Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по смыслу, одинаково в обоих языках. Правда, сам Адольфо вложил в это название смысл, чуть отличный от прямого. Вот как он объясняет это в liner notes своего нового альбома: «Да, обычно португальское слово Tema переводится как тема, мелодия или песня, но в Бразилии, когда джазмен приглашает другого музыканта присоединиться к совместному исполнению, он использует это слово. Именно такой смысл я вкладывал в это название.»
Tema – это уже третий альбом Антонио Адольфо, попавший на наши электронные страницы, и в каждом случае работы одного из самых искушенных и многоопытных мастеров бразильского джаза носят концептуальный характер. Finas Misturas (2013) был посвящен искусству аранжировки, в Rio, Choro, Jazz... (2014) Антонио раскрывал слушателям тонкости музыки шоро на примере творчества патриарха этого направления Эрнесто Назарета, для Tema он извлек из своего богатейшего творческого архива (Адольфо сочинил за более чем полувековую карьеру в джазе более 200 пьес) лучшие композиции, в том числе ранние, 60-х годов. Так что, в известном смысле этот альбом может быть причислен к категории Greatest Hits или The Best Of… При этом, особое значение приобретает тот факт, что селекцию производил сам автор.
Десять композиций альбома в полной мере дадут вам почувствовать и талант Адольфо-композитора, и мастерство Адольфо-пианиста, и особенности бразильского джаза. А прежде всего, вспоминается фраза из старого анекдота: «Ну, во-первых, это просто красиво…» В записи Tema Адольфо ассистировала его испытанная команда, с которой маэстро работал и над предыдущими проектами. Оба гитариста, и Лео Амуэдо, и Клаудио Спивак, великолепно чувствуют своего лидера и создают вместе с ним полнокровное ансамблевое звучание. Флейта Марсело Мартинса вносит в саунд особую прелесть, например, в Natureza, порхая, как экзотическая бабочка, над ритмическими фигурами. Ритм-группа также заслуживает самых добрых слов. Словом, название альбома Tema применительно к ансамблю Антонио Адольфо полностью соответствует его содержанию. Ну, а сам Антонио Адольфо, составляя программу, нашел очень эффектный финал, ярко исполнив Variations on a Tema Triste. В целом Tema – ровная и мастерская работа, показывающая, что Антонио Адольфо был и остается одной из центральных фигур бразильского джаза.
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...
Очень коротко, в одну фразу, можно характеризовать этот альбом: образцовый чикагский блюз в исполнении живых классиков этого направления. Тогда живых. Сегодня никого из пяти звезд блюза, записавших альбом Loaded with the Blues уже нет живых. Сетевое ...