Не для каждого уха предназначена новая (вторая по счету после альбома Photosphere (2005) работа американо-немецкого дуэта Роберт Дик – Урсель Шлихт, это очень «высоколобый» альбом для знатоков и ценителей авангардного нового джаза и современной академической музыки. Словно сразу отсекая случайных слушателей, Роберт и Урсула первой композицией альбома поставили одну из наиболее сложных, на мой взгляд, по структуре и восприятию пьесу Tendrils: шокирует? Извини, дружок, это не для тебя. Но если музыка заинтересовала – ты и дальше не будешь разочарован.
Американец Роберт Дик – крупнейший новатор-изобретатель, педагог, теоретик и практик в игре на флейте в современной музыке, как академической, так и новоджазовой. Он играет на всей гамме инструментов этого семейства, от пикколо до монструозной контрабас-флейты (в том числе и в этом альбоме), более того, он изобрел еще и особую флейту с насадкой, как он ее назвал, «глиссандовым шарниром», позволяющей играть на флейте глиссандо, приближать ее звучание к гитаре (она звучит как раз в Tendrils). Дик работал со множеством мастеров импровизационной музыки, включая Стива Лэйси и Джона Зорна. Его партнерша Урсель Шлихт долгое время работала в США, но в последние годы перебралась в родную Германию. У нее также богатый «послужной список» разнообразных проектов в области импровизационной и экспериментальной музыки и опыт не только преподавательской, но и литературной работы: Урсель – автор книги о женщинах в джазе.
Центральное место в новом их проекте занимает сюита, давшая название альбому в целом: «Луны Галилея». Она состоит из четырех частей, каждая из которых посвящена одному из спутников Юпитера, открытых великим итальянским ученым: Ио, Европа, Каллисто и Ганимед. Это своего рода импровизационная фантастика, потому что музыканты, опираясь на современные научные знания, по-своему домысливают и изображают в виде сонористических пейзажей картины каждого из этих космических тел. Наверняка тут сказалась давняя любовь Дика к жанру научно-фантастической литературы, отражающаяся и в творчестве. Последние две пьесы тоже объединены общим названием Life Concert, это сочинение Дика конца 90-х годов, объединяющее атональную академическую музыку с индийской классической рагой в финальной композиции. Но по-своему интересен практически каждый трек альбома. Импрессионистичная композиция A Lingering Scent of Eden навеяна (внимание, любители музыки Беларуси и Польши!) прочитанным музыкантами о Беловежской Пуще, которую они воспринимают, как один из немногих европейских оазисов нетронутой природы. Sic Bisquitus Disintegrat, где звучит дуэт басовой флейты в строе F и фортепьяно, особенно интересно будет слушать тем, кто помнит одноименный альбом A.D.D. Trio, изданный Enjaв 2000 году, где Дик, живший в тот период в Швейцарии, играл эту вещь в трио с ударными и гитарой (рецензию на этот диск можно найти на сайте). Наконец, есть еще оригинальнейшая Dark Matter, где можно услышать еще и голос Роберта, цитирующий фразы из писем спаммеров, которыми они пытаются при рассылке преодолеть соответствующие фильтры электронной почты. Автор liner notes альбома Алан Козин называет это первым случаем использования в камерной музыке подобных бессмысленных текстов!
За час звучания альбома вы услышите весь мыслимый (и не мыслимый) диапазон звучания флейт Роберта Дика, диалоги флейт с чутким фортепьяно Урсель Шлихт, также не ограничивающейся традиционной клавиатурой, а играющей и непосредственно на струнах своего инструмента. Это непростые, но захватывающе интересные диалоги по-настоящему креативных музыкантов, расширяющих горизонты наших представлений о музыке.
Филипп Пети – известнейший французский мастер электронной экспериментальной музыки. В этой сфере музыкант из Марселя работает уже более тридцати лет. Впрочем, Пети по отношению к самому себе предпочитает не использовать термины ...
Гостевой участник этого проекта, известный джазовый гармошечник Хендрик Меркенс, риторически вопрошает: « Как можно было не стать сильным исполнителем самба-джаза с таким бэкграундом?» (его слова цитируются в liner notes альбома). И с ...
- Рабинович, Вы любите помидоры? -Кушать – да, а так – нет… Впервые начинаю обзор диска с эпиграфа в виде хорошо известного анекдота. Сподвигла меня на такую вольность музыка рэгги, основной музыкальный контент этой работы. ...
Очень «горячий» - во всех отношениях – альбом. Во-первых, к моменту, когда пишутся эти строки, Made In New York только-только (16 октября) поступил в продажу в США, а во-вторых, под обложкой, сверкающей огнями большого города, вас ...
Рэчел Кэсуэлл начинала с изучения джаза и искусства игры на виолончели в Университете Индианы, а затем все же остановилась на джазовом вокале, основы которого постигала в Консерватории Новой Англии. Известна совместными выступлениями и записями с ...
Дуэт – весьма специфичный формат. Про комбо любого иного состава всегда можно сказать: «N является безусловным лидером группы» или «NN несколько не дотягивает до уровня своих партнеров». В дуэте не так. Хороший ...
Термин saudade не поддается однозначному переводу. Приблизительно, это что-то вроде переполняющего душу любого бразильца чувства сладко-щемящей грусти о несбывшемся. Saudade присутствует в любом виде бразильской музыки. Опять-таки приблизительно его ...
Очень необычный джазовый привет из штата Коннектикут. Пианист, композитор и педагог Рекс Кэдвалайдер хорошо здесь известен. Рекс помогал студентам овладевать тонкостями фортепьянного джаза не только в различных американских университетах, но и в ...
Американский гитарист Рез Аббаси родился в Пакистане в 1965 году, но рос и учился музыке уже в Калифорнии, в США, куда переехали его родители. С 1987 года Аббаси живет в Нью-Йорке, где стал заметной фигурой на местной джазовой сцене. В искусстве ...
С новой работой композитора, пианиста и поэта из Нью-Йорка Ричарда Бливаса я знакомился с особым интересом. Практически обо всех его предыдущих работах можно прочесть на сайте. Последний по времени выпуска альбом Water E. Bee and The Haunted Rag ...
Лейбл MPS (расшифровывается, как Musik Produktion Schwarzwald, т.е. "Музыкальная продукция из Шварцвальда») был основан Хансом-Георгом Бруннер-Швером в Виллингене (регион Шварцвальд) в 1968 году и стал первым немецким лейблом, издававшим ...
Ну как можно было пройти мимо альбома со столь забавной обложкой: на зеленом поле муравьишка геройски поднимает на мощных жвалах радиоприемник не то что до-компьютерной, а скорее, до-телевизионной эры! Так я успел познакомиться сам и представить ...