Штаб-квартира группы Dead Frank располагается в Петербурге. Там этот коллектив возник в 2012 году из участников разных экспериментально-авангардных команд, там он дает большинство своих концертов, но состав его российско-белорусский, потому что основной солист трио, саксофонист Фрид Самотны, не теряет контактов с родной для него Беларусью и свое время делит между Петербургом и Минском. Вот и первый полноформатный альбом Dead Frank под названием The Trip появился в январе 2015 года на минском сетевом лейбле HAZE.
Прежде чем говорить об альбоме, считаю важным полностью привести своеобразный творческий манифест коллектива, выложенный на HAZE вместе с альбомом. Он много скажет потенциальному слушателю о направленности творчества Dead Frank:
«Мы не знаем, кем был Фрэнк, кого он любил, почему он умер; Фрэнк выбрал нас или мы - его; почему это началось и когда окончится. В нашем звучании есть боль, радость, торжество, страх, любовь, страдание, гнев, освобождение.
Наше творчество не является сознательным. Это прямой поток, берущий начало в источнике, который нам неизвестен и мы не стремимся что-либо знать о нем.
И мы дали ему имя – Фрэнк. Мертвый Фрэнк. Вот он.»
Как видите, музыканты прокламируют тотальную свободную импровизацию, музыку, рождающуюся непосредственно в момент исполнения, и, похоже, слова не расходятся у них с делом. Тенор-саксофон, бас и ударные приглашают вас в путешествие. Не думаю, что тут есть что-то общее с хиппистским обозначением наркогрез, с тем же успехом музыканты могли бы назвать его (извините, Джон-Пол-Джордж-Ринго) Magical Mystery Tour. Итак, вперед, давайте пройдемся по восьми трекам The Trip. Сложность (и прелесть) этой экскурсии в том, что «гид», в качестве которого я выступаю, ни в чем не уверен и излагает только собственную версию музыки альбома, а версий этих может быть ровно столько, сколько слушателей будет у The Trip, и даже создатели проекта ровно ничего с этим поделать не могут. Таковы правила игры, которую выбрали они сами.
Первый трек, The Cube: тенор-сакс бьется в клетке жесткого ритма баса и ударных. Если хотите, это образ одиночества в толпе, маленький, отдельно взятый человек в огромном мегаполисе. Музыка для Петербурга, Нью-Йорка или Минска (с натяжкой), но не для Тихвина или Шклова. Pesto: а знаете, похоже, саксофон победил – он переманил на свою сторону ударные и заставил бас следовать за собой. Hell’o-Dance: контраст с предыдущим треком. Гармония (и в музыкальном, и в абстрактном смысле) разрушена, вы имеете дело с хорошо структурированным фри-джазом европейского толка (Коулмена просят не беспокоиться). Появляется в этом треке и вокал. Впечатление такое, что это Фил Минтон пришел пробоваться в панк-группу. Уведите от плэйера детей и людей со слабыми нервами! Nevry’s Land: новый контраст. Музыка ассоциируется или с прогулкой по приятным местам или с прогулкой в хорошем настроении. Правда, даже при приятной прогулке не избежать сбивок-приключений. He’s Life: вокал шока уже не вызывает, есть опыт Hell’o-Dance. Зато теперь в панк-группу просится тенор-саксофонист, не скажу – Колтрейн (наглости на такое сравнение не хватает), а, допустим, Фэроу Сандерс. On A Visit At Pointsman: одна из моих любимых композиций альбома – остинатный повтор темы, потом классное соло басиста, и снова сакс, раз за разом повторяющий с вариациями короткую фразу. Ударные – изящная орнаментика, как розочка на очень вкусном торте. Unsuccessful Journey: почти классический фри. Наконец, финальная композиция …Behind Cigarettes: басовое интро с последующим подключением сакса, который, как мне показалось, звучит несколько прохладнее, чем в предыдущих треках, но под чеканный ритм ударных финал получается весьма эффектным.
Как и весь альбом. «Мертвый Фрэнк» выглядит живее многих живых. С новым интересным коллективом вас, господа любители импровизационной музыки!
Каламбуры с омонимами в названиях составов и альбомов больше любят носители английского языка, но вот появилось и по-русски: «Мыс Луны» - «Мы с Луны» - свежо и забавно. Вообще-то пришельцы из космоса для джазового сообщества ...
Двое музыкантов из Армении объединились с ливанском барабанщиком на земле славных Объединенных Арабских Эмиратов и создали прекрасный коллектив, не часто встречающейся стилистической направленности – органное трио, без баса. Все трое музыканты не ...
Рэгги по-итальянски? А почему бы и нет! Если на постсоветском пространстве вовсю распевают по-русски песни в ритмах рэгги и рок-музыканты, и попсятники, то вполне уютно чувствует себя музыка с Ямайки и на Апеннинском полуострове. А представляемый ...
Импозантный американец Эл Стронг обыграл свою фамилию (strong = крепкий, сильный) в названии дебютного альбома Love Strong, присовокупив к нему многообещающее Volume 1. Что ж, с первых двух-трех минут прослушивания его диска становится понятным, что ...
И название альбома, и оформление обложки с портретами представителей разных рас и народов, делают совершенно ясным message его создателя, австралийского гитариста и композитора Элбэйра – все мы, разные и непохожие друг на друга, - люди, мир ...
Тромбонист Альберт Мангельсдорф (1928-2005) был и, на мой взгляд, остается наиболее выдающимся представителем немецкого джаза. Он был первым из немецких музыкантов (и одним из весьма немногих европейцев вообще), кто пробился на первое место по ...
Два имени и фотография на обложке этого альбома словно олицетворяют связь времен в традиционном свинговом джазе. Живая легенда этой музыки – 89-летний (в январе 2016 года ему исполнится 89) Баки Пиццарелли. Великолепный гитарист-виртуоз как на ...
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...