Вплоть до падения коммунистического режима чешский (и словацкий) джаз развивался в условиях жесткого прессинга со стороны властей. Многие видные музыканты эмигрировали, однако талантливые отечественные джазмены все же пробивали себе дорогу и в неблагоприятных условиях. Иногда, как в данном случае, эта дорога приводила и в студию Бруннер-Швера в Виллингене, где был записан этот альбом.
Карел Велебны (1931 – 1989) был виднейшим чешским джазовым мультиинструменталистом (помимо вибрафона он играл также на саксофоне и фортепьяно), композитором и педагогом. В джаз он пришел еще в 50-х годах, играл в оркестрах Карела Краутгартнера, Густава Брома, в ансамбле Studio 5, а в 1961 году стал одним из основателей джазового комбо SHQ (точнее, S+HQ , что расшифровывается, как «Спейбл и Гурвинек Квартет»). В рамках нашей тематики можно только упомянуть, что папа Спейбл и сынок Гурвинек были и остаются популярнейшими кукольными персонажами, созданными Йозефом Скупой еще в 20-х годах и ставшими постоянными персонажами его кукольного театра. Первоначально S+HQ сопровождал спектакли этого театра, а название сохранил и расставшись с ним. Состав S+HQ часто менялся, и в Виллингене 68-го года это был уже нонет с духовой группой, более характерной для академического состава: с фаготом, валторной и гобоем. Персонально особого внимания в этом ансамбле, помимо самого Велебного, заслуживает Иржи Стивин, выросший в джазового флейтиста европейского уровня.
При наличии уже упомянутых фаготов и гобоев можно было бы заподозрить в музыке S+HQ нечто близкое к «третьему течению». Но ничуть не бывало. По стилистике это нечто промежуточное между мэйнстримом и фри-джазом, элементы которого весьма заметны в таких композициях, как In The Beginning Dark и The Song Of The One-Armed Man. В других пьесах (One, Two, Three … Five, The Summer’s Strange End) базой для импровизации служит старый добрый блюз, иногда видоизмененный до почти полной неузнаваемости. Вся музыка сочинена участниками коллектива Карелом и Йозефом Вейводой, Людвиком Швабенским и теми же Велебным и Стивином. В целом – очень любопытная работа, с красочной тембральной палитрой и не без музыкального юмора, моментальный снимок группы сильнейших мастеров чешского джаза в феврале 1968 года, накануне «Пражской весны»…
MPS Records 2015 / 1968
8 tks / 38 mins
(Karel Velebný – vibe; Luděk Švábenský – p; Karel Vejvoda – b; Josef Vejvoda – dr; Pavel Zedník – bassoon; Miroslav Krýsl – cl; Jiří Stivín – fl; Miloš Petr – French horn; Vlastimil Kála – oboe;) Линк предоставил Steffen Mayer, Herzog Promotion
Очень «горячий» - во всех отношениях – альбом. Во-первых, к моменту, когда пишутся эти строки, Made In New York только-только (16 октября) поступил в продажу в США, а во-вторых, под обложкой, сверкающей огнями большого города, вас ...
Рэчел Кэсуэлл начинала с изучения джаза и искусства игры на виолончели в Университете Индианы, а затем все же остановилась на джазовом вокале, основы которого постигала в Консерватории Новой Англии. Известна совместными выступлениями и записями с ...
Дуэт – весьма специфичный формат. Про комбо любого иного состава всегда можно сказать: «N является безусловным лидером группы» или «NN несколько не дотягивает до уровня своих партнеров». В дуэте не так. Хороший ...
Термин saudade не поддается однозначному переводу. Приблизительно, это что-то вроде переполняющего душу любого бразильца чувства сладко-щемящей грусти о несбывшемся. Saudade присутствует в любом виде бразильской музыки. Опять-таки приблизительно его ...
Очень необычный джазовый привет из штата Коннектикут. Пианист, композитор и педагог Рекс Кэдвалайдер хорошо здесь известен. Рекс помогал студентам овладевать тонкостями фортепьянного джаза не только в различных американских университетах, но и в ...
Американский гитарист Рез Аббаси родился в Пакистане в 1965 году, но рос и учился музыке уже в Калифорнии, в США, куда переехали его родители. С 1987 года Аббаси живет в Нью-Йорке, где стал заметной фигурой на местной джазовой сцене. В искусстве ...
С новой работой композитора, пианиста и поэта из Нью-Йорка Ричарда Бливаса я знакомился с особым интересом. Практически обо всех его предыдущих работах можно прочесть на сайте. Последний по времени выпуска альбом Water E. Bee and The Haunted Rag ...
Лейбл MPS (расшифровывается, как Musik Produktion Schwarzwald, т.е. "Музыкальная продукция из Шварцвальда») был основан Хансом-Георгом Бруннер-Швером в Виллингене (регион Шварцвальд) в 1968 году и стал первым немецким лейблом, издававшим ...
Ну как можно было пройти мимо альбома со столь забавной обложкой: на зеленом поле муравьишка геройски поднимает на мощных жвалах радиоприемник не то что до-компьютерной, а скорее, до-телевизионной эры! Так я успел познакомиться сам и представить ...
Огромная, вторая по территории в мире, страна к северу от США, Канада в культурном плане большинством соотечественников воспринимается, как часть Штатов. Канадский хоккей – да, знают все, а вот канадский джаз – увы, немногие. Оскар ...
Не для каждого уха предназначена новая (вторая по счету после альбома Photosphere (2005) работа американо-немецкого дуэта Роберт Дик – Урсель Шлихт, это очень «высоколобый» альбом для знатоков и ценителей авангардного нового джаза ...
У саксофониста Рокко Джона Яковоне были прекрасные учителя, но – очень непохожие друг на друга. Рокко играл у яркого адепта фри-джаза Сэма Риверса в Orchestral Explorations, а, с другой стороны, брал уроки у такого мастера кул-джаза, как Ли ...