Вплоть до падения коммунистического режима чешский (и словацкий) джаз развивался в условиях жесткого прессинга со стороны властей. Многие видные музыканты эмигрировали, однако талантливые отечественные джазмены все же пробивали себе дорогу и в неблагоприятных условиях. Иногда, как в данном случае, эта дорога приводила и в студию Бруннер-Швера в Виллингене, где был записан этот альбом.
Карел Велебны (1931 – 1989) был виднейшим чешским джазовым мультиинструменталистом (помимо вибрафона он играл также на саксофоне и фортепьяно), композитором и педагогом. В джаз он пришел еще в 50-х годах, играл в оркестрах Карела Краутгартнера, Густава Брома, в ансамбле Studio 5, а в 1961 году стал одним из основателей джазового комбо SHQ (точнее, S+HQ , что расшифровывается, как «Спейбл и Гурвинек Квартет»). В рамках нашей тематики можно только упомянуть, что папа Спейбл и сынок Гурвинек были и остаются популярнейшими кукольными персонажами, созданными Йозефом Скупой еще в 20-х годах и ставшими постоянными персонажами его кукольного театра. Первоначально S+HQ сопровождал спектакли этого театра, а название сохранил и расставшись с ним. Состав S+HQ часто менялся, и в Виллингене 68-го года это был уже нонет с духовой группой, более характерной для академического состава: с фаготом, валторной и гобоем. Персонально особого внимания в этом ансамбле, помимо самого Велебного, заслуживает Иржи Стивин, выросший в джазового флейтиста европейского уровня.
При наличии уже упомянутых фаготов и гобоев можно было бы заподозрить в музыке S+HQ нечто близкое к «третьему течению». Но ничуть не бывало. По стилистике это нечто промежуточное между мэйнстримом и фри-джазом, элементы которого весьма заметны в таких композициях, как In The Beginning Dark и The Song Of The One-Armed Man. В других пьесах (One, Two, Three … Five, The Summer’s Strange End) базой для импровизации служит старый добрый блюз, иногда видоизмененный до почти полной неузнаваемости. Вся музыка сочинена участниками коллектива Карелом и Йозефом Вейводой, Людвиком Швабенским и теми же Велебным и Стивином. В целом – очень любопытная работа, с красочной тембральной палитрой и не без музыкального юмора, моментальный снимок группы сильнейших мастеров чешского джаза в феврале 1968 года, накануне «Пражской весны»…
MPS Records 2015 / 1968
8 tks / 38 mins
(Karel Velebný – vibe; Luděk Švábenský – p; Karel Vejvoda – b; Josef Vejvoda – dr; Pavel Zedník – bassoon; Miroslav Krýsl – cl; Jiří Stivín – fl; Miloš Petr – French horn; Vlastimil Kála – oboe;) Линк предоставил Steffen Mayer, Herzog Promotion
У саксофониста Рокко Джона Яковоне были прекрасные учителя, но – очень непохожие друг на друга. Рокко играл у яркого адепта фри-джаза Сэма Риверса в Orchestral Explorations, а, с другой стороны, брал уроки у такого мастера кул-джаза, как Ли ...
Второй альбом из серии концертных записей, выполненных в нью-йоркском «Кафе Вивальди», расположенном в богемном квартале Гринвич Вилледж. С 2012 года, каждую среду пианист и композитор Роджер Дэвидсон выступает в этом кафе и с 2013 года ...
Известный колумбийский перкуссионист и композитор Самуэль Торрес удивил новым альбомом Forced Displacement. Это, насколько я знаю, первое обращение Торреса к крупным формам (альбом представляет собой сюиту из десяти частей, в которой есть и ...
Я оставляю за рамками этого текста впечатляющую историю успеха московского хирурга-уролога Александра Гершмана, ставшего очень востребованным врачом в США и, одновременно и не менее профессионально играющего джаз со своей группой Sasha's Bloc. Об ...
Звуки музыки из Новой Зеландии редко долетают до наших краев, и, уже поэтому каждую музыкальную новинку из этой очень далекой страны встречаешь с особым интересом. Но Helios Forsaken квартета из Окленда Shepherds Of Cassini привлекает отнюдь не ...
Первый альбом индонезийского ансамбля simakDIALOG для фирмы из Нью-Йорка MoonJune Records был концертным (Patahan, 2007), потом последовали два студийных альбома (Demi Masa, 2009 и The 6th Story, 2013), и вот в своем четвертом релизе на лейбле ...
Четыре года спустя я вновь слушаю альбом с длинноухим непарнокопытным на обложке – фирменный знак итальянской группы Slivovitz. После Bani Ahead (рецензию на этот диск можно найти на сайте) неаполитанцы вновь выпускают свою новую работу на ...
Англо-норвежский ансамбль Spin Marvel впервые заявил о себе еще в 2006 году, дебютировав с одноименным альбомом на британском лейбле Babel Label, специализирующемся преимущественно на авангардном джазе. Тогда это был квартет с участием гитариста ...
Не знаю, есть ли в Индонезии специальные награды за заслуги перед индонезийской культурой, как это принято в некоторых других странах, например, в Польше, но если таковые имеются, то шеф MoonJune Records Леонардо Павкович давно заслуживает быть ...
Для итальянского трио из Турина Stearica поступивший в продажу в апреле альбом Fertile стал вторым полноформатным диском в истории группы. Первый диск был выпущен еще в 2008 году. Как видите, Stearica – не из тех коллективов, которые штампуют ...
Стив Слэгл и Билл О’Конелл. Саксофон и фортепьяно. Восемьдесят лет в джазе на двоих. Огромный опыт – концертный, гастрольный, сессионный. Солидные дискографии. Высокий авторитет у коллег и джазфэнов. Старые знакомые, не раз ...
Стивен МакГилл – вибрафонист и перкуссионист, играющий на различных инструментах, но, в первую очередь, конгейро, а среди его любимых музыкантов значатся имена Монго Сантамарии, Пончо Санчеса и других выдающихся мастеров этого инструмента и ...