У очень многих арфа в ее классическом варианте, изображенном на обложке альбома Play Harp, ассоциируется во-первых - с академической музыкой, а во вторых - с дамой, желательно миловидной, проворно перебирающей струны этого громоздкого инструмента. Play Harp эти стереотипы рассеивает, давая однозначно отрицательный ответ на второе допущение и уклончиво отрицательный – на первое.
Главный герой этого диска – отнюдь не дама, а очень успешный джентльмен, немецкий арфист Джонни Тойпен (1923-1991), который в 60-х и начале 70-х считался первым арфистом у себя на родине. Тойпен нашел очень удачную нишу, исполняя на арфе чрезвычайно благозвучную и безукоризненно ласкающую ухо смесь академической музыки, поп-музыки и джаза, пропорции между которыми в разных его работах варьировались. Таков и представляемый сегодня MPS-овский альбом середины 60-х, переизданный в сетевом варианте. Джаза тут довольно много, в первую очередь благодаря первоклассным американским музыкантам, участвовавшим в записи – ударнику Кенни Кларку и флейтисту Сахибу Шихабу.
Программу альбома составили интерпретации музыки Генделя и Баха, более современных немецких композиторов и, наконец, самого Тойпена, представленного в Play Harp четырьмя пьесами. Встреча музыки барокко со свинговым джазом – так я бы определил главную интригу этого альбома, неплохо схваченную также в названии одной из исполняемых пьес - Barockin’ The Blues. Струнный квартет, нежный женский вокал, арфа, флейта и джазовая ритмика очень гармонично сочетаются друг с другом, а появляющийся иногда контрапункт, например, контрабаса и арфы, как в Etude In C, добавляет альбому пикантности. Во времена Джонни Тойпена понятие smooth jazz еще не входило в арсенал джазовой критики, но сегодня я бы употребил для описания Play Harp именно этот термин.
MPS Records 2015 / 1966
16 tks / 41 min
(Jimmy Woode Jr., Johnny Fisher – b; Kenny Clarke, Stuff Combe - dr; Sahib Shihab –fl; Jonny Teupen - harp, Francis Coppieters - harpsichord, Blanche Birdsong – voc;)
Линк предоставил Steffen Mayer, Herzog Promotion
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
музыкальный стиль: кроссовер, фанк, фламенко, фьюжн, этно-джаз
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...