Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по смыслу, одинаково в обоих языках. Правда, сам Адольфо вложил в это название смысл, чуть отличный от прямого. Вот как он объясняет это в liner notes своего нового альбома: «Да, обычно португальское слово Tema переводится как тема, мелодия или песня, но в Бразилии, когда джазмен приглашает другого музыканта присоединиться к совместному исполнению, он использует это слово. Именно такой смысл я вкладывал в это название.»
Tema – это уже третий альбом Антонио Адольфо, попавший на наши электронные страницы, и в каждом случае работы одного из самых искушенных и многоопытных мастеров бразильского джаза носят концептуальный характер. Finas Misturas (2013) был посвящен искусству аранжировки, в Rio, Choro, Jazz... (2014) Антонио раскрывал слушателям тонкости музыки шоро на примере творчества патриарха этого направления Эрнесто Назарета, для Tema он извлек из своего богатейшего творческого архива (Адольфо сочинил за более чем полувековую карьеру в джазе более 200 пьес) лучшие композиции, в том числе ранние, 60-х годов. Так что, в известном смысле этот альбом может быть причислен к категории Greatest Hits или The Best Of… При этом, особое значение приобретает тот факт, что селекцию производил сам автор.
Десять композиций альбома в полной мере дадут вам почувствовать и талант Адольфо-композитора, и мастерство Адольфо-пианиста, и особенности бразильского джаза. А прежде всего, вспоминается фраза из старого анекдота: «Ну, во-первых, это просто красиво…» В записи Tema Адольфо ассистировала его испытанная команда, с которой маэстро работал и над предыдущими проектами. Оба гитариста, и Лео Амуэдо, и Клаудио Спивак, великолепно чувствуют своего лидера и создают вместе с ним полнокровное ансамблевое звучание. Флейта Марсело Мартинса вносит в саунд особую прелесть, например, в Natureza, порхая, как экзотическая бабочка, над ритмическими фигурами. Ритм-группа также заслуживает самых добрых слов. Словом, название альбома Tema применительно к ансамблю Антонио Адольфо полностью соответствует его содержанию. Ну, а сам Антонио Адольфо, составляя программу, нашел очень эффектный финал, ярко исполнив Variations on a Tema Triste. В целом Tema – ровная и мастерская работа, показывающая, что Антонио Адольфо был и остается одной из центральных фигур бразильского джаза.
Гостевой участник этого проекта, известный джазовый гармошечник Хендрик Меркенс, риторически вопрошает: « Как можно было не стать сильным исполнителем самба-джаза с таким бэкграундом?» (его слова цитируются в liner notes альбома). И с ...
- Рабинович, Вы любите помидоры? -Кушать – да, а так – нет… Впервые начинаю обзор диска с эпиграфа в виде хорошо известного анекдота. Сподвигла меня на такую вольность музыка рэгги, основной музыкальный контент этой работы. ...
Очень «горячий» - во всех отношениях – альбом. Во-первых, к моменту, когда пишутся эти строки, Made In New York только-только (16 октября) поступил в продажу в США, а во-вторых, под обложкой, сверкающей огнями большого города, вас ...
Рэчел Кэсуэлл начинала с изучения джаза и искусства игры на виолончели в Университете Индианы, а затем все же остановилась на джазовом вокале, основы которого постигала в Консерватории Новой Англии. Известна совместными выступлениями и записями с ...
Дуэт – весьма специфичный формат. Про комбо любого иного состава всегда можно сказать: «N является безусловным лидером группы» или «NN несколько не дотягивает до уровня своих партнеров». В дуэте не так. Хороший ...
Термин saudade не поддается однозначному переводу. Приблизительно, это что-то вроде переполняющего душу любого бразильца чувства сладко-щемящей грусти о несбывшемся. Saudade присутствует в любом виде бразильской музыки. Опять-таки приблизительно его ...
Очень необычный джазовый привет из штата Коннектикут. Пианист, композитор и педагог Рекс Кэдвалайдер хорошо здесь известен. Рекс помогал студентам овладевать тонкостями фортепьянного джаза не только в различных американских университетах, но и в ...
Американский гитарист Рез Аббаси родился в Пакистане в 1965 году, но рос и учился музыке уже в Калифорнии, в США, куда переехали его родители. С 1987 года Аббаси живет в Нью-Йорке, где стал заметной фигурой на местной джазовой сцене. В искусстве ...
С новой работой композитора, пианиста и поэта из Нью-Йорка Ричарда Бливаса я знакомился с особым интересом. Практически обо всех его предыдущих работах можно прочесть на сайте. Последний по времени выпуска альбом Water E. Bee and The Haunted Rag ...
Лейбл MPS (расшифровывается, как Musik Produktion Schwarzwald, т.е. "Музыкальная продукция из Шварцвальда») был основан Хансом-Георгом Бруннер-Швером в Виллингене (регион Шварцвальд) в 1968 году и стал первым немецким лейблом, издававшим ...
Ну как можно было пройти мимо альбома со столь забавной обложкой: на зеленом поле муравьишка геройски поднимает на мощных жвалах радиоприемник не то что до-компьютерной, а скорее, до-телевизионной эры! Так я успел познакомиться сам и представить ...
Огромная, вторая по территории в мире, страна к северу от США, Канада в культурном плане большинством соотечественников воспринимается, как часть Штатов. Канадский хоккей – да, знают все, а вот канадский джаз – увы, немногие. Оскар ...