Francesco Chiapperini Extemporary Vision Ensemble - Our Redemption
08.03.2015
Совсем недавно довелось «принимать парад» миланского авангардного джаза с альбомом Даниэле Кавалланти Sounds Of Hope, и вот, на том же лейбле Rudi Records вышел еще один альбом миланских авангардистов, тоже большой состав, причем двое – Франческо Чапперини и Джанлука Элиа – играли в проекте Sounds Of Hope. На этот раз альт-саксофонист и флейтист Чапперини выступает уже в качестве бэнд-лидера Extemporary Vision Ensemble, а альбом Our Redemption Франческо и его коллеги посвятили памяти Массимо Урбани.
Урбани (1957-1993) прожил очень короткую, яркую и бурную жизнь. Этот саксофонист начинал с пост-бопа, играл джаз-рок, а позже увлекся авангардным джазом. Он играл со многими известными итальянскими мастерами, назовем хотя бы Энрико Раву или Джорджо Гаслини, а также с такими американскими звездами, как Чет Бэйкер и Арт Фармер. Урбани успел заслужить признание критиков на родине и за рубежом, но героиновая зависимость трагически укоротила его жизненный путь.
Для молодых итальянских музыкантов из Extemporary Vision Ensemble Массимо Урбани – фигура легендарная, и Франческо Чапперини сочинил целую сюиту в его честь. Шесть треков альбома – это шесть ее частей. Как написал в liner notes Франческо, музыка отражает разные эпизоды из жизни Урбани, его путь в музыке, радость творчества и горечь наркозависимости. Слова Урбани «Авангард связан с чувством, а не с формой» послужили девизом для Extemporary Vision Ensemble в этом трибьюте.
Два стартовых трека, Unconventional Lines и Remembering Max, - самые большие по объему на диске и в наибольшей степени близкие к искусству свободной джазовой импровизации. На самом деле, тут очень сложно понять, какие эпизоды были сочинены заранее, а какие возникали по ходу исполнения – все выглядит очень органично и естественно. Особо отметил бы пианиста Симоне Катрано: его вступления в обеих пьесах звучат, как шаги Командора, как голос судьбы, управляющей линией жизни героя. В Remembering Max есть эпизод, когда Симоне словно разделяется на двух пианистов, настолько по-разному работают его левая и правая рука. На фоне бурных первых треков Barbarian Growls выглядит царством минимализма, тонких, очень взвешенных и дозированных звучаний. По контрасту Ascending Down The Hell уже со старта выделяется акцентированным ритмом и энергичным драйвом, придающим этой пьесе особый драматизм. Скрипка Элоизы Манеры, органично вписавшаяся в саунд фри-джазовых треков, здесь звучит с агрессивностью и выразительностью, напоминающей лучшие джаз-роковые альбомы Понти.
Разумеется, основу саунда ансамбля, от первой и до последней пьесы составляют саксофоны. И сам Чапперини, и его коллеги Катаньоли и Элиа не просто владеют всей гаммой технических приемов игры, но вкладывают в нее настоящее чувство. В этом смысле особенно впечатляет финальный трек Invisible Spirit где соло одного из саксофонов звучит на фоне унисонной игры коллег. Да и в целом Our Redemption – работа весьма достойная. Думаю, что среди событий только начавшегося итальянского джазового года этот альбом не останется незамеченным.
В 2012 году Курт Лидварт дал большое интервью журналу "Современная музыка". В нем Курт, в частности, назвал наиболее близким ему на тот момент направлением постредукционизм и насчитал в России всего лишь четверых музыкантов, включая себя, которые ...
Польский аккордеонист Роберт Кусёлек остался верен себе в уже третьем альбоме для лейбла Multikulti Project из Познани. И даже прибавив в Qui Pro Quo к своему инструментальному арсеналу бандонеон, он отнюдь не заиграл на нем в духе Дино Салуцци. Но ...
В год столетия со дня рождения великой джазовой певицы Билли Холидэй появление альбома-трибьюта в ее честь – дело вполне естественное. Но представляемый сегодня альбом – трибьют не совсем обычный, скорее наоборот. Волшебство искусства ...
Дебют на московском сетевом лейбле польского дуэта в сфере экспериментальной музыки. Понятие это очень условное, и чтобы сразу отсечь тех, кто случайно «набредет» на эту запись в Сети, скажу, что то, что делает дуэт из Познани Lata, ...
Джазовая вокалистка Лорин Уайт родилась в Далласе, Техас и училась искусству вокала в Университете Северного Техаса у Розанны Эккерт, того же педагога, что вырастила знаменитую Нору Джонс. Перебравшись в Калифорнию, Лорин довольно быстро завоевала ...
Как раз сегодня, в первый день наступившего 2016-го года, в день, когда я пишу эти строки, в официальную продажу поступает альбом квартета Ленни Сендерского и Тони Романо Intersection. Два года назад любители джаза уже имели возможность видеть эти ...
Символика обложки и названия нового альбома Лью Табакина предельно прозрачна. Пейзажи (landscapes) у нас обычно ассоциируются с живописью. И в альбоме мы найдем новые пейзажи, общим числом восемь, только не написанные кистью художника, а созданные ...
Ансамбль LIGRO и его альбом Dictionary 2 (2012г.) был для меня лично и для нашего сайта первым знакомством с джазом из Индонезии. И эта первая встреча оставила тогда очень сильное впечатление: никакой стереотипной восточной экзотики, мощное ...
Когда музыканты называют свой ансамбль Living Coltrane, а свой альбом - Writing 4 Trane, на первый взгляд нет нужды задумываться о том, в каком стиле они играют. Но только на первый взгляд. О каком Колтрейне идет речь? Есть хард-боповый Колтрейн, ...
Итальянский басист, композитор, аранжировщик и продюсер Лоренцо Фелициати должен быть неплохо знаком нашим читателям, и все встречи с ним связаны с релизами лондонского лейбла RareNoise Records. Фелициати записал здесь дуэт с Колином Эдвином ...
Нельзя назвать просто концептуальным альбом 1975 Triptych прог-рокового ирландского ансамбля M-Opus, здесь дело обстоит масштабнее: концептуальным является весь подход к творчеству квартета из Дублина. Главный идеолог коллектива, композитор, ...
Пятый альбом чикагская группа Marbin издала самостоятельно, предоставив MoonJune Records, выпускавшей предыдущие ее работы, права на его дистрибуцию. Три предшественника Aggressive Hippies рецензировались сайтом jazzquad.ru, и желающие могут ...