В индонезийской галерее Леонардо Павковича в самом начале 2015 года появилось новое имя. Лейбл MoonJune Records, руководимый Павковичем, выпустил альбом молодого гитариста и композитора из Бандунга Теслы Манафа, названный просто его именем. Манаф родился в 1987 году. Благодаря увлечению его отца прог-роком, музыка Mahavisnu Orchestra, Gentle Giant, ELP, Soft Machine с детских лет была у него на слуху. Позже прибавилось увлечение академической музыкой ХХ века. Гитару Тесла взял в руки уже в девять лет, став постарше, много времени отдал изучению классической школы игры на фортепьяно и гитаре. Но к 20 годам юный музыкант понял, что подлинную творческую свободу ему дает только джаз. Параллельно он начал всерьез изучать и народную индонезийскую музыку. Все вышеперечисленные направления в той или иной мере присутствуют и в его собственном творчестве.
Альбом Tesla Manaf объединяет под одной обложкой две разные сессии. Обе проходили в Индонезии, но в разное время и с разными составами. Более ранняя (треки с 9 по 14-й) – это запись Теслы Манафа с группой Mahagotra Ganesha под названием It's All Yours, сделанная в 2011 году, а все вышеуказанные треки по названиям отличаются только номером части одного большого сочинения. Mahagotra Ganesha – это группа музыкантов с острова Бали, и в этой части альбома наряду с гитарой Манафа звучат и современные синтезаторы, и инструменты традиционного гамелана. Состав, в котором записывались треки с 1 по 8-й, - более камерный. Эта запись была сделана в 2014 году под названием A Man's Relationship With His Fragile Area квартетом, в котором также присутствуют традиционные индонезийские инструменты.
Отличаются ли по звучанию, по музыкальным идеям эти две сессии? Да, конечно. Можно говорить, что в более поздней сессии больше эксперимента, разнообразия. Очень эффектна композиция Movin’ Side, оригинальна The Sweetest Horn, импрессионистичны краски Chin Up, но не менее интересно слушать и It's All Yours, где я особо отметил бы лиричность второй части и эзотерику пятой. Но прежде всего, в обоих сессиях ощущаешь нестандартность мышления Манафа, его стремление избегать характерных клише, поиск новых решений, где элементы джаза, академической музыки и музыки традиционной переплетены очень тонко и, не по возрасту композитора, зрело. Гитарная техника самого Теслы Манафа лишена внешних эффектов, он дает слушателю ощутить вкус каждой взятой ноты, напоминая этим немного Джона МакЛафлина, особенно в Early Years. Свое кредо Тесла формулирует так: «Я хочу передать нотами разговорную речь». Надо сказать, это удается ему довольно часто и в манере, которая очень непохожа на других индонезийских гитаристов, знакомых мне по дискам MoonJune Records.
Особо хотел бы отметить обложку альбома. Впечатление такое, будто очень талантливый и зоркий ребенок увидел брейгелевскую «Битву Масленицы и Поста», а затем изобразил ее, перенеся действие в мир своих любимых игрушек. Посреди же всего этого калейдоскопического мира сидит с гитарой Тесла Манаф. Если автор обложки хотел таким образом отразить особенность, необычность восприятия мира Теслой, то это получилось в полной мере.
Первый релиз лейбла много говорит о тенденциях в его издательской политике, направлении, в котором она будет развиваться и, наконец, о вкусах создателей лейбла. Альбом, названный просто именами участников этой записи, Payne / Lindal / Liebowitz, ...
Что бы ни говорили о падении интереса американцев к джазу, особенно традиционному, The Great American Songbook, коллекция стандартов, ставших классическими и глубоко проникшими в сознание среднего американца, по-прежнему остается для многих и многих ...
Для любителей гитарной музыки особым деликатесом всегда служат совместные работы двух или нескольких мастеров этого инструмента. И действительно, трудно не восхититься такими гитарными альянсами, как «саммит» МакЛафлина, Ди Меолы и Де ...
Положа руку на сердце, Питер Гордон – не самый известный в музыкальном мире композитор и исполнитель. Это столь же странно, сколь и несправедливо. Дело в том, что идеи синтеза различных музыкальных направлений, пронизывающие его творческий ...
Филипп Пети – известнейший французский мастер электронной экспериментальной музыки. В этой сфере музыкант из Марселя работает уже более тридцати лет. Впрочем, Пети по отношению к самому себе предпочитает не использовать термины ...
Гостевой участник этого проекта, известный джазовый гармошечник Хендрик Меркенс, риторически вопрошает: « Как можно было не стать сильным исполнителем самба-джаза с таким бэкграундом?» (его слова цитируются в liner notes альбома). И с ...
- Рабинович, Вы любите помидоры? -Кушать – да, а так – нет… Впервые начинаю обзор диска с эпиграфа в виде хорошо известного анекдота. Сподвигла меня на такую вольность музыка рэгги, основной музыкальный контент этой работы. ...
Очень «горячий» - во всех отношениях – альбом. Во-первых, к моменту, когда пишутся эти строки, Made In New York только-только (16 октября) поступил в продажу в США, а во-вторых, под обложкой, сверкающей огнями большого города, вас ...
Рэчел Кэсуэлл начинала с изучения джаза и искусства игры на виолончели в Университете Индианы, а затем все же остановилась на джазовом вокале, основы которого постигала в Консерватории Новой Англии. Известна совместными выступлениями и записями с ...
Дуэт – весьма специфичный формат. Про комбо любого иного состава всегда можно сказать: «N является безусловным лидером группы» или «NN несколько не дотягивает до уровня своих партнеров». В дуэте не так. Хороший ...
Термин saudade не поддается однозначному переводу. Приблизительно, это что-то вроде переполняющего душу любого бразильца чувства сладко-щемящей грусти о несбывшемся. Saudade присутствует в любом виде бразильской музыки. Опять-таки приблизительно его ...
Очень необычный джазовый привет из штата Коннектикут. Пианист, композитор и педагог Рекс Кэдвалайдер хорошо здесь известен. Рекс помогал студентам овладевать тонкостями фортепьянного джаза не только в различных американских университетах, но и в ...