Есть джазовые вокалистки, поражающие мощью своего голоса, королевы децибел и диапазонов. Есть джазовые вокалистки, поражающие техникой своего пения, виртуозы скэт-вокала. А есть другие, удивительно точно передающие дух времени, того времени, которое они выбирают и куда зовут за собой слушателей. Американка Марти Элкинс именно такая вокалистка.
Уроженка Нью-Джерси, своим увлечением джазом и приобщением к миру джазовых профессионалов она обязана пианиста Дэйву МакКенне, с которым выступала в начале карьеры. В начале 80-х Марти перебралась в Нью-Йорк и с тех пор поет джаз в различных клубах Большого Яблока. Ее имя не встречалось мне среди победительниц различных анкет популярности или лауреатов престижных наград, она – более скромный, хотя явно заслуживающий большего внимания, труженик джазового фронта. Даже с лейблами отечественными отношения у нее как-то не сложились. Зато Марти Элкинс заметили в Европе. Когда я увидел на обложке ее последнего альбома Walkin’ By the River надпись Nagel-Heyer Records, мне, еще до начала прослушивания, многое стало понятным в части того, какого рода джаз меня ждет. Лейбл из Гамбурга принадлежит к числу европейских столпов, не скажу – традиционного, скажу – свингового джаза. И Марти Элкинс вполне пришлась здесь ко двору: Walkin’ By the River – уже третий ее альбом на Nagel-Heyer.
Практически весь он состоит из стандартов, но и стандарты можно петь по-разному. Марти исполняет их так, что переносит нас прямехенько в золотые для свингового джаза годы, прежде всего в тридцатые. У этой белой вокалистки очень «черный» голос, что особенно заметно в тех песнях, где ощутим привкус блюза, например, Is You Is or Is You Ain't My Baby и Down To Steamboat Tennessee. Очень существенную поддержку в воссоздании атмосферы тех лет оказывают Марти ее инструменталисты. В первую очередь надо назвать здесь трубача Джона-Эрика Кельсо, а также гитариста Ховарда Элдена (отличные соло в Comes Love и Garbage Can Blue ) и органиста Джоэла Даймонда (не менее эффектное сопровождение в том же темповом Garbage Can Blues).
Вы можете назвать альбом такого рода стилизацией, я называю его путешествием, в котором Марти Элкинс и ее партнеры служат отличными гидами.
Тромбонист Альберт Мангельсдорф (1928-2005) был и, на мой взгляд, остается наиболее выдающимся представителем немецкого джаза. Он был первым из немецких музыкантов (и одним из весьма немногих европейцев вообще), кто пробился на первое место по ...
Два имени и фотография на обложке этого альбома словно олицетворяют связь времен в традиционном свинговом джазе. Живая легенда этой музыки – 89-летний (в январе 2016 года ему исполнится 89) Баки Пиццарелли. Великолепный гитарист-виртуоз как на ...
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...