Первый альбом индонезийского ансамбля simakDIALOG для фирмы из Нью-Йорка MoonJune Records был концертным (Patahan, 2007), потом последовали два студийных альбома (Demi Masa, 2009 и The 6th Story, 2013), и вот в своем четвертом релизе на лейбле Леонардо Павковича simakDIALOG снова предстает в концертном варианте. При этом, если Patahan с объемом звучания чуть больше часа записывался в Джакарте, во время выступления группы в Доме немецкой культуры, то новый концертник – работа более масштабная. Его запись велась во время первого большого концертного тура simakDIALOG по США в 2013 году, была сделана в Балтиморе, и Live at Orion со временем звучания в почти два часа разместился сразу на двух дисках.
В турне по США группа поехала почти в том же составе, который участвовал в записи в том же 2013 году The 6th Story, только на бас-гитаре в американском туре играл иной музыкант – Руди Зулькарнайн, которого вы могли уже заметить в составе другой индонезийской группы, Tesla Manaf, также издавшей в наступившем 2015 году свой альбом на MoonJune Records. В Live at Orion группа по-прежнему представлена фактически двумя фронтмэнами – лидером и основателем коллектива, автором всех композиций Ризой Аршадом, играющим на старом добром Fender Rhodes, и гитаристом Тохпати, также выступающим в simakDIALOG с момента создания группы в 1993 году. Помимо Зулькарнайна лидерам ассистируют сразу три перкуссиониста, работающие с национальными инструментами кенданг сунданезской (Западная Ява) школы, считающейся в Индонезии наиболее динамичной.
Для двойного альбома композиций в Live at Orion вроде бы немного, но надо учесть, что альбом-то концертный, и здесь музыканты позволили себе значительно больше свободы в импровизациях по сравнению со студией. В результате рекордсменом по продолжительности стал 18-тиминутный эпик This Spirit со второго диска. В Балтиморе звучали как композиции с последнего студийного проекта The 6th Story, так и вещи с более ранних дисков наряду с не записывавшимися ранее композициями. При этом в концертном варианте я далеко не сразу узнал, скажем, Lain Parantina, заигравшую здесь новыми яркими красками.
К достоинствам альбома можно отнести тот факт, что здесь не только Аршад, но и Тохпати смогли продемонстрировать свое мастерство в полной мере. Лидер группы мне особенно понравился в For Once And Never, композиции с почти маршевым началом, где его клавишные звучали столь же мощно, с великолепным драйвом, сколь и виртуозно. Агрессивность гитарного звука Тохпати в полной мере проявилась в Stepping In, а также в финишной пьесе 5,6, где к simakDIALOG присоединился гость – уругвайский гитарист Беледо, также входящий в круг музыкантов, работающих с MoonJune Records. Что же касается этнического акцента, в принципе не слишком явного в музыке Аршада, то любителей фьюжн такого типа наверняка порадует уже упомянутая пьеса This Spirit с ее неторопливым, почти медитативным развитием и эффектным звучанием перкуссионной группы.
Думаю, поклонникам simakDIALOG, которых, благодаря усилиям Леонардо Павковича, уже не мало в самых разных странах, Live at Orion придется по вкусу. Концертный альбом – он ведь, как увеличительное стекло: и достоинства, и недостатки в концертном формате проявляются резче. Команде Ризе Аршада есть что продемонстрировать публике в плане мастерства, а его сложно выстроенные, но продуманные во всех деталях пьесы выдвигают этого музыканта в число интереснейших мастеров современной музыки фьюжн.
Я оставляю за рамками этого текста впечатляющую историю успеха московского хирурга-уролога Александра Гершмана, ставшего очень востребованным врачом в США и, одновременно и не менее профессионально играющего джаз со своей группой Sasha's Bloc. Об ...
Звуки музыки из Новой Зеландии редко долетают до наших краев, и, уже поэтому каждую музыкальную новинку из этой очень далекой страны встречаешь с особым интересом. Но Helios Forsaken квартета из Окленда Shepherds Of Cassini привлекает отнюдь не ...
Четыре года спустя я вновь слушаю альбом с длинноухим непарнокопытным на обложке – фирменный знак итальянской группы Slivovitz. После Bani Ahead (рецензию на этот диск можно найти на сайте) неаполитанцы вновь выпускают свою новую работу на ...
Англо-норвежский ансамбль Spin Marvel впервые заявил о себе еще в 2006 году, дебютировав с одноименным альбомом на британском лейбле Babel Label, специализирующемся преимущественно на авангардном джазе. Тогда это был квартет с участием гитариста ...
Не знаю, есть ли в Индонезии специальные награды за заслуги перед индонезийской культурой, как это принято в некоторых других странах, например, в Польше, но если таковые имеются, то шеф MoonJune Records Леонардо Павкович давно заслуживает быть ...
Для итальянского трио из Турина Stearica поступивший в продажу в апреле альбом Fertile стал вторым полноформатным диском в истории группы. Первый диск был выпущен еще в 2008 году. Как видите, Stearica – не из тех коллективов, которые штампуют ...
Стив Слэгл и Билл О’Конелл. Саксофон и фортепьяно. Восемьдесят лет в джазе на двоих. Огромный опыт – концертный, гастрольный, сессионный. Солидные дискографии. Высокий авторитет у коллег и джазфэнов. Старые знакомые, не раз ...
Стивен МакГилл – вибрафонист и перкуссионист, играющий на различных инструментах, но, в первую очередь, конгейро, а среди его любимых музыкантов значатся имена Монго Сантамарии, Пончо Санчеса и других выдающихся мастеров этого инструмента и ...
Работы двух голландских музыкантов, пианиста Стевко Буша (он родился в Германии, но уже давно живет в Нидерландах) и саксофониста Пауля ван Кеменаде не раз освещались на наших страницах. В 2010 году мне довелось писать и об их первом совместном ...
Black Violin – это осень скрипичного патриарха Стаффа Смита (1909-1967). Альбом был записан за пару лет до смерти одного из самых видных джазовых скрипачей своего времени. И как осень порой радует нас неделькой-другой погожих, изумительно ...
Можно только поблагодарить компанию MPS Records, переиздавшую в сетевом варианте один из самых знаковых альбомов за всю историю джаза, если речь идет о джазовой скрипке. На этом инструменте играют в джазе давно, скрипачи пробовали себя практически в ...
Всех трех участников проекта Sumari мне довелось слышать совсем недавно, обозревая альбом квинтета Джулии Лайон. Уже там мастерство инструменталистов обратило на себя внимание. Но одно дело аккомпанировать вокалистке в исполнении стандартов, и ...