Первая для меня встреча с московским дуэтом, играющим, скажем так, новую импровизационную музыку – термин достаточно резиновый для объединения в его рамках самых разных музыкантов, исполняющих трудно поддающуюся классификации музыку. Во всяком случае, его близость к джазу на почве импровизационного характера сомнений не вызывает. Под немецким названием Der Finger объединили свои творческие усилия два выпускника элитного московского технического ВУЗа МФТИ – гитарист и басист Антон Ефимов, ранее сотрудничавший с маститым представителем рока еще советских времен гитаристом Андреем Сучилиным и мультиинструменталистка Евгения Сивкова, наследница традиций своей музыкальной семьи, где папа, саксофонист Эдуард Сивков, исповедует джазовый авангард, а мама, пианистка Людмила Андреева, играет академическую музыку. Антон и Евгения, как ни странно, познакомились не в коридорах Физтеха, а в рамках музыкального проекта Wrist, ставшего отправной площадкой для рождения Der Finger. Все эти сведения я почерпнул с сетевых страничек дуэта, цитировавших видного российского критика и журналиста Дмитрия Ухова, рассказывавшего о дуэте в одной из своих радиопрограмм. Что же касается впечатлений непосредственно от музыки Der Finger, то появившийся на лейбле Fancy music в ноябре 2015 года Zug дал много поводов для рефлексий на самые разные темы.
Исходя из того, что среди потенциальных слушателей Zug вряд ли будут люди случайные, а скорее те, кто сознательно сделал этот выбор, сразу скажу, что альбом не отпустит вас с первой до последней минуты звучания. Независимо от того, нравятся ли вам звуковые истории Der Finger или нет, в сочетании яростных, часто близких к нойзу, пассажей струнных, мерного, как правило, неторопливого ритма ударных и кларнетно-саксофонных линий духовых, есть что-то магически притягательное, завораживающее, что просто не позволит вам параллельно заниматься чем-то иным. Вам обязательно захочется услышать, что же будет дальше, куда заведет логика (или алогичность) развития ту или иную пьесу, и охватит легкое чувство досады, когда композиция закончится (это, понятно, если музыка понравится).
О чем эта музыка? Колоритная обложка мало поясняет суть замысла, равно, как и шахматная тематика в названиях пяти композиций альбома (Gambit – Zeitnot – Fisher – Kőnig – Matt). Правда, музыканты вроде бы дают «ключик» к прочтению, поместив вместе с музыкой некую вступительную притчу. Приведу ее полностью: «В шахматах Фишера расстановка фигур осуществляется случайным образом. Правила игры сохраняются. Некогда короли оказались в углах доски и лишь наблюдали зверское сражение других фигур. К концу боя осталось только два короля и одна пешка, которая покорно передвигалась к краю доски. Королю противника пришлось догонять ее, чтобы не допустить превращения в самую влиятельную фигуру на поле боя. Проглотив ее, король лишь молча взглянул на соперника, так и не двинувшегося с места.»
До сих пор шахматная тематика встречалась мне в современной музыке только в мюзикле Chess, написанном мужской половиной квартета АВВА вместе с Тимом Райсом. Но там все было однозначно, да и появилась эта вещь, когда шахматы волновали умы очень и очень многих – после эпических и идеологизированных битв Спасский -Фишер, Карпов – Корчной и перед не менее идеологизированным противостоянием Карпов – Каспаров. Сегодня шахматы далеко не столь популярны, так что для Der Finger это лишь внешний повод. На мой взгляд, речь здесь идет о случайности (отсюда обращение именно к шахматам Фишера) и одновременно предопределенности бытия, так сказать, алеаторике жизни: кости могут быть брошены на любую поверхность, грани могут долго вращаться в воздухе, но им обязательно суждено, так или иначе, остановиться. Кстати, и самое название альбома Zug можно тоже прочитать, как невозможность движения в свободном направлении, строгая детерминированность бытия. Трагической предопределенности вполне соответствует и мрачноватая сила музыки дуэта. В этом смысле я выделил для себя самую длинную и самую сильную (на мой вкус) композицию Kőnig. Слушая ее, я почему-то вспомнил великий фильм Куросавы «Тень воина». Как шахматный король в притче Der Finger не двигается с места, так неподвижно сидит в апогее фильма князь Такеда Кацуери, наблюдая разгром своей армии при Нагасино…
Заранее прошу прощения у всех, кому вышесказанное покажется просто заумью. Что делать, как говорится в одном пошловатом анекдоте, музыка навеяла. Музыку Der Finger каждый волен воспринимать по-своему, но что-то она этому каждому навеет обязательно. Такова уж она у этого дуэта.
2015 Fancy music
5 tks / 43 mins
(Anton Efimov - g, b; Evgenia Sivkova - cl, sax, dr, voc;)
Линк предоставил Антон Ефимов
Фонографический дебют канадской певицы Ханны Бурже впечатляет. Прежде всего, бросается в глаза разнообразие музыкального материала. Некоторые композиции отличаются друг от друга, как мегаполис Торонто, в котором живет певица, от идиллических ...
Ранний образчик того, что сегодня одни называют world music, а другие именуют этно-джазом. Японский барабанщик Хидео Шираки первым у себя в стране начал экспериментировать с сочетанием джаза и традиционной музыки. Его квинтет был ведущим джазовым ...
Untaken Path - еще один мини-альбом от M.O.D. Technologies. Чуть более четверти часа (точнее – 15 минут 32 секунды) мастер-класс по преимущественно тяжелой музыке здесь дают Билл Ласуэлл во всей мощи насыщенных электричеством басовых звучаний ...
В 2015 году Ильхан Эрсахин отметил свой пятидесятый день рождения. Рубеж знаменательный, и, оглядываясь назад, музыкант с известной гордостью констатировать, что сделано уже многое. Ильхан Эрсахин счастливо сочетает в себе качества талантливого ...
Экспериментальная музыка из Санкт-Петербурга, альбом издан Mikroton Digital, сетевым суб-лейблом Mikroton Recordings Курта Лидварта. Саксофонист Илья Белоруков – личность необычайно пассионарная, человек, которому интересны самые разнообразные ...
Очень короткий, девятиминутный альбом, созданный Биллом Ласуэллом, известным нью-йоркским басистом и продюсером, и выходящий в начале августа 2015 года на его лейбле M.O.D. Technologies. Ласуэлл сделал музыкальную «подложку» с ...
Женщин, играющих джаз на трубе, сравнительно немного, тех, кто делает это классно – еще меньше. Уроженка Канады Ингрид Дженсен – одна из них. Окончив известный колледж Беркли, Ингрид работала в одном из лучших биг-бэндов мира, Maria ...
Первый альбом в качестве лидера для барабанщика из Северной Калифорнии Джемала Рамиреса (р.1974) – это старт нового этапа его уже достаточно длинного пути в музыке. Джемал родился в музыкальной семье, его отец сам играл с группами, ...
Полчаса – очень небольшой отрезок времени. Очень рекомендую не пожалеть его для прослушивания короткого, но весьма содержательного альбома Джессики Марлоу и ее группы The Wildtracks. Представьте себе голос Кейт Буш и экстраполируйте к нашим ...
Конечно, сегодня 71-летний Йоахим Кюн не столь активен, как в свои лучшие годы, но имя свое в историю немецкого – да что там – европейского джаза он уже вписал. Йоахим начал профессионально играть джаз в 17 лет под влиянием старшего ...
Разносторонность талантов Джона Бэзила поражает. Успешный профессионал в области медицинского менеджмента (радиология), судья по боксу, опять же профессиональный, и, наконец (переходим к тому, что нас непосредственно интересует), - самобытный ...
Что важнее, что достойнее: экспериментировать, прокладывать новые пути, искать новые, никогда и никем не испробованные музыкальные решения или неустанно искать новые краски в уже, казалось бы, всем известных направлениях, видеть новые глубины там, ...