Ну как можно было пройти мимо альбома со столь забавной обложкой: на зеленом поле муравьишка геройски поднимает на мощных жвалах радиоприемник не то что до-компьютерной, а скорее, до-телевизионной эры! Так я успел познакомиться сам и представить нашим читателям заключительный альбом «цветной» трилогии американского гитариста, композитора и бэнд-лидера Рика Райта. Альбому Green предшествовали Blue и Red, изданные соответственно в 2013 и 2014 годах. Все три альбома были записаны ансамблем Rik Wright’s Fundamental Forces, который Райт организовал в 2011 году. Green завершил формирование райтовского триколора. Почему были избраны именно эти цвета, не знаю, но, во всяком случае, зеленый цвет обложки последнего альбома совпадает с зеленым фоном флага штата Вашингтон, в крупнейшем городе которого, в Сиэттле, на северо-западе США, живет Рик Райт.
Что ж, можно констатировать, что содержание альбома оказалось ничуть не менее интересным, чем его обложка. Мне очень понравилась фраза из пресс-релиза, где говорится о принадлежности Рика к тому поколению, у которого за одним плечом стоял Джефф Бэк, а за другим – Джим Холл. Когда слушаешь Green, оба эти имени, а вместе с ними немало других славных имен из когорты джазовых и роковых великанов, вспоминаются не раз. Однако, было бы серьезным упрощением считать музыку Райта просто еще одним образчиком пост-джаз-рока. В той же мере он опирается в своих композициях на весь спектр достижений и современного пост-бопа, сохраняя при этом и истинно блюзовый feeling. Понимаю, что такое квази-теоретизирование не слишком много скажет читателю непосредственно о музыке. Разумеется, музыку надо слушать. И Green стоит того.
Открывает альбом пьеса Contradiction с мощной фьюжн-гитарой Рика. Более спокойное течение следующей композиции Sugar Crash уравновешивается вполне прог-роковым финалом. Впрочем, в Wanderous Райт показывает себя чистым джазменом, причем очень тонким и изобретательным, а в Patience или Sunrise Pixels демонстрирует, что он вполне может быть и лиричным, разрежая звук своей гитары до полной прозрачности. Еще более характерен в этом смысле трек Alicia’s Waltz с партией флейты от автора этой пьесы Джеймса ДеДжои. Нежная красота и трогательные интонации пьесы вполне способны бросить вызов такой классике джаза, как гершвиновская Summertime. ДеДжои, главный партнер Райта в этом проекте, - духовик широкого профиля, но более всего он впечатлил меня своей игрой на баритон-саксофоне. Его партии на этом инструменте в Sugar Crash и Harmonic Tremor придают Green дополнительный блеск и разнообразят звуковую палитру альбома, в то время как ритм-группа Джофф Харпер – Грег Кэмпбелл надежно поддерживает ритмическую структуру каждой композиции. Резюме: очень достойная и хорошо сбалансированная работа талантливых и творческих музыкантов.
Двое музыкантов из Армении объединились с ливанском барабанщиком на земле славных Объединенных Арабских Эмиратов и создали прекрасный коллектив, не часто встречающейся стилистической направленности – органное трио, без баса. Все трое музыканты не ...
Рэгги по-итальянски? А почему бы и нет! Если на постсоветском пространстве вовсю распевают по-русски песни в ритмах рэгги и рок-музыканты, и попсятники, то вполне уютно чувствует себя музыка с Ямайки и на Апеннинском полуострове. А представляемый ...
Импозантный американец Эл Стронг обыграл свою фамилию (strong = крепкий, сильный) в названии дебютного альбома Love Strong, присовокупив к нему многообещающее Volume 1. Что ж, с первых двух-трех минут прослушивания его диска становится понятным, что ...
И название альбома, и оформление обложки с портретами представителей разных рас и народов, делают совершенно ясным message его создателя, австралийского гитариста и композитора Элбэйра – все мы, разные и непохожие друг на друга, - люди, мир ...
Тромбонист Альберт Мангельсдорф (1928-2005) был и, на мой взгляд, остается наиболее выдающимся представителем немецкого джаза. Он был первым из немецких музыкантов (и одним из весьма немногих европейцев вообще), кто пробился на первое место по ...
Два имени и фотография на обложке этого альбома словно олицетворяют связь времен в традиционном свинговом джазе. Живая легенда этой музыки – 89-летний (в январе 2016 года ему исполнится 89) Баки Пиццарелли. Великолепный гитарист-виртуоз как на ...
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...