Black Violin – это осень скрипичного патриарха Стаффа Смита (1909-1967). Альбом был записан за пару лет до смерти одного из самых видных джазовых скрипачей своего времени. И как осень порой радует нас неделькой-другой погожих, изумительно красивых солнечных дней, так в этой записи Смит предстает во всем блеске своей необычайно экспрессивной манеры игры, своей виртуозной, хотя и имеющей мало общего с академической школой, техники владения смычком, своего потрясающего чувства свинга.
Хезекия Лерой Гордон «Стафф» Смит сумел стать ярким джазовым солистом в эпоху, когда популярнейшим джазовым стилем был свинг, в эру больших оркестров, хотя, исходя из природы своего инструмента, тяготел больше к малым составам. В отличие от Венути и Грапелли, которых чаще всего мы вспоминаем по совместным работам с Эдди Лангом и Джанго Рейнхардтом соответственно, в его карьере не было таких постоянных и конгениальных партнеров. Зато Стафф Смит был необычайно открыт для всего нового, и потому вышел далеко за рамки свинга, выступая и записываясь с такими людьми, как Диззи Гиллеспи и даже Сан Ра (забавно, что их совместный альбом назывался … Deep Purple). К концу жизни Стафф, как многие американские джазмены до него, перебрался в Европу, жил и работал в Копенгагене, а умер в Мюнхене.
На Black Violin Смиту аккомпанируют европейские музыканты из Германии и Швейцарии (барабанщик Антолини). Вполне профессиональные джазмены, они, конечно, гораздо менее известны, чем лидер этого студийного квинтета, однако, можно отметить и удачные фортепьянные брейки Отто Вайса, и саксофонные соло Хериберта Тусека. Тем не менее Смит – безусловный король этого альбома. Слушая Black Violin, можно только удивляться, почему скрипка не считалась истинно джазовым инструментом. Классику из Great American Song Book (What Is This Thing Called Love Коула Портера, Yesterdays Джерома Керна) Смит одухотворил великолепным свингом. Cherokee Рэя Ноубла исполнил в стремительном «паркеровском» темпе, параллельно расцвечивая тему чисто скрипичными эффектами, а в April In Paris показал, что может быть и весьма тонким лириком. Альбом не позволит вам просто спокойно слушать всю эту замечательную музыку, уже через пару минут Стафф Смит заставит вас отбивать такт ногой и покачиваться в ритме музыки – такая уж это штука, свинг, с которым темнокожий волшебник со скрипкой управлялся по-королевски.
MPS Records 2015 / 1965
7 tks / 33 mins
(Peter Witte – b; Charly Antolini – dr; Otto Weiss – p; Heribert Thusek – ts; Stuff Smith – vi;)
Линк предоставил Steffen Mayer, Herzog Promotion
Термин saudade не поддается однозначному переводу. Приблизительно, это что-то вроде переполняющего душу любого бразильца чувства сладко-щемящей грусти о несбывшемся. Saudade присутствует в любом виде бразильской музыки. Опять-таки приблизительно его ...
Очень необычный джазовый привет из штата Коннектикут. Пианист, композитор и педагог Рекс Кэдвалайдер хорошо здесь известен. Рекс помогал студентам овладевать тонкостями фортепьянного джаза не только в различных американских университетах, но и в ...
Американский гитарист Рез Аббаси родился в Пакистане в 1965 году, но рос и учился музыке уже в Калифорнии, в США, куда переехали его родители. С 1987 года Аббаси живет в Нью-Йорке, где стал заметной фигурой на местной джазовой сцене. В искусстве ...
С новой работой композитора, пианиста и поэта из Нью-Йорка Ричарда Бливаса я знакомился с особым интересом. Практически обо всех его предыдущих работах можно прочесть на сайте. Последний по времени выпуска альбом Water E. Bee and The Haunted Rag ...
Лейбл MPS (расшифровывается, как Musik Produktion Schwarzwald, т.е. "Музыкальная продукция из Шварцвальда») был основан Хансом-Георгом Бруннер-Швером в Виллингене (регион Шварцвальд) в 1968 году и стал первым немецким лейблом, издававшим ...
Ну как можно было пройти мимо альбома со столь забавной обложкой: на зеленом поле муравьишка геройски поднимает на мощных жвалах радиоприемник не то что до-компьютерной, а скорее, до-телевизионной эры! Так я успел познакомиться сам и представить ...
Огромная, вторая по территории в мире, страна к северу от США, Канада в культурном плане большинством соотечественников воспринимается, как часть Штатов. Канадский хоккей – да, знают все, а вот канадский джаз – увы, немногие. Оскар ...
Не для каждого уха предназначена новая (вторая по счету после альбома Photosphere (2005) работа американо-немецкого дуэта Роберт Дик – Урсель Шлихт, это очень «высоколобый» альбом для знатоков и ценителей авангардного нового джаза ...
У саксофониста Рокко Джона Яковоне были прекрасные учителя, но – очень непохожие друг на друга. Рокко играл у яркого адепта фри-джаза Сэма Риверса в Orchestral Explorations, а, с другой стороны, брал уроки у такого мастера кул-джаза, как Ли ...
Второй альбом из серии концертных записей, выполненных в нью-йоркском «Кафе Вивальди», расположенном в богемном квартале Гринвич Вилледж. С 2012 года, каждую среду пианист и композитор Роджер Дэвидсон выступает в этом кафе и с 2013 года ...
Известный колумбийский перкуссионист и композитор Самуэль Торрес удивил новым альбомом Forced Displacement. Это, насколько я знаю, первое обращение Торреса к крупным формам (альбом представляет собой сюиту из десяти частей, в которой есть и ...
Я оставляю за рамками этого текста впечатляющую историю успеха московского хирурга-уролога Александра Гершмана, ставшего очень востребованным врачом в США и, одновременно и не менее профессионально играющего джаз со своей группой Sasha's Bloc. Об ...