В индонезийской галерее Леонардо Павковича в самом начале 2015 года появилось новое имя. Лейбл MoonJune Records, руководимый Павковичем, выпустил альбом молодого гитариста и композитора из Бандунга Теслы Манафа, названный просто его именем. Манаф родился в 1987 году. Благодаря увлечению его отца прог-роком, музыка Mahavisnu Orchestra, Gentle Giant, ELP, Soft Machine с детских лет была у него на слуху. Позже прибавилось увлечение академической музыкой ХХ века. Гитару Тесла взял в руки уже в девять лет, став постарше, много времени отдал изучению классической школы игры на фортепьяно и гитаре. Но к 20 годам юный музыкант понял, что подлинную творческую свободу ему дает только джаз. Параллельно он начал всерьез изучать и народную индонезийскую музыку. Все вышеперечисленные направления в той или иной мере присутствуют и в его собственном творчестве.
Альбом Tesla Manaf объединяет под одной обложкой две разные сессии. Обе проходили в Индонезии, но в разное время и с разными составами. Более ранняя (треки с 9 по 14-й) – это запись Теслы Манафа с группой Mahagotra Ganesha под названием It's All Yours, сделанная в 2011 году, а все вышеуказанные треки по названиям отличаются только номером части одного большого сочинения. Mahagotra Ganesha – это группа музыкантов с острова Бали, и в этой части альбома наряду с гитарой Манафа звучат и современные синтезаторы, и инструменты традиционного гамелана. Состав, в котором записывались треки с 1 по 8-й, - более камерный. Эта запись была сделана в 2014 году под названием A Man's Relationship With His Fragile Area квартетом, в котором также присутствуют традиционные индонезийские инструменты.
Отличаются ли по звучанию, по музыкальным идеям эти две сессии? Да, конечно. Можно говорить, что в более поздней сессии больше эксперимента, разнообразия. Очень эффектна композиция Movin’ Side, оригинальна The Sweetest Horn, импрессионистичны краски Chin Up, но не менее интересно слушать и It's All Yours, где я особо отметил бы лиричность второй части и эзотерику пятой. Но прежде всего, в обоих сессиях ощущаешь нестандартность мышления Манафа, его стремление избегать характерных клише, поиск новых решений, где элементы джаза, академической музыки и музыки традиционной переплетены очень тонко и, не по возрасту композитора, зрело. Гитарная техника самого Теслы Манафа лишена внешних эффектов, он дает слушателю ощутить вкус каждой взятой ноты, напоминая этим немного Джона МакЛафлина, особенно в Early Years. Свое кредо Тесла формулирует так: «Я хочу передать нотами разговорную речь». Надо сказать, это удается ему довольно часто и в манере, которая очень непохожа на других индонезийских гитаристов, знакомых мне по дискам MoonJune Records.
Особо хотел бы отметить обложку альбома. Впечатление такое, будто очень талантливый и зоркий ребенок увидел брейгелевскую «Битву Масленицы и Поста», а затем изобразил ее, перенеся действие в мир своих любимых игрушек. Посреди же всего этого калейдоскопического мира сидит с гитарой Тесла Манаф. Если автор обложки хотел таким образом отразить особенность, необычность восприятия мира Теслой, то это получилось в полной мере.
Первый альбом индонезийского ансамбля simakDIALOG для фирмы из Нью-Йорка MoonJune Records был концертным (Patahan, 2007), потом последовали два студийных альбома (Demi Masa, 2009 и The 6th Story, 2013), и вот в своем четвертом релизе на лейбле ...
Четыре года спустя я вновь слушаю альбом с длинноухим непарнокопытным на обложке – фирменный знак итальянской группы Slivovitz. После Bani Ahead (рецензию на этот диск можно найти на сайте) неаполитанцы вновь выпускают свою новую работу на ...
Англо-норвежский ансамбль Spin Marvel впервые заявил о себе еще в 2006 году, дебютировав с одноименным альбомом на британском лейбле Babel Label, специализирующемся преимущественно на авангардном джазе. Тогда это был квартет с участием гитариста ...
Не знаю, есть ли в Индонезии специальные награды за заслуги перед индонезийской культурой, как это принято в некоторых других странах, например, в Польше, но если таковые имеются, то шеф MoonJune Records Леонардо Павкович давно заслуживает быть ...
Для итальянского трио из Турина Stearica поступивший в продажу в апреле альбом Fertile стал вторым полноформатным диском в истории группы. Первый диск был выпущен еще в 2008 году. Как видите, Stearica – не из тех коллективов, которые штампуют ...
Стив Слэгл и Билл О’Конелл. Саксофон и фортепьяно. Восемьдесят лет в джазе на двоих. Огромный опыт – концертный, гастрольный, сессионный. Солидные дискографии. Высокий авторитет у коллег и джазфэнов. Старые знакомые, не раз ...
Стивен МакГилл – вибрафонист и перкуссионист, играющий на различных инструментах, но, в первую очередь, конгейро, а среди его любимых музыкантов значатся имена Монго Сантамарии, Пончо Санчеса и других выдающихся мастеров этого инструмента и ...
Работы двух голландских музыкантов, пианиста Стевко Буша (он родился в Германии, но уже давно живет в Нидерландах) и саксофониста Пауля ван Кеменаде не раз освещались на наших страницах. В 2010 году мне довелось писать и об их первом совместном ...
Black Violin – это осень скрипичного патриарха Стаффа Смита (1909-1967). Альбом был записан за пару лет до смерти одного из самых видных джазовых скрипачей своего времени. И как осень порой радует нас неделькой-другой погожих, изумительно ...
Можно только поблагодарить компанию MPS Records, переиздавшую в сетевом варианте один из самых знаковых альбомов за всю историю джаза, если речь идет о джазовой скрипке. На этом инструменте играют в джазе давно, скрипачи пробовали себя практически в ...
Всех трех участников проекта Sumari мне довелось слышать совсем недавно, обозревая альбом квинтета Джулии Лайон. Уже там мастерство инструменталистов обратило на себя внимание. Но одно дело аккомпанировать вокалистке в исполнении стандартов, и ...
Чарли Паркер по прозвищу Берд был и остается одним из немногочисленных и общепризнанных гениев в истории джаза. Его творчество, его идеи дали новый импульс развитию этой музыки, отдаленное воздействие которого ощущается и в наши дни. Не удивительно, ...