Когда музыканты называют свой ансамбль Living Coltrane, а свой альбом - Writing 4 Trane, на первый взгляд нет нужды задумываться о том, в каком стиле они играют. Но только на первый взгляд. О каком Колтрейне идет речь? Есть хард-боповый Колтрейн, который играл у Гиллеспи, есть Колтрейн, который разрабатывал модальный джаз вместе с Майлсом Дэвисом, есть фри-джазовый поздний Колтрейн. Но итальянский саксофонист и композитор Стефано Кокко Кантини и его коллеги, по крайней мере, работая над данным альбомом, явно думали о другом Колтрейне, Колтрейне знаменитого квартета начала 60-х, который многие считают лучшим и до сих пор непревзойденном джазовом комбо, квартете с МакКой Тайнером, Джимми Гаррисоном и Элвином Джонсом.
Конечно, проще всего (и не правильнее всего) было бы считать, что Кантини здесь играет роль Колтрейна, а, скажем, Арес Таволацци облачился в ризы Джимми Гаррисона. Это, конечно же, не так. И сам Кантини, и его коллеги, слишком опытные и творческие люди, чтобы ограничиваться просто подражанием. Проект Living Coltrane – не единственный проект для Стефано Кантини и его коллег. У каждого из них есть и другие записи, и опыт работы с самыми разными музыкантами. Правда же состоит в том, что, восхищаясь музыкой великого джазового философа, они стремятся воплощать его идеи сегодня, в ХХI веке, спустя уже почти пятьдесят лет после смерти Джона Колтрейна.
Writing 4 Trane – уже третий альбом, сделанный в рамках проекта Living Coltrane. Первые два альбома создатель проекта Кантини и его неизменные соратники – пианист Франческо Макьянти, басист Арес Таволацци и ударник Пьеро Борри – полностью посвятили исполнению музыки Колтрейна. Данный же диск – целиком авторский. Большинство пьес здесь сочинены Стефано Кокко Кантини, а три из восьми принадлежат Франческо Макьянти. Но, независимо от того, кто сочинил ту или иную пьесу, все они пронизаны духом музыки Джона Колтрейна. Он спрятан в чередующихся соло саксофона, фортепьяно и снова саксофона изумительно красивой стартовой пьесы Rush, в медленном развитии чувственной композиции Sunset, отзвуки колтрейновских sheets of sounds можно услышать в энергетике и полиритмии Mr Kay double you. Выразительность густых басовых линий в Seeds или трагическое напряжение Julius Reubke, навеянной судьбой умершего очень молодым любимого ученика Ференца Листа, восходят к характерной глубине и интенсивности звучания композиций Колтрейна. Это посвящение ушедшему гению, сделанное талантливыми, прекрасно сыгранными и очень тонкими музыкантами, далеко не первое и наверняка не последнее, еще раз показывает, что значимость Колтрейна для джаза и в новом веке остается постоянной величиной.
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...
Очень коротко, в одну фразу, можно характеризовать этот альбом: образцовый чикагский блюз в исполнении живых классиков этого направления. Тогда живых. Сегодня никого из пяти звезд блюза, записавших альбом Loaded with the Blues уже нет живых. Сетевое ...
«Кларк Терри … создал полностью индивидуальный, оригинальный стиль, возможно, он является единственным современным трубачом периода, предшествовавшего возникновению фри-джаза, не втянутым в игру противоположностей между Диззи Гиллеспи и ...
Аврора, древнеримская богиня утренней зари, не редкий гость на джазовом небосклоне. Я хорошо помню ее яркое появление под звуки электроскрипки Жан-Люка Понти в ритмах фьюжн в 1976 году. Не менее эффектно выглядела Аврора и в 2009 году, с альбомом ...
Совершенно необычный по своей стилистике альбом. Даже ухо, давно приученное к тому, что редкая запись отличается абсолютной чистотой стиля и почти любой альбом или даже композиция – это амальгама различных направлений, насторожится, услышав ...
Прекрасный концертный альбом, способный завоевать сердца самой широкой аудитории. Тому способствует самый широкий спектр причин. Прежде всего поговорим об исполнителях. Кристина Брага – одна из виднейших арфисток, широко известная далеко за ...
Вся жизнь Кристины Моррисон – это движение: от одной географической точки к другой, от одного вида творчества к другому. Судите сами: Кристина родилась в Майами, но ее детство прошло в постоянных перемещениях между США и Эквадором. С юных лет ...
Дебютный EP молодого сербского ансамбля. Ансамбль действительно молод, но участники его – люди уже достаточно опытные. В 90-х годах гитарист Оливер Арунович и ударник Небойша Неделькович играли в одном из первых сербских прог-роковых бэндов ...