Первый альбом индонезийского ансамбля simakDIALOG для фирмы из Нью-Йорка MoonJune Records был концертным (Patahan, 2007), потом последовали два студийных альбома (Demi Masa, 2009 и The 6th Story, 2013), и вот в своем четвертом релизе на лейбле Леонардо Павковича simakDIALOG снова предстает в концертном варианте. При этом, если Patahan с объемом звучания чуть больше часа записывался в Джакарте, во время выступления группы в Доме немецкой культуры, то новый концертник – работа более масштабная. Его запись велась во время первого большого концертного тура simakDIALOG по США в 2013 году, была сделана в Балтиморе, и Live at Orion со временем звучания в почти два часа разместился сразу на двух дисках.
В турне по США группа поехала почти в том же составе, который участвовал в записи в том же 2013 году The 6th Story, только на бас-гитаре в американском туре играл иной музыкант – Руди Зулькарнайн, которого вы могли уже заметить в составе другой индонезийской группы, Tesla Manaf, также издавшей в наступившем 2015 году свой альбом на MoonJune Records. В Live at Orion группа по-прежнему представлена фактически двумя фронтмэнами – лидером и основателем коллектива, автором всех композиций Ризой Аршадом, играющим на старом добром Fender Rhodes, и гитаристом Тохпати, также выступающим в simakDIALOG с момента создания группы в 1993 году. Помимо Зулькарнайна лидерам ассистируют сразу три перкуссиониста, работающие с национальными инструментами кенданг сунданезской (Западная Ява) школы, считающейся в Индонезии наиболее динамичной.
Для двойного альбома композиций в Live at Orion вроде бы немного, но надо учесть, что альбом-то концертный, и здесь музыканты позволили себе значительно больше свободы в импровизациях по сравнению со студией. В результате рекордсменом по продолжительности стал 18-тиминутный эпик This Spirit со второго диска. В Балтиморе звучали как композиции с последнего студийного проекта The 6th Story, так и вещи с более ранних дисков наряду с не записывавшимися ранее композициями. При этом в концертном варианте я далеко не сразу узнал, скажем, Lain Parantina, заигравшую здесь новыми яркими красками.
К достоинствам альбома можно отнести тот факт, что здесь не только Аршад, но и Тохпати смогли продемонстрировать свое мастерство в полной мере. Лидер группы мне особенно понравился в For Once And Never, композиции с почти маршевым началом, где его клавишные звучали столь же мощно, с великолепным драйвом, сколь и виртуозно. Агрессивность гитарного звука Тохпати в полной мере проявилась в Stepping In, а также в финишной пьесе 5,6, где к simakDIALOG присоединился гость – уругвайский гитарист Беледо, также входящий в круг музыкантов, работающих с MoonJune Records. Что же касается этнического акцента, в принципе не слишком явного в музыке Аршада, то любителей фьюжн такого типа наверняка порадует уже упомянутая пьеса This Spirit с ее неторопливым, почти медитативным развитием и эффектным звучанием перкуссионной группы.
Думаю, поклонникам simakDIALOG, которых, благодаря усилиям Леонардо Павковича, уже не мало в самых разных странах, Live at Orion придется по вкусу. Концертный альбом – он ведь, как увеличительное стекло: и достоинства, и недостатки в концертном формате проявляются резче. Команде Ризе Аршада есть что продемонстрировать публике в плане мастерства, а его сложно выстроенные, но продуманные во всех деталях пьесы выдвигают этого музыканта в число интереснейших мастеров современной музыки фьюжн.
Два имени и фотография на обложке этого альбома словно олицетворяют связь времен в традиционном свинговом джазе. Живая легенда этой музыки – 89-летний (в январе 2016 года ему исполнится 89) Баки Пиццарелли. Великолепный гитарист-виртуоз как на ...
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...