Не для каждого уха предназначена новая (вторая по счету после альбома Photosphere (2005) работа американо-немецкого дуэта Роберт Дик – Урсель Шлихт, это очень «высоколобый» альбом для знатоков и ценителей авангардного нового джаза и современной академической музыки. Словно сразу отсекая случайных слушателей, Роберт и Урсула первой композицией альбома поставили одну из наиболее сложных, на мой взгляд, по структуре и восприятию пьесу Tendrils: шокирует? Извини, дружок, это не для тебя. Но если музыка заинтересовала – ты и дальше не будешь разочарован.
Американец Роберт Дик – крупнейший новатор-изобретатель, педагог, теоретик и практик в игре на флейте в современной музыке, как академической, так и новоджазовой. Он играет на всей гамме инструментов этого семейства, от пикколо до монструозной контрабас-флейты (в том числе и в этом альбоме), более того, он изобрел еще и особую флейту с насадкой, как он ее назвал, «глиссандовым шарниром», позволяющей играть на флейте глиссандо, приближать ее звучание к гитаре (она звучит как раз в Tendrils). Дик работал со множеством мастеров импровизационной музыки, включая Стива Лэйси и Джона Зорна. Его партнерша Урсель Шлихт долгое время работала в США, но в последние годы перебралась в родную Германию. У нее также богатый «послужной список» разнообразных проектов в области импровизационной и экспериментальной музыки и опыт не только преподавательской, но и литературной работы: Урсель – автор книги о женщинах в джазе.
Центральное место в новом их проекте занимает сюита, давшая название альбому в целом: «Луны Галилея». Она состоит из четырех частей, каждая из которых посвящена одному из спутников Юпитера, открытых великим итальянским ученым: Ио, Европа, Каллисто и Ганимед. Это своего рода импровизационная фантастика, потому что музыканты, опираясь на современные научные знания, по-своему домысливают и изображают в виде сонористических пейзажей картины каждого из этих космических тел. Наверняка тут сказалась давняя любовь Дика к жанру научно-фантастической литературы, отражающаяся и в творчестве. Последние две пьесы тоже объединены общим названием Life Concert, это сочинение Дика конца 90-х годов, объединяющее атональную академическую музыку с индийской классической рагой в финальной композиции. Но по-своему интересен практически каждый трек альбома. Импрессионистичная композиция A Lingering Scent of Eden навеяна (внимание, любители музыки Беларуси и Польши!) прочитанным музыкантами о Беловежской Пуще, которую они воспринимают, как один из немногих европейских оазисов нетронутой природы. Sic Bisquitus Disintegrat, где звучит дуэт басовой флейты в строе F и фортепьяно, особенно интересно будет слушать тем, кто помнит одноименный альбом A.D.D. Trio, изданный Enjaв 2000 году, где Дик, живший в тот период в Швейцарии, играл эту вещь в трио с ударными и гитарой (рецензию на этот диск можно найти на сайте). Наконец, есть еще оригинальнейшая Dark Matter, где можно услышать еще и голос Роберта, цитирующий фразы из писем спаммеров, которыми они пытаются при рассылке преодолеть соответствующие фильтры электронной почты. Автор liner notes альбома Алан Козин называет это первым случаем использования в камерной музыке подобных бессмысленных текстов!
За час звучания альбома вы услышите весь мыслимый (и не мыслимый) диапазон звучания флейт Роберта Дика, диалоги флейт с чутким фортепьяно Урсель Шлихт, также не ограничивающейся традиционной клавиатурой, а играющей и непосредственно на струнах своего инструмента. Это непростые, но захватывающе интересные диалоги по-настоящему креативных музыкантов, расширяющих горизонты наших представлений о музыке.
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...
Очень коротко, в одну фразу, можно характеризовать этот альбом: образцовый чикагский блюз в исполнении живых классиков этого направления. Тогда живых. Сегодня никого из пяти звезд блюза, записавших альбом Loaded with the Blues уже нет живых. Сетевое ...