Вся жизнь Кристины Моррисон – это движение: от одной географической точки к другой, от одного вида творчества к другому. Судите сами: Кристина родилась в Майами, но ее детство прошло в постоянных перемещениях между США и Эквадором. С юных лет она увлеклась музыкой, освоила фортепьяно, но потом страстно увлеклась театром. В Риме она закончила театральную школу, потом продолжила учебу в Лос-Анджелесе, а потом – опять Эквадор, Кито, где она не просто стала актрисой, но основала свой театр, сама писала пьесы и продюсировала их постановки. Однажды ее пригласили на съемки фильма на Галапагосские острова. Но съемками дело не ограничилось. Там Кристина задержалась надолго, обрела семейное счастье, получила прозвище «Баронесса» (чуть позже – о причинах) и стала центром культурной жизни островов. А еще – именно там она вернулась к музыке, организовала джазовую группу The Baroness and her Lovers и выступала с ней целых шесть лет. А потом – вновь Майами и, наконец, Нью-Йорк, где Кристина Моррисон живет сейчас и где на лейбле Jazzheads вышел ее уже второй альбом Baronesa.
… В конце 20-х годов прошлого века на одном из Галапагосских островов появилась эксцентричная аристократка из Европы баронесса Элоиз фон Вагнер де Боске. Она приехала сразу с двумя любовниками, основала отель, а потом через какое-то время необъяснимо исчезла вместе с одним из своих мужчин. Как могли пропасть на малонаселенном острове, где каждый знает каждого, сразу два человека – остается загадкой до сих пор. Именно на съемки фильма о той баронессе приехала на Галапагоссы Кристина Моррисон. Мистико-романтическая история оказалась близка ее творчеству, не зря и в новом альбоме присутствует песня Princesa Baronesa.
А всего в нем – одиннадцать песен, четыре кавера, семь авторских. Меццо-сопрано Кристины звучит здесь на четырех языках – английском, испанском, португальском и итальянском. Ко всем авторским песням тексты она сочинила сама, а вот музыка – музыка написана другим главным героем этого релиза. Миша Пятигорский начал играть на фортепьяно в пять лет, в восемь родители привезли его из Москвы в США. Здесь он стал джазовым музыкантом и композитором, учился у самого Кенни Бэрона, а в 2004 году выиграл престижный конкурс композиторов имени Телониуса Монка. Пятигорский не только написал музыку к песням из альбома Baronesa, не только участвовал в его записи, как музыкант, но и продюсировал проект. Значительная часть возможного успеха альбома приходится на его долю.
Но главное лицо альбома – это, конечно, сама Кристина Моррисон. Она, разрываясь между театром и музыкой, превращает каждую песню в маленький спектакль, полный драматизма. Особенно это относится к The Sky is in Your Eyes, Vocalise for my Mother, балладе Ophelia's Madness и самой монументальной и сильной вещи альбома (конечно, на вкус автора этих строк) Spanish Dreamland Inquisition. Мир бразильской босса новы она искусно воспроизводит в Corcovado Жобима, аргентинского танго – в Mi Amargo Placer. Но типично латинским ее альбом я не назвал бы, тут даже латинская основа подчинена яркой индивидуальности певицы и актрисы Кристины Моррисон.
Сегодня проходит первый круг отбора произведений на Грэмми – 2016. В трех номинациях присутствует и альбом Baronesa: как лучший альбом вокального джаза, песня Princesa Baronesa претендует на титул песни года, а соло Джоэля Фрама на тенор-саксофоне в La del Estribo – на лучшее соло. Не знаю, что решат многомудрые жрецы из Академии звукозаписи, но то, что альбом Baronesа удался, у меня лично сомнений не вызывает.
Тромбонист Альберт Мангельсдорф (1928-2005) был и, на мой взгляд, остается наиболее выдающимся представителем немецкого джаза. Он был первым из немецких музыкантов (и одним из весьма немногих европейцев вообще), кто пробился на первое ...
Два имени и фотография на обложке этого альбома словно олицетворяют связь времен в традиционном свинговом джазе. Живая легенда этой музыки – 89-летний (в январе 2016 года ему исполнится 89) Баки Пиццарелли. Великолепный ...
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду ...