Black Violin – это осень скрипичного патриарха Стаффа Смита (1909-1967). Альбом был записан за пару лет до смерти одного из самых видных джазовых скрипачей своего времени. И как осень порой радует нас неделькой-другой погожих, изумительно красивых солнечных дней, так в этой записи Смит предстает во всем блеске своей необычайно экспрессивной манеры игры, своей виртуозной, хотя и имеющей мало общего с академической школой, техники владения смычком, своего потрясающего чувства свинга.
Хезекия Лерой Гордон «Стафф» Смит сумел стать ярким джазовым солистом в эпоху, когда популярнейшим джазовым стилем был свинг, в эру больших оркестров, хотя, исходя из природы своего инструмента, тяготел больше к малым составам. В отличие от Венути и Грапелли, которых чаще всего мы вспоминаем по совместным работам с Эдди Лангом и Джанго Рейнхардтом соответственно, в его карьере не было таких постоянных и конгениальных партнеров. Зато Стафф Смит был необычайно открыт для всего нового, и потому вышел далеко за рамки свинга, выступая и записываясь с такими людьми, как Диззи Гиллеспи и даже Сан Ра (забавно, что их совместный альбом назывался … Deep Purple). К концу жизни Стафф, как многие американские джазмены до него, перебрался в Европу, жил и работал в Копенгагене, а умер в Мюнхене.
На Black Violin Смиту аккомпанируют европейские музыканты из Германии и Швейцарии (барабанщик Антолини). Вполне профессиональные джазмены, они, конечно, гораздо менее известны, чем лидер этого студийного квинтета, однако, можно отметить и удачные фортепьянные брейки Отто Вайса, и саксофонные соло Хериберта Тусека. Тем не менее Смит – безусловный король этого альбома. Слушая Black Violin, можно только удивляться, почему скрипка не считалась истинно джазовым инструментом. Классику из Great American Song Book (What Is This Thing Called Love Коула Портера, Yesterdays Джерома Керна) Смит одухотворил великолепным свингом. Cherokee Рэя Ноубла исполнил в стремительном «паркеровском» темпе, параллельно расцвечивая тему чисто скрипичными эффектами, а в April In Paris показал, что может быть и весьма тонким лириком. Альбом не позволит вам просто спокойно слушать всю эту замечательную музыку, уже через пару минут Стафф Смит заставит вас отбивать такт ногой и покачиваться в ритме музыки – такая уж это штука, свинг, с которым темнокожий волшебник со скрипкой управлялся по-королевски.
MPS Records 2015 / 1965
7 tks / 33 mins
(Peter Witte – b; Charly Antolini – dr; Otto Weiss – p; Heribert Thusek – ts; Stuff Smith – vi;)
Линк предоставил Steffen Mayer, Herzog Promotion
Каламбуры с омонимами в названиях составов и альбомов больше любят носители английского языка, но вот появилось и по-русски: «Мыс Луны» - «Мы с Луны» - свежо и забавно. Вообще-то пришельцы из космоса для джазового сообщества ...
Двое музыкантов из Армении объединились с ливанском барабанщиком на земле славных Объединенных Арабских Эмиратов и создали прекрасный коллектив, не часто встречающейся стилистической направленности – органное трио, без баса. Все трое музыканты не ...
Рэгги по-итальянски? А почему бы и нет! Если на постсоветском пространстве вовсю распевают по-русски песни в ритмах рэгги и рок-музыканты, и попсятники, то вполне уютно чувствует себя музыка с Ямайки и на Апеннинском полуострове. А представляемый ...
Импозантный американец Эл Стронг обыграл свою фамилию (strong = крепкий, сильный) в названии дебютного альбома Love Strong, присовокупив к нему многообещающее Volume 1. Что ж, с первых двух-трех минут прослушивания его диска становится понятным, что ...
И название альбома, и оформление обложки с портретами представителей разных рас и народов, делают совершенно ясным message его создателя, австралийского гитариста и композитора Элбэйра – все мы, разные и непохожие друг на друга, - люди, мир ...
Тромбонист Альберт Мангельсдорф (1928-2005) был и, на мой взгляд, остается наиболее выдающимся представителем немецкого джаза. Он был первым из немецких музыкантов (и одним из весьма немногих европейцев вообще), кто пробился на первое место по ...
Два имени и фотография на обложке этого альбома словно олицетворяют связь времен в традиционном свинговом джазе. Живая легенда этой музыки – 89-летний (в январе 2016 года ему исполнится 89) Баки Пиццарелли. Великолепный гитарист-виртуоз как на ...
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...