Можно только поблагодарить компанию MPS Records, переиздавшую в сетевом варианте один из самых знаковых альбомов за всю историю джаза, если речь идет о джазовой скрипке. На этом инструменте играют в джазе давно, скрипачи пробовали себя практически в каждом из сменявших друг друга стилистических направлений, но очень долго скрипка воспринималась как нечто инородное, больше присущее академической музыке и не очень совместимое с природой джаза. Количество музыкантов, ломавших эти стереотипы, невелико. Попробуйте вспомнить всех значительных трубачей, пианистов, саксофонистов?! А вот заметных скрипачей, оставивших свой след в истории, наберется от силы два – три десятка, от Джо Венути и до Регины Картер. И вот сразу четверо гигантов джазовой скрипки из этой компании встретились вместе – не удивительно, что альбом получил название Violin Summit.
Итак: швейцарский город Базель, 30 сентября 1966 года. На сцене француз Стефано Грапелли, снискавший славу дуэтами с Джанго Рейнхардтом в составе Quintette du Hot Club de France, афроамериканец Стафф Смит – живой «мост» от свинга к бопу, датчанин Свенд Асмуссен, североевропейский ответ Грапелли, а с ними – еще один француз, совсем молодой тогда и гораздо менее известный (опять же тогда) Жан-Люк Понти. Кстати, характерный для скрипки в джазе расклад: европейцы здесь в большинстве. Четверым скрипачам аккомпанирует блистательная ритм-секция копенгагенского джазового клуба Montmartre с Кенни Дрю за роялем и Нильсом-Хеннингом Орстед-Педерсеном на басу.
Программу концерта открыла пьеса Понти Summit Soul, в которой уже слышны интонации, впоследствии ставшие фирменным блюдом Жан-Люка. Скрипачи и здесь, и в последующем играют преимущественно в унисон, и эта импровизированная, свингующая струнная секция звучит просто божественно. Следующие две пьесы – это Сонни Роллинс, скрипки мастеров на языке хард-бопа говорят не менее виртуозно, особенно впечатляет Timme´s Blues с диалогом сольных партий. Вершина же альбома, на мой вкус, это следующий номер, или старт второй стороны того давнего винилового диска: It Don´t Mean A Thing Эллингтона. Под сильнейшим впечатлением от этого скрипичного гимна свингу следующая композиция Pennies From Heaven для меня осталась несколько в тени, а новым потрясением стала пьеса Смита Only Time Will Tell с особенно экспрессивным звучанием. Наконец, финал концерта - Hot Toddy Ральфа Флэнагана, когда с последней прозвучавшей нотой начинаешь жалеть, что это волшебство закончилось и утешаешься только тем, что Violin Summit можно (и нужно!) слушать снова, и снова, и снова…
Американский гитарист Рез Аббаси родился в Пакистане в 1965 году, но рос и учился музыке уже в Калифорнии, в США, куда переехали его родители. С 1987 года Аббаси живет в Нью-Йорке, где стал заметной фигурой на местной джазовой сцене. В искусстве ...
С новой работой композитора, пианиста и поэта из Нью-Йорка Ричарда Бливаса я знакомился с особым интересом. Практически обо всех его предыдущих работах можно прочесть на сайте. Последний по времени выпуска альбом Water E. Bee and The Haunted Rag ...
Лейбл MPS (расшифровывается, как Musik Produktion Schwarzwald, т.е. "Музыкальная продукция из Шварцвальда») был основан Хансом-Георгом Бруннер-Швером в Виллингене (регион Шварцвальд) в 1968 году и стал первым немецким лейблом, издававшим ...
Ну как можно было пройти мимо альбома со столь забавной обложкой: на зеленом поле муравьишка геройски поднимает на мощных жвалах радиоприемник не то что до-компьютерной, а скорее, до-телевизионной эры! Так я успел познакомиться сам и представить ...
Огромная, вторая по территории в мире, страна к северу от США, Канада в культурном плане большинством соотечественников воспринимается, как часть Штатов. Канадский хоккей – да, знают все, а вот канадский джаз – увы, немногие. Оскар ...
Не для каждого уха предназначена новая (вторая по счету после альбома Photosphere (2005) работа американо-немецкого дуэта Роберт Дик – Урсель Шлихт, это очень «высоколобый» альбом для знатоков и ценителей авангардного нового джаза ...
У саксофониста Рокко Джона Яковоне были прекрасные учителя, но – очень непохожие друг на друга. Рокко играл у яркого адепта фри-джаза Сэма Риверса в Orchestral Explorations, а, с другой стороны, брал уроки у такого мастера кул-джаза, как Ли ...
Второй альбом из серии концертных записей, выполненных в нью-йоркском «Кафе Вивальди», расположенном в богемном квартале Гринвич Вилледж. С 2012 года, каждую среду пианист и композитор Роджер Дэвидсон выступает в этом кафе и с 2013 года ...
Известный колумбийский перкуссионист и композитор Самуэль Торрес удивил новым альбомом Forced Displacement. Это, насколько я знаю, первое обращение Торреса к крупным формам (альбом представляет собой сюиту из десяти частей, в которой есть и ...
Я оставляю за рамками этого текста впечатляющую историю успеха московского хирурга-уролога Александра Гершмана, ставшего очень востребованным врачом в США и, одновременно и не менее профессионально играющего джаз со своей группой Sasha's Bloc. Об ...
Звуки музыки из Новой Зеландии редко долетают до наших краев, и, уже поэтому каждую музыкальную новинку из этой очень далекой страны встречаешь с особым интересом. Но Helios Forsaken квартета из Окленда Shepherds Of Cassini привлекает отнюдь не ...
Первый альбом индонезийского ансамбля simakDIALOG для фирмы из Нью-Йорка MoonJune Records был концертным (Patahan, 2007), потом последовали два студийных альбома (Demi Masa, 2009 и The 6th Story, 2013), и вот в своем четвертом релизе на лейбле ...