История этого альбома восходит к 1964 году, когда швейцарский джазовый пианист, композитор и дирижер Георг Грюнтц впервые посетил Тунис. (Тут прервусь и позволю себе небольшой комментарий. В русскоязычных источниках доводилось встречать различные транскрипции его имени – Жорж, Джордж и так далее. Поскольку родился Грюнтц все-таки в немецкоязычном Базеле, я предпочитаю и соответствующую транскрипцию.) Так вот, к тому времени у Георга Грюнтца уже было в дискографии несколько альбомов, а его известность перешагнула границы альпийской конфедерации. Музыкальная культура Туниса, а шире – всего арабско-берберского Магриба глубоко заинтересовала Грюнтца. Позже он еще несколько раз ездил в Тунис, впитывая все особенности музыки обитателей Сахары и ее оазисов. А в 1967 году появился альбом Noon In Tunisia.
Всем хорошо известен стандарт Диззи Гиллеспи A Night in Tunisia. Никакой связи с упомянутой страной в этой, бесспорно, замечательной музыке нет. Место Туниса в названии вполне могла бы занять любая другая экзотическая по мнению Диззи страна. Не то Noon In Tunisia Георга Грюнтца, хотя тут явно есть намек на известный стандарт. Этот альбом – целиком авторская работа, где Грюнтц творчески и весьма изобретательно соединил идиомы джаза с музыкой Магриба. В альбом вошло всего четыре композиции, центральное место среди которых занимает восемнадцатиминутная кантата Maghreb в шести частях – академическая по структуре и этно-джазовая по содержанию. Правда, открывает альбом не она, а короткая вокальная пьеса-вступление Salhé, названная именем демона, который дает голос и страсть к пению жителям пустыни. Кто ее исполняет? Жители Туниса, местные музыканты. Для записи альбома Грюнтц собрал удивительную команду: одну ее половину составили музыканты-арабы во всеоружии традиционных восточных инструментов – струнных, ударных, духовых, другую – такие известные джазмэны, как земляк Георга, барабанщик Даниэль Юмер, виртуоз-контрабасист из Германии Эберхард Вебер, американский саксофонист и флейтист, черный мусульманин Сахиб Шихаб (Эдмунд Грегори) и французский скрипач Жан-Люк Понти, которого джаз-роковая волна очень скоро подымет на высоту мировой знаменитости.
В результате и в кантате Maghreb, и в последующих пьесах Buanuary/Fazani и Nemeit европейская скрипка соревнуется в страсти и темпераментности исполнения с восточной зукрой, бамбуковая флейта ней ничуть не уступает флейте академической, а импровизации на дарбукке бросают вызов фортепьянным соло в исполнении самого Грюнтца. Впрочем, солирует Георг не так много, уступая в этом пальму первенства своим партнерам. Его главная задача иная: баланс американо-европейского джаза и сочиненной им квази-восточной музыки. Возможно, араб или бербер не сочтет ее аутентичной, но с задачей своей Георг Грюнтц справился отменно, создав один из классических этно-джазовых альбомов 60-х лет, воскрешенных ныне в сетевой версии все тем же лейблом MPS Records.
MPS Records 2015 /1967
4 tks / 38 mins
(Jelloul Osman - bagpipes [mezoued]; Daniel Humair – dr; Hattab Jouini, Salah El Mahdi - goblet drum [darbouka]; Salah El Mahdi – ney; Moktar Slama - oboe [zoukra]; Hattab Jouini, Jelloul Osman, Moktar Slama, Salah El Mahdi - perc [Bendire]; George Gruntz – p, conductor, composed by; Sahib Shihab - ss, fl, tambourine; Hattab Jouini, Jelloul Osman – table; Jean Luc Ponty – vi; Eberhard Weber – b;)
Линк предоставил Steffen Mayer, Herzog Promotion
Есть некая ирония в том, что в день, когда в Минске выпал первый снег и погода решительно повернула к зиме, я обнаружил в электронном почтовом ящике линк на новый альбом «Князя Мышкина» с оптимистичным названием No Cold. Появился альбом ...
Многое в выходных данных этого альбома требует пояснений. Начнем с того, что он действительно появился на сетевом лейбле HAZE в январе 2015 года, но запись эта архивная и сделана была минской группой «Князь Мышкин» еще в декабре 1993 ...
…Беременная крестьянка.Саша, чей муж арестован по обвинению в убийстве учителя, приезжает в город. Растерявшаяся в большом городе Саша попадает в милицию, но здесь ей приходят на помощь. Саша успешно рожает сына и успешно становится ...
Москвич Курт Лидварт (в миру – Влад Кудрявцев) – один из ведущих практиков, теоретиков и организаторов экспериментальной электронной музыкальной сцены в России, как правило, - импровизационной. Возможно, осторожное «один из ...
В 2012 году Курт Лидварт дал большое интервью журналу "Современная музыка". В нем Курт, в частности, назвал наиболее близким ему на тот момент направлением постредукционизм и насчитал в России всего лишь четверых музыкантов, включая себя, которые ...
Польский аккордеонист Роберт Кусёлек остался верен себе в уже третьем альбоме для лейбла Multikulti Project из Познани. И даже прибавив в Qui Pro Quo к своему инструментальному арсеналу бандонеон, он отнюдь не заиграл на нем в духе Дино Салуцци. Но ...
В год столетия со дня рождения великой джазовой певицы Билли Холидэй появление альбома-трибьюта в ее честь – дело вполне естественное. Но представляемый сегодня альбом – трибьют не совсем обычный, скорее наоборот. Волшебство искусства ...
Дебют на московском сетевом лейбле польского дуэта в сфере экспериментальной музыки. Понятие это очень условное, и чтобы сразу отсечь тех, кто случайно «набредет» на эту запись в Сети, скажу, что то, что делает дуэт из Познани Lata, ...
Джазовая вокалистка Лорин Уайт родилась в Далласе, Техас и училась искусству вокала в Университете Северного Техаса у Розанны Эккерт, того же педагога, что вырастила знаменитую Нору Джонс. Перебравшись в Калифорнию, Лорин довольно быстро завоевала ...
Как раз сегодня, в первый день наступившего 2016-го года, в день, когда я пишу эти строки, в официальную продажу поступает альбом квартета Ленни Сендерского и Тони Романо Intersection. Два года назад любители джаза уже имели возможность видеть эти ...
Символика обложки и названия нового альбома Лью Табакина предельно прозрачна. Пейзажи (landscapes) у нас обычно ассоциируются с живописью. И в альбоме мы найдем новые пейзажи, общим числом восемь, только не написанные кистью художника, а созданные ...
Ансамбль LIGRO и его альбом Dictionary 2 (2012г.) был для меня лично и для нашего сайта первым знакомством с джазом из Индонезии. И эта первая встреча оставила тогда очень сильное впечатление: никакой стереотипной восточной экзотики, мощное ...