, основу саунда ансамбля, от первой и до последней пьесы составляют саксофоны. И сам Чапперини, и его коллеги Катаньоли и Элиа не просто владеют всей гаммой технических приемов игры, но вкладывают в нее настоящее чувство. В этом смысле особенно впечатляет финальный трек Invisible Spirit где соло одного из саксофонов звучит на фоне унисонной игры коллег. Да и в целом Our Redemption – работа весьма достойная. Думаю, что среди событий только начавшегося итальянского джазового года этот альбом не останется незамеченным.
Провинциальный джаз? Это, смотря какая провинция! У кого повернется язык назвать джаз Канзас-Сити второсортным, что обычно имеют ввиду, говоря о провинциальности того или иного явления культуры. Канзас-Сити дал миру Чарли Паркера – уже одного ...
Проект Cuts родился в 2012 году и увековечил свое появление дебютным альбомом на RareNoise Records в 2013-м. Проект объединил трех незаурядных музыкантов: японца Мерзбау (он же Масами Акита), шведа Матса Густафссона и венгра Балаша Панди. Мерзбау ...
Как вы понимаете, команда с названием «Металлический вкус крови» вряд ли играет smooth jazz. А еще вы, наверное, подумали, что команда с таким названием играет тяжеленный метал-рок? И вот тут вы ошиблись. То есть метал-рок в музыке ...
Рассказ об этом релизе неизбежно переплетается с рассказом о творческом и жизненном пути создателя проекта MetaQuorum. Композитор и клавишник из Ньюкасла Дмитрий Ермаков родился и вырос в Ленинграде. Получил музыкальное образование в музучилище ...
Филадельфия – город, давший американской музыке, в том числе джазу, много ярких музыкантов. Певица Мишель Лорди – еще одно новое имя, связанное с этим городом, которое появилось на джазовой сцене США. Собственно, впервые она вышла на ...
Слушая альбом Майка Фримена Blue Tjade, я подумал о справедливости определения номинации, скажем, в списках джазменов года по версии Ассоциации джазовых журналистов США, как «лучший исполнитель с малетами». Да, основной инструмент для ...
Впервые мне довелось услышать голос швейцарской певицы Мириам Кляйн, рецензируя альбом 2001 года, на обложке которого значилось имя ее сына Давида. То был трибьют Мэрилин Монро, где Мириам исполняла все вокальные партии. Обзор того диска можно найти ...
Новый альбом живущего в США российского джазового пианиста Миши Цыганова записывался летом 2015 года в студии Тома Тедеско в Нью-Джерси, а вот издан был – впервые – в России, лейблом ArtBeat Music, подразделением фонда известного ...
Все, что изображено на изумрудного цвета обложке этого альбома, достаточно полно раскрывает языком пиктографии суть этого проекта. Прежде всего, бросается в глаза огромный вантовый мост, переброшенный через географическую карту мира. Его ...
Существует целое музыкальное направление, связанное со звукотерапией, воздействием средствами музыки на улучшение психического и даже физиологического состояния человека. Мюриэль Гроссман, подробно описывающая в liner notes своего альбома Earth ...
Не Паркером единым богат джазовый Канзас-Сити. Здесь родились и два главных героя этого обзора – Натан Дэвис и Кармелл Джонс. По возрасту они были погодками, учились в одной школе, оба увлеклись джазом, только Джонс стал трубачом, а Дэвис ...
С туринцами Давидом Томатом и Габриэле Оттино, составляющими вместе музыкально-продюсерский дуэт Niagara, наши читатели имели возможность познакомиться в прошлом году на их втором альбоме Don't Take it Personally. Основным выразительным средством ...