В индонезийской галерее Леонардо Павковича в самом начале 2015 года появилось новое имя. Лейбл MoonJune Records, руководимый Павковичем, выпустил альбом молодого гитариста и композитора из Бандунга Теслы Манафа, названный просто его именем. Манаф родился в 1987 году. Благодаря увлечению его отца прог-роком, музыка Mahavisnu Orchestra, Gentle Giant, ELP, Soft Machine с детских лет была у него на слуху. Позже прибавилось увлечение академической музыкой ХХ века. Гитару Тесла взял в руки уже в девять лет, став постарше, много времени отдал изучению классической школы игры на фортепьяно и гитаре. Но к 20 годам юный музыкант понял, что подлинную творческую свободу ему дает только джаз. Параллельно он начал всерьез изучать и народную индонезийскую музыку. Все вышеперечисленные направления в той или иной мере присутствуют и в его собственном творчестве.
Альбом Tesla Manaf объединяет под одной обложкой две разные сессии. Обе проходили в Индонезии, но в разное время и с разными составами. Более ранняя (треки с 9 по 14-й) – это запись Теслы Манафа с группой Mahagotra Ganesha под названием It's All Yours, сделанная в 2011 году, а все вышеуказанные треки по названиям отличаются только номером части одного большого сочинения. Mahagotra Ganesha – это группа музыкантов с острова Бали, и в этой части альбома наряду с гитарой Манафа звучат и современные синтезаторы, и инструменты традиционного гамелана. Состав, в котором записывались треки с 1 по 8-й, - более камерный. Эта запись была сделана в 2014 году под названием A Man's Relationship With His Fragile Area квартетом, в котором также присутствуют традиционные индонезийские инструменты.
Отличаются ли по звучанию, по музыкальным идеям эти две сессии? Да, конечно. Можно говорить, что в более поздней сессии больше эксперимента, разнообразия. Очень эффектна композиция Movin’ Side, оригинальна The Sweetest Horn, импрессионистичны краски Chin Up, но не менее интересно слушать и It's All Yours, где я особо отметил бы лиричность второй части и эзотерику пятой. Но прежде всего, в обоих сессиях ощущаешь нестандартность мышления Манафа, его стремление избегать характерных клише, поиск новых решений, где элементы джаза, академической музыки и музыки традиционной переплетены очень тонко и, не по возрасту композитора, зрело. Гитарная техника самого Теслы Манафа лишена внешних эффектов, он дает слушателю ощутить вкус каждой взятой ноты, напоминая этим немного Джона МакЛафлина, особенно в Early Years. Свое кредо Тесла формулирует так: «Я хочу передать нотами разговорную речь». Надо сказать, это удается ему довольно часто и в манере, которая очень непохожа на других индонезийских гитаристов, знакомых мне по дискам MoonJune Records.
Особо хотел бы отметить обложку альбома. Впечатление такое, будто очень талантливый и зоркий ребенок увидел брейгелевскую «Битву Масленицы и Поста», а затем изобразил ее, перенеся действие в мир своих любимых игрушек. Посреди же всего этого калейдоскопического мира сидит с гитарой Тесла Манаф. Если автор обложки хотел таким образом отразить особенность, необычность восприятия мира Теслой, то это получилось в полной мере.
Что важнее, что достойнее: экспериментировать, прокладывать новые пути, искать новые, никогда и никем не испробованные музыкальные решения или неустанно искать новые краски в уже, казалось бы, всем известных направлениях, видеть новые глубины там, ...
У очень многих арфа в ее классическом варианте, изображенном на обложке альбома Play Harp, ассоциируется во-первых - с академической музыкой, а во вторых - с дамой, желательно миловидной, проворно перебирающей струны этого громоздкого инструмента. ...
Американский пианист Кенни Вернер любит давать своим работам лаконичные названия. Так, его предыдущий альбом с фортепьянным трио, кстати, тоже изданный Pirouet Records, назывался просто The Melody. Рецензию на него, как и информацию о самом Вернере, ...
Труба легендарного Чета Бейкера пела почти человеческим голосом, но и неповторимый голос самого Бейкера остался в памяти любителей джаза и до сих пор будоражит воображение. Память о культовом джазовом музыканте жива и Джюн Бизанц – одна из ...
«Мир погружается в хаос — а мы обеспечиваем звуковое сопровождение!» - такое motto избрал себе швейцарский ансамбль Kaos Protokoll. Что ж, следя за событиями в Европе, где на Востоке то затухает, то вновь вспыхивает пламя ...
Вплоть до падения коммунистического режима чешский (и словацкий) джаз развивался в условиях жесткого прессинга со стороны властей. Многие видные музыканты эмигрировали, однако талантливые отечественные джазмены все же пробивали себе дорогу и в ...
Джазовый певец из Нью-Йорка Кен Гривс с детства любил музыку, театр и танец. В молодости, как он пишет в кратком напутствии слушателям на обложке альбома Night People, он обожал ночи напролет проводить в джазовых клубах, смотреть бродвейские шоу, а ...
Опытнейший американский пианист Кенни Вернер (р.1951) за свою долгую карьеру в джазе играл с самыми выдающимися мастерами – Чарли Мингусом, Тутсом Тиллемансом, Мелом Льюисом (в составе The Mel Lewis Orchestra). Свое фортепьянное трио с ...
Молодая американская исполнительница песен собственного сочинения Кери Джонсруд живет в Чикаго. Если говорить о женском джазовом вокале в этом городе, то сразу всплывает в памяти имя Патрисии Барбер. Но Джонсруд поет совершенно иначе, чем знаменитая ...
Так-так-так! Ну, наконец-то, благодаря очередному релизу минского сетевого лейбла HAZE, появился шанс проанализировать содержимое головы Мышкина. Здесь, правда, незадача: то ли речь идет об известном герое Достоевского, то ли о группе интуитивной ...
С появлением на сетевом лейбле HAZE этого альбома история участия «Князя Мышкина» в минском международном кинофестивале Лістапад в 2014 году оказалась полностью задокументированной. На том фестивале Леонид Нарушевич с ...
«Кут» - по-белорусски значит «угол». В домашнем хозяйстве Леонида Нарушевича имеется некий шкапчик, в котором основатель группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» хранит записи своего детища. В самом дальнем ...