С новой работой композитора, пианиста и поэта из Нью-Йорка Ричарда Бливаса я знакомился с особым интересом. Практически обо всех его предыдущих работах можно прочесть на сайте. Последний по времени выпуска альбом Water E. Bee and The Haunted Rag Band появился в 2013 году. Но он, как и его предшественник Carob Tempered Variations, был составлен из записей более ранних лет. Последним же диском с новыми работами был Nine (2012). С тех пор прошло три года. Insomnia должен был дать ответ, что изменилось в творчестве Бливаса, в какую сторону направлены его поиски сегодня.
Пожалуй, с Nine у этого альбома больше сходств, чем различий. Да, очевидные различия сразу же замечаешь. Ричард отказался от формата трио, это уже чистый дуэт, где партнером Бливаса выступает человек, который очень часто работал с ним и в других записях, в Nine в том числе, - Дэниэл Картер, ветеран нью-йоркского авангарда, который здесь играет не только на привычном тенор-саксофоне, но и на трубе, с которой я его ранее никогда не слышал. Но по характеру музыки, по принципиальным подходам к построению пьес Insomniа начинается там, где заканчивался Nine – тут Ричард Бливас остался верен себе.
Стартовый, он же титульный, трек Insomniа – это волнующий диалог двух музыкантов, передающий самые тонкие оттенки чувств. Кстати, Бливас и в этом альбоме, так же, как в Nine, отказался от слов (за исключением гротескного эпизода в This Water), транслируя свои эмоции исключительно музыкой. Продолжается этот диалог и в остальных пьесах. Синтезатор Бливас использует весьма ограниченно, добавляя в нужный момент больше экспрессии с помощью электроники. В остальном же его главный инструмент – это фортепьяно. Иногда, кажется, что оно лишь подает реплики трубе или саксофону Картера, побуждая его к развернутым, как правило, располагающимся в высокой части диапазона, сольным высказываниям. Но уже через несколько секунд фортепьяно уверенно выходит на авансцену, заполняя своим голосом все звуковое пространство. Мысли об отсутствии ударных даже не приходят в голову, когда слышишь, как акцентирует ритм Бливас, например, в You Went Into A Memerizing Trance. Его импровизации не назовешь ультраавангардом. Это свободный поток мыслей, выраженных звуками, в котором Ричард оставляет для слушателя знаки – бакены для правильного прохождения фарватера в виде узнаваемых интонаций, чаще всего блюзовых. Так бывало и в прежних его работах, но в Insomniа эта связь старого и нового джаза, характерная для Бливаса, выглядит особенно симпатично.
… Бессонница (Insomniа) бывает разной. Одно дело, когда спать не дает боль или сознание бессилия и неисправимости когда-то допущенной слабости, как булгаковскому Понтию Пилату в романе «Мастер и Маргарита». Другое дело, когда сна лишают переполняющие тебя идеи, которые неизбежно – через час, на другой день или через месяц – воплотятся в новые стихи, картины, сценарии, музыку… Такая бессонница может гнать в ночь за руль автомобиля, когда призрачными тенями встают по обочинам неясные силуэты, а машинально следя за дорожной разметкой сквозь капли дождя на ветровом стекле, ты видишь перед собой будущие строки, краски, звуки… Так я услышал Insomniа Ричарда Бливаса и прочел message обложки альбома. Да простит меня автор, если это расходится с тем, что вкладывал в этот альбом он. Я тоже пытаюсь импровизировать…
2015
11 tks / 71 mins
(Daniel Carter – tp, sax; Richard Bliwas – p, synth;)
Линк предоставил Ричард Бливас
Раз за разом отец импрессионизма Клод Моне писал Руанский собор – утром и вечером, зимой и летом, в ярких лучах солнца и в клубах тумана, зачастую под одним и тем же ракурсом. В итоге родилась большая серия картин с одним и тем же сюжетом, ...
В 2014 году на сайте альбомом «Шпагат» впервые был представлен проект Виктора Семашко Fantastic Swimmers («Фантастычныя плыўцы»). В том обзоре упоминалось, что проект существует уже порядка десяти лет. И вот – новая ...
Уже обложка этого альбома многое может сказать о его содержании. В названии Hot Club of the Americas опытный глаз сразу отметит сходство с названием легендарного Hot Club of France, в квартете которого играли Джанго Рейнхардт и Стефано Грапелли. А ...
Живущая в Швейцарии итальянская гитаристка и исполнительница собственных песен Франческа Лаго появилась в поле внимания слушателей уже довольно давно – в 1995 году, приняв участие в записи альбома панк-рок группы The Wrongside . Через два года ...
Совсем недавно довелось «принимать парад» миланского авангардного джаза с альбомом Даниэле Кавалланти Sounds Of Hope, и вот, на том же лейбле Rudi Records вышел еще один альбом миланских авангардистов, тоже большой состав, причем двое ...
Наши читатели уже знакомы с шотландским трио Free Nelson Mandoomjazz. В 2014 году лейбл RareNoise Records выпустил диск The Shape Of Doomjazz To Come / Saxophone Giganticus, рецензию на который можно найти на сайте. Тот текст я закончил анонсом ...
Первым для меня и для наших читателей знакомством с аргентинским джазовым пианистом, композитором и бэнд-лидером Габриэлем Палатчи стал третий его альбом Trivolution. Но прежде, чем говорить об этом альбоме, самом свежем в дискографии музыканта, ...
Джордж Джи родился в Нью-Йорке в семье китайского происхождения, с детства увлекался музыкой, сделал ее своей профессией и уже много лет неуклонно идет по однажды избранной творческой стезе. Золотая эра больших оркестров, эпоха свинга – более ...
История этого альбома восходит к 1964 году, когда швейцарский джазовый пианист, композитор и дирижер Георг Грюнтц впервые посетил Тунис. (Тут прервусь и позволю себе небольшой комментарий. В русскоязычных источниках доводилось встречать различные ...
Два предыдущих альбома Gerry Gibbs Thrasher Dream Trio, в котором с барабанщиком Джерри Джибсом играют два музыканта из элиты современного джаза – Рон Картер и Кенни Бэрон, оказались весьма успешными. Одноименный дебютный шесть недель подряд ...
Полтора десятка лет назад у нас публиковался обзор первого альбома The Orient House Ensemble, изданного в 2000 году немецким лейблом Enja (его можно найти на сайте). И вот – новая встреча с Гиладом Атцмоном и его The Orient House Ensemble уже ...
Такие названия, как «самба», «сальса» или «мамбо» на слуху у людей даже весьма далеких от латиноамериканской культуры, а вот термин «кумбия» в наших краях знаком только профессионально занимающимся ...