Штаб-квартира группы Dead Frank располагается в Петербурге. Там этот коллектив возник в 2012 году из участников разных экспериментально-авангардных команд, там он дает большинство своих концертов, но состав его российско-белорусский, потому что основной солист трио, саксофонист Фрид Самотны, не теряет контактов с родной для него Беларусью и свое время делит между Петербургом и Минском. Вот и первый полноформатный альбом Dead Frank под названием The Trip появился в январе 2015 года на минском сетевом лейбле HAZE.
Прежде чем говорить об альбоме, считаю важным полностью привести своеобразный творческий манифест коллектива, выложенный на HAZE вместе с альбомом. Он много скажет потенциальному слушателю о направленности творчества Dead Frank:
«Мы не знаем, кем был Фрэнк, кого он любил, почему он умер; Фрэнк выбрал нас или мы - его; почему это началось и когда окончится. В нашем звучании есть боль, радость, торжество, страх, любовь, страдание, гнев, освобождение.
Наше творчество не является сознательным. Это прямой поток, берущий начало в источнике, который нам неизвестен и мы не стремимся что-либо знать о нем.
И мы дали ему имя – Фрэнк. Мертвый Фрэнк. Вот он.»
Как видите, музыканты прокламируют тотальную свободную импровизацию, музыку, рождающуюся непосредственно в момент исполнения, и, похоже, слова не расходятся у них с делом. Тенор-саксофон, бас и ударные приглашают вас в путешествие. Не думаю, что тут есть что-то общее с хиппистским обозначением наркогрез, с тем же успехом музыканты могли бы назвать его (извините, Джон-Пол-Джордж-Ринго) Magical Mystery Tour. Итак, вперед, давайте пройдемся по восьми трекам The Trip. Сложность (и прелесть) этой экскурсии в том, что «гид», в качестве которого я выступаю, ни в чем не уверен и излагает только собственную версию музыки альбома, а версий этих может быть ровно столько, сколько слушателей будет у The Trip, и даже создатели проекта ровно ничего с этим поделать не могут. Таковы правила игры, которую выбрали они сами.
Первый трек, The Cube: тенор-сакс бьется в клетке жесткого ритма баса и ударных. Если хотите, это образ одиночества в толпе, маленький, отдельно взятый человек в огромном мегаполисе. Музыка для Петербурга, Нью-Йорка или Минска (с натяжкой), но не для Тихвина или Шклова. Pesto: а знаете, похоже, саксофон победил – он переманил на свою сторону ударные и заставил бас следовать за собой. Hell’o-Dance: контраст с предыдущим треком. Гармония (и в музыкальном, и в абстрактном смысле) разрушена, вы имеете дело с хорошо структурированным фри-джазом европейского толка (Коулмена просят не беспокоиться). Появляется в этом треке и вокал. Впечатление такое, что это Фил Минтон пришел пробоваться в панк-группу. Уведите от плэйера детей и людей со слабыми нервами! Nevry’s Land: новый контраст. Музыка ассоциируется или с прогулкой по приятным местам или с прогулкой в хорошем настроении. Правда, даже при приятной прогулке не избежать сбивок-приключений. He’s Life: вокал шока уже не вызывает, есть опыт Hell’o-Dance. Зато теперь в панк-группу просится тенор-саксофонист, не скажу – Колтрейн (наглости на такое сравнение не хватает), а, допустим, Фэроу Сандерс. On A Visit At Pointsman: одна из моих любимых композиций альбома – остинатный повтор темы, потом классное соло басиста, и снова сакс, раз за разом повторяющий с вариациями короткую фразу. Ударные – изящная орнаментика, как розочка на очень вкусном торте. Unsuccessful Journey: почти классический фри. Наконец, финальная композиция …Behind Cigarettes: басовое интро с последующим подключением сакса, который, как мне показалось, звучит несколько прохладнее, чем в предыдущих треках, но под чеканный ритм ударных финал получается весьма эффектным.
Как и весь альбом. «Мертвый Фрэнк» выглядит живее многих живых. С новым интересным коллективом вас, господа любители импровизационной музыки!
Уже обложка этого альбома многое может сказать о его содержании. В названии Hot Club of the Americas опытный глаз сразу отметит сходство с названием легендарного Hot Club of France, в квартете которого играли Джанго Рейнхардт и Стефано Грапелли. А ...
Живущая в Швейцарии итальянская гитаристка и исполнительница собственных песен Франческа Лаго появилась в поле внимания слушателей уже довольно давно – в 1995 году, приняв участие в записи альбома панк-рок группы The Wrongside . Через два года ...
Совсем недавно довелось «принимать парад» миланского авангардного джаза с альбомом Даниэле Кавалланти Sounds Of Hope, и вот, на том же лейбле Rudi Records вышел еще один альбом миланских авангардистов, тоже большой состав, причем двое ...
Наши читатели уже знакомы с шотландским трио Free Nelson Mandoomjazz. В 2014 году лейбл RareNoise Records выпустил диск The Shape Of Doomjazz To Come / Saxophone Giganticus, рецензию на который можно найти на сайте. Тот текст я закончил анонсом ...
Первым для меня и для наших читателей знакомством с аргентинским джазовым пианистом, композитором и бэнд-лидером Габриэлем Палатчи стал третий его альбом Trivolution. Но прежде, чем говорить об этом альбоме, самом свежем в дискографии музыканта, ...
Джордж Джи родился в Нью-Йорке в семье китайского происхождения, с детства увлекался музыкой, сделал ее своей профессией и уже много лет неуклонно идет по однажды избранной творческой стезе. Золотая эра больших оркестров, эпоха свинга – более ...
История этого альбома восходит к 1964 году, когда швейцарский джазовый пианист, композитор и дирижер Георг Грюнтц впервые посетил Тунис. (Тут прервусь и позволю себе небольшой комментарий. В русскоязычных источниках доводилось встречать различные ...
Два предыдущих альбома Gerry Gibbs Thrasher Dream Trio, в котором с барабанщиком Джерри Джибсом играют два музыканта из элиты современного джаза – Рон Картер и Кенни Бэрон, оказались весьма успешными. Одноименный дебютный шесть недель подряд ...
Полтора десятка лет назад у нас публиковался обзор первого альбома The Orient House Ensemble, изданного в 2000 году немецким лейблом Enja (его можно найти на сайте). И вот – новая встреча с Гиладом Атцмоном и его The Orient House Ensemble уже ...
Такие названия, как «самба», «сальса» или «мамбо» на слуху у людей даже весьма далеких от латиноамериканской культуры, а вот термин «кумбия» в наших краях знаком только профессионально занимающимся ...
Очень многие израильские джазовые музыканты предпочитают жить и работать в США, где музыкальный рынок значительно шире и дает несравнимо больше возможностей. Большинство оседает в Нью-Йорке, привнося в музыкальную атмосферу Большого Яблока особый ...
Фонографический дебют канадской певицы Ханны Бурже впечатляет. Прежде всего, бросается в глаза разнообразие музыкального материала. Некоторые композиции отличаются друг от друга, как мегаполис Торонто, в котором живет певица, от идиллических ...