Вплоть до падения коммунистического режима чешский (и словацкий) джаз развивался в условиях жесткого прессинга со стороны властей. Многие видные музыканты эмигрировали, однако талантливые отечественные джазмены все же пробивали себе дорогу и в неблагоприятных условиях. Иногда, как в данном случае, эта дорога приводила и в студию Бруннер-Швера в Виллингене, где был записан этот альбом.
Карел Велебны (1931 – 1989) был виднейшим чешским джазовым мультиинструменталистом (помимо вибрафона он играл также на саксофоне и фортепьяно), композитором и педагогом. В джаз он пришел еще в 50-х годах, играл в оркестрах Карела Краутгартнера, Густава Брома, в ансамбле Studio 5, а в 1961 году стал одним из основателей джазового комбо SHQ (точнее, S+HQ , что расшифровывается, как «Спейбл и Гурвинек Квартет»). В рамках нашей тематики можно только упомянуть, что папа Спейбл и сынок Гурвинек были и остаются популярнейшими кукольными персонажами, созданными Йозефом Скупой еще в 20-х годах и ставшими постоянными персонажами его кукольного театра. Первоначально S+HQ сопровождал спектакли этого театра, а название сохранил и расставшись с ним. Состав S+HQ часто менялся, и в Виллингене 68-го года это был уже нонет с духовой группой, более характерной для академического состава: с фаготом, валторной и гобоем. Персонально особого внимания в этом ансамбле, помимо самого Велебного, заслуживает Иржи Стивин, выросший в джазового флейтиста европейского уровня.
При наличии уже упомянутых фаготов и гобоев можно было бы заподозрить в музыке S+HQ нечто близкое к «третьему течению». Но ничуть не бывало. По стилистике это нечто промежуточное между мэйнстримом и фри-джазом, элементы которого весьма заметны в таких композициях, как In The Beginning Dark и The Song Of The One-Armed Man. В других пьесах (One, Two, Three … Five, The Summer’s Strange End) базой для импровизации служит старый добрый блюз, иногда видоизмененный до почти полной неузнаваемости. Вся музыка сочинена участниками коллектива Карелом и Йозефом Вейводой, Людвиком Швабенским и теми же Велебным и Стивином. В целом – очень любопытная работа, с красочной тембральной палитрой и не без музыкального юмора, моментальный снимок группы сильнейших мастеров чешского джаза в феврале 1968 года, накануне «Пражской весны»…
MPS Records 2015 / 1968
8 tks / 38 mins
(Karel Velebný – vibe; Luděk Švábenský – p; Karel Vejvoda – b; Josef Vejvoda – dr; Pavel Zedník – bassoon; Miroslav Krýsl – cl; Jiří Stivín – fl; Miloš Petr – French horn; Vlastimil Kála – oboe;) Линк предоставил Steffen Mayer, Herzog Promotion
Конечно, сегодня 71-летний Йоахим Кюн не столь активен, как в свои лучшие годы, но имя свое в историю немецкого – да что там – европейского джаза он уже вписал. Йоахим начал профессионально играть джаз в 17 лет под влиянием старшего ...
Разносторонность талантов Джона Бэзила поражает. Успешный профессионал в области медицинского менеджмента (радиология), судья по боксу, опять же профессиональный, и, наконец (переходим к тому, что нас непосредственно интересует), - самобытный ...
Что важнее, что достойнее: экспериментировать, прокладывать новые пути, искать новые, никогда и никем не испробованные музыкальные решения или неустанно искать новые краски в уже, казалось бы, всем известных направлениях, видеть новые глубины там, ...
У очень многих арфа в ее классическом варианте, изображенном на обложке альбома Play Harp, ассоциируется во-первых - с академической музыкой, а во вторых - с дамой, желательно миловидной, проворно перебирающей струны этого громоздкого инструмента. ...
Американский пианист Кенни Вернер любит давать своим работам лаконичные названия. Так, его предыдущий альбом с фортепьянным трио, кстати, тоже изданный Pirouet Records, назывался просто The Melody. Рецензию на него, как и информацию о самом Вернере, ...
Труба легендарного Чета Бейкера пела почти человеческим голосом, но и неповторимый голос самого Бейкера остался в памяти любителей джаза и до сих пор будоражит воображение. Память о культовом джазовом музыканте жива и Джюн Бизанц – одна из ...
«Мир погружается в хаос — а мы обеспечиваем звуковое сопровождение!» - такое motto избрал себе швейцарский ансамбль Kaos Protokoll. Что ж, следя за событиями в Европе, где на Востоке то затухает, то вновь вспыхивает пламя ...
Джазовый певец из Нью-Йорка Кен Гривс с детства любил музыку, театр и танец. В молодости, как он пишет в кратком напутствии слушателям на обложке альбома Night People, он обожал ночи напролет проводить в джазовых клубах, смотреть бродвейские шоу, а ...
Опытнейший американский пианист Кенни Вернер (р.1951) за свою долгую карьеру в джазе играл с самыми выдающимися мастерами – Чарли Мингусом, Тутсом Тиллемансом, Мелом Льюисом (в составе The Mel Lewis Orchestra). Свое фортепьянное трио с ...
Молодая американская исполнительница песен собственного сочинения Кери Джонсруд живет в Чикаго. Если говорить о женском джазовом вокале в этом городе, то сразу всплывает в памяти имя Патрисии Барбер. Но Джонсруд поет совершенно иначе, чем знаменитая ...
Так-так-так! Ну, наконец-то, благодаря очередному релизу минского сетевого лейбла HAZE, появился шанс проанализировать содержимое головы Мышкина. Здесь, правда, незадача: то ли речь идет об известном герое Достоевского, то ли о группе интуитивной ...
С появлением на сетевом лейбле HAZE этого альбома история участия «Князя Мышкина» в минском международном кинофестивале Лістапад в 2014 году оказалась полностью задокументированной. На том фестивале Леонид Нарушевич с ...