Такие названия, как «самба», «сальса» или «мамбо» на слуху у людей даже весьма далеких от латиноамериканской культуры, а вот термин «кумбия» в наших краях знаком только профессионально занимающимся латинской музыкой. Дебютный альбом биг-бэнда Грегорио Урибе дает шанс познакомиться с этим фольклорным стилем музыки, родившимся на атлантическом побережье Колумбии, поближе, - правда не в аутентичном виде, а в шикарном джазовом обрамлении.
Кумбию обычно исполняют на аккордеоне и перкуссионных инструментах. Уроженец Колумбии и житель Нью-Йорка Грегорио Урибе поет и играет на аккордеоне, но одновременно является лидером биг-бэнда полного состава, что достаточно необычно для джаза: лидер-аккордеонист. Но его бэнд играет не просто джаз, и даже не просто латинский джаз, а именно кумбию в джазовых аранжировках бэнд-лидера. Сам Грегорио окончил известный колледж Беркли в Бостоне, в Нью-Йорке живет с 2008 года и имеет здесь свой устоявшийся круг слушателей, а на родине правительство Колумбии включило в 2012 году его имя в список наиболее известных колумбийцев, живущих за рубежом, вместе с Шакирой и писателем Габриэлем Гарсиа Маркесом.
В 2013 году с помощью Kickstarter.com Урибе собрал деньги для записи первого альбома своего бэнда, и 2 октября 2015 года долгожданный Cumbia Universal увидит свет под логотипом известного лейбла Zoho. Грегорио подобрал очень удачное название этому проекту. Универсальность, всеобщность его многогранна. Интернационален бэнд Урибе, в котором играют музыканты из США, Канады, Аргентины, Колумбии, Мексики и Швейцарии. За плечами многих из них – опыт сотрудничества с весьма известными людьми, например, трубач Сэм Хойт играл с Энтони Брэкстоном, а баритон-сакс Карл Мараги – с Уинтоном Марсалисом и Джо Ловано. Универсальна музыка кумбия, которая прекрасно сочетается с биг-бэндовым джазом, а звучание аккордеона на фоне духовых пачек только придает особую пикантность этому саунду.
Стартовая Yo Vengo («Я пришел»), насколько я могу судить, наиболее близка к фольклорным корням этой музыки, а финальная Ya Comenzó La Fiesta («Фиеста начинается») щедро осыпает слушателя вихрем разнообразных и жизнерадостных латинских ритмов. Между ними же – восемь очень разнообразных песен: тут и социальная сатира Welcome to La Capital, и трагичная ¿ Por Que Se Ira Mi Nino? («Почему мое дитя ушло от нас?») и неожиданная в этом контексте, и потому особенно интересная версия знаменитой песни Леннона-МакКартни Come Together. Да, даже Beatles заговорили в этом альбоме языком кумбии, и весьма убедительно! Песню исполняют сразу три гостя - вокалиста: израильтянка, сенегалец и португалка – еще одно прекрасное свидетельство универсальности этого музыкального языка. Еще в двух песнях альбома участвуют приглашенные вокалисты – аргентинская певица Соланж Прат поет в ¿Que Vamos a Hacer Este Amor?, а в титульной солирует легендарный панамский вокалист Рубен Блэйдс, семикратный обладатель Грэмми и кумир Грегорио Урибе в годы его юности. Когда-то он мечтал поработать с ним вместе, и в этом проекте мечта сбылась. Воистину, Cumbia Universal!
Рэгги по-итальянски? А почему бы и нет! Если на постсоветском пространстве вовсю распевают по-русски песни в ритмах рэгги и рок-музыканты, и попсятники, то вполне уютно чувствует себя музыка с Ямайки и на Апеннинском полуострове. А представляемый ...
Импозантный американец Эл Стронг обыграл свою фамилию (strong = крепкий, сильный) в названии дебютного альбома Love Strong, присовокупив к нему многообещающее Volume 1. Что ж, с первых двух-трех минут прослушивания его диска становится понятным, что ...
И название альбома, и оформление обложки с портретами представителей разных рас и народов, делают совершенно ясным message его создателя, австралийского гитариста и композитора Элбэйра – все мы, разные и непохожие друг на друга, - люди, мир ...
Тромбонист Альберт Мангельсдорф (1928-2005) был и, на мой взгляд, остается наиболее выдающимся представителем немецкого джаза. Он был первым из немецких музыкантов (и одним из весьма немногих европейцев вообще), кто пробился на первое место по ...
Два имени и фотография на обложке этого альбома словно олицетворяют связь времен в традиционном свинговом джазе. Живая легенда этой музыки – 89-летний (в январе 2016 года ему исполнится 89) Баки Пиццарелли. Великолепный гитарист-виртуоз как на ...
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...