Новый альбом живущего в США российского джазового пианиста Миши Цыганова записывался летом 2015 года в студии Тома Тедеско в Нью-Джерси, а вот издан был – впервые – в России, лейблом ArtBeat Music, подразделением фонда известного джазового музыканта, композитора и бэнд-лидера Алексея Козлова, ставящего своей целью поддержку современной российской инструментальной музыки. Slavonic Roots появился в качестве клубного издания, что сразу переводит альбом в разряд раритетных. А жаль, потому что тематика и качество этой работы делают ее, на мой взгляд, весьма любопытной для самого широкого круга слушателей.
«Славянские корни», заявленные в названии проекта, представлены здесь в виде джазовых аранжировок известных тем из украинского, болгарского, белорусского, и, в первую очередь, – русского фольклора. Все они выполнены Мишей Цыгановым, а исполняются ансамблем, при взгляде на состав которого я в очередной раз вспомнил название известной песни Леннона-МакКартни With a Little Help from My Friends. Именно так! Все приглашенные Мишей для записи альбома музыканты – его партнеры по предыдущим проектам. Трубач Алекс Сипягин и басист Борис Козлов – неизменные участники всех авторских проектов Миши Цыганова. Что это, как не свидетельство давней и крепкой дружбы и единства творческих интересов. Играл и записывался ранее с Мишей и его родной брат, вибрафонист Алексей. То же касается и тенор-саксофониста Донни МакКаслина (участвовал в записи альбома Dedication(2011), и ударника Дональда Эдвардса (его можно услышать в предыдущем альбоме Миши The Artistry Of The Standard (2014). В трех треках альбома играет виртуоз джазовой губной гармоники Хендрик Меркенс, с которым Цыганов сделал в 2014 году совместный альбом Junity.
Оставлю музыковедам анализ технических приемов, использованных Цыгановым для превращения образчиков народного творчества славянских народов в подлинно джазовые композиции, буду говорить лишь о собственных впечатлениях. Советский период развития джаза оставил немало примеров обращения музыкантов к темам из русского фольклора, но тогда они, чего греха таить, нередко носили конъюнктурный характер, служа их создателям пропуском к большой сцене, где, наряду со скороспелыми обработками народной музыки в квазиджазовом духе, они могли сыграть и ту музыку, которая их действительно волновала – музыку родины джаза. Немного осталось действительно творческих работ в этом плане: отдельные пьесы Товмасяна, Лукьянова, того же Алексея Козлова. О конъюнктурности обращения к фольклору в наши дни, тем более для музыканта, живущего в Штатах, речь, понятно, идти не может. Скорее наоборот, именно географическая удаленность от родных краев, желание сохранить живую связь с Родиной, вызвало у Миши Цыганова потребность обратиться к славянскому фольклору, потребность искреннюю и подкрепленную несомненным мастерством.
Не могу назвать в Slavonic Roots пьесы, которые оставили бы меня равнодушным, но если выделять какие-то треки, то упомяну, в первую очередь, стартовую We Were Boating, красивую, сложную по структуре пьесу довольно энергичного характера Zborenka, темпераментную версию украинской песни Sowed Rye, But No One Harvests с парадом соло от Сипягина и до Эдвардса и эффектным свингом на фортепьяно лидера ансамбля, минорную Matushka с проникновенным звучанием фортепьяно, контрабаса и трубы. Отдельно надо говорить о трех пьесах, где звучит дуэт Цыганов – Меркенс. Каждая из них просто восхитительна. Nastia - настоящий маленький шедевр, белорусская Kupalinka вызвала особый эмоциональный отклик: как-никак автор этих строк – минчанин. Самая короткая пьеса альбома была исполнена в наиболее близкой к оригиналу трактовке, вызывающей неясные сомнения: да правда ли у уроженца Германии Хендрика Меркенса голландские корни, не ведут ли они куда-нибудь в Полесье? И, наконец, Russian Gospel. Это единственная в альбоме авторская композиция Миши Цыганова. Автор свел в ее названии казалось бы трудно совместимые вещи, но исполнили Цыганов и Меркенс эту пьесу так вдохновенно, что для меня она стала вершиной альбома, а заодно – основой, стержнем необычного и впечатляющего джазового венка, сплетенного Мишей Цыгановым из мелодий славянского фольклора.
Джазовая вокалистка Лорин Уайт родилась в Далласе, Техас и училась искусству вокала в Университете Северного Техаса у Розанны Эккерт, того же педагога, что вырастила знаменитую Нору Джонс. Перебравшись в Калифорнию, Лорин довольно быстро завоевала ...
Как раз сегодня, в первый день наступившего 2016-го года, в день, когда я пишу эти строки, в официальную продажу поступает альбом квартета Ленни Сендерского и Тони Романо Intersection. Два года назад любители джаза уже имели возможность видеть эти ...
Символика обложки и названия нового альбома Лью Табакина предельно прозрачна. Пейзажи (landscapes) у нас обычно ассоциируются с живописью. И в альбоме мы найдем новые пейзажи, общим числом восемь, только не написанные кистью художника, а созданные ...
Ансамбль LIGRO и его альбом Dictionary 2 (2012г.) был для меня лично и для нашего сайта первым знакомством с джазом из Индонезии. И эта первая встреча оставила тогда очень сильное впечатление: никакой стереотипной восточной экзотики, мощное ...
Когда музыканты называют свой ансамбль Living Coltrane, а свой альбом - Writing 4 Trane, на первый взгляд нет нужды задумываться о том, в каком стиле они играют. Но только на первый взгляд. О каком Колтрейне идет речь? Есть хард-боповый Колтрейн, ...
Итальянский басист, композитор, аранжировщик и продюсер Лоренцо Фелициати должен быть неплохо знаком нашим читателям, и все встречи с ним связаны с релизами лондонского лейбла RareNoise Records. Фелициати записал здесь дуэт с Колином Эдвином ...
Нельзя назвать просто концептуальным альбом 1975 Triptych прог-рокового ирландского ансамбля M-Opus, здесь дело обстоит масштабнее: концептуальным является весь подход к творчеству квартета из Дублина. Главный идеолог коллектива, композитор, ...
Пятый альбом чикагская группа Marbin издала самостоятельно, предоставив MoonJune Records, выпускавшей предыдущие ее работы, права на его дистрибуцию. Три предшественника Aggressive Hippies рецензировались сайтом jazzquad.ru, и желающие могут ...
Шестой в дискографии Марка Уингфилда альбом в качестве лидера стал его дебютом на MoonJune Records. Шеф этого нью-йоркского независимого лейбла Леонардо Павкович питает особое пристрастие к гитаристам, работающим в сфере джаза – прог-рока, и в ...
Свой первый альбом Марлен ВерПланк записала, когда ей было двадцать два и было это в … 1955 году. Представляемый сегодня The Mood I'm In – ее двадцать четвертый альбом. Между ними – целая жизнь, отданная джазу. Уроженка Ньюарка, ...
Есть джазовые вокалистки, поражающие мощью своего голоса, королевы децибел и диапазонов. Есть джазовые вокалистки, поражающие техникой своего пения, виртуозы скэт-вокала. А есть другие, удивительно точно передающие дух времени, того времени, которое ...
Для тех минчан, которые плохо переносят назойливый звон попсовой мошкары с телеэкранов, клуб «Граффити» является одним из самых благодатных оазисов живой и креативной музыки самых разных направлений. Здешние концерты – надежная ...