Можно только поблагодарить компанию MPS Records, переиздавшую в сетевом варианте один из самых знаковых альбомов за всю историю джаза, если речь идет о джазовой скрипке. На этом инструменте играют в джазе давно, скрипачи пробовали себя практически в каждом из сменявших друг друга стилистических направлений, но очень долго скрипка воспринималась как нечто инородное, больше присущее академической музыке и не очень совместимое с природой джаза. Количество музыкантов, ломавших эти стереотипы, невелико. Попробуйте вспомнить всех значительных трубачей, пианистов, саксофонистов?! А вот заметных скрипачей, оставивших свой след в истории, наберется от силы два – три десятка, от Джо Венути и до Регины Картер. И вот сразу четверо гигантов джазовой скрипки из этой компании встретились вместе – не удивительно, что альбом получил название Violin Summit.
Итак: швейцарский город Базель, 30 сентября 1966 года. На сцене француз Стефано Грапелли, снискавший славу дуэтами с Джанго Рейнхардтом в составе Quintette du Hot Club de France, афроамериканец Стафф Смит – живой «мост» от свинга к бопу, датчанин Свенд Асмуссен, североевропейский ответ Грапелли, а с ними – еще один француз, совсем молодой тогда и гораздо менее известный (опять же тогда) Жан-Люк Понти. Кстати, характерный для скрипки в джазе расклад: европейцы здесь в большинстве. Четверым скрипачам аккомпанирует блистательная ритм-секция копенгагенского джазового клуба Montmartre с Кенни Дрю за роялем и Нильсом-Хеннингом Орстед-Педерсеном на басу.
Программу концерта открыла пьеса Понти Summit Soul, в которой уже слышны интонации, впоследствии ставшие фирменным блюдом Жан-Люка. Скрипачи и здесь, и в последующем играют преимущественно в унисон, и эта импровизированная, свингующая струнная секция звучит просто божественно. Следующие две пьесы – это Сонни Роллинс, скрипки мастеров на языке хард-бопа говорят не менее виртуозно, особенно впечатляет Timme´s Blues с диалогом сольных партий. Вершина же альбома, на мой вкус, это следующий номер, или старт второй стороны того давнего винилового диска: It Don´t Mean A Thing Эллингтона. Под сильнейшим впечатлением от этого скрипичного гимна свингу следующая композиция Pennies From Heaven для меня осталась несколько в тени, а новым потрясением стала пьеса Смита Only Time Will Tell с особенно экспрессивным звучанием. Наконец, финал концерта - Hot Toddy Ральфа Флэнагана, когда с последней прозвучавшей нотой начинаешь жалеть, что это волшебство закончилось и утешаешься только тем, что Violin Summit можно (и нужно!) слушать снова, и снова, и снова…
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...
Очень коротко, в одну фразу, можно характеризовать этот альбом: образцовый чикагский блюз в исполнении живых классиков этого направления. Тогда живых. Сегодня никого из пяти звезд блюза, записавших альбом Loaded with the Blues уже нет живых. Сетевое ...
«Кларк Терри … создал полностью индивидуальный, оригинальный стиль, возможно, он является единственным современным трубачом периода, предшествовавшего возникновению фри-джаза, не втянутым в игру противоположностей между Диззи Гиллеспи и ...
Аврора, древнеримская богиня утренней зари, не редкий гость на джазовом небосклоне. Я хорошо помню ее яркое появление под звуки электроскрипки Жан-Люка Понти в ритмах фьюжн в 1976 году. Не менее эффектно выглядела Аврора и в 2009 году, с альбомом ...
Совершенно необычный по своей стилистике альбом. Даже ухо, давно приученное к тому, что редкая запись отличается абсолютной чистотой стиля и почти любой альбом или даже композиция – это амальгама различных направлений, насторожится, услышав ...
Прекрасный концертный альбом, способный завоевать сердца самой широкой аудитории. Тому способствует самый широкий спектр причин. Прежде всего поговорим об исполнителях. Кристина Брага – одна из виднейших арфисток, широко известная далеко за ...
Вся жизнь Кристины Моррисон – это движение: от одной географической точки к другой, от одного вида творчества к другому. Судите сами: Кристина родилась в Майами, но ее детство прошло в постоянных перемещениях между США и Эквадором. С юных лет ...
Дебютный EP молодого сербского ансамбля. Ансамбль действительно молод, но участники его – люди уже достаточно опытные. В 90-х годах гитарист Оливер Арунович и ударник Небойша Неделькович играли в одном из первых сербских прог-роковых бэндов ...
Фотографий этого симпатичного молодого человека, запечатленного на обложке альбома, мне раньше видеть не доводилось, а вот слушать уже имел удовольствие: альт-саксофонист Дэниэл Дикинсон участвовал в записи альбома своего земляка (он тоже живет в ...
Тенор-саксофонист из Милана Даниэле Кавалланти знаком нашим читателям по нескольким альбомам Italian Instabile Orchestra, в том числе по диску The Owner Of The River Bank (2003) с Сесилом Тейлором. За свою почти сорокапятилетнюю карьеру в джазе ...
Жизнь Дэйва Басса – прекрасный пример того, что талант в союзе с трудолюбием и целеустремленностью могут добиться всего, невзирая на превратности судьбы. Уроженец Цинцинатти, он начал играть на фортепьяно с семи лет и уже в детстве знал, что ...