С появлением на сетевом лейбле HAZE этого альбома история участия «Князя Мышкина» в минском международном кинофестивале Лістапад в 2014 году оказалась полностью задокументированной. На том фестивале Леонид Нарушевич с коллегами-электронщиками Владимиром Банкером и Андреем Шерро озвучивал два немых фильма из коллекции Госфильмофонда, снятых много лет назад на кинофабрике «Белгоскино» и специально привезенных россиянами в Минск на тот фестиваль.
Рецензия на альбом «Саша» - звуковую дорожку одноименного фильма 1930 года уже публиковалась на сайте. Теперь пришел черед саундтрека «В большом городе». В отличие от первой ленты, этот фильм был снят несколько раньше, в 1927 году, а его создатель известен куда больше. Режиссер и сценарист Марк Донской (над этой лентой он работал вместе с оставшимся малоизвестным Михаилом Авербахом) впоследствии стал классиком советского кино. Любопытно, что в качестве актера снялся в этой ленте и еще один будущий классик – сценарист Евгений Габрилович.
«Большой город» этого фильма – Москва середины 20-х, времени НЭПа, примерно того же времени, что и в «Мастере» Булгакова и «12 стульях» Ильфа и Петрова. Только что не стало Есенина, поэта, в сталинские годы не то чтобы запрещенного, но «нерекомендуемого». Огромная популярность поэта и его трагическая смерть вызвала широкий резонанс в обществе. Борьба с «есенинщиной» - один из идеологических стержней фильма. Сюжет сводится к истории двух друзей-провинциалов, приехавших в Москву. Один, сугубо положительный, идет работать на стройку, второй становится известным поэтом «а-ля Есенин» Граней Бессмертным, но, понятное дело, терпит крах и возвращается на правильный путь. Разумеется, есть в сюжете и любовная линия и даже с элементами любовного треугольника.
Вот такую ленту озвучил при показе в Минске «Князь Мышкин». Этот саундтрек значительно больше по объему и, на мой вкус, удачнее «Саши». Гитаре Нарушевича и здесь, как я уже писал в рецензии на «Сашу», сильно не хватает, на мой взгляд, адекватной реакции партнеров – компьютеры лишь почтительно сопровождают голос его гитары. Если теннисному мячику нужна, как минимум, стенка, чтобы живо летать в воздухе, то гитара Леонида особенно хороша, когда может «оттолкнуться» от саунда другого инструмента, который играет параллельно, чего в этом варианте состава «Князя» не случилось… Возможно, поэтому, озвучивая «В большом городе», Нарушевич выбрал очень верную линию для своей импровизации: линию narrator’а (рассказчика), а не creator’а (создателя). Скромно, я бы сказал, повествовательно, используя подчас узнаваемые квазинародные попевки, без нарочитого драматизма (единственный эмоциональный всплеск с привкусом авангардного звучания возникает лишь ближе к финалу) ведет свой рассказ гитара. Однако, при этом Нарушевич ухитряется больше часа «держать» внимание своего слушателя, у которого нет перед глазами (как было со мной) видеоряда.
Кстати, этот саундтрек – не первый опыт озвучивания фильма «В большом городе». Если я не ошибаюсь, «право первой ночи» принадлежит здесь известному московскому саксофонисту-импровизатору Сергею Летову и вибрафонисту Владимиру Голоухову, сделавшим свой саундтрек при показе фильма в Москве в 2013 году. В Сети желающие могут найти их вариант и сравнить обе версии. А тем временем приближается осень, а с ней время Лістапада-2015. Кто знает, может быть нас ждет продолжение сотрудничества «Князя Мышкина» с кинофестивалем?
2015 HAZE342
1 tk / 69 mins
(Leonid Narushevich – g; Vladimir Banker – laptop; Andrey Sherro – synth;)
Линк предоставил Леонид Нарушевич
Термин saudade не поддается однозначному переводу. Приблизительно, это что-то вроде переполняющего душу любого бразильца чувства сладко-щемящей грусти о несбывшемся. Saudade присутствует в любом виде бразильской музыки. Опять-таки приблизительно его ...
Очень необычный джазовый привет из штата Коннектикут. Пианист, композитор и педагог Рекс Кэдвалайдер хорошо здесь известен. Рекс помогал студентам овладевать тонкостями фортепьянного джаза не только в различных американских университетах, но и в ...
Американский гитарист Рез Аббаси родился в Пакистане в 1965 году, но рос и учился музыке уже в Калифорнии, в США, куда переехали его родители. С 1987 года Аббаси живет в Нью-Йорке, где стал заметной фигурой на местной джазовой сцене. В искусстве ...
С новой работой композитора, пианиста и поэта из Нью-Йорка Ричарда Бливаса я знакомился с особым интересом. Практически обо всех его предыдущих работах можно прочесть на сайте. Последний по времени выпуска альбом Water E. Bee and The Haunted Rag ...
Лейбл MPS (расшифровывается, как Musik Produktion Schwarzwald, т.е. "Музыкальная продукция из Шварцвальда») был основан Хансом-Георгом Бруннер-Швером в Виллингене (регион Шварцвальд) в 1968 году и стал первым немецким лейблом, издававшим ...
Ну как можно было пройти мимо альбома со столь забавной обложкой: на зеленом поле муравьишка геройски поднимает на мощных жвалах радиоприемник не то что до-компьютерной, а скорее, до-телевизионной эры! Так я успел познакомиться сам и представить ...
Огромная, вторая по территории в мире, страна к северу от США, Канада в культурном плане большинством соотечественников воспринимается, как часть Штатов. Канадский хоккей – да, знают все, а вот канадский джаз – увы, немногие. Оскар ...
Не для каждого уха предназначена новая (вторая по счету после альбома Photosphere (2005) работа американо-немецкого дуэта Роберт Дик – Урсель Шлихт, это очень «высоколобый» альбом для знатоков и ценителей авангардного нового джаза ...
У саксофониста Рокко Джона Яковоне были прекрасные учителя, но – очень непохожие друг на друга. Рокко играл у яркого адепта фри-джаза Сэма Риверса в Orchestral Explorations, а, с другой стороны, брал уроки у такого мастера кул-джаза, как Ли ...
Второй альбом из серии концертных записей, выполненных в нью-йоркском «Кафе Вивальди», расположенном в богемном квартале Гринвич Вилледж. С 2012 года, каждую среду пианист и композитор Роджер Дэвидсон выступает в этом кафе и с 2013 года ...
Известный колумбийский перкуссионист и композитор Самуэль Торрес удивил новым альбомом Forced Displacement. Это, насколько я знаю, первое обращение Торреса к крупным формам (альбом представляет собой сюиту из десяти частей, в которой есть и ...
Я оставляю за рамками этого текста впечатляющую историю успеха московского хирурга-уролога Александра Гершмана, ставшего очень востребованным врачом в США и, одновременно и не менее профессионально играющего джаз со своей группой Sasha's Bloc. Об ...