Новый альбом живущего в США российского джазового пианиста Миши Цыганова записывался летом 2015 года в студии Тома Тедеско в Нью-Джерси, а вот издан был – впервые – в России, лейблом ArtBeat Music, подразделением фонда известного джазового музыканта, композитора и бэнд-лидера Алексея Козлова, ставящего своей целью поддержку современной российской инструментальной музыки. Slavonic Roots появился в качестве клубного издания, что сразу переводит альбом в разряд раритетных. А жаль, потому что тематика и качество этой работы делают ее, на мой взгляд, весьма любопытной для самого широкого круга слушателей.
«Славянские корни», заявленные в названии проекта, представлены здесь в виде джазовых аранжировок известных тем из украинского, болгарского, белорусского, и, в первую очередь, – русского фольклора. Все они выполнены Мишей Цыгановым, а исполняются ансамблем, при взгляде на состав которого я в очередной раз вспомнил название известной песни Леннона-МакКартни With a Little Help from My Friends. Именно так! Все приглашенные Мишей для записи альбома музыканты – его партнеры по предыдущим проектам. Трубач Алекс Сипягин и басист Борис Козлов – неизменные участники всех авторских проектов Миши Цыганова. Что это, как не свидетельство давней и крепкой дружбы и единства творческих интересов. Играл и записывался ранее с Мишей и его родной брат, вибрафонист Алексей. То же касается и тенор-саксофониста Донни МакКаслина (участвовал в записи альбома Dedication(2011), и ударника Дональда Эдвардса (его можно услышать в предыдущем альбоме Миши The Artistry Of The Standard (2014). В трех треках альбома играет виртуоз джазовой губной гармоники Хендрик Меркенс, с которым Цыганов сделал в 2014 году совместный альбом Junity.
Оставлю музыковедам анализ технических приемов, использованных Цыгановым для превращения образчиков народного творчества славянских народов в подлинно джазовые композиции, буду говорить лишь о собственных впечатлениях. Советский период развития джаза оставил немало примеров обращения музыкантов к темам из русского фольклора, но тогда они, чего греха таить, нередко носили конъюнктурный характер, служа их создателям пропуском к большой сцене, где, наряду со скороспелыми обработками народной музыки в квазиджазовом духе, они могли сыграть и ту музыку, которая их действительно волновала – музыку родины джаза. Немного осталось действительно творческих работ в этом плане: отдельные пьесы Товмасяна, Лукьянова, того же Алексея Козлова. О конъюнктурности обращения к фольклору в наши дни, тем более для музыканта, живущего в Штатах, речь, понятно, идти не может. Скорее наоборот, именно географическая удаленность от родных краев, желание сохранить живую связь с Родиной, вызвало у Миши Цыганова потребность обратиться к славянскому фольклору, потребность искреннюю и подкрепленную несомненным мастерством.
Не могу назвать в Slavonic Roots пьесы, которые оставили бы меня равнодушным, но если выделять какие-то треки, то упомяну, в первую очередь, стартовую We Were Boating, красивую, сложную по структуре пьесу довольно энергичного характера Zborenka, темпераментную версию украинской песни Sowed Rye, But No One Harvests с парадом соло от Сипягина и до Эдвардса и эффектным свингом на фортепьяно лидера ансамбля, минорную Matushka с проникновенным звучанием фортепьяно, контрабаса и трубы. Отдельно надо говорить о трех пьесах, где звучит дуэт Цыганов – Меркенс. Каждая из них просто восхитительна. Nastia - настоящий маленький шедевр, белорусская Kupalinka вызвала особый эмоциональный отклик: как-никак автор этих строк – минчанин. Самая короткая пьеса альбома была исполнена в наиболее близкой к оригиналу трактовке, вызывающей неясные сомнения: да правда ли у уроженца Германии Хендрика Меркенса голландские корни, не ведут ли они куда-нибудь в Полесье? И, наконец, Russian Gospel. Это единственная в альбоме авторская композиция Миши Цыганова. Автор свел в ее названии казалось бы трудно совместимые вещи, но исполнили Цыганов и Меркенс эту пьесу так вдохновенно, что для меня она стала вершиной альбома, а заодно – основой, стержнем необычного и впечатляющего джазового венка, сплетенного Мишей Цыгановым из мелодий славянского фольклора.
Разумеется, я могу судить о творчестве и развитии группы Dead Frank только по тем релизам, которые поступают на сайт, но по ним выходит, что 2015-й год был для этого базирующегося в Санкт-Петербурге, но белорусско-российского по составу коллектива, ...
Штаб-квартира группы Dead Frank располагается в Петербурге. Там этот коллектив возник в 2012 году из участников разных экспериментально-авангардных команд, там он дает большинство своих концертов, но состав его российско-белорусский, потому что ...
Альбом Under The Basеboard минско-питерской группы Dead Frank появился на украинском сетевом лейбле Picpack в начале 2015 года, но, как и The Trip, о котором мы уже писали, записывался этот диск еще в 2014-м. Правда, сходство двух альбомов этим и ...
Первая для меня встреча с московским дуэтом, играющим, скажем так, новую импровизационную музыку – термин достаточно резиновый для объединения в его рамках самых разных музыкантов, исполняющих трудно поддающуюся классификации музыку. Во всяком ...
Имя живущей и работающей в Нью-Йорке певицы Дипы Чари выдает ее индийское происхождение. Но родилась Дипа не в Индии, а в канадском Ванкувере, откуда со временем перебралась в Штаты – сначала в Даллас, а затем уже на Восточное побережье, в ...
Нонет – состав в джазе легендарный, если иметь ввиду знаменитый нонет Майлса Дэвиса, положивший в конные сороковых годов начало кул-джазу с аранжировками Гила Эванса. Представляемый сегодня итальянский нонет я, конечно, с тем историческим ...
Австралийская вокалистка и автор песен Диони родилась в Сиднее в семье греческого происхождения. Ее полное имя – Диони Верцаяс. Музыкальная семья (мать – пианистка, бабушка – оперная певица) во многом предопределила жизненный путь ...
На пианиста из Нью-Йорка Дональда Вегу я впервые обратил внимание, слушая дебютный альбом певицы Лорин Меккиа Inside Your Eyes. Уроженец Никарагуа там практически «держал» на себе всю инструментальную часть проекта. И вот – новая ...
Если вы любите коктейль из прог-рока (с акцентом на рок) и джаза и раньше никогда не слышали сербского гитариста Душана Евтовича, то его второй на MoonJune Records альбом Live почти наверняка доставит вам много удовольствия. Но вот если раньше вы ...
Первый на MoonJune Records альбом очень известного у себя на родине, в Индонезии, а также далеко за ее пределами клавишника, композитора и педагога Двики Дхармавана (р.1966). Уроженец Бандунга (Западная Ява), Дхармаван заставил говорить о себе в ...
В самом начале 2016 года я с удовольствием слушал альбом американского скрипача Кертиса Стюарта Of Colors. И вот на дворе весна, и я вновь с не меньшим удовольствием слушаю Кертиса, но уже как участника квинтета его мамы Электры Куртис, тоже ...
Хотя альбом C’est La – Furn стал первым в дискографии Элен ЛаФерн, за плечами этой американской певицы уже солидный творческий и жизненный путь, с рассказом о котором она обращается к потенциальным слушателям диска в собственноручно ...