В 2014 году на сайте альбомом «Шпагат» впервые был представлен проект Виктора Семашко Fantastic Swimmers («Фантастычныя плыўцы»). В том обзоре упоминалось, что проект существует уже порядка десяти лет. И вот – новая встреча: на сей раз это альбом Republic Day, выпущенный в Болгарии лейблом с не требующим перевода названием Mahorka. Пресс-релиз к альбому цитирует создателя проекта, называющего Republic Day первым, полноценным, концептуальным альбомом группы и оценивающего предыдущие работы нулевых годов, как эскизы и эксперименты по сравнению с данным диском. Понятна радость творца, чувствующего, что работа получилась. Категоричность Виктора тут сродни пушкинскому «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!». Давайте внимательнее присмотримся к «Дню республики».
Состав группы – практически тот же, что записывал «Шпагат», причем и здесь Виктор играет только на клавишах. Лишь в одном из треков появляются гродненские музыканты Игорь Адасик и Василий Панкратов. По компоновке и составу программы альбом довольно замысловат. Собственно Fantastic Swimmers здесь принадлежат три больших композиции. Republic Day и Crosswise записывались в начале июля 2014 года, и вроде бы даже в День республики (в Беларуси это 3 июля), с чем и связано название альбома. Charlestone же был записан чуть позже, 17 июля, во время фестиваля немого кино в Минске и представляет собой саундтрек немого фильма 1927 года Sur un Air de Charleston, снятого Жаном Ренуаром (сыном того самого Ренуара). В качестве интерлюдий между треками, а также в начале и конце альбома размещены короткие, в полминуты, отрывки рождественских песнопений в исполнении детского хора немецкого города Эммериха. Если верить пресс-релизу, именно они в свое время натолкнули Виктора Семашко на идею проекта Fantastic Swimmers.
Теперь о музыке. Мне и в «Шпагате» понравилось взаимодействие фортепьяно Виктора Семашко и тенор-саксофона Фрида Самотного, но в Republic Day их дуэт звучит действительно выше всяких похвал и безоговорочно выдвинут на авансцену всего ансамблевого саунда (особенно в первых двух треках). Виктор и Фрид то «догоняют» один другого, то импровизируют в унисон, и следить за переплетением голосов их инструментов фантастически (Fantastic Swimmers!) интересно. Любопытная деталь. Европейская новоджазовая музыка очень часто полностью оторвана от американских джазовых «корней» и питает идеи скорее в академическом авангарде. В Republic Day раз за разом Виктор, словно задавая направление очередного импровизационного «заплыва» (Fantastic Swimmers!), использует узнаваемые интонации традиционно американской джазовой фортепьянной стилистики. Я, грешным делом, даже подумал: а какой, собственно, День Республики имеют ввиду музыканты – в альбоме точной даты записи первых двух треков нет, а после 3 июля следует 4 июля, День Независимости уже другой республики, США? Саундтрек ренуаровской комедийной фантастики несколько отличается по звучанию от первых двух композиций. Логика кинодейства заставляет именно фортепьяно вести за собой все звучание. Саксофон Самотного «мстит» за это более фри-джазовыми красками, да и ритмическая орнаментика выражена в этой композиции сильнее.
Я долго думал о роли рождественских вставок в этом альбоме. Бесспорно, они как бы объединяют, стягивают все три композиции Fantastic Swimmers в одно целое, формируя каркас альбома. Можно рассматривать их просто «в лоб»: благодаря этим записям из Эммериха родился сам проект. А можно усмотреть тут некую символику вечных, цивилизационных ценностей (так или примерно так пели рождественские гимны и сто, и двести, и триста лет назад), на базе которых росла и изменялась до неузнаваемости вся последующая музыка, в том числе и исполняемая Fantastic Swimmers. Как вы понимаете, это, конечно, домыслы рецензента («Остапа понесло»). Одно бесспорно: альбом действительно получился и дает добротную пищу и для души, и для разума.
У очень многих арфа в ее классическом варианте, изображенном на обложке альбома Play Harp, ассоциируется во-первых - с академической музыкой, а во вторых - с дамой, желательно миловидной, проворно перебирающей струны этого громоздкого инструмента. ...
Американский пианист Кенни Вернер любит давать своим работам лаконичные названия. Так, его предыдущий альбом с фортепьянным трио, кстати, тоже изданный Pirouet Records, назывался просто The Melody. Рецензию на него, как и информацию о самом Вернере, ...
Труба легендарного Чета Бейкера пела почти человеческим голосом, но и неповторимый голос самого Бейкера остался в памяти любителей джаза и до сих пор будоражит воображение. Память о культовом джазовом музыканте жива и Джюн Бизанц – одна из ...
«Мир погружается в хаос — а мы обеспечиваем звуковое сопровождение!» - такое motto избрал себе швейцарский ансамбль Kaos Protokoll. Что ж, следя за событиями в Европе, где на Востоке то затухает, то вновь вспыхивает пламя ...
Вплоть до падения коммунистического режима чешский (и словацкий) джаз развивался в условиях жесткого прессинга со стороны властей. Многие видные музыканты эмигрировали, однако талантливые отечественные джазмены все же пробивали себе дорогу и в ...
Джазовый певец из Нью-Йорка Кен Гривс с детства любил музыку, театр и танец. В молодости, как он пишет в кратком напутствии слушателям на обложке альбома Night People, он обожал ночи напролет проводить в джазовых клубах, смотреть бродвейские шоу, а ...
Опытнейший американский пианист Кенни Вернер (р.1951) за свою долгую карьеру в джазе играл с самыми выдающимися мастерами – Чарли Мингусом, Тутсом Тиллемансом, Мелом Льюисом (в составе The Mel Lewis Orchestra). Свое фортепьянное трио с ...
Молодая американская исполнительница песен собственного сочинения Кери Джонсруд живет в Чикаго. Если говорить о женском джазовом вокале в этом городе, то сразу всплывает в памяти имя Патрисии Барбер. Но Джонсруд поет совершенно иначе, чем знаменитая ...
Так-так-так! Ну, наконец-то, благодаря очередному релизу минского сетевого лейбла HAZE, появился шанс проанализировать содержимое головы Мышкина. Здесь, правда, незадача: то ли речь идет об известном герое Достоевского, то ли о группе интуитивной ...
С появлением на сетевом лейбле HAZE этого альбома история участия «Князя Мышкина» в минском международном кинофестивале Лістапад в 2014 году оказалась полностью задокументированной. На том фестивале Леонид Нарушевич с ...
«Кут» - по-белорусски значит «угол». В домашнем хозяйстве Леонида Нарушевича имеется некий шкапчик, в котором основатель группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» хранит записи своего детища. В самом дальнем ...
Есть некая ирония в том, что в день, когда в Минске выпал первый снег и погода решительно повернула к зиме, я обнаружил в электронном почтовом ящике линк на новый альбом «Князя Мышкина» с оптимистичным названием No Cold. Появился альбом ...