Первая для меня встреча с московским дуэтом, играющим, скажем так, новую импровизационную музыку – термин достаточно резиновый для объединения в его рамках самых разных музыкантов, исполняющих трудно поддающуюся классификации музыку. Во всяком случае, его близость к джазу на почве импровизационного характера сомнений не вызывает. Под немецким названием Der Finger объединили свои творческие усилия два выпускника элитного московского технического ВУЗа МФТИ – гитарист и басист Антон Ефимов, ранее сотрудничавший с маститым представителем рока еще советских времен гитаристом Андреем Сучилиным и мультиинструменталистка Евгения Сивкова, наследница традиций своей музыкальной семьи, где папа, саксофонист Эдуард Сивков, исповедует джазовый авангард, а мама, пианистка Людмила Андреева, играет академическую музыку. Антон и Евгения, как ни странно, познакомились не в коридорах Физтеха, а в рамках музыкального проекта Wrist, ставшего отправной площадкой для рождения Der Finger. Все эти сведения я почерпнул с сетевых страничек дуэта, цитировавших видного российского критика и журналиста Дмитрия Ухова, рассказывавшего о дуэте в одной из своих радиопрограмм. Что же касается впечатлений непосредственно от музыки Der Finger, то появившийся на лейбле Fancy music в ноябре 2015 года Zug дал много поводов для рефлексий на самые разные темы.
Исходя из того, что среди потенциальных слушателей Zug вряд ли будут люди случайные, а скорее те, кто сознательно сделал этот выбор, сразу скажу, что альбом не отпустит вас с первой до последней минуты звучания. Независимо от того, нравятся ли вам звуковые истории Der Finger или нет, в сочетании яростных, часто близких к нойзу, пассажей струнных, мерного, как правило, неторопливого ритма ударных и кларнетно-саксофонных линий духовых, есть что-то магически притягательное, завораживающее, что просто не позволит вам параллельно заниматься чем-то иным. Вам обязательно захочется услышать, что же будет дальше, куда заведет логика (или алогичность) развития ту или иную пьесу, и охватит легкое чувство досады, когда композиция закончится (это, понятно, если музыка понравится).
О чем эта музыка? Колоритная обложка мало поясняет суть замысла, равно, как и шахматная тематика в названиях пяти композиций альбома (Gambit – Zeitnot – Fisher – Kőnig – Matt). Правда, музыканты вроде бы дают «ключик» к прочтению, поместив вместе с музыкой некую вступительную притчу. Приведу ее полностью: «В шахматах Фишера расстановка фигур осуществляется случайным образом. Правила игры сохраняются. Некогда короли оказались в углах доски и лишь наблюдали зверское сражение других фигур. К концу боя осталось только два короля и одна пешка, которая покорно передвигалась к краю доски. Королю противника пришлось догонять ее, чтобы не допустить превращения в самую влиятельную фигуру на поле боя. Проглотив ее, король лишь молча взглянул на соперника, так и не двинувшегося с места.»
До сих пор шахматная тематика встречалась мне в современной музыке только в мюзикле Chess, написанном мужской половиной квартета АВВА вместе с Тимом Райсом. Но там все было однозначно, да и появилась эта вещь, когда шахматы волновали умы очень и очень многих – после эпических и идеологизированных битв Спасский -Фишер, Карпов – Корчной и перед не менее идеологизированным противостоянием Карпов – Каспаров. Сегодня шахматы далеко не столь популярны, так что для Der Finger это лишь внешний повод. На мой взгляд, речь здесь идет о случайности (отсюда обращение именно к шахматам Фишера) и одновременно предопределенности бытия, так сказать, алеаторике жизни: кости могут быть брошены на любую поверхность, грани могут долго вращаться в воздухе, но им обязательно суждено, так или иначе, остановиться. Кстати, и самое название альбома Zug можно тоже прочитать, как невозможность движения в свободном направлении, строгая детерминированность бытия. Трагической предопределенности вполне соответствует и мрачноватая сила музыки дуэта. В этом смысле я выделил для себя самую длинную и самую сильную (на мой вкус) композицию Kőnig. Слушая ее, я почему-то вспомнил великий фильм Куросавы «Тень воина». Как шахматный король в притче Der Finger не двигается с места, так неподвижно сидит в апогее фильма князь Такеда Кацуери, наблюдая разгром своей армии при Нагасино…
Заранее прошу прощения у всех, кому вышесказанное покажется просто заумью. Что делать, как говорится в одном пошловатом анекдоте, музыка навеяла. Музыку Der Finger каждый волен воспринимать по-своему, но что-то она этому каждому навеет обязательно. Такова уж она у этого дуэта.
2015 Fancy music
5 tks / 43 mins
(Anton Efimov - g, b; Evgenia Sivkova - cl, sax, dr, voc;)
Линк предоставил Антон Ефимов
- Рабинович, Вы любите помидоры? -Кушать – да, а так – нет… Впервые начинаю обзор диска с эпиграфа в виде хорошо известного анекдота. Сподвигла меня на такую вольность музыка рэгги, основной музыкальный контент этой работы. ...
Очень «горячий» - во всех отношениях – альбом. Во-первых, к моменту, когда пишутся эти строки, Made In New York только-только (16 октября) поступил в продажу в США, а во-вторых, под обложкой, сверкающей огнями большого города, вас ...
Рэчел Кэсуэлл начинала с изучения джаза и искусства игры на виолончели в Университете Индианы, а затем все же остановилась на джазовом вокале, основы которого постигала в Консерватории Новой Англии. Известна совместными выступлениями и записями с ...
Дуэт – весьма специфичный формат. Про комбо любого иного состава всегда можно сказать: «N является безусловным лидером группы» или «NN несколько не дотягивает до уровня своих партнеров». В дуэте не так. Хороший ...
Термин saudade не поддается однозначному переводу. Приблизительно, это что-то вроде переполняющего душу любого бразильца чувства сладко-щемящей грусти о несбывшемся. Saudade присутствует в любом виде бразильской музыки. Опять-таки приблизительно его ...
Очень необычный джазовый привет из штата Коннектикут. Пианист, композитор и педагог Рекс Кэдвалайдер хорошо здесь известен. Рекс помогал студентам овладевать тонкостями фортепьянного джаза не только в различных американских университетах, но и в ...
Американский гитарист Рез Аббаси родился в Пакистане в 1965 году, но рос и учился музыке уже в Калифорнии, в США, куда переехали его родители. С 1987 года Аббаси живет в Нью-Йорке, где стал заметной фигурой на местной джазовой сцене. В искусстве ...
С новой работой композитора, пианиста и поэта из Нью-Йорка Ричарда Бливаса я знакомился с особым интересом. Практически обо всех его предыдущих работах можно прочесть на сайте. Последний по времени выпуска альбом Water E. Bee and The Haunted Rag ...
Лейбл MPS (расшифровывается, как Musik Produktion Schwarzwald, т.е. "Музыкальная продукция из Шварцвальда») был основан Хансом-Георгом Бруннер-Швером в Виллингене (регион Шварцвальд) в 1968 году и стал первым немецким лейблом, издававшим ...
Ну как можно было пройти мимо альбома со столь забавной обложкой: на зеленом поле муравьишка геройски поднимает на мощных жвалах радиоприемник не то что до-компьютерной, а скорее, до-телевизионной эры! Так я успел познакомиться сам и представить ...
Огромная, вторая по территории в мире, страна к северу от США, Канада в культурном плане большинством соотечественников воспринимается, как часть Штатов. Канадский хоккей – да, знают все, а вот канадский джаз – увы, немногие. Оскар ...
Не для каждого уха предназначена новая (вторая по счету после альбома Photosphere (2005) работа американо-немецкого дуэта Роберт Дик – Урсель Шлихт, это очень «высоколобый» альбом для знатоков и ценителей авангардного нового джаза ...