Когда музыканты называют свой ансамбль Living Coltrane, а свой альбом - Writing 4 Trane, на первый взгляд нет нужды задумываться о том, в каком стиле они играют. Но только на первый взгляд. О каком Колтрейне идет речь? Есть хард-боповый Колтрейн, который играл у Гиллеспи, есть Колтрейн, который разрабатывал модальный джаз вместе с Майлсом Дэвисом, есть фри-джазовый поздний Колтрейн. Но итальянский саксофонист и композитор Стефано Кокко Кантини и его коллеги, по крайней мере, работая над данным альбомом, явно думали о другом Колтрейне, Колтрейне знаменитого квартета начала 60-х, который многие считают лучшим и до сих пор непревзойденном джазовом комбо, квартете с МакКой Тайнером, Джимми Гаррисоном и Элвином Джонсом.
Конечно, проще всего (и не правильнее всего) было бы считать, что Кантини здесь играет роль Колтрейна, а, скажем, Арес Таволацци облачился в ризы Джимми Гаррисона. Это, конечно же, не так. И сам Кантини, и его коллеги, слишком опытные и творческие люди, чтобы ограничиваться просто подражанием. Проект Living Coltrane – не единственный проект для Стефано Кантини и его коллег. У каждого из них есть и другие записи, и опыт работы с самыми разными музыкантами. Правда же состоит в том, что, восхищаясь музыкой великого джазового философа, они стремятся воплощать его идеи сегодня, в ХХI веке, спустя уже почти пятьдесят лет после смерти Джона Колтрейна.
Writing 4 Trane – уже третий альбом, сделанный в рамках проекта Living Coltrane. Первые два альбома создатель проекта Кантини и его неизменные соратники – пианист Франческо Макьянти, басист Арес Таволацци и ударник Пьеро Борри – полностью посвятили исполнению музыки Колтрейна. Данный же диск – целиком авторский. Большинство пьес здесь сочинены Стефано Кокко Кантини, а три из восьми принадлежат Франческо Макьянти. Но, независимо от того, кто сочинил ту или иную пьесу, все они пронизаны духом музыки Джона Колтрейна. Он спрятан в чередующихся соло саксофона, фортепьяно и снова саксофона изумительно красивой стартовой пьесы Rush, в медленном развитии чувственной композиции Sunset, отзвуки колтрейновских sheets of sounds можно услышать в энергетике и полиритмии Mr Kay double you. Выразительность густых басовых линий в Seeds или трагическое напряжение Julius Reubke, навеянной судьбой умершего очень молодым любимого ученика Ференца Листа, восходят к характерной глубине и интенсивности звучания композиций Колтрейна. Это посвящение ушедшему гению, сделанное талантливыми, прекрасно сыгранными и очень тонкими музыкантами, далеко не первое и наверняка не последнее, еще раз показывает, что значимость Колтрейна для джаза и в новом веке остается постоянной величиной.
Рэгги по-итальянски? А почему бы и нет! Если на постсоветском пространстве вовсю распевают по-русски песни в ритмах рэгги и рок-музыканты, и попсятники, то вполне уютно чувствует себя музыка с Ямайки и на Апеннинском полуострове. А представляемый ...
Импозантный американец Эл Стронг обыграл свою фамилию (strong = крепкий, сильный) в названии дебютного альбома Love Strong, присовокупив к нему многообещающее Volume 1. Что ж, с первых двух-трех минут прослушивания его диска становится понятным, что ...
И название альбома, и оформление обложки с портретами представителей разных рас и народов, делают совершенно ясным message его создателя, австралийского гитариста и композитора Элбэйра – все мы, разные и непохожие друг на друга, - люди, мир ...
Тромбонист Альберт Мангельсдорф (1928-2005) был и, на мой взгляд, остается наиболее выдающимся представителем немецкого джаза. Он был первым из немецких музыкантов (и одним из весьма немногих европейцев вообще), кто пробился на первое место по ...
Два имени и фотография на обложке этого альбома словно олицетворяют связь времен в традиционном свинговом джазе. Живая легенда этой музыки – 89-летний (в январе 2016 года ему исполнится 89) Баки Пиццарелли. Великолепный гитарист-виртуоз как на ...
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...