В 2014 году на сайте альбомом «Шпагат» впервые был представлен проект Виктора Семашко Fantastic Swimmers («Фантастычныя плыўцы»). В том обзоре упоминалось, что проект существует уже порядка десяти лет. И вот – новая встреча: на сей раз это альбом Republic Day, выпущенный в Болгарии лейблом с не требующим перевода названием Mahorka. Пресс-релиз к альбому цитирует создателя проекта, называющего Republic Day первым, полноценным, концептуальным альбомом группы и оценивающего предыдущие работы нулевых годов, как эскизы и эксперименты по сравнению с данным диском. Понятна радость творца, чувствующего, что работа получилась. Категоричность Виктора тут сродни пушкинскому «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!». Давайте внимательнее присмотримся к «Дню республики».
Состав группы – практически тот же, что записывал «Шпагат», причем и здесь Виктор играет только на клавишах. Лишь в одном из треков появляются гродненские музыканты Игорь Адасик и Василий Панкратов. По компоновке и составу программы альбом довольно замысловат. Собственно Fantastic Swimmers здесь принадлежат три больших композиции. Republic Day и Crosswise записывались в начале июля 2014 года, и вроде бы даже в День республики (в Беларуси это 3 июля), с чем и связано название альбома. Charlestone же был записан чуть позже, 17 июля, во время фестиваля немого кино в Минске и представляет собой саундтрек немого фильма 1927 года Sur un Air de Charleston, снятого Жаном Ренуаром (сыном того самого Ренуара). В качестве интерлюдий между треками, а также в начале и конце альбома размещены короткие, в полминуты, отрывки рождественских песнопений в исполнении детского хора немецкого города Эммериха. Если верить пресс-релизу, именно они в свое время натолкнули Виктора Семашко на идею проекта Fantastic Swimmers.
Теперь о музыке. Мне и в «Шпагате» понравилось взаимодействие фортепьяно Виктора Семашко и тенор-саксофона Фрида Самотного, но в Republic Day их дуэт звучит действительно выше всяких похвал и безоговорочно выдвинут на авансцену всего ансамблевого саунда (особенно в первых двух треках). Виктор и Фрид то «догоняют» один другого, то импровизируют в унисон, и следить за переплетением голосов их инструментов фантастически (Fantastic Swimmers!) интересно. Любопытная деталь. Европейская новоджазовая музыка очень часто полностью оторвана от американских джазовых «корней» и питает идеи скорее в академическом авангарде. В Republic Day раз за разом Виктор, словно задавая направление очередного импровизационного «заплыва» (Fantastic Swimmers!), использует узнаваемые интонации традиционно американской джазовой фортепьянной стилистики. Я, грешным делом, даже подумал: а какой, собственно, День Республики имеют ввиду музыканты – в альбоме точной даты записи первых двух треков нет, а после 3 июля следует 4 июля, День Независимости уже другой республики, США? Саундтрек ренуаровской комедийной фантастики несколько отличается по звучанию от первых двух композиций. Логика кинодейства заставляет именно фортепьяно вести за собой все звучание. Саксофон Самотного «мстит» за это более фри-джазовыми красками, да и ритмическая орнаментика выражена в этой композиции сильнее.
Я долго думал о роли рождественских вставок в этом альбоме. Бесспорно, они как бы объединяют, стягивают все три композиции Fantastic Swimmers в одно целое, формируя каркас альбома. Можно рассматривать их просто «в лоб»: благодаря этим записям из Эммериха родился сам проект. А можно усмотреть тут некую символику вечных, цивилизационных ценностей (так или примерно так пели рождественские гимны и сто, и двести, и триста лет назад), на базе которых росла и изменялась до неузнаваемости вся последующая музыка, в том числе и исполняемая Fantastic Swimmers. Как вы понимаете, это, конечно, домыслы рецензента («Остапа понесло»). Одно бесспорно: альбом действительно получился и дает добротную пищу и для души, и для разума.
Провинциальный джаз? Это, смотря какая провинция! У кого повернется язык назвать джаз Канзас-Сити второсортным, что обычно имеют ввиду, говоря о провинциальности того или иного явления культуры. Канзас-Сити дал миру Чарли Паркера – уже одного ...
Проект Cuts родился в 2012 году и увековечил свое появление дебютным альбомом на RareNoise Records в 2013-м. Проект объединил трех незаурядных музыкантов: японца Мерзбау (он же Масами Акита), шведа Матса Густафссона и венгра Балаша Панди. Мерзбау ...
Как вы понимаете, команда с названием «Металлический вкус крови» вряд ли играет smooth jazz. А еще вы, наверное, подумали, что команда с таким названием играет тяжеленный метал-рок? И вот тут вы ошиблись. То есть метал-рок в музыке ...
Рассказ об этом релизе неизбежно переплетается с рассказом о творческом и жизненном пути создателя проекта MetaQuorum. Композитор и клавишник из Ньюкасла Дмитрий Ермаков родился и вырос в Ленинграде. Получил музыкальное образование в музучилище ...
Филадельфия – город, давший американской музыке, в том числе джазу, много ярких музыкантов. Певица Мишель Лорди – еще одно новое имя, связанное с этим городом, которое появилось на джазовой сцене США. Собственно, впервые она вышла на ...
Слушая альбом Майка Фримена Blue Tjade, я подумал о справедливости определения номинации, скажем, в списках джазменов года по версии Ассоциации джазовых журналистов США, как «лучший исполнитель с малетами». Да, основной инструмент для ...
Впервые мне довелось услышать голос швейцарской певицы Мириам Кляйн, рецензируя альбом 2001 года, на обложке которого значилось имя ее сына Давида. То был трибьют Мэрилин Монро, где Мириам исполняла все вокальные партии. Обзор того диска можно найти ...
Новый альбом живущего в США российского джазового пианиста Миши Цыганова записывался летом 2015 года в студии Тома Тедеско в Нью-Джерси, а вот издан был – впервые – в России, лейблом ArtBeat Music, подразделением фонда известного ...
Все, что изображено на изумрудного цвета обложке этого альбома, достаточно полно раскрывает языком пиктографии суть этого проекта. Прежде всего, бросается в глаза огромный вантовый мост, переброшенный через географическую карту мира. Его ...
Существует целое музыкальное направление, связанное со звукотерапией, воздействием средствами музыки на улучшение психического и даже физиологического состояния человека. Мюриэль Гроссман, подробно описывающая в liner notes своего альбома Earth ...
Не Паркером единым богат джазовый Канзас-Сити. Здесь родились и два главных героя этого обзора – Натан Дэвис и Кармелл Джонс. По возрасту они были погодками, учились в одной школе, оба увлеклись джазом, только Джонс стал трубачом, а Дэвис ...
С туринцами Давидом Томатом и Габриэле Оттино, составляющими вместе музыкально-продюсерский дуэт Niagara, наши читатели имели возможность познакомиться в прошлом году на их втором альбоме Don't Take it Personally. Основным выразительным средством ...