В 2014 году на сайте альбомом «Шпагат» впервые был представлен проект Виктора Семашко Fantastic Swimmers («Фантастычныя плыўцы»). В том обзоре упоминалось, что проект существует уже порядка десяти лет. И вот – новая встреча: на сей раз это альбом Republic Day, выпущенный в Болгарии лейблом с не требующим перевода названием Mahorka. Пресс-релиз к альбому цитирует создателя проекта, называющего Republic Day первым, полноценным, концептуальным альбомом группы и оценивающего предыдущие работы нулевых годов, как эскизы и эксперименты по сравнению с данным диском. Понятна радость творца, чувствующего, что работа получилась. Категоричность Виктора тут сродни пушкинскому «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!». Давайте внимательнее присмотримся к «Дню республики».
Состав группы – практически тот же, что записывал «Шпагат», причем и здесь Виктор играет только на клавишах. Лишь в одном из треков появляются гродненские музыканты Игорь Адасик и Василий Панкратов. По компоновке и составу программы альбом довольно замысловат. Собственно Fantastic Swimmers здесь принадлежат три больших композиции. Republic Day и Crosswise записывались в начале июля 2014 года, и вроде бы даже в День республики (в Беларуси это 3 июля), с чем и связано название альбома. Charlestone же был записан чуть позже, 17 июля, во время фестиваля немого кино в Минске и представляет собой саундтрек немого фильма 1927 года Sur un Air de Charleston, снятого Жаном Ренуаром (сыном того самого Ренуара). В качестве интерлюдий между треками, а также в начале и конце альбома размещены короткие, в полминуты, отрывки рождественских песнопений в исполнении детского хора немецкого города Эммериха. Если верить пресс-релизу, именно они в свое время натолкнули Виктора Семашко на идею проекта Fantastic Swimmers.
Теперь о музыке. Мне и в «Шпагате» понравилось взаимодействие фортепьяно Виктора Семашко и тенор-саксофона Фрида Самотного, но в Republic Day их дуэт звучит действительно выше всяких похвал и безоговорочно выдвинут на авансцену всего ансамблевого саунда (особенно в первых двух треках). Виктор и Фрид то «догоняют» один другого, то импровизируют в унисон, и следить за переплетением голосов их инструментов фантастически (Fantastic Swimmers!) интересно. Любопытная деталь. Европейская новоджазовая музыка очень часто полностью оторвана от американских джазовых «корней» и питает идеи скорее в академическом авангарде. В Republic Day раз за разом Виктор, словно задавая направление очередного импровизационного «заплыва» (Fantastic Swimmers!), использует узнаваемые интонации традиционно американской джазовой фортепьянной стилистики. Я, грешным делом, даже подумал: а какой, собственно, День Республики имеют ввиду музыканты – в альбоме точной даты записи первых двух треков нет, а после 3 июля следует 4 июля, День Независимости уже другой республики, США? Саундтрек ренуаровской комедийной фантастики несколько отличается по звучанию от первых двух композиций. Логика кинодейства заставляет именно фортепьяно вести за собой все звучание. Саксофон Самотного «мстит» за это более фри-джазовыми красками, да и ритмическая орнаментика выражена в этой композиции сильнее.
Я долго думал о роли рождественских вставок в этом альбоме. Бесспорно, они как бы объединяют, стягивают все три композиции Fantastic Swimmers в одно целое, формируя каркас альбома. Можно рассматривать их просто «в лоб»: благодаря этим записям из Эммериха родился сам проект. А можно усмотреть тут некую символику вечных, цивилизационных ценностей (так или примерно так пели рождественские гимны и сто, и двести, и триста лет назад), на базе которых росла и изменялась до неузнаваемости вся последующая музыка, в том числе и исполняемая Fantastic Swimmers. Как вы понимаете, это, конечно, домыслы рецензента («Остапа понесло»). Одно бесспорно: альбом действительно получился и дает добротную пищу и для души, и для разума.
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...
Очень коротко, в одну фразу, можно характеризовать этот альбом: образцовый чикагский блюз в исполнении живых классиков этого направления. Тогда живых. Сегодня никого из пяти звезд блюза, записавших альбом Loaded with the Blues уже нет живых. Сетевое ...
«Кларк Терри … создал полностью индивидуальный, оригинальный стиль, возможно, он является единственным современным трубачом периода, предшествовавшего возникновению фри-джаза, не втянутым в игру противоположностей между Диззи Гиллеспи и ...