Не для каждого уха предназначена новая (вторая по счету после альбома Photosphere (2005) работа американо-немецкого дуэта Роберт Дик – Урсель Шлихт, это очень «высоколобый» альбом для знатоков и ценителей авангардного нового джаза и современной академической музыки. Словно сразу отсекая случайных слушателей, Роберт и Урсула первой композицией альбома поставили одну из наиболее сложных, на мой взгляд, по структуре и восприятию пьесу Tendrils: шокирует? Извини, дружок, это не для тебя. Но если музыка заинтересовала – ты и дальше не будешь разочарован.
Американец Роберт Дик – крупнейший новатор-изобретатель, педагог, теоретик и практик в игре на флейте в современной музыке, как академической, так и новоджазовой. Он играет на всей гамме инструментов этого семейства, от пикколо до монструозной контрабас-флейты (в том числе и в этом альбоме), более того, он изобрел еще и особую флейту с насадкой, как он ее назвал, «глиссандовым шарниром», позволяющей играть на флейте глиссандо, приближать ее звучание к гитаре (она звучит как раз в Tendrils). Дик работал со множеством мастеров импровизационной музыки, включая Стива Лэйси и Джона Зорна. Его партнерша Урсель Шлихт долгое время работала в США, но в последние годы перебралась в родную Германию. У нее также богатый «послужной список» разнообразных проектов в области импровизационной и экспериментальной музыки и опыт не только преподавательской, но и литературной работы: Урсель – автор книги о женщинах в джазе.
Центральное место в новом их проекте занимает сюита, давшая название альбому в целом: «Луны Галилея». Она состоит из четырех частей, каждая из которых посвящена одному из спутников Юпитера, открытых великим итальянским ученым: Ио, Европа, Каллисто и Ганимед. Это своего рода импровизационная фантастика, потому что музыканты, опираясь на современные научные знания, по-своему домысливают и изображают в виде сонористических пейзажей картины каждого из этих космических тел. Наверняка тут сказалась давняя любовь Дика к жанру научно-фантастической литературы, отражающаяся и в творчестве. Последние две пьесы тоже объединены общим названием Life Concert, это сочинение Дика конца 90-х годов, объединяющее атональную академическую музыку с индийской классической рагой в финальной композиции. Но по-своему интересен практически каждый трек альбома. Импрессионистичная композиция A Lingering Scent of Eden навеяна (внимание, любители музыки Беларуси и Польши!) прочитанным музыкантами о Беловежской Пуще, которую они воспринимают, как один из немногих европейских оазисов нетронутой природы. Sic Bisquitus Disintegrat, где звучит дуэт басовой флейты в строе F и фортепьяно, особенно интересно будет слушать тем, кто помнит одноименный альбом A.D.D. Trio, изданный Enjaв 2000 году, где Дик, живший в тот период в Швейцарии, играл эту вещь в трио с ударными и гитарой (рецензию на этот диск можно найти на сайте). Наконец, есть еще оригинальнейшая Dark Matter, где можно услышать еще и голос Роберта, цитирующий фразы из писем спаммеров, которыми они пытаются при рассылке преодолеть соответствующие фильтры электронной почты. Автор liner notes альбома Алан Козин называет это первым случаем использования в камерной музыке подобных бессмысленных текстов!
За час звучания альбома вы услышите весь мыслимый (и не мыслимый) диапазон звучания флейт Роберта Дика, диалоги флейт с чутким фортепьяно Урсель Шлихт, также не ограничивающейся традиционной клавиатурой, а играющей и непосредственно на струнах своего инструмента. Это непростые, но захватывающе интересные диалоги по-настоящему креативных музыкантов, расширяющих горизонты наших представлений о музыке.
В индонезийской галерее Леонардо Павковича в самом начале 2015 года появилось новое имя. Лейбл MoonJune Records, руководимый Павковичем, выпустил альбом молодого гитариста и композитора из Бандунга Теслы Манафа, названный просто его именем. Манаф ...
У мини биг-бэнда The City Boys Allstars непростая история. В конце 80-х годов прошлого века гитарист Майк Мерола организовал этот состав, опираясь на советы и поддержку музыканта, которого он почитал своим учителем – знаменитого уже тогда ...
Уже при взгляде на обложку альбома сразу интригует его загадочное название. Это санскрит и это выражение обозначает стремление к познанию собственного внутреннего мира и осознанию мира внешнего, как некоей фазы в бесконечной цепочке инкарнаций. ...
Чуть более получаса звучит дебютный EP секстета из Дублина The Dystopian Project, но, как мне кажется, этого сравнительно небольшого времени и пяти композиций, включенных в программу Death Leaves an Echo достаточно, чтобы запомнился и сам коллектив, ...
Короткая рецензия на короткий диск. Лейбл Aagoo Records из Нью-Джерси выпустил семидюймовый дебютный сингл трио из Остина, Техас The John-Pauls. Сингл дебютный, но музыканты группы (двое парней и девушка) – люди уже с определенным опытом: они ...
Первое для нашего сайта знакомство с американским гитаристом Джастином Ротбергом состоялось на его втором альбоме. До Old Business Джастин успел прошагать немалый творческий путь. Нью-йоркский музыкант (Ротберг живет на Манхэттене) – участник ...
Американская группа The Slackers возникла в начале 90-х годов в Нью-Йорке. Уже своим названием, очень созвучным названию популярной в начале 70-х годов ямайской группы The Slickers, Вик Руджерио и его коллеги намекали на близость своих творческих ...
Гитарист Джо Моррис и клавишник Джейми Сафт, звезды нью-йоркской даунтаун-сцены, должны быть неплохо знакомы нашим читателям по многочисленным проектам, рецензировавшимся на сайте, особенно по релизам лондонского лейбла RareNoise Records, с которым ...
Аппетитные яблоки и груши в натюрморте, вынесенном на обложку этого альбома, лично для меня оказались слишком жестковаты – в прямом, то есть, стилистическом, смысле слова. Допускаю, однако, что кому-то из наших читателей именно такие фрукты ...
Ну, вот и настало время для знакомства нашего сайта с творчеством Тони Адамо. Этот американец стремительно, как метеор, ворвался на джазовую сцену несколько лет назад и натворил немало шума, как среди поклонников джаза, так и среди критиков и ...
Сетевое переиздание альбома, который в год своего выпуска казался экзотическим исключением в ряду «нормальной» джазовой продукции, а на деле оказался одним из провозвестников сразу нескольких тенденций в развитии музыки. Но прежде, чем ...
В 2015 году мир отмечает столетие со дня рождения певицы, прочно занявшей свое место в истории джаза. Более того, вместе с Эллой Фитцджеральд и Сарой Воэн она входит в неофициальную «большую тройку» величайших джазовых вокалисток. Ее имя ...