Шестой в дискографии Марка Уингфилда альбом в качестве лидера стал его дебютом на MoonJune Records. Шеф этого нью-йоркского независимого лейбла Леонардо Павкович питает особое пристрастие к гитаристам, работающим в сфере джаза – прог-рока, и в данном случае, как мне кажется, Proof of Light идеально вписывается в его каталог. Марк Уингфилд родился в США, но живет и работает в основном в Англии. Марк увлекается разнообразной этнической музыкой: Индия, Япония, Африка, у него есть работы с арабскими, турецкими, замбийскими исполнителями. Он – участник своеобразного коллектива ResRocket, в котором музыканты, сидя в своих домах в разных уголках мира, общаются, сочиняют и грают вместе через интернет. Уингфилд дает мастер-классы в престижных английских учебных заведениях и выступает с собственными коллективами.
Для записи Proof of Light он пригласил израильтян Ярон Стави и Асафа Сиркиса, также живущих и работающих в Англии. Оба эти имени должны быть знакомы нашим читателям по различным проектам, рецензировавшимся на сайте, в том числе и по целому ряду лидерских работ Сиркиса. В liner notes альбома Proof of Light Анил Прасад приводит слова Марка, объясняющие, почему он остановился именно на этих музыкантах. В Стави его привлекло тепло исполнения и мелодическая чуткость этого басиста, а необычайно креативный ударник Сиркис умеет сочетать в своей игре энергетику рока с джазовой импровизационностью. Что ж, прослушав Proof of Light, могу подтвердить, что ожидания Уингфилда в отношении партнеров полностью оправдались, да и музыка Марка (весь альбом полностью авторский) дала им широкое поле для демонстрации своих талантов.
Но в еще большей степени впечатлило мастерство самого лидера. Многие специалисты сравнивают саунд этого альбома с лучшими дисками ЕСМ, работами Рипдала, Вебера. Мне, слушая игру Марка Уингфилда, в большей степени вспоминалось иное имя – Джон МакЛафлин. И дело не только в их общем увлечении индийской музыкой и техникой раг. Безукоризненная, логика, глубина, философичность при отменной технике – все это есть и у Марка Уингфилда. Иногда звучание его гитары напоминает совсем иные инструменты. В Koromo's Tale (кстати, отличное соло Стави на старте) Уингфилд словно играет на трубе, а в The Way to Etretat звук гитары настолько вокализирован, что вспоминается еще одно имя – Карлос Сантана. И практически в каждой пьесе альбома Марк и его партнеры играют просто очень красиво: мне хватило одного прослушивания, чтобы полюбить эту музыку. Правда, потом ее хотелось слушать снова и снова…
Каламбуры с омонимами в названиях составов и альбомов больше любят носители английского языка, но вот появилось и по-русски: «Мыс Луны» - «Мы с Луны» - свежо и забавно. Вообще-то пришельцы из космоса для джазового сообщества ...
Двое музыкантов из Армении объединились с ливанском барабанщиком на земле славных Объединенных Арабских Эмиратов и создали прекрасный коллектив, не часто встречающейся стилистической направленности – органное трио, без баса. Все трое музыканты не ...
Рэгги по-итальянски? А почему бы и нет! Если на постсоветском пространстве вовсю распевают по-русски песни в ритмах рэгги и рок-музыканты, и попсятники, то вполне уютно чувствует себя музыка с Ямайки и на Апеннинском полуострове. А представляемый ...
Импозантный американец Эл Стронг обыграл свою фамилию (strong = крепкий, сильный) в названии дебютного альбома Love Strong, присовокупив к нему многообещающее Volume 1. Что ж, с первых двух-трех минут прослушивания его диска становится понятным, что ...
И название альбома, и оформление обложки с портретами представителей разных рас и народов, делают совершенно ясным message его создателя, австралийского гитариста и композитора Элбэйра – все мы, разные и непохожие друг на друга, - люди, мир ...
Тромбонист Альберт Мангельсдорф (1928-2005) был и, на мой взгляд, остается наиболее выдающимся представителем немецкого джаза. Он был первым из немецких музыкантов (и одним из весьма немногих европейцев вообще), кто пробился на первое место по ...
Два имени и фотография на обложке этого альбома словно олицетворяют связь времен в традиционном свинговом джазе. Живая легенда этой музыки – 89-летний (в январе 2016 года ему исполнится 89) Баки Пиццарелли. Великолепный гитарист-виртуоз как на ...
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...