Уже при взгляде на обложку альбома сразу интригует его загадочное название. Это санскрит и это выражение обозначает стремление к познанию собственного внутреннего мира и осознанию мира внешнего, как некоей фазы в бесконечной цепочке инкарнаций. Разумеется, такое название альбома уже много говорит об умонастроении его создателя. Дэн Уилкинс, молодой тенор-саксофонист и композитор из Нью-Йорка, действительно глубоко увлечен восточной философией и различными практиками самопознания, которые предлагают йога, дзен и другие ориентальные учения. Толчком к этому послужил перевернувший его жизнь семинар по йоге в 2012 году и именно после него Дэн сочинил композицию Transfigured, ставшую первым треком его дебютного альбома Jnana-Vijnana (Awake).
Этот диск, полностью составленный из произведений Уилкинса, записан возглавляемым им октетом довольно необычного состава: два саксофона, две гитары, два фортепьяно и ритм-группа. В шести композициях альбома, как в зеркале отражается внутренний мир Дэна. Вы ошибетесь, если решите, что Уилкинс чисто внешне соединил джазовую идиоматику с мотивами индийской музыки. Нет, ничего специфично ориентального в его пьесах нет. Более того, он не уходит и от академического наследия, построив, к примеру, As the Clouds Depart на базе одного из сочинений Скрябина. Но Восток в широком смысле присутствует в музыке Дэна на гораздо более глубоком уровне. Ощущение катарсиса, внутреннего покоя и душевного просветления разлито в его спокойных, как правило, в невысоком темпе, сонористических пейзажах, выполненных чисто джазовыми средствами – этакий постбоповый эмбиент. Очень тонкая, деликатная работа ритм-группы и гитар, фортепьянные соло, чередующиеся с соло саксофонными, где Уилкинса достойно поддерживает играющий на сопрано Патрик МакДжи – таков, пожалуй, фирменный стиль The Dan Wilkins Ensemble. Пожалуй, лишь композиция Unraveled выделяется на этом фоне определенным драматизмом музыки.
Дебютный альбом выглядит работой уже сложившегося мастера с определенным мировоззрением. Дэн Уилкинс начинает с той точки, до которой, скажем, Джон МакЛафлин шел весьма долго. Очень любопытно будет проследить за дальнейшим направлением его поисков.
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...
Очень коротко, в одну фразу, можно характеризовать этот альбом: образцовый чикагский блюз в исполнении живых классиков этого направления. Тогда живых. Сегодня никого из пяти звезд блюза, записавших альбом Loaded with the Blues уже нет живых. Сетевое ...
«Кларк Терри … создал полностью индивидуальный, оригинальный стиль, возможно, он является единственным современным трубачом периода, предшествовавшего возникновению фри-джаза, не втянутым в игру противоположностей между Диззи Гиллеспи и ...