Штаб-квартира группы Dead Frank располагается в Петербурге. Там этот коллектив возник в 2012 году из участников разных экспериментально-авангардных команд, там он дает большинство своих концертов, но состав его российско-белорусский, потому что основной солист трио, саксофонист Фрид Самотны, не теряет контактов с родной для него Беларусью и свое время делит между Петербургом и Минском. Вот и первый полноформатный альбом Dead Frank под названием The Trip появился в январе 2015 года на минском сетевом лейбле HAZE.
Прежде чем говорить об альбоме, считаю важным полностью привести своеобразный творческий манифест коллектива, выложенный на HAZE вместе с альбомом. Он много скажет потенциальному слушателю о направленности творчества Dead Frank:
«Мы не знаем, кем был Фрэнк, кого он любил, почему он умер; Фрэнк выбрал нас или мы - его; почему это началось и когда окончится. В нашем звучании есть боль, радость, торжество, страх, любовь, страдание, гнев, освобождение.
Наше творчество не является сознательным. Это прямой поток, берущий начало в источнике, который нам неизвестен и мы не стремимся что-либо знать о нем.
И мы дали ему имя – Фрэнк. Мертвый Фрэнк. Вот он.»
Как видите, музыканты прокламируют тотальную свободную импровизацию, музыку, рождающуюся непосредственно в момент исполнения, и, похоже, слова не расходятся у них с делом. Тенор-саксофон, бас и ударные приглашают вас в путешествие. Не думаю, что тут есть что-то общее с хиппистским обозначением наркогрез, с тем же успехом музыканты могли бы назвать его (извините, Джон-Пол-Джордж-Ринго) Magical Mystery Tour. Итак, вперед, давайте пройдемся по восьми трекам The Trip. Сложность (и прелесть) этой экскурсии в том, что «гид», в качестве которого я выступаю, ни в чем не уверен и излагает только собственную версию музыки альбома, а версий этих может быть ровно столько, сколько слушателей будет у The Trip, и даже создатели проекта ровно ничего с этим поделать не могут. Таковы правила игры, которую выбрали они сами.
Первый трек, The Cube: тенор-сакс бьется в клетке жесткого ритма баса и ударных. Если хотите, это образ одиночества в толпе, маленький, отдельно взятый человек в огромном мегаполисе. Музыка для Петербурга, Нью-Йорка или Минска (с натяжкой), но не для Тихвина или Шклова. Pesto: а знаете, похоже, саксофон победил – он переманил на свою сторону ударные и заставил бас следовать за собой. Hell’o-Dance: контраст с предыдущим треком. Гармония (и в музыкальном, и в абстрактном смысле) разрушена, вы имеете дело с хорошо структурированным фри-джазом европейского толка (Коулмена просят не беспокоиться). Появляется в этом треке и вокал. Впечатление такое, что это Фил Минтон пришел пробоваться в панк-группу. Уведите от плэйера детей и людей со слабыми нервами! Nevry’s Land: новый контраст. Музыка ассоциируется или с прогулкой по приятным местам или с прогулкой в хорошем настроении. Правда, даже при приятной прогулке не избежать сбивок-приключений. He’s Life: вокал шока уже не вызывает, есть опыт Hell’o-Dance. Зато теперь в панк-группу просится тенор-саксофонист, не скажу – Колтрейн (наглости на такое сравнение не хватает), а, допустим, Фэроу Сандерс. On A Visit At Pointsman: одна из моих любимых композиций альбома – остинатный повтор темы, потом классное соло басиста, и снова сакс, раз за разом повторяющий с вариациями короткую фразу. Ударные – изящная орнаментика, как розочка на очень вкусном торте. Unsuccessful Journey: почти классический фри. Наконец, финальная композиция …Behind Cigarettes: басовое интро с последующим подключением сакса, который, как мне показалось, звучит несколько прохладнее, чем в предыдущих треках, но под чеканный ритм ударных финал получается весьма эффектным.
Как и весь альбом. «Мертвый Фрэнк» выглядит живее многих живых. С новым интересным коллективом вас, господа любители импровизационной музыки!
Очень короткий, девятиминутный альбом, созданный Биллом Ласуэллом, известным нью-йоркским басистом и продюсером, и выходящий в начале августа 2015 года на его лейбле M.O.D. Technologies. Ласуэлл сделал музыкальную «подложку» с ...
Женщин, играющих джаз на трубе, сравнительно немного, тех, кто делает это классно – еще меньше. Уроженка Канады Ингрид Дженсен – одна из них. Окончив известный колледж Беркли, Ингрид работала в одном из лучших биг-бэндов мира, Maria ...
Первый альбом в качестве лидера для барабанщика из Северной Калифорнии Джемала Рамиреса (р.1974) – это старт нового этапа его уже достаточно длинного пути в музыке. Джемал родился в музыкальной семье, его отец сам играл с группами, ...
Полчаса – очень небольшой отрезок времени. Очень рекомендую не пожалеть его для прослушивания короткого, но весьма содержательного альбома Джессики Марлоу и ее группы The Wildtracks. Представьте себе голос Кейт Буш и экстраполируйте к нашим ...
Конечно, сегодня 71-летний Йоахим Кюн не столь активен, как в свои лучшие годы, но имя свое в историю немецкого – да что там – европейского джаза он уже вписал. Йоахим начал профессионально играть джаз в 17 лет под влиянием старшего ...
Разносторонность талантов Джона Бэзила поражает. Успешный профессионал в области медицинского менеджмента (радиология), судья по боксу, опять же профессиональный, и, наконец (переходим к тому, что нас непосредственно интересует), - самобытный ...
Что важнее, что достойнее: экспериментировать, прокладывать новые пути, искать новые, никогда и никем не испробованные музыкальные решения или неустанно искать новые краски в уже, казалось бы, всем известных направлениях, видеть новые глубины там, ...
У очень многих арфа в ее классическом варианте, изображенном на обложке альбома Play Harp, ассоциируется во-первых - с академической музыкой, а во вторых - с дамой, желательно миловидной, проворно перебирающей струны этого громоздкого инструмента. ...
Американский пианист Кенни Вернер любит давать своим работам лаконичные названия. Так, его предыдущий альбом с фортепьянным трио, кстати, тоже изданный Pirouet Records, назывался просто The Melody. Рецензию на него, как и информацию о самом Вернере, ...
Труба легендарного Чета Бейкера пела почти человеческим голосом, но и неповторимый голос самого Бейкера остался в памяти любителей джаза и до сих пор будоражит воображение. Память о культовом джазовом музыканте жива и Джюн Бизанц – одна из ...
«Мир погружается в хаос — а мы обеспечиваем звуковое сопровождение!» - такое motto избрал себе швейцарский ансамбль Kaos Protokoll. Что ж, следя за событиями в Европе, где на Востоке то затухает, то вновь вспыхивает пламя ...
Вплоть до падения коммунистического режима чешский (и словацкий) джаз развивался в условиях жесткого прессинга со стороны властей. Многие видные музыканты эмигрировали, однако талантливые отечественные джазмены все же пробивали себе дорогу и в ...