Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по смыслу, одинаково в обоих языках. Правда, сам Адольфо вложил в это название смысл, чуть отличный от прямого. Вот как он объясняет это в liner notes своего нового альбома: «Да, обычно португальское слово Tema переводится как тема, мелодия или песня, но в Бразилии, когда джазмен приглашает другого музыканта присоединиться к совместному исполнению, он использует это слово. Именно такой смысл я вкладывал в это название.»
Tema – это уже третий альбом Антонио Адольфо, попавший на наши электронные страницы, и в каждом случае работы одного из самых искушенных и многоопытных мастеров бразильского джаза носят концептуальный характер. Finas Misturas (2013) был посвящен искусству аранжировки, в Rio, Choro, Jazz... (2014) Антонио раскрывал слушателям тонкости музыки шоро на примере творчества патриарха этого направления Эрнесто Назарета, для Tema он извлек из своего богатейшего творческого архива (Адольфо сочинил за более чем полувековую карьеру в джазе более 200 пьес) лучшие композиции, в том числе ранние, 60-х годов. Так что, в известном смысле этот альбом может быть причислен к категории Greatest Hits или The Best Of… При этом, особое значение приобретает тот факт, что селекцию производил сам автор.
Десять композиций альбома в полной мере дадут вам почувствовать и талант Адольфо-композитора, и мастерство Адольфо-пианиста, и особенности бразильского джаза. А прежде всего, вспоминается фраза из старого анекдота: «Ну, во-первых, это просто красиво…» В записи Tema Адольфо ассистировала его испытанная команда, с которой маэстро работал и над предыдущими проектами. Оба гитариста, и Лео Амуэдо, и Клаудио Спивак, великолепно чувствуют своего лидера и создают вместе с ним полнокровное ансамблевое звучание. Флейта Марсело Мартинса вносит в саунд особую прелесть, например, в Natureza, порхая, как экзотическая бабочка, над ритмическими фигурами. Ритм-группа также заслуживает самых добрых слов. Словом, название альбома Tema применительно к ансамблю Антонио Адольфо полностью соответствует его содержанию. Ну, а сам Антонио Адольфо, составляя программу, нашел очень эффектный финал, ярко исполнив Variations on a Tema Triste. В целом Tema – ровная и мастерская работа, показывающая, что Антонио Адольфо был и остается одной из центральных фигур бразильского джаза.
Символика обложки и названия нового альбома Лью Табакина предельно прозрачна. Пейзажи (landscapes) у нас обычно ассоциируются с живописью. И в альбоме мы найдем новые пейзажи, общим числом восемь, только не написанные кистью художника, а созданные ...
Ансамбль LIGRO и его альбом Dictionary 2 (2012г.) был для меня лично и для нашего сайта первым знакомством с джазом из Индонезии. И эта первая встреча оставила тогда очень сильное впечатление: никакой стереотипной восточной экзотики, мощное ...
Когда музыканты называют свой ансамбль Living Coltrane, а свой альбом - Writing 4 Trane, на первый взгляд нет нужды задумываться о том, в каком стиле они играют. Но только на первый взгляд. О каком Колтрейне идет речь? Есть хард-боповый Колтрейн, ...
Итальянский басист, композитор, аранжировщик и продюсер Лоренцо Фелициати должен быть неплохо знаком нашим читателям, и все встречи с ним связаны с релизами лондонского лейбла RareNoise Records. Фелициати записал здесь дуэт с Колином Эдвином ...
Нельзя назвать просто концептуальным альбом 1975 Triptych прог-рокового ирландского ансамбля M-Opus, здесь дело обстоит масштабнее: концептуальным является весь подход к творчеству квартета из Дублина. Главный идеолог коллектива, композитор, ...
Пятый альбом чикагская группа Marbin издала самостоятельно, предоставив MoonJune Records, выпускавшей предыдущие ее работы, права на его дистрибуцию. Три предшественника Aggressive Hippies рецензировались сайтом jazzquad.ru, и желающие могут ...
Шестой в дискографии Марка Уингфилда альбом в качестве лидера стал его дебютом на MoonJune Records. Шеф этого нью-йоркского независимого лейбла Леонардо Павкович питает особое пристрастие к гитаристам, работающим в сфере джаза – прог-рока, и в ...
Свой первый альбом Марлен ВерПланк записала, когда ей было двадцать два и было это в … 1955 году. Представляемый сегодня The Mood I'm In – ее двадцать четвертый альбом. Между ними – целая жизнь, отданная джазу. Уроженка Ньюарка, ...
Есть джазовые вокалистки, поражающие мощью своего голоса, королевы децибел и диапазонов. Есть джазовые вокалистки, поражающие техникой своего пения, виртуозы скэт-вокала. А есть другие, удивительно точно передающие дух времени, того времени, которое ...
Для тех минчан, которые плохо переносят назойливый звон попсовой мошкары с телеэкранов, клуб «Граффити» является одним из самых благодатных оазисов живой и креативной музыки самых разных направлений. Здешние концерты – надежная ...
Провинциальный джаз? Это, смотря какая провинция! У кого повернется язык назвать джаз Канзас-Сити второсортным, что обычно имеют ввиду, говоря о провинциальности того или иного явления культуры. Канзас-Сити дал миру Чарли Паркера – уже одного ...
Проект Cuts родился в 2012 году и увековечил свое появление дебютным альбомом на RareNoise Records в 2013-м. Проект объединил трех незаурядных музыкантов: японца Мерзбау (он же Масами Акита), шведа Матса Густафссона и венгра Балаша Панди. Мерзбау ...