«Мир погружается в хаос — а мы обеспечиваем звуковое сопровождение!» - такое motto избрал себе швейцарский ансамбль Kaos Protokoll. Что ж, следя за событиями в Европе, где на Востоке то затухает, то вновь вспыхивает пламя вооруженного конфликта, а Запад захлестывает вал мусульманских и африканских нелегальных мигрантов, с первой частью этого слогана трудно не согласиться. Пожалуй, и вторая его часть справедлива, с учетом того арсенала разнообразных и порой трудно сочетаемых друг с другом влияний, которые вобрала в себя музыка группы.
Трио Kaos Protokoll возникло в 2010 году, свой первый концерт дало в 2011-м, а первый альбом Quick & Dirty появился еще годом позже. Kaos Protokoll много гастролирует – не только по Швейцарии и соседним Германии и Австрии, но и по всей Европе, включая Россию, где группа добралась даже до Сибири. Все это время состав коллектива остается неизменным: басист Бенедикт Виланд, саксофонист Марк Штуки и ударник Фло Райхле. Это постоянство вызывает уважение, так как в перерывах между турами и фестивалями Бенедикт живет в Берлине, Марк – в Париже, а Фло – в Нью-Йорке.
Альбом Questclamationmarks трио записывало летом 2015 года, причем продюсером проекта выступил известный британский композитор и пианист Джанго Бейтс. Программу его составило 11 композиций. Видимо, российский тур произвел сильное впечатление на швейцарцев, поскольку названия трех из них, одной явно, а двух косвенно, связаны с Россией: Good morning, Krasnoyarsk!, The White Forest and The Dancing Vodka и In The Secret City. Впрочем, в этих пьесах нет никаких этнических мотивов, они, как и остальные, сделаны по тем музыкальным законам, которые избрал для себя Kaos Protokoll. Много электроники, саксофон с явной склонностью к свободной импровизации, чрезвычайно богатая, порой достаточно жесткая ритмика, вокальные (или, точнее, голосовые) вставки, иногда прямо заимствованные из хип-хоп культуры (Pathos Ratlos feat. Baze) и, при этом, некоторые пьесы удивительно красивы своей особой, изломанной и строптивой, алогичной и элегантной красотой: Mr. Kobayashi, Maybe You или финальная Wiegelied. Чем-то музыка Kaos Protokoll напоминает мне их земляков из Hildegard lernt fliegen. Но у последних стержнем являются блистательные вокальные импровизации лидера Андреаса Шаерера, а для Kaos Protokoll человеческий голос – лишь одна из многочисленных красок и отнюдь не самая главная. Трио берет другим – богатством импровизационной фантазии инструменталистов, технической изощренностью и яркой энергетикой. Тем и интересно.
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...